Основные правовые системы современности
Правовая система охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социокультурные и иные аспекты права. В российской юридической науке понятие «правовая система» включает в себя три группы правовых явлений: 1) юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона); 2) совокупность правовых учреждений (организационная сторона); 3) совокупность правовых взглядов, идей, представлений, свойственных данному обществу (правовая культура). В узком смысле под правовой системой понимается национальное право конкретного государства. В широком смысле правовая система есть совокупность всех правовых явлений, существующих в данном обществе в конкретный момент, включая нормы, отрасли, законодательство, доктрину, традиции, правовую культуру, правовое сознание, правопорядок и т.д.. Правовые системы по сходству их элементов объединяются в группы, «правовые семьи». Группировка осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права, деление права на частное и публичное, другие юридические признаки. Романо-германская правовая система имеет длительную историю и неразрывно связана с правом Древнего Рима. Сформировалась на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия) и германских (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания) странах. Признаками этой системы выступают: связь права с моралью как требование должного; основным и почти единственным источником права является закон; все страны этой системы – страны «писаного права»; другие источники права занимают подчиненное место по сравнению с законом; система источников представляет собой строго иерархическую систему, где на верхней ступени пирамиды стоят конституция или конституционные законы; обычаи являются устаревшими формами права; судебная практика не признается источником права (правовая норма, созданная судебной практикой, не имеет такого авторитета, которым обладают законодательные нормы); обязательность деления права на публичное и частное, выделение различных отраслей права; закон и право не отождествляются.
Англо-саксонская правовая семья (семья общего права) исторически берет свое начало в системе общего права Англии. В ее основе лежит общее, т.е. прецедентное право, созданное королевскими судами. Нормы права, сформулированные судьями высших судов (Палатой лордов, Апелляционным и Высоким судами) в своих решениях, носят менее абстрактный характер, чем нормы закона. Они направлены не столько на создание общего правила, сколько на разрешение конкретного спора. Судебных прецедентов, подлежащих применению на практике, в Англии насчитывается более 300 тысяч. Это затрудняет процесс применения права. Упорядочиванию такого количества судебных решений способствует доктрина прецедента. Ее смысл сводится к созданию иерархически стройной системы прецедентов, степень обязательности которых зависит от места суда, рассматривающего конкретное дело в судебной системе. Таким образом, специфика общего права, по мнению В.Н. Синюкова, состоит: 1) в отсутствии кодифицированных отраслей права; 2) наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами[11]. Американское право произошло от общего права, принесенного колонистами, которое с 1608 г. применялось согласно принципу Кальвина, т.е. в той мере, в какой его нормы соответствовали условиям колоний. Основной источник американского права – закон; обязательно наличие писаной конституции (статутное право имеет приоритет над прецедентным); писаные законы группируются в кодексы с целью систематизации. Судебный прецедент также является источником права, хотя имеет меньшее применение в судах, нежели в Англии (в США ежегодно издается 350 томов судебных решений, которые могут быть использованы в качестве прецедента).
Отличительная черта права США от английского – контроль судов за конституционностью законов. Верховный суд США, верховные суды штатов могут признать соответственно тот или иной федеральный закон либо закон штата неконституционным. Любое судебное решение может быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционной норме. Это служит средством заставить судебные инстанции уважать основные принципы права и обеспечить единство правовой системы США. Мусульманское право основано на шариате. Шариат как религиозный закон представляет собой совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Муххамеда. В основе – идея обязанностей, возложенных Аллахом на человека, а не праве личности. Цели и ориентации шариата определяются тесным переплетением религиозно-нравственного и правового начал, направленных главным образом к совести верующего. Мусульманское право никогда не было единым законом, для него характерна архаичность, казуистичность, отсутствие систематизации. Индусское право представляет собойсистему норм индусской общины, исповедующих религию индуизма. Оно распространено в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре, Малайзии, Танзании, Уганде, Кении и др. В современный период индусское право – это совокупность норм, применяемых только к индусской части населения Индии. Право Индии – это национальное право, совокупность норм, действующих на территории всего государства; они обязательны для всех проживающих в Индии граждан. Индийское право сложилось еще тогда, когда страна находилась под управлением Англии. Большая роль принадлежит законодательным актам. Закон и судебный прецедент являются главными источниками. Конституция Индии установила, что суды страны должны следовать прецеденту, созданному Верховным судом.
Африканское право представляет собой пёструю мозаику обычаев различных племён и общин, члены которых добровольно следуют им в повседневной жизни. Повиновение обычаю означает уважение предков, чьи останки слились с почвой, природой, а дух витает над живыми. Нарушение обычая может повлечь невероятную негативную реакцию духов земли. Признаками этой системы выступают: зависимость индивида от силы коллектива (касты, общины, племени), что обуславливает корпоративный – коллективистский – характер традиционного права; отрицание идеи субъективных прав, а само право понимается как обязанность; совокупность обычаев используется для регламентации взаимоотношений внутри племени и между ними; деление права на отрасли отсутствует; в зависимости от того, колонией какого европейского государства являлась та или иная африканская страна, происходила рецепция либо общего права, либо римского права; в основу правовой системы был положен обычай, который после санкционирования государством стал правовым обычаем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|