О происхождении государства
Процесс возникновения государства связан с так называемой «неолитической революцией», которая началась около 10-12 тыс. лет назад и продолжалась несколько тысячелетий. Она представляет собой переход от присваивающей экономики (собирательство, охота, рыболовство) к производящей, когда человек стал сам разводить скот, заниматься ремеслом и т.д., иными словами, перешел к подлинно трудовой деятельности. Во многих регионах ведущую роль в образовании государства сыграло появление частной собственности. В общих чертах этот процесс можно представить следующим образом. Произошло крупное общественное разделение труда – появились скотоводство, земледелие, затем ремесло. Совершенствуются орудия труда, повышается его производительность, человек начинает производить большее количество продукта, чем ему необходимо для собственного потребления, появляются излишки, происходит внутриродовой обмен полученной в результате хозяйственной деятельности продукцией. Постепенно обмен выходит за пределы социальной группы (клана), разворачивается торговля между общинами. Появление избыточного продукта ведет к возникновению новой, помимо общей, формы собственности – частной. Изменившиеся экономические условия жизни первобытного общества влекут за собой социальное и экономическое неравенство. Выделяются разные по уровню достатка группы, появляются первые раннеклассовые общества, уровень противоречий ранее однородного (по экономическому признаку) общества возрастает. Естественным результатом является изменение структуры власти, поскольку организация первобытной власти рассчитана на управление равноправным обществом, где нет противоречия интересов между его членами. Таким образом, требуется новая организация власти.
В различных регионах в зависимости от социально-экономических, природно-климатических, географических, демографических, военных, национальных и других факторов по-разному шел процесс образования государственности. По совокупности этих предпосылок выделяют два пути формирования государства: восточный и западный. При этом восточный путь признают типичной формой происхождения государственности, а западный – уникальной. Типичным считается переход от первобытного строя к государству с сохранением сельской общины, общей собственности на землю, так называемый азиатский способ производства. «Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, различные виды сельскохозяйственных работ, организация поливного земледелия и т.п.). Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др., которые в наибольшей мере соответствовали характеру данных задач. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства»[3], – считают А.В. Малько и В.В. Субочев. В этом случае государство порождает классы. Уникальной формой возникновения государственности является переход от раннеклассового общества к рабовладельческому (Рим, Греция) и феодальному (Германия) типам государства. Так, античным государствам в отличие от восточных не благоприятствовали природные климатические условия, малоплодородные почвы не требовали проведения ирригационных работ. Соответственно не сохранилась сельская община, а также общественная форма собственности. Но развитие торговли, рост частной собственности, рабовладение привели к усилению социального неравенства античного общества, появлению классов. Таким образом, в этом случае классы порождают государство.
За все время существования и развития правовой, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий происхождения государства, которые отражают субъективизм их авторов или различные взгляды и суждения, господствовавшие в определенные исторические промежутки времени. К основным теориям возникновения государства принято относить: теологическую (религиозную, божественную); патриархальную (отеческую); договорную (естественно-правовую); органическую; психологическую; насилия (внутреннего и внешнего); классовую. Рассмотрим их основные черты. Теологическая теория (Ф. Аквинский, А. Августин, Ж. Маритен). Основная идея теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства и права: вся власть от бога, что придавало ей обязательность и святость. Так, по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими небесными сферами. Вся власть сконцентрирована в особе правителя, в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные лица лишь проводники высшей власти. Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Р. Филмер). Платон в труде «Государство» конструирует идеальное, справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочинении англичанина Р. Филмера «Патриарх», где он доказывал получение власти от бога, затем передачи ее старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям. По договорной теории (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк) государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном состоянии», который превращает их в единое целое, в народ. На основании первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство. Оно обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении определенному лицу, которому передается власть, обязующемуся действовать в интересах народа.
Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг) определяет причину происхождения государства не экономическими отношениями, а завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими. В результате образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Каутский в книге «Материалистическое понимание истории» писал, что племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на себя, платить дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникают классы, но не вследствие раскола общины на различные подразделения, а в результате соединения двух общин, из которых одна делается господствующим, другая – угнетенным и эксплуатируемым классом. Принудительный аппарат, который создается победителями для управления побежденными, превращается в государство. Органическая теория (Г. Спенсер, Р. Вормс, Г. Прейс, И. Блюнчли). Государство – результат органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе, в процессе внешних войн и завоеваний, происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции. По психологической теории (Л.И. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд) причины возникновения государства объясняются особыми свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами: желанием большинства населения быть защищенным и подчиняться более сильным; желанием сильных индивидуумов общества повелевать другими людьми; способностью сильных личностей оказывать психологическое воздействие на массы и подчинять их своей воле; желанием отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросать ему вызов – сопротивляться власти, совершать преступления и т. д., и необходимостью их обуздания.
Марксистская теория происхождения государства создана К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным, Л. Морганом. Она объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономики, которое не только обеспечивает экономические условия возникновения государства, но и определяет социально-классовые изменения общества. В основу работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» легли труды американского этнографа и историка Л. Моргана. Основной заслугой Ф. Энгельса была не только систематизация научных взглядов на первобытное общество, но и утверждение материалистического, в т.ч. классового подхода к появлению частной собственности. Он показал определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества: форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделение труда, собственности – на появление и развитие государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|