Обсессивно-компульсивное расстройство 2 глава
Невротическая личность смутно догадывается о своих слабостях и неосознанно презира-
ет себя за них. В сознательном образе все позитивные черты представлены в преувеличен-
ном виде. Идеальное Я заставляет ставить перед собой недостижимые цели, а переживание
неизбежной неудачи еще больше снижает самооценку. Безжалостные внутренние требова-
ния, терзающие человека, Хорни называет «тиранией долга» (ср. с Суперэго Фрейда), Из-за
них человек перестает воспринимать и удовлетворять свои истинные потребности.
Цель терапии - раскрыть Идеализированное Я, помочь человеку осознать различные
факторы всего существования, освободить его тенденцию к самореализации, переориентиро-
вать его мысли, чувства и жизненные планы на реальность: «Там, где было идеализированное
Я, должно быть реальное Я» (вместо конфликта Эго с Ид и Суперэго по Фрейду). Аналитичес-
кую работу Хорни дополняет самоанализом пациента и психосинтезом - интеграцией конст-
руктивных сил пациента в процессе саморазвития и установления дружеских, эмоционально
окрашенных межличностных связей.
Групповой психоанализ
Психоаналитически ориентированные дискуссии с больными нервно-психическими за-
болеваниями, родителями и их детьми начал проводить А. Адлер. А. Вольф отводил аналити-
ческой группе роль модели первичной семьи, ввел в практику «альтернативное групповое
собрание», которое проходило без психотерапевта (ср. с «Алкоголик-Аноним»).
С. Фулкс подошел к группе как к единому целому, что способствовало актуализации и
«гомогенизации» конфликтов всех участников. Он сформулировал теоретические основы групп-
анализа следующим образом. Суть человека социальна. Невротическая личность приводит к
конфликту из-за своей индивидуалистичности. Для освобождения от невротических симпто-
мов надо научиться выражать их понятно для других. Изучить человека можно лишь внутри его
естественной группы. В аналитической группе индивидуальные нарушения можно проследить
в процессе межличностных взаимодействий. Группа под руководством терапевта вырабаты-
вает более честные способы коммуникации. При этом пациент активно участвует в общегруп-
повом процессе, добиваясь понимания другими и одновременно пытаясь также понять их.
Психотерапевт, по Фулксу, активизирует групповой процесс, вербализует в четкой сло-
весной форме то, что группа может понять и разделить, интерпретирует бессознательные
аспекты происходящего. Основная цель терапии - приспособление, основное средство дос-
тижения этой цели - инсайт. Основной закон групповой динамики: группа лечит потому, что в
целом она является эталоном нормы, от которого каждый член группы в отдельности отклоня-
ется. Основная задача психотерапевта - обеспечить активное участие каждого пациента в
групповом взаимодействии, освободить группу от зависимости от психотерапевта.
Фулкс выделил 4 уровня общения в аналитической группе:
1. уровень текущих событий - рассказ о своей жизненной ситуации; происходящее «здесь,
теперь, с нами»; восприятие психотерапевта как авторитетной фигуры;
2. уровень переноса - группа воспринимается как семья, психотерапевт - как родитель;
3. уровень телесных или психических образов - члены группы проецируют друг на друга
отвергаемые части своего Я, значимые объекты или их части; группа в целом символизи-
рует Мать, Тело;
4. первичный уровень - аналогичен коллективному бессознательному Юнга.
Данная схема легла в основу 3-слойной модели группового процесса П. Куттера, по кото-
рой в группе воспроизводятся основные проблемы социальной жизни: отношения человек -
человек, отношения человек - группа и отношения группа - терапевт. Это отражает диадные
(парные) отношения в семье, восприятие матери как удовлетворяющей индивидуальные по-
требности и отца как авторитетного представителя социальных требований.
Для участия в психоаналитической группе необходимо достаточно сильное эго, т. е. аф-
фективно-поведенческий контроль и определенный уровень оптимизма. Поэтому групп-ана-
лиз не показан лицам с выраженной невыносливостью к стрессу и фрустрации, которые могут
нанести вред группе или сами стать козлами отпущения. Терапевтический контракт включает
основополагающее правило: каждый имеет право говорить свободно и спонтанно (свободная
дискуссия как групповая свободная ассоциация), пациент должен взять на себя обязательство
посещать группу регулярно и без опозданий.
Для понимания и объяснения групповых событий руководитель опирается на знание те-
ории влечений, психологии эго и психологии объектных отношений, трех стадий психосексу-
ального развития по 3. Фрейду и восьми личностных кризисов по Э. Эриксону.
Л. Ормонт разработал технику бриджинга (наведения мостов), которая активизирует груп-
повой процесс и способствует быстрому самораскрытию, заблокированному вначале страхом
участников перед новой ситуацией, незнакомыми людьми и пассивно-тревожным ожиданием
активности руководителя. Прием бриджинга формирует эмоциональные связи между членами
группы путем вовлечения их в значимую для них беседу. При этом можно задать вопрос члену
группы, не принимающему участия в беседе, о взаимодействии между двумя участниками.
После рассказа пациента о своих чувствах можно спросить, кто чувствует то же, или спросить
у группы, что сейчас чувствует переживающий участник. Важно, что, описывая другого, чело-
век невольно описывает себя.
П. Купер описывает работу с переносом, формирующимся в процессе групп-анализа.
При этом выделяются такие его формы, как перенос между членами группы, групповой пере-
нос, семейный и идеализированный. Индикаторами группового переноса могут быть одина-
ковое восприятие членами группы психотерапевта и других людей. Упорное отстаивание
«общей» точки зрения, чрезмерная реакция на поведение терапевта или другого человека,
замещение - реакция на поведение члена группы, возникшая ранее в ответ на поведение
другого человека. Групповой перенос отражает чаще базовую категорию зависимости от
терапевта (В. Байон). При этом терапевт может воплощать какого-либо члена семьи (семей-
ный перенос) или идеализироваться участниками группы с нарциссическими расстройствами.
Группа больных неврозами быстро разделяется по полу на две враждующие подгруппы,
и в фазе групповой агрессии женщины часто атакуют мужчину-терапевта, перенося на него и
других мужчин бессознательную злость к мужу, отцу и т. п. Наряду с этим возникают и эроти-
ческие чувства, вызывающие ревность и соперничество, оживляются эдиповские конфликты.
Основные способы преодоления переносов: фокусирование внимания на переносе, пре-
одоление связанных с ним нереалистических ожиданий, помощь в поиске первичного объекта
переноса. Негативный перенос на терапевта обычно проявляется в форме группового сопро-
тивления. Оно проявляется в виде коллективных опозданий, избегания самораскрытия или
важных тем, выражением общего разочарования в психотерапевте или его методе, агрессии к
замещающим объектам. Существуют следующие способы выявления сопротивления: прово-
кация его, опрос группы как единого целого о проявлениях группового сопротивления, выяв-
ление пары Агрессор - Жертва, поиск члена группы со сходным сопротивлением.
Чтобы ослабить сопротивление, надо выявить неосознанные чувства, которые лежат в его
основе. Основанием для сопротивления обычно являются чувства унижения, стыда, страха нака-
зания. У больных классическими неврозами сопротивление может проявляться в форме защит-
ной реакции вытеснения с соматизацией симптомов и ожидания от врача-психотерапевта меди-
цинской помощи. У истероидных женщин могут развиться такие защитные реакции, как сексуа-
лизация и отрицание травмирующих переживаний. Борьба с сопротивлением включает также
анализ тайных желаний, вторичных целей, которые прячутся за сопротивлением.
Освобождение группы от групповой тайны или позиции, устойчиво блокирующей группо-
вую динамику, может потребовать конфронтации психотерапевта. Она осуществляется в про-
стой и четкой форме после мысленного анализа ситуации, выработки тактики в ответ на различ-
ные возможные реакции группы на конфронтацию. Обычно это «размышления вслух», которые
высказываются не менее чем за 15 мин. до конца сессии. Нельзя использовать конфронтацию
для защиты себя или другого участника группы. Согласно М. Клейн ребенок совершает вообра-
жаемое отцеубийство, испытывает чувство вины и воскрешает отца в акте реабилитации. По-
скольку невроз связан с задержкой развития на одной из этих стадий, группа должна иметь
возможность свободно выразить свою враждебность к психотерапевту, убедиться в отсутствии
ужасных последствий этого, пережить чувство вины и потребность в репарации.
Агрессивность в группе может быть вторичным симптомом, возникающим как защита
при конфронтации группы со своими тревожными или сексуальными импульсами, а также
первичным феноменом. Агрессивность может проявляться на эдиповом уровне (в триангуляр-
ных конфликтах) и доэдиповом (нарциссический гнев и деструктивность). В кризисных груп-
повых ситуациях невозможность открыто выразить агрессию или конструктивно проработать
ее может привести к саморазрушению группы. В рабочей фазе групповой динамики наблюда-
ется зрелая, нейтральная агрессивность, когда ненависть выражается как реакция, а не «прин-
ципиальное, непримиримое отношение» и уравновешивается поиском конструктивного реше-
ния конфликта.
Психотерапевт выполняет в группе функцию арбитра, ограничиваясь лишь толкованием
сопротивления пациентов, стремящихся противостоять напору влечений (принцип минималь-
ного структурирования). Развитие группового невротического переноса требует его последо-
вательного анализа и проработки совместно с группой по мере возникновения конфликтов
между терапевтом и группой.
Важнейшим инструментом исследования группового процесса и отношения группы к
психотерапевту является контрперенос как реакция ведущего на группу в целом и ее участни-
ков в отдельности. Во время внутригруппового конфликта терапевт может испытывать проти-
воречивые чувства, желание занять определенную сторону в конфликте. Под воздействием
идеализированного переноса терапевт может испытать ранее вытесненное и неприятное ему
чувство превосходства, Раздражение против какого-либо участника может привести его к его
игнорированию или наказанию (например, путем перевода его в роль аутсайдера или «маль-
чика для битья»). Скрытая агрессия терапевта на группу может проявиться в чувстве разочаро-
вания в группе, психоаналитическом методе, профессии психотерапевта. Ведущий может ис-
пользовать группу или подходящего участника с целью компенсации собственных травмати-
ческих детских переживаний. Поэтому он должен сам пройти курс групп-анализа, а в начале
профессиональной деятельности приглашать на групповые сессии супервизора или участво-
вать в балинтовской группе.
Закрытая группа, выполнив поставленные в начале работы задачи, вступает в завершаю-
щую фазу. В это время группа освобождается от переноса, а терапевт - от контрпереноса.
Это требует проработки боли разлуки, страха расставания, который'проявляется разочарова-
нием в психотерапевте (реакция девальвации), кратковременным преходящим обострением
симптоматики. Некоторые пациенты ищут различные предлоги, чтобы покинуть «умирающую»
группу. Если группа в состоянии самостоятельно анализировать сложившуюся ситуацию, то
терапию пора прекращать.
Психодрама Морено
Причиной невротического развития личности по Морено является нарушение ролевого
развития. Выделены 4 категории: соматические, психологические, социальные и трансцен-
дентальные роли. Переход от психологического уровня к трансцендентальному без освоения
социального наолюдается при
циального - при психастении. К патологии ведут также ролевые конфликты: интра- и интер-
ролевой, интра- и интерперсональный. Травмирующие события, низкие возможности для раз-
вития спонтанности и креативности ведут к эгоцентрической позиции.
Психодрама включает человека в теле - отношения, вершиной которых становится встреча,
общение на всех уровнях, что обеспечивает реалистичность и взаимопонимание. В современном
виде психодраматическое действие включает 4 фазы: разминку, игру, анализ и обсуждение.
В 1-й фазе терапевт выявляет протагониста, с помощью физических и других «старте-
ров» вовлекает его в действие. В ходе разогрева отыскиваются ключи - индикаторы про-
блемы в вербальном и невербальном поведении протагониста; наиболее распространен-
ный прием - построение пространственной социограммы, изображающей ближайшее ок-
ружение пациента.
2-я, основная фаза, наиболее продолжительна и динамична. В ней достигаются катарсис
и инсайт-в-действии по проблеме (отреагирование и осознание вытесненных чувств). Разыг-
рываются не только ситуации межличностных отношений пациента, но и фантазии, сны; дей-
ствующими лицами могут выступить противоборствующие силы человека. Участники группы,
выбранные протагонистом на определенные роли, становятся его Вспомогательными Я. Они
должны сопереживать протагонисту, чутко улавливать указания терапевта и вносить в игру
собственное чувствование проблемы.
Психодраматист может использовать технику реплик в сторону, зеркала или привлекать
двойника - Альтер-эго протагониста для отражения и озвучивания скрытых аспектов его пове-
дения. Задача научения решается переигрыванием травмирующей ситуации из прошлого с
элементами ролевого тренинга. Данная задача при необходимости облегчается изменением
сценария, обменом ролями, изменением состава и поведения действующих лиц, а также под-
держивающим реагированием зрителей. Для закрепления используются такие приемы, как
проекция на будущее и моделирование реальности.
В 3-й фаза - фазе анализа зрители оценивают точность выражения чувств, высказывают
мнения об исполнении ролей. Затем участники описывают свои переживания, возникшие у
них во время игры своей роли и при идентификации с протагонистом, и выражают свои чув-
ства в отношении разыгранного конфликта. Терапевт следит, чтобы участники говорили о чув-
ствах, не подменяя их рационализированными интерпретациями, оценками, советами (пра-
вила ролевой обратной связи). Затем участники рассказывают о собственных проблемах, ко-
торые они осознали во время сессии (идентификация проблем).
Наконец, в завершающей фазе отмечаются проявленные протагонистом ресурсы, дос-
тигнутое им понимание проблем и полученные умения. Выделяются новые способы реагиро-
вания и обсуждаются возможности применения их в будущем. В конце сессии группа выража-
ет глубокое сопереживание и принятие протагонисту (шеринг), давая ему возможность войти
в трансцендентальное измерение.
В. Келлерман выделяет 7 основных терапевтических факторов психодрамы: искусство
терапевта, эмоциональное отреагирование, когнитивный инсайт, межличностные отношения,
поведенческое обучение и обучение действием, имитационное моделирование воображаемо-
го и неспецифические целебные влияния.
Различают следующие формы психодраматерапии: психодрама, центрированная на про-
тагонисте, на теме, направленная на группу (проблему, затрагивающую всех членов группы),
центрированная на группе (на межличностных взаимоотношениях в группе). Психодрамати-
ческие игры по содержанию делятся на импровизационные, ролевые и ситуационные.
Психодраматическое действие определяется следующими правилами:
• разыгрывание вместо описания;
• подлинность коллизий и чувств («здесь, сейчас, с нами»);
• максимальная вовлеченность;
• спонтанное реагирование;
• выборочная фокусировка - изменение временных параметров, драматизация;
• расширение познавательных возможностей - защищенность, эмоциональный опыт, сверх-
реальность, учет индивидуальных возможностей в продвижении, навык сдерживания;
• последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов.
К ведущему («директору») предъявляются следующие требования: он должен быть мето-
дически компетентным, искренним, открытым и мужественным, чтобы справляться с драма-
тическими ситуациями, обладать творческой фантазией. Его главный девиз: «Живи вместе со
своим протагонистом!».
В отличие от словесных интерпретаций психоанализа в психодраме используются в ос-
новном «действенные интерпретации», которые показывают протагонисту смысл его поведе-
ния в форме ролевой игры. При этом перенос выглядит как повторяющееся действие из про-
шлого, сопротивление - как противодействие, а отыгрывание в действии происходит через
коммуникативное действие.
Если в психоанализе отыгрывание в действии не поощряется, то в психодраме оно пред-
ставляет необходимую фазу терапевтического процесса. Выделяют 6 аспектов отыгрывания:
проживание (разыгрывание с помощью движений), эмоциональное отреагирование, помеще-
ние в настоящее из прошлого или будущего, выход внутренней реальности вовне, язык дей-
ствий, заявленные сознательные действия.
Сопротивление в психодраме проявляется в блокировке спонтанности протагониста, барь-
ерах между членами группы и между группой и психодраматистом. Таким образом, участники
пытаются избежать таких неприятных чувств, как тревога, вина и стыд. Сопротивление сначала
анализируют, а затем нейтрализуют. Анализ сопротивления в психодраме проходит 3 стадии:
осознание (идентификация, вербализация), выявление причины (от чего защищается) и отказ от
сопротивления (поощрения завершения действия). Для нейтрализации сопротивления органи-
зуется «разогревающий процесс, продвигающийся от периферии к центру» (3. Морено).
Спецификой психодрамы является и «инсайт-в-действии» (П. Келлерман), имеющий 3
характеристики (обучение через непосредственный опыт, обучение через действие, некогни-
тивное обучение) и 4 стадии его достижения: подготовку, созревание, озарение и проверку.
Проработка различных измерений реальности в современной психодраме имеет несколько
вариантов: реалистическая (классическая) психодрама, внутрипсихическая («фигуральная пси-
ходрама» Я. Гонсета и В. Золлера), «онейродрама» Фретиньи и Виреля, метафорическая драма-
терапия Р. Дэнди, аналитическая психодрама Д. Анзье, юнгианская психодрама Э. Барц и др.
Трансактный анализ Берна
По Берну, человек неизбежно запрограммирован неосознанными «ранними решениями»,
проживает свою жизнь по «сценарию», написанному для него родителями. Цель терапии - осоз-
нать непродуктивные, нетворческие стереотипы поведения, выявить собственные потребнос-
ти и возможности, сформировать новую систему ценностей и переписать свой жизненный
сценарий.
Трансактный анализ (ТА) включает в себя:
1. структурный анализ - анализ структуры личности;
2. анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий с людьми;
3. анализ нечестных игр - скрытых трансакций, приводящих к выигрышу;
4. анализ сценария (скрипт-анализ).
Структура личности характеризуется тремя состояниями Я: Родитель, Взрослый и Ребе-
нок. Родитель может быть Критикующим и Заботящимся. В Ребенке выделяют две конструк-
тивные часта (Естественный Ребенок и Маленький Профессор) и две неконструктивные (Со-
глашающийся Ребенок и Бунтующий Ребенок). Взрослый играет роль арбитра между Родите-
лем и Ребенком, вычисляя наиболее рациональное решение. Девиз ТА: «Будь всегда взрос-
лым». К Взрослому обращается терапевт во время работы.
При взаимодействии людей различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансак-
ции. Перекрестные трансакции происходят, когда в ответ на стимул активизируется неподхо-
дящее состояние Я, что приводит к конфликту. В скрытой трансакции неприемлемый стимул
маскируется - чаще всего с учетом потребности в признании.
Нечестная игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций, веду-
щих к эмоциональному выигрышу (в том числе «любимых», «коллекционируемых» негативных
чувств). В этих играх игрок неосознанно обрекает себя на «рэкетные» чувства, с помощью
которых манипулирует окружающими. Описано множество нечестных, манипулятивных игр,
которые схематично сводят к четырем (Харрис):
1. Я ОК- ТЫ ОК (симбиоз)
2. Я не ОК - ТЫ не ОК (деструктивная позиция)
3. Я не ОК - ТЫ ОК (депрессия, чувство неполноценности)
4. Я ОК - ТЫ не ОК (криминальность).
Карпман описывает «драматический треугольник» (Палач - Жертва - Спаситель), объяс-
няющий механизм таких игр, как «Алкоголик», «Инвалид» и т. п.
Игры, в которые играют люди, являются частью сценария. Он записывается в состоянии
Ребенка через трансакции, происходившие в детстве с родителями. Родительские сценарные
сообщения (предписания, скрипты) могут быть непродуктивными и деструктивными, вплоть
до суицидальных. Это заставляет человека играть роль Лягушки, хотя каждый рождается Прин-
цем. В формировании жизненного сценария человека участвуют и его детские решения (драй-
веры).
Примером скрипт могут служить выделенные К. Стайнером 5 правил экономии погла-
живаний (позитивных подкреплений): не давай поглаживаний, когда их надо давать; не на-
прашивайся на поглаживания, когда ты в них нуждаешься; не принимай поглаживаний, если
ты нуждаешься в них; не отвергай поглаживания, когда ты не нуждаешься в них; не гладь
себя сам.
ТА проводится обычно в групповой форме. Достигается осознание того, в пределах како-
го состояния Я обычно функционируют пациенты (структурный анализ). Это дает возможность
участникам группы распознать и отделить друг от друга состояния эго, а затем добиться доми-
нирования Взрослого над Ребенком и Родителем. При этом пациенты исследуют сообщения,
которые они получали от родителей, свои ранние решения (Я - ТЫ ОК - не ОК). Последова-
тельность структурного анализа такова: выделение Взрослого, освобождение Естественного
Ребенка и Маленького Профессора, знакомство с Родителем.
7 - 2499
Деятельность руководителя в группе ТА определяется тремя составляющими: защита,
дозволение и дееспособность. Берн выделил 4 вида действий руководителя:
1. деконтаминация - очищение, выделение Эго-состояний;
2. рекатексис - перемещение психической энергии с одного Эго-состояния на другое;
3. прояснение - контроль Взрослого за другими Эго-состояниями;
4. переориентация - изменение жизненной позиции на Я ОК - ТЫ ОК с сохранением неза-
висимости.
Для облегчения диагностики скрипт и драйверов применяется метод «пустых стульев»,
на которые участник «рассаживает» свои Эго-состояния и призывает их к взаимодействию.
При «репетиции сценария» участник и его партнер(ы) разыгрывают его проблему, остальные
члены группы стоят в роли Родителя, сидят на полу в роли Ребенка или, сидя на стульях,
комментируют происходящее как Взрослый.
Для анализа игр используется метафора «Футболка», надписи на которой помогают лю-
дям находить партнеров по их играм. Надпись спереди отражает то, чего человек сознательно
хочет достичь, сзади - скрытое послание психологического уровня. Наиболее распростране-
ны такие игры, как «Дай мне пинка», «Если бы не ты», «Да, но», «Динамо», «Посмотри, что ты со
мной сделал», «Я лишь пытался помочь тебе». Игры разыгрываются парами, тройками и боль-
шим количеством участников. Для анализа игры привлекается вся группа, при этом для на-
глядности широко используются различные диаграммы, которые чертят мелом на доске или
фломастером на листе ватмана.
При анализе сценариев используется формула Берна, отражающая 6 стадий сценарного
процесса: Крючок + Клев = Реакция > Переключение > Смущение > Расплата. Применяют
также модель Р. Эрскина и М. Зальцман «Система Рэкета», которая рассматривает взаимо-
связь сценарных убеждений, рэкетных подкреплений и подкрепляющих воспоминаний.
Т. Кейлер разработал модель для анализа сценария «Минискрипт». Выявляется один из
пяти драйверов: Будь лучшим, Радуй других, Старайся, Будь сильным, Спеши. Находят лежа-
щий в основе драйвера один из четырех мифов: «Я могу сделать тебе хорошо» (Воспитываю-
щий Родитель); «Ты можешь сделать мне хорошо, если будешь думать за меня» (Адаптивный
Ребенок); «Своими словами я могу ранить тебя» (Контролирующий Родитель); «Своими слова-
ми ты можешь ранить меня» (Адаптивный Ребенок).
Выявляют также запреты или тупики, которые по Р. Гулдингу имеют 3 уровня:
1. родительский - «Отдохнешь, когда закончишь!»;
2. взаимодействие Детского Эго родителей и Детского Эго ребенка - «Сам во всем виноват,
сам и расхлебывай!»;
3. конфликт Адаптированного и Свободного Ребенка - при полном подавлении последнего
возникает тяжелая депрессия.
Тупики приводят к чувству беспомощности, от которого человек защищается с помощью
игнорирования стимулов, проблем и возможностей. Результатом становится жизненная пас-
сивность и пессимизм.
Главная цель ТА по Р. и М. Гулдинг состоит в пересмотрах ранних решений. Авторы
сочетают дидактические приемы Берна с модификацией поведения, психодрамой и гештальт-
терапией. При этом члены группы могут заново пережить ситуации раннего детства, в которых
они приняли неадаптивные решения и пересмотреть их, что приводит к интеллектуальному и
эмоциональному инсайту, улучшению контроля за своей жизнью. Конечной целью ТА является
постижение автономии личности, определение собственной судьбы, принятие ответственнос-
ти за свои чувства и поступки. Достижению этой цели способствует терапевтический контракт.
Он включает задачи, которые ставит пациент перед собой, предложения терапевта по лече-
нию и требования к пациенту, которые он обязуется выполнять. Пациент решает, что он дол-
жен изменить в себе (убеждения, отношения, стереотипы), чтобы приобрести личностную
автономию.
Сильной стороной ТА является его популярный язык, что облегчает формирование тера-
певтического контакта. Однако он мало эффективен для больных тяжелыми хроническими
неврозами.
Клиент-центрированная терапия Роджерса
Согласно Роджерсу, по мере осознания Я у ребенка развивается потребность в положи-
тельной оценке значимыми другими. В дальнейшем удовлетворение или фрустрация данной
потребности начинает переживаться независимо от взаимодействий с окружающими и обо-
значается как самооценка. Ради сохранения положительной оценки индивид прибегает к фаль-
сификации своих переживаний, воспринимает их по критерию ценности для окружающих. Как
следствия такой неконгруэнтности (несоответствия) между Я и опытом возникают неконгруэн-
тность в поведении и процесс защиты (в первую очередь - отрицание и искажение). Если
степень неконгруэнтности велика, то защита не срабатывает, развивается тревога, которая
может стать личностным радикалом.
Роджерс занимает анозологическую позицию, считая любые нозологии лишними и даже
вредными. Для формирования терапевтической триады психотерапевт:
1. переживает понимание внутренней системы координат клиента (эмпагия);
2. переживает безусловную положительную оценку клиента (принятие);
3. является конгруэнтным в отношениях (аутентичность).
В терапии акцент делается на эмоциональных взаимоотношениях «здесь и сейчас» меж-
ду клиентом и терапевтом. Наиболее используемыми приемами являются: молчаливое при-
нятие; отражение эмоций - повторяются эмоционально насыщенные слова клиента; вербали-
зация - эмпатическое перефразирование сообщения клиента с выделением наиболее суще-
ственных и «острых углов».
Большое значение придается терапевтическим метафорам, что снижает сопротивление.
Учитываются варианты блокировки процесса: вопросы, позволяющие терапевту лучше понять
проблему (они приводят к интеллектуализации); любые версии, интерпретации, диагнозы (тогда
ведущим становится терапевт); выбор темы терапевтом (давление на клиента); переключение
внимания на собственный опыт (не является эмпатическим сопровождением клиента).
Динамика терапевтического процесса следующая. Клиент все свободнее выражает свои
чувства, последние имеют все большее отношение к Я, клиент все чаще различает объекты
своих чувств (окружающих, собственное Я, взаимоотношения между ними - открытость опы-
ту). Он все чаще замечает несоответствие между каким-либо переживанием и своей концеп-
цией Я, осознает угрозу такого несоответствия, осознает чувства, тот которых раньше защи-
щался отказом или искажением (углубление переживаний).
Неприемлемые ранее чувства включаются в концепцию Я, при этом ослабляются меха-
низмы защиты, различаются реальные угрозы и безусловное положительное отношение тера-
певта, клиент все отчетливее чувствует безусловную положительную самооценку (самоприня-
Воспользуйтесь поиском по сайту: