Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИЛОЖЕНИЕ. Программа работы студента-практиканта в социально-педагогических учреждениях




ПРИЛОЖЕНИЕ. Программа работы студента-практиканта в социально-педагогических учреждениях

I. Задачи:

ознакомиться с основными направлениями, содержанием деятельности социально-педагогического учреждения (социально-педагогический комплекс, Центр помощи семье и детям, Приемник-распределитель для несовершеннолетних, Социальный приют и др. );

изучить и проанализировать содержание профессиональной деятельности социального педагога;

организовать и провести работу по оказанию индивидуальной помощи в личностном развитии воспитанника (группой подростков) в процессе его социализации;

изучить и проанализировать влияние социальных факторов (макро-, мезо-, микрофакторов) на развитие личности в процессе социализации.

II. Содержание деятельности:

1. Ознакомление с основными задачами, направлениями, содержанием деятельности социально-педагогического учреждения:

изучение нормативных документов, определяющих деятельность социально-педагогического учреждения (тип, структура, устав, программы, концепции);

изучение социально-демографического паспорта микрорайона (тип микрорайона, контингент семей, условия для развития личности и осуществления социально-педагогической работы и т. д. ), определение форм взаимодействия.

2. Изучение и анализ профессиональной деятельности социального педагога:

реализация основных функций деятельности (диагностической, социально-профилактической, коррекционно-реабилитационной и др. );

использование методов, форм, приемов педагогического воздействия и взаимодействия с конкретной личностью, с группой подростков, семьями, в том числе социально неблагополучными (содержание, технология);

результативность профессиональной деятельности (зависимость ее от личностных особенностей, уровня теоретической и технологической готовности специалиста).

III. Работа с личностью (группой подростков) по оказанию индивидуальной помощи в личностном развитии в процессе социализации:

диагностика личностных особенностей подростка, выявление положительного потенциала, «проблемного поля», социального статуса в среде неформального общения, референтных лиц с позитивными и негативными влияниями и др.;

выявление характера и особенностей микрорайона с целью составления рекомендаций, определения путей и способов нивелирования, коррекции негативных влияний;

изучение и анализ влияния социальных факторов (макро-, мезо-, микрофакторов) на развитие личности ребенка в процессе социализации (средства, механизмы, результативность: адаптирован, дезадаптирован, удовлетворенность–неудовлетворенность социальными ролями; проявление индивидуальности; сформированность позитивно-негативного образа «Я» и др. );

помощь подростку в построении программы личностного развития, прогнозирование личностного роста с учетом социальной ситуации развития ребенка и влияния социальных факторов;

включение подростков в разнообразные виды деятельности (подготовка и проведение совместно с детьми и взрослым населением 1–2 воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел) с целью расширения воспитательного пространства в микросоциуме.

 

Рекомендуемая литература

Андреева И. Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие. – М., 1999.

Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

Белухин Д. А. Психотерапия педагогической деятельности. – М., 1992.

Битянова Н. Р. Психология личностного роста: Практ. пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М., 1995.

Бочарова В. Г. Социальная педагогика. – М., 1993.

Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). – М., 1998.

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1998.

Газман О. С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. – М., 1996. – Вып. № 6.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031300 Социальная педагогика. Квалификация «Социальный педагог». – М., 2000.

Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций. – М., 2000.

Демина Л. Д. Личность: проблемы психологического консультирования: Учеб. пособие. – Барнаул, 1993.

Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности и система профессиональной подготовки / Под ред. М. А. Галагузовой, М. Н. Костиковой. – Екатеринбург, 1996.

Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Кн. для учителя. – М., 2000.

Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л. М. Щипициной и Е. И. Казаковой. – СПб., 2000.

Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. – М., 1988.

Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Соч: В 8т. -М., 1984. -Т. 1.

Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети: Метод. пособие для воспитателей и классных руководителей. – М., 1994.

Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы, теория, методология и методики / Отв. ред. Г. С. Батыгина. – М., 1989.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие для студентов. – М., 1997.

Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. пособие. – М., 1999.

Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л. С. Алексеевой. – М., 2000.

Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.

Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П. Д. Павленок. – М., 1999.

Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога-воспитателя и социального педагога: Межвуз. сб. науч. трудов. – Барнаул, 1998.

Плоткин М. М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. – 1994. – № 3.

Понятийный аппарат педагогики образования: Сборник научных трудов/ Под ред. Ч. В. Ткаченко, М. А. Галагузовой. – Екатеринбург, 1995. -Вып. 1.

Предмет и функции социальной педагогики. – Тюмень, 1998.

Программа развития воспитания в системе образования в России в 1999 – 2000 гг. // Народное образование. – 2000. – № 1.

Программа учебного курса «Социальная педагогика»: Для студ. пед. унив. по спец. «Социальная педагогика» и слушателей курсов по подгот. соц. пед. на ФПК ППРО / Сост. П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. – Барнаул, 1998.

Психология управления: Курс лекций / Л. К. Аверченко и др. – Новосибирск, 1999.

Семья в кризисном обществе. – М., 1993.

Сластенин В. А. Социальный педагог: Готовность к профессиональной деятельности // Научные труды МПГУ. – Сер. психолого-педагогические науки. – М., 1995.

Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие. – М., 1997.

Сластенин В. А., Шептенко П. А. Формирование готовности социального педагога к профессиональной деятельности // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности (социально-педагогический аспект): Тезисы Всерос. науч. -практ. конференции. – Барнаул, 1996.

Социальная защита человека: Региональные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. – М., 1995.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М., 2000.

Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. – М., 1993.

Социальная работа с молодежью (с подростками групп риска) // Социальная работа. – М., 1992. – Вып. 6.

Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. - М., 1993.

Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие. – М., 2001.

Теория и методология социальной работы / Под ред. С. И. Григорьева. – М., 1994.

Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье / Л. С. Алексеева и др. – М., 1999.

Харчев А. Г. Социология воспитания (О некоторых актуальных проблемах воспитания личности). – М., 1990.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Кн. для воспитателей детских садов и родителей / Пер. с фин. - М., 1993.

Шалаев И. К. Программно-целевая психология управления: Учеб. пособие. – Барнаул, 1998.

Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. П. Куприна. – М., 1980.

Шелихова Н. И. Техника педагогического общения / Под ред. М. Р. Гинзбурга. – М., 1998.

Шептенко П. А., Воронина Г. А. и др. Ситуация успеха: Личностно ориентированное взаимодействие. – Барнаул, 1997.

Шептенко П. А., Воронина Г. А. и др. Учитель + ученик: понять, принять, помочь. – Барнаул, 1996.

Широкова Е. Ф. Основы педагогической технологии: Учеб. пособие. – Барнаул, 1995.

Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки. – М., 1997.

Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.

Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 2

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.. 3

Тема 1. Социальный педагог. Профессиональный стандарт. 3

Тема 2. Профессиональный портрет социального педагога. 8

Тема 3. Функции и социальные роли социального педагога. 13

Итоговое занятие. 17

Раздел II. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.. 17

Тема 4. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.. 17

Тема 5. Социальное воспитание. 22

Тема 6. Социализация как социально-педагогическое явление. 25

Тема 7. Семья как первичный институт социализации личности. Методика работы социального педагога с семьей. 31

Итоговое занятие. 43

Раздел III. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 43

Тема 8. Сущность профессиональной деятельности социального педагога. Социально-педагогическое взаимодействие. 43

Тема 9. Мотивационное программно-целевое управление в деятельности социального педагога. 47

Тема 10. Критерии эффективности деятельности социального педагога. 51

Тема 11. Технология реализации социальным педагогом диагностической и прогностической функций. 58

Тема 12. Технология реализации социальным педагогом коммуникативной функции. 68

Тема 13. Технология педагогического разрешения конфликта. 74

Тема 14. Технология реализации социальным педагогом психотерапевтической функции. 80

Тема 15. Технология реализации социальным педагогом социально-профилактической и реабилитационной функций. 88

Тема 16. Работа социального педагога с детьми с ограниченными возможностями (дети-сироты, дети-инвалиды) 103

Тема 17. Методика социально-педагогического взаимодействия в системе социальных служб. 110

Итоговое занятие. Совершенствование профессионализма социального педагога. 115

ПРИЛОЖЕНИЕ. Программа работы студента-практиканта в социально-педагогических учреждениях. 120

Рекомендуемая литература. 121

Учебное издание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...