Обсессивно-компульсивное расстройство 6 глава
А. Стойкие проявления сверхсовестливости, обязательности, терпеливостью и внешней уступ-
чивости, сочетающиеся со склонностью к подавлению всех агрессивных и враждебных импульсов;
Б. Мазохистски-депрессивные проявления с сильной потребностью к самопожертвова-
нию и чрезмерным стремлением к оказанию помощи, сочетающиеся с честолюбием, сверх-
нравственным поведением и склонностью к депрессивным расстройствам настроения;
В. выраженная потребность в физической активности до развития заболевания (профес-
сиональный спорт, интенсивная подвижная работа).
В детстве пациентка испытывает страх перед властной матерью и подавляет свое стрем-
ление к бунту. У нее рано возникает агрессивность, проявляемая в двигательной активности,
которая компенсирует фрустрации эдиповой фазы. Тенденция выражать вытесненные агрес-
сивные устремления через скелетную мускулатуру проявляется и в сновидениях пациентки.
Она выходит замуж за слабовольного, как и ее отец, мужчину, и тиранит его, так же как ее мать
отца. С другими людьми она демонстрирует самоотверженный альтруизм и терпеливость,
скрывая подавляемую враждебность и страх проявить ее. Они трудолюбивы, объединяют се-
мью, решительно преодолевают все трудности, становятся самоотверженными матерями и
неутомимыми воспитателями. Агрессивные импульсы высвобождаются с все большим трудом
и все хуже поддаются контролю. Пальцы все больше походят на когтистую звериную лапу,
капканом для которой становится обездвиженность.
Необходимы различные формы двигательной и телесно-ориентированной терапии.
Нейродермит
Экзема возникает у пациентов, находящихся под воздействием множественных психосоциаль-
ных стрессов, особенно таких, как смерть любимого человека, сексуальные конфликты, сдерживае-
мый гнев. Зуд усиливается в состоянии тревоги; расчесывание кожи связано с подавляемой враждеб-
ностью и аугоагрессией, а также выполняет функцию мастурбации. Выделяют локальный зуд половых
органов и заднего прохода - пруртус (ршгкю - чесаться, похоть, сладострастие, лат.).
Заболевание начинается и обостряется в конфликтных ситуациях, связанных с фрустра-
цией потребности больного в телесной близости. В личности больных преобладают истеро-
шизоидные черты, эксгибиционизм и страх отвержения. При попытках раскрывающей тера-
пии больные проявляют нетерпеливость, пытаются сами определять ритм лечения, быстро
переходят от интимности к отчуждению, склонны к аффективным реакциям.
В ряде случаев эффективным оказывается симптоматическое лечение гипнозом. При обо-
стрении назначают антигистаминные препараты: пипольфен, супрастин, диазолин, тавегил.
Крапивница, ангионевротический отек
Остро возникающее поражение кожи с четко ограниченными красными, сильно зудящи-
ми волдырями, как при ожоге крапивы. С детства наблюдается конфликт между стремлением
к мазохистской зависимости и независимости, неосознанное чувство вины, зуд как символи-
ческая форма мастурбации. Развитие приступа может быть обусловлено стрессом, усилением
хронической тревоги, депрессией. Заболевание поддерживается мазохистским отношением к
объекту привязанности, который позволяет сохранять аффективную связь при условии на-
правленности агрессии больного на его собственную личность.
Приступы купируют антигистаминными препаратами, гипносуггестией. Мотивированным
больным показана раскрывающая психотерапия.
Этиология и патогенез
Роль неотреагированных эмоций в развитии психосоматических расстройств в настоя-
щее время является общепризнанной. Дж. Браун, 2001 пишет: «При эссенциальной гиперто-
нии повышенное кровяное давление поддерживается под влиянием сдерживаемых и никогда
не высвобождаемых полностью эмоций, подобно временному состоянию у здоровых людей,
вызванному влиянием свободно выражаемой ярости. Эмоциональные влияния на регулятор-
ные механизмы углеводного метаболизма очевидно играют значительную роль при диабете.
Хронически повышенное мышечное напряжение, вызванное длительными агрессивными им-
пульсами, оказывается патогенным фактором при ревматоидном артрите. Воздействие этого
типа эмоций на эндокринные функции можно наблюдать при тиреотоксикозе. Реакции сосу-
дов на эмоциональные напряжения играют важную роль в некоторых формах головных болей.
Во всех этих примерах определенные фазы вегетативной подготовки к сосредоточенному дей-
ствию хронически задерживаются из-за того, что лежащие в их основе мотивационные силы
невротически подавляются и не высвобождаются в соответствующем действии».
В отечественной литературе одним из ведущих подходов, объясняющих возникновение
соматоформных расстройств, является концепция нервизма и условных рефлексов (И. П. Пав-
лов). Кортико-висцеральная теория Быкова - Курцына рассматривает висцеральную патоло-
гию как результат нарушения кортикальных функций. При этом учитывается, что все внутрен-
ние органы имеют свое представительство в коре головного мозга. Влияние последней на
внутренние органы опосредуется лимбико-ретикулярной, вегетативной и эндокринной систе-
мами. Указанная теория явилась основой разработки особых методов терапии 50-х годов:
лечение сном, лечебно-охранительный режим и т. п.
В. Кэннон в 30 - 40-х гг. нашел, что экстремальная ситуация вызывает у человека реак-
ции борьбы или бегства с определенными эмоциональными и телесными составляющими.
Если угроза для организма сохраняется, защитные механизмы (нейрогуморальные, висце-
ральные, двигательные) должны сохраняться активными более длительно. Тем самым могут
вызываться функциональные, а затем и органические нарушения затронутых систем.
Г. Селье, 1946 описал патогенез стресса, расширив данные Кэннона понятием адаптаци-
онного синдрома - неспецифической реакцией, в которой можно различить три фазы: трево-
ги, сопротивления и истощения. В то время, как в фазе сопротивления осуществляется соб-
ственно адаптация организма (в частности, с гормональной реакцией со стороны коры надпо-
чечников), в следующей фазе она истощается; происходит слом регулирующих нейрогумо-
ральных механизмов с необратимыми соматическими последствиями - дистресс.
В. Райх, 1933 связал механизмы конверсии с особенностями выделенного им истероид-
ного характера, а различные формы сопротивления характера - со специфическими мышеч-
ными зажимами. Разработанные Райхом диагностические критерии и методики дыхания, эмо-
ционального раскрепощения, усиления напряжения в заблокированных мышцах (характеро-
логический анализ) легли в основу телесно-ориентированной терапии.
Ф. Данбар в 40 - 50-х гг. обратила внимание на связь той или иной болезни с определен-
ным личностным типом, дав описание восьми таких типов, соответствующих восьми психосо-
матическим заболеваниям. Она придавала большое значение семейной и личной истории
больных (потеря родителей, болезни и несчастные случаи, разводы). Ф. Данбар описала два
типа личностного преморбида при кардиофобическом неврозе.
Тип А - тип простой зависимости, с пассивным переживанием страха, стремлением под-
чинить близких, навязать семье удобный для себя образ жизни. Пациенты испытывают сим-
биотическую потребность в близости, уходу и к роли больного; при опасности ослабления
симбиотической связи они заболевают или их болезненное состояние усиливается. Они по-
стоянно беспокоятся о своем благополучии и при любом недомогании - своем или близких -
впадают в панику. Они не скрывают своих страхов, но в остальном сдержаны и скрытны;
педантично соблюдают правила поведения.
Тип Б - контрафобический тип, встречается гораздо реже. Такие лица отрицают свое
желание защиты и зависимости; скрывают свои страхи, не менее сильные, чем у типа А,
преодолевают их с помощью повышенной двигательной активности, спорта, трудоголизма.
Для них типичны спазмы коронарных сосудов, вплоть до инфаркта на высоте приступа, поэто-
му другое название данного типа - коронарный.
Александер, 1951 выдвинул векторную теорию, основанную на общих направлениях кон-
фликтных импульсов, заложенных в самом заболевании. Он описал три вектора:
1. желание объединить, получить, принять (соответствует орально-сосущей стадии по
К. Абрахаму, удовлетворяющей либидозную потребность);
2. желание исключить, удалить, напасть, причинить вред, разрядиться (соответствует ораль-
но-садистической стадии);
3. желание сохранить, накопить (соответствует анальной стадии).
Соматические функции нарушаются в результате конфликта между указанными вектора-
ми. Так, при спастическом колите у ребенка могут бороться любовь и агрессия к младшему
брату или сестре и одновременно желание сохранить безраздельную любовь родителей.
Ф. Александер, основываясь на различении Фрейдом конверсионных синдромов (на-
пример, истерических двигательных нарушений) и вегетативных картин, сопровождающих
актуальные неврозы (например, кардионевроз), выделил вегетоневроз, симптомы которого
не символизируют подавленные чувства, а являются физиологическим сопровождением оп-
ределенных эмоциональных состояний. Причем неотреагированная агрессия приводит к дли-
тельному возбуждению симпатоадреналовой системы (гипертония), а неудовлетворенное пас-
сивное ожидание помощи перенапрягает парасимпатическую систему (пептическая язва). При
отсутствии направленного вовне действия, сбрасывающего напряжение, функциональные рас-
стройства переходят в необратимые изменения в органах. Причиной блокады действий явля-
ются ситуации, в которых актуализируются специфические конфликты из превербальной жиз-
ни индивида. Модель Александера называют поэтому «теорией специфических для болезни
психодинамических конфликтов». Автор выделил семь интрапсихических конфликтов, соот-
ветствующих семи классическим психосоматическим болезням.
Шур, 1955 предложил концепцию десоматизации-ресоматизации, в которой рассматри-
вал развитие как возрастающую способность эго реагировать на процессы, происходящие на
психическом уровне (десоматизация), а переход на соматический уровень реагирования (ре-
соматизация) - как регресс, обусловленный стрессовыми ситуациями, которые не удается
адекватно переработать на психическом уровне.
Мичерлих, 1966 разработал модель двухфазной защиты. «Не отраженный кризис хрони-
фицируется в первой фазе вытеснения или иной защиты с невротическим формированием
симптомов. Если эти психические средства оказываются недостаточными, во второй фазе
происходит сдвиг в динамике телесных защитных процессов». Эта модель объясняет, почему
невротические симптомы отчетливо отступают при формировании телесной болезни и воз-
вращаются при выздоровлении от нее.
Энгель, 1967 связал включение механизмов соматизации с ослаблением иммунной за-
щиты в результате психологического отказа от будущего и переживания безнадежности, бес-
помощности. Этому отказу предшествует потеря значимого объекга.
Сифнеос, 1972 ввел понятие алекситимии- неспособности осознавать и вербализовать
свои эмоции, различать чувства и ощущения, проявлять эмпатию. Алекситимия ведет свое
происхождение из семейной среды, в которой нет места словесному выражению чувств, пе-
реживаемых в данный момент. Эта позиция может затем подкрепиться многолетним наблю-
дением у врачей-интернистов, также нередко страдающих алекситимией.
Мак-Даугалл, 1980 выдвинул положение о дефиците эго-идентичности как основной при-
чине психосоматических расстройств. Нечеткие границы эго вызывают спутанность и неопре-
деленность в различении физической и психической сфер жизнедеятельности, поэтому пси-
хологическая угроза одновременно воспринимается психосоматикой и как физическая. За-
щитная функция болезни состоит в фиксации внимания на ощущениях, определяющих грани-
цы тела, что уменьшает архаический страх быть поглощенным симбиотической или быть
брошенным неэмпатичной матерью. Кроме того, наличие физического заболевания защища-
ет от экзистенциального страха смерти: болею - значит существую.
Аммон, 1979, развивая теорию Эго-идентичности, углубил анализ симбиотических отно-
шений будущего психосоматика с симбиотической матерью, которая воспринимает ребенка
сквозь призму постоянной опасности его заболевания. Только болея, ребенок получает доступ
к матери и строит свою Эго-идентичность как больной человек, жертвуя «здоровыми» эмоци-
ональными функциями на границе своего Я. Так образуются «дыры» в эго, которые компенси-
руются развитием инструментальных функций (интеллект, память, деловые навыки), культи-
вируемых психосоматической семьей, школой, производством.
Шефер, 1966, осуществляя системный подход к пониманию соматоформных расстройств,
ввел понятие «социопсихосоматика». На первый план при этом выступает рассмотрение соци-
альных и межличностных конфликтов, которые заявляют о себе на языке тела. Социопсихосо-
матика начинается тогда, «когда тот, кто озабочен состоянием здоровья, кто болен или чув-
ствует себя больным, во взаимодействии с врачом или медицинским работником осознает
свою уязвимость относительно своих человеческих и социальных проблем» (Делиус, 1975).
Минухин, 1975 описал типичные паттерны психосоматической семьи:
1. симбиотическая связь с культивированием зависимости ребенка;
2 гиперпротекция со сверхчувствительностью к дистрессу членов семьи;
3. ригидность правил и норм с нарушением адаптации к новым ситуациям;
4. конфликтофобия с накоплением скрытых семейных конфликтов;
5. «триангуляционная» (1папди1ит - треугольник, лат.) роль ребенка, при которой его бо-
лезнь становится буфером в супружеском или семейном конфликте.
Соматическая болезнь подкрепляет описанные паттерны, становясь привычным спосо-
бом «решения» скрытых семейных конфликтов.
Либерман, 1976 отметил, что психосоматические семьи отличаются слабыми границами
между поколениями, недостаточной автономностью отдельных членов и вместе с тем роди-
тельской разобщенностью. Подобная семья функционирует как ригидная система, неспособ-
ная к эффективному разрешению конфликтов, совместному поиску выхода из проблем и со-
владанию с фрустрирующими ситуациями. Болезненные симптомы становятся условно вы-
годны как больному, так и семье в целом, давая возможность сфокусироваться на недомога-
ниях идентифицированного пациента и тем самым избежать конфронтации с внутрисемейными
межличностными конфликтами.
Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий, 1999 выделяют 3 типа отношений родительских
семей у психосоматических больных:
1. «связывание» - характеризуется жесткими стереотипами коммуникаций; дети инфанти-
лизируются, отстают в эмоциональном развитии;
2. «отвержение» - ребенок вынужден отказываться от своей личности, развиваются аутис-
тические тенденции;
3. «делегирование» - родители ожидают от детей реализации собственных несбывшихся
надежд, манипулируют ими как проектами своего Я.
Психодинамика
Фрайбергер, 1976 описал следующие ведущие психодинамические факторы психосома-
тических больных: депрессивность после потери объекта и нарциссической обиды, орально-
агрессивные черты, агрессивная защита, ограничение способности к интроспекции. Он объе-
динил эти факторы понятием «прегенитальное нарушение созревания», на основе которого
проанализировал «психосоматическую линию развития».
Фиксация на оральных потребностях приводит к негибким способам удовлетворения по-
требностей: псевдонезависимости и манифестирующей зависимости. При псевдонезависи-
мости трудно осознать «позорное» желание заботы и зависимости, а также успеха. Такие люди,
с одной стороны, берут на себя преувеличенную, хотя и обезличенную «профессиональную
ответственность» за других, а с другой стороны, в своих межличностных связях проявляют
интимофобию с раздражительностью и скрытой враждебностью. Необходимость лечиться они
признают лишь при официальном назначении им постельного режима или госпитализации.
Профессиональные успехи, как и женитьба, рождение ребенка, они воспринимают как угрозу,
скольку радоваться для них означает зависеть от запретных когда-то и поэтому опасных
•маний.
•2499
Манифестирующее зависимое поведение, напротив, обусловлено желанием быть окру-
женным заботой. При осуществлении этого желания пациенты могут быть как раболепны, так
и требовательны. Сознательно они могут стараться заслужить заботу подчеркнутым внимани-
ем к партнеру, на самом деле неосознанно обнаруживают рентные установки и тенденцию к
манипулированию.
Прегенитальное нарушение созревания выражается в двух базисных конфликтах. Конфликт
зависимости-независимости проявляется в сильном развитии инфантильных желаний зависи-
мости, которые интерферируют с интенсивным желанием независимости и тем самым вызыва-
ют у пациента трудности в общении. Конфликт близости - дистанцирования отражается в соче-
тании инфантильной зависимости с противоположным желанием межличностного дистанциро-
вания, в результате значимый другой одновременно сильно притягивает и отталкивает. Вокруг
упомянутых базисных конфликтов развиваются следующие психодинамические факторы:
7. Эмоциональная сдержанность, скрывающая недостаточное принятие и самопринятие,
а также неосознанный страх высвобождения вытесненных ранее психотравм. Типичны следу-
ющие психологические защиты, инфантильная регрессия орально-нарциссических желаний,
отвращение, подавление агрессии, перенесение реакций на другой объект, проекция, фор-
мирование реакций, медицински ориентированное самообеспечение.
2. Нарциссические обиды, кроме эмоциональной сдержанности/недостаточности, вклю-
чают переживание утраты и фрустрации со снижением самооценки. Объектами утраты могут
быть как значимые другие, так и здоровье, оперативно удаленные органы, материальные воз-
можности, престиж и т. п. Утраты могут быть реальными, угрожаемыми, представляемыми.
3. Фрустрационная агрессия возможна в результате переживания нарциссической обиды
по поводу утраты. Агрессия направлена на значимый объект, но из-за страха окончательного
его лишения в результате уничтожения переносится на другие объекты, в том числе на соб-
ственное тело и медицинских работников. На эрзац-объекты переносятся и другие пережива-
ния фрустрации - страх и печаль. Хрупкая личность пациента с ее сложными эмоциональны-
ми связями и проблемами таким образом выводится из конфликта.
4. Депрессия. Результатом описанной динамики является:
а) депрессивный страх отторжения, проявляющийся в чувстве одиночества, непонятое -
ти, ненужности;
б) депрессивное чувство беспомощности с переживанием собственной неполноценнос-
ти, упадком духа;
в) депрессивное чувство безнадежности - от апатически-угрюмой покорности до взры-
вов отчаяния с суицидальными попытками.
Психотерапия
Рациональная психотерапия
«Рациональной психотерапией я называю ту, которая имеет своей целью действовать на
мир представлений пациента непосредственно и именно путем убедительной диалектики», -
так определяет эту форму терапии ее основоположник Дюбуа. Сегодня рациональная терапия
является одним из наиболее распространенных подходов в психотерапии больных с сомато-
формными расстройствами.
В рациональной психотерапии используется способность пациента проводить сопостав-
ление, делать выводы, доказывать их обоснованность. Основная терапевтическая мишень
рациональной психотерапии - искаженная «внутренняя картина болезни», основная терапев-
тическая задача - снятие неопределенности, коррекция противоречивости и противоречиво-
сти в представлениях пациента о его болезни. В своем классическом варианте рациональная
психотерапия особенно эффективна для лечения психастеников с болезненными сомнениями
и ипохондрическими расстройствами.
Основными приемами рациональной психотерапии являются: объяснение и разъясне-
ние, включающее истолкование сущности заболевания, причин его возникновения с учетом
его психосоматических механизмов, до этого игнорируемых больным и не включаемых во
«внутреннюю картину болезни», а также логически аргументированная коррекция неверных
умозаключений больного. При необходимости пациента обучают законам формальной логи-
ки. Терапевтическая беседа строится по методу сократовского диалога (майевтика).
Суггестивная терапия
По-прежнему сохраняют свое традиционное значение гипносуггестивные методы тера-
пии психосоматических расстройств. Сравнительно недавно А. М. Кашпировский, 1993 при-
менил эриксоновский гипноз в коллективной форме (в том числе телевизионной) для лечения
соматических расстройств. Бесконтрольное расширение показаний и невозможность обрат-
ной связи с огромной аудиторией привели к неизбежным негативным эффектам, что, к сожа-
лению, послужило дискредитации метода.
Мы в своей практике широко применяли суггестию для купирования психосоматических
расстройств. Приступы психогенной головной боли удается быстро снять с помощью следую-
щих формул внушения.
Внимательно, не мигая, смотрите мне в глаза. Вы чувствуете, как сосредотачиваетесь и
успокаиваетесь. Старайтесь не мигать. Ваш взгляд становится все спокойнее и сосредоточен-
ней. Вы в состоянии сейчас почувствовать малейшее движение воздуха у своего лица. Вы чув-
ствуете сейчас легкую прохладу возле своего лба. Чувствуете, как свежий воздух из приоткрытой
форточки освежает ваш лоб. Лоб становится приятно прохладным. Голова свежеет, проясняется.
Она освобождается от всего мешающего, от всех тяжелых мыслей и забот. Голова становится
свободной и легкой. Голова чистая, ясная, как хрусталь. Свежая, как вода в роднике. Голова
хорошо отдохнула, успокоилась. Мысли текут свободно и легко. Все теперь легко и просто. Все
будет хорошо! Головная боль перестала вас беспокоить. Голова совершенно спокойная!
При неврозе сердца и психогенных расстройствах пищеварения мы использовали следу-
ющие формулы внушения в состоянии гипнотического сна.
Загораете на мягком теплом песке. Голова в тени. Солнце светит слева. Греет вашу грудь.
Ласковое тепло разливается по сердцу. Сердце купается в тепле. Ему тепло и уютно, приятно
и удобно. Сердце спокойное, мягкое, теплое. Работает незаметно, спокойно. В груди тепло и
спокойно. Перестаете замечать работу своего сердца, оно работает автоматически. Вы вполне
полагаетесь на свое сердце, и оно легко, незаметно справляется с привычной нагрузкой. При
любом волнении в груди тепло и спокойно, сердце работает мощно и ровно. Сердце сейчас
успокаивается, отдыхает. Слова лечения надежно защищают его от волнений и забот, от лю-
бых неприятных ощущений. Волнения перестают мешать работе сердца. Реакция спокойная и
уверенная. При любых обстоятельствах сердце работает незаметно. Мелочи, пустяки, кото-
рые раньше принимал слишком близко к сердцу, теперь легко оставлять без внимания.
Солнечные лучи ласкают кожу живота. Кожа становится розовой. Живот мягкий, теплый,
раскрасневшийся, расслабленный. Глотаете глоток приятно горячей, густой вкусной жидко-
«* 131
сил. Приятное густое тепло опускается по пищеводу в желудок. За грудиной и под ложечкой
разливается глубокое внутреннее тепло. Как будто рефлектор включился внутри и разогревает
внутренности. Желудок мягкий, теплый, расслабленный. Сосуды стенки желудка расширены.
Желудок получает дополнительную порцию горячей здоровой крови. Улучшается питание сли-
зистой желудка. Нормализуется выработка желудочного сока. Движения мышц желудка стано-
вятся спокойными, незаметными, безболезненными. Пища в желудке хорошо перерабатыва-
ется и без задержек переходит в кишечник. Желудок работает спокойно и натощак, и после
еды. Любая привычная пища переваривается и усваивается спокойно, незаметно, легко. Нор-
мализуется аппетит. Вид пищи, запах пищи вызывает нормальный, здоровый аппетит.
Глубокое густое тепло разливается по всему кишечнику, по всему животу. Согревается
низ живота, таз. Пища проходит по всему кишечнику свободно, без задержек, без неприятных
ощущений. Пища переваривается и усваивается нормально. За ночь кишечник хорошо подго-
тавливается к стулу. Наутро - регулярный стул, свободный и безболезненный. Кишечник опо-
рожняется легко. При любом волнении в животе тепло и покой.
При лечении больных с невротической одышкой и логоневрозом эффективными оказы-
вались следующие внушения в гипнозе.
Отдыхаете на свежем воздухе. В спокойном красивом месте. Вам тепло и уютно. Щеки
овевает прохладный ветерок. В груди тепло и спокойно. Дышите чистым, свежим, приятно про-
хладным воздухом. Вдох успокаивает. Выдох спокойный. Легко и свободно струится воздух,
приятный и освежающий. Дышится совершенно спокойно, спокойно и непрерывно. Так приятно
струится воздух, совсем свободно, свободно и легко. Дыхание свободное, ровное. На душе спо-
койно и легко. При волнении легко перевести дыхание, дать расслабиться голосовым связкам.
Вдох спокойный и беззвучный. В груди и горле легко и свободно. Речь начинается на выдохе
сразу, льется легко, неторопливо, свободно. Выдох долгий, непрерывный. Вовремя начинается
новый вдох, спокойный и глубокий. При любом разговоре дышится свободно и легко.
Для повышения общего и сосудистого тонуса у больных с гипотонической формой веге-
то-сосудистой дистонии использовались следующие формулы внушения при выходе из состо-
яния гипнотического сна.
Сейчас вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, спокойными. За время лечебного се-
анса ваше тело, ваши внутренние органы и сосуды, ваш мозг, весь организм хорошо отдохну-
ли. Накопился большой запас сил и энергии, выдержки и самообладания, бодрости и опти-
мизма. Этот запас тратится постепенно. Его с избытком хватает до следующего сеанса. Ле-
чебные внушения глубоко, прочно закрепились в памяти. Они действуют очень точно и сильно
при любых обстоятельствах. Надежно охраняют вас от любых неприятностей.
Все время до следующего сеанса сохраняется спокойное, уверенное настроение, бодрое
жизнерадостное самочувствие, хорошая работоспособность, а ночью - глубокий освежающий
сон с приятными, ободряющими сновидениями. Через несколько минут вы легко проснетесь,
как просыпается человек, вполне насладившийся недолгим, но приятным безмятежным отды-
хом. На душе спокойно и легко, большой запас сил и уверенности. Голова свежая, ясная,
чистая. Мысли работают четко, они спокойные и уверенные. Вы легко владеете собой, своими
мыслями, чувствами и поступками. Вам легко поступать так, как подсказывает разум.
Сейчас вы будете мысленно повторять за мной мои слова. В это время нужные ощуще-
ния будут приходить автоматически. Повторяйте. Тело отдохнувшее. Мышцы наливаются спо-
койной силой. Излишнее напряжение уходит само собой. Полный покой во всем теле. Полный
покой на душе. Реакция спокойная и деловая. Сонливость рассеивается. Лоб овевает свежий
ветерок. Лоб становится приятно прохладным. Голова чистая, свежая, ясная. Хорошо отдохну-
ла, успокоилась. Мысли о здоровье, о будущем спокойные и уверенные. Я спокоен. Я уверен.
Я легко владею собой. Силы прибывают. Состояние улучшается. У меня много сил и терпения.
Я верю в свои силы. Я легко начинаю любое дело. И довожу его до конца.
Сейчас я буду считать от 5 до 1. В это время ваше тело будет сжиматься в тугую пружину.
На счет 1 пружина слегка подбросит вас. Вы полностью проснетесь, откроете глаза и легко
сядете. После сеанса никакой сонливости, вялости, тревоги, ничего неприятного незаметно.
Чувствуете себя бодрым, энергичным, уверенным, жизнерадостным человеком. Начинаете
просыпаться. 5 - голова свежеет, проясняется. Мысли спокойные, уверенные. 4 - на душе
большой запас выдержки и самообладания. 3 - тело наливается силой, энергией. Оживает
каждая мышца, каждая клеточка тела. 2 - большой запас бодрости и оптимизма. 1 - ТОЛЧОК!
Проснулись полностью, сонливости нет! Открыли глаза, сели! Отлично.
Аутогенная тренировка
Аутотренинг (АТ) по сравнению с гетеросуггестивной терапией требует более активной ус-
тановки пациента, исключает его зависимость от терапевта. Лечебный механизм аутотренинга
связан с развивающейся в результате мышечной релаксации нейтрализацией стрессового со-
стояния и уменьшением общей тревожности. Выделяют две ступени АТ: низшая (вегетативная
саморегуляция) и высшая (аутогенная медитация, психическая саморегуляция в состоянии транса).
Низшая ступень, АТ-1, состоит из шести стандартных упражнений Шульца, которые вы-
полняются в позе кучера на облучке, полулежа или лежа:
1. тяжесть в конечностях,
Воспользуйтесь поиском по сайту: