Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсессивно-компульсивное расстройство 20 глава




2. Какой из следующих автора впервые акцентировал внимание на развитии чувства «Я» от
инфантильной фрагментарности и хрупкости до цельной и стабильной структуры у взрослого:

А. Пиаже
Б. Эриксон
В. Фрейд
Г. Клейн
Д. Кохут.


3. В психоаналитической теории «Сверх-Я»:

А. абсолютно бессознательно
Б. является механизмом психологической защиты
В. существует для уменьшения чувства вины и стыда
Г. включает сексуальное и агрессивное влечение
Д. включает «Я-идеал».

4. Все следующие утверждения согласно психоаналитической концепции эдипова комплекса
правильны,
кроме:

А. он наступает между фаллической и латентной стадиями
Б. его обычно сменяет идентификация с родителем того же пола
В, он встречается только у детей, предрасположенных к неврозам
Г. он связан с феноменом кастрационной тревоги
Д. он наблюдается как у мальчиков, так и у девочек.

5. Правильные суждения о латентной фазе развития включают нижеследующие, кроме:

А. она начинается после разрешения эдипова комплекса

Б. во время этой фазы обычно возникает идентификационный кризис

В. она укрепляет идентификацию с родителем того же пола

Г. она часто связана с определенным сексуальным осознанием и активностью

Д. она включает более широкие контакты со сверстниками.

6. Диффузия идентичности, описанная Э. Эриксоном, встречается впервые:

А. в младенческом возрасте
Б. в детском возрасте
В. в подростковом возрасте
Г. во взрослом состоянии
Д. в старческом возрасте.

7. Теории развития Э. Эриксона и 3. Фрейда отличаются тем, что:

А. Эриксон считает роль бессознательного минимальной, в то время как Фрейд подчер-
кивает его значение

Б. Эриксон подчеркивает влияние культуральных факторов на индивидуальное психоло-
гическое развитие в большей степени, чем Фрейд

В. Теория Эриксона является бихевиоральной (поведенческой), а теория Фрейда - пси-
хоаналитической
Г. Эриксон отдает большее преимущество структурам «Я», чем Фрейд.

8. Теория К. Юнга включает следующие концепции, кроме:

А. анимус и анима

Б. либидо как сексуальная энергия

В. коллективное бессознательное

Г. архетипы

Д. «тень».

9- 12. Для каждого из описанных пациентов выберите наиболее адекватное психотерапевти-
ческое вмешательство:

А. психоанализ

Б. краткосрочная индивидуальная психотерапия

В. группы встреч

Г. поведенческая психотерапия

Д. семейная психотерапия.


9. У молодой женщины, не страдавшей ранее психическими расстройствами, развивается
страх водить машину после того, как она попала в небольшую автомобильную аварию;

10. У 40-летнего женатого мужчины, преуспевающего предпринимателя с удовлетворитель-
ной семейной жизнью, отмечается сосредоточенность на мыслях о возможной связи с более
молодой женщиной. У него не отмечено психических расстройств в анамнезе и других жалоб.

11. У 16-летней девушки отмечается сексуальная разрядка напряжения. Ее школьная успева-
емость снижается. Симптоматика проявляется параллельно с частыми ссорами между ее ро-
дителями, которые находятся на грани развода.

12. Интеллигентная одинокая женщина 25 лет, сделавшая успешную карьеру, жалуется на
многочисленные неудачи в отношениях с мужчинами, ощущение себя несчастной и желание
«разобраться в своей жизни». Предшествующий опыт индивидуальной психотерапии был от-
части успешным.

Ответы

1. Правильный ответ А. «Я» является посредником между «Оно» личности, которое содер-
жит примитивные влечения, и внешним миром. «Оно» отвечает на внутренние и внешние
стимулы, находя действия или поведение, которое дает максимальное проявление влечениям
в рамках требований «Сверх-Я» и реальной обстановки. Его функции включают восприятие
реальности, регуляцию защитных механизмов, а также установление отношений. «Я» связано
с вторичным процессом мышления (логическим) в большей степени, чем с первичным про-
цессом.

2. Правильный ответ Д. Г. Кохут разработал вариант психоанализа, который оказал боль-
шое влияние на современную психоаналитическую терапию. Он считал, что психическое раз-
витие первично организуется вокруг противоречий развития «Я», особенно в отношении к
взаимодействию с «Я-объектами». Наиболее важным «Я-объектом» в раннем возрасте являет-
ся мать. Фрейдистский психоанализ предполагает последовательность психосексуального раз-
вития, подчеркивающую бессознательные конфликты и влияние сексуального и агрессивного
влечений. Э. Эриксон разрабатывал концепцию о роли культуры и формировании значений
этих влечений на протяжении жизни. М. Клейн является представителем школы психоанали-
за, рассматривающей отношение к объекту, ей принадлежит детальный анализ ранних стадий
отношений матери и ребенка. Пиаже наиболее известен своими работами по изучению раз-
вития интеллекта.

3. Правильный ответ Д. «Сверх-Я» в психоаналитической теории является «вместили-
щем» «Я-идеала» и совести. Оно оценивает поведение, желания и решения индивида - верны
они или нет, хороши или плохи, добродетельны или позорны. Хотя в основном оно бессозна-
тельно, в нем имеются и сознательные элементы. Бессознательный аспект «Сверх-Я» может
вызывать чувство вины или стыда по отношению к желаниям и фантазиям, а не только к по-
ступкам. «Оно» является источником сексуальных и агрессивных импульсов, а «Я» отвечает за
создание механизмов психологической защиты.

4. Правильный ответ В. Согласно психоаналитической теории, эдипов комплекс наблю-
дается у всех детей мужского и женского пола. Он наступает на 3 - 5 году жизни, между
фаллической и латентной фазами. Эта фаза развития связана с развитием эдипова комплекса,
то есть сексуального влечения к родителю противоположного пола и ревности и жестоких
фантазий по отношению к родителю того же пола. В норме эдипово влечение сдерживается у
мальчиков кастрационной тревогой, а у девочек - материнским осуждением и невозможнос-


тью подчинить отца. В обоих случаях это ведет к периоду более выраженной идентификации с
родителем того же пола.

5. Правильный ответ Б. Психоаналитическая теория утверждает, что латентная фаза раз-
вития следует за разрешением эдипова комплекса и предшествует пубертатному и подрост-
ковому периоду. Первоначально считалось, что сексуальный интерес исчезает из сознания во
время латентного периода, но современные клинические наблюдения показывают, что это не
так. Именно в латентной фазе у детей укрепляется идентификация в играх и через связь с
родителем того же пола, а также путем более широкого взаимодействия со сверстниками,
феномен кризиса идентификации обычно связан с подростковым периодом.

6. Правильный ответ В. Эриксон рассматривал течение подросткового кризиса и отметил тот
факт, что во время этого периода развития индивид глубоко вовлечен в процесс интеграции эгои-
дентичности. Идентификация по Эриксону включает преемственность с индивидуальным прошлым,
чувство постоянства, а также целостное ощущение «Я», включающее цели, задачи и стиль жизни
наряду с сексуальной идентификацией. Диффузия идентичности, которая до определенной степе-
ни наблюдается у всех подростков, особенно выражена у подростков с психологическими пробле-
мами, характеризуется чувством неуверенности, беззащитности и бесцельности.

7. Правильные ответы Б и Г. Теории развития как Фрейда, так и Эриксона являются
психоаналитическими и признают роль бессознательного. Однако Эриксон уделяет больше
внимания тому, как влияет на развитие индивида окружающая культурная среда. В соответ-
ствии с более современной психоаналитической теорией Эриксон также отдает преимущество
в своих выводах психологии «Я».

8. Правильный ответ Б. В то время как 3. Фрейд считал, что психическая энергия (либидо)
является по своей природе сексуальной, Юнг оспаривал это, утверждая, что она имеет более
общий характер и не является исключительно сексуальной или чувственной. Юнг считал, что
бессознательное включает коллективное бессознательное, состоящее из национальной и куль-
туральной памяти, преломленной отдельными людьми. Коллективное бессознательное включа-
ет архетипы, которые состоят из врожденных представлений, накапливающихся годами, о таких
фигурах, как мать. Отец и герой. Юнг считал, что все личности содержат как маскулинный (ани-
мус), так и фемининный (анима) прототипы в своей структуре. «Тень» - это термин, обозначаю-
щий животные инстинкты, которые являются следствием эволюции от животных.

9. Правильный ответ Г. Наиболее адекватным методом лечения этой женщины является
систематическая десенсибилизация - одна из форм поведенческой психотерапии. Система-
тическая десенсибилизация используется для лечения классических фобий, но наряду с дру-
гими формами поведенческой терапии успешно применяется и в лечении других психических
расстройств.

10. Правильный ответ Б. Тщательный отбор пациентов является важным аспектом крат-
ковременной психотерапии. На основании психоаналитических принципов психотерапевт пы-
тается отобрать пациентов с интеллектом выше среднего, с высоким уровнем мотивации и
способных мыслить психологически. Также является важной сосредоточенность на основной
жалобе, например, на интересе этого мужчины к более молодой женщине Учитывая, что у
данного мужчины хорошая работа, семейная жизнь, отсутствие предыдущего опыта психоте-
рапии и четко сформулированные жалобы, можно считать кратковременную психотерапию
наиболее адекватным методом. Если в процессе лечения выявятся другие существенные про-
блемы, то может потребоваться более длительная психотерапия.

11. Правильный ответ Д. Семейная психотерапия является методом выбора для этой де-
вочки, поведенческие расстройства которой связаны с нарушением супружеских отношений между


родителями. Индивидуальная терапия, которая может быть направлена на симптомы у девочки,
не сможет ни решить супружеские и семейные проблемы, ни позволить родителям связать по-
веденческие расстройства их дочери с нарушениями супружеских отношений.

12. Правильный ответ А. Эта женщина представляется подходящим кандидатом для пси-
хоанализа. Она описывает наличие довольно длительно существующих проблем в отношени-
ях с противоположным полом. Представляется, что они обусловлены бессознательными кон-
фликтами. Кроме того, она несчастлива в жизни. Так как предшествующая терапия облегчила,
но не устранила симптомы, психоаналитическое исследование является адекватным психоте-
рапевтическим вмешательством.

Рекомендуемая литература

Даулинг С. (ред.). Психология и лечение зависимого поведения. Пер. с англ. - М., 2000.
Каплан Г.И., СэдокБ.Дж. Клиническая психиатрия. Пер. с англ. - М., 1994. Т. 1-2.
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М. - Екатеринб., 2000.
Менделевич В.Д Клиническая и медицинская психология: Практ. руководство. - М., 1998.
Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. Пер. с нидерланд. - М., 1993.
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. - СПб., 2000.
Фрейд 3. Анализ конечный и бесконечный // Моск. психотер. журн., 1996. - № 2. - С. 125-155.
Фрейд 3. Покорение огня. Преходящее // Архетип, 1995. - № 2. - С. 98-103.

Дополнительная литература

Антонян К.М. Бессознательная мотивация преступного поведения// Рос. психоаналит. веста., 1992. - № 2. -

С. 120-130.
Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вести. Мое. ун-та, сер. 14,

Психология, 1995. -№1.
Белкин А. И. Вожди или призраки. - М., 2000.
Белкин А. И. Запах денег: Психологические этюды. - М., 1999.
Бройтмгам В. и др. Психосоматическая медицина: Краткий учебник. Пер. с нем. - М., 1999.
Золотухина О.Н., Кондаков В.С. Художественная психопатология. - Ижевск, 2000.
Калмыкова ЕС. Анализ в кредит: уступка реальности или бегство от реальности //Журн. пракшч, психолога,

2001.-№1-2.-С. 170-184.
Клювер К. Правонарушители и возможность их терапии // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М.,

2001.С. 26-60.

Колесов Д.В. В.И. Ленин: Личность и судьба. - М., 1999.
КолесовД.В. И.В. Сталин: Загадки личности. - М., 2000.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. Пер. слит. - М.. 1999.
Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочки как фактор аддитивного поведения // Вопр. психол.,

1997. -№ 2.
Личко А Е Истерики, рвущиеся к власти (Александр Керенский и Георгий Гапон) // Обозр. психиатр, и мед.

психол. им. В.М. Бехтерева, 1996. - № 3-4.

Личко А. Е. О четырех основах паранойяльной психопатии и паранойяльного развития на примере истори-
ческих личностей (Иван Грозный, И.В. Сталин, А. Гитлер) // Обозр. психиатр, и мед. психол. им.

В.М. Бехтерева, 1996. - № 3-4.
Личко А. Е Подростковая психиатрия. - 2-е изд. - Л., 1985.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - 2-е изд. - Л., 1983.
Маданес К., Маданес К. Тайное значение денег. Пер. с англ. - М., 1999.
Мэй Р. Сила и невинность. - М., 2001.
Ноймар А. Диктаторы в зеркале медицины. Наполеон. Гитлер. Сталин. - Рост. н/Д., 1997.


Потапова В.А Случай клептомании как компромиссного образования эдипова комплекса. // Росс, психоан.

вести., 1993-1994. - № 3-4. - С. 52-56.
Пухова Т.Н. «Ф» - последняя буква: Случай аффективного и мотивационного расстройства личности. // Журн.

пракшч. психолога, 1999. - № 5-6. - С. 219-228.
Россохин А.В. Эротизированный перенос как защита от проявления агрессии к аналитику. // Психотерапия:

от теории к практике. - М., 1997. - С. 75-78.
Сапина Е.А., Соколова В.Е. Особенности детско-родительскихотношений в сектанской семье. //Журн. прак-

тич. психолога, 2000. - № 8-9. - С. 208-220.
Снегирева Т.В. Кража//Моск. психотер. журн., 1996. - № 1. - С.73-94.
Современные проблемы пограничных и адциктивных состояний. - Томск, 1996.
Фромм Э. Бегство от свободы. - 2-е изд. - Пер. с англ. - М., 1995.
Фромм Э. Иметь или быть? - 2-е изд. - Пер. с англ. - М., 1990.
Хассен С. Освобождение от психологического насилия. Пер. с англ. - СПб., - 2001.
Циерпка М. О психодинамике невротически обусловленной клептомании. // Моск. психотер. журн., 1996. -

№1.-С. 95-114.


Глава 10

ЛИЧНОСТНЫЕ
ПОЛОВЫЕ РАССТРОЙСТВА

Половая идентификация представляет собой психологическое состояние, кото-
рое отражает внутреннее ощущение своей принадлежности к мужскому или жен-
скому полу; формируется до 7 лет. Публичным выражением половой идентифи-
кации является половая роль (формируется в 7 - 13 лет).

Сексуальная ориентация означает стремление иметь половую связь с предста-
вителями определенного пола (гетеросексуальная, бисексуальная, гомосексу-
альная ориентация). Психосексуальная ориентация формируется в 13 - 18 лет и
проходит платоническую, эротическую и сексуальную стадии.

Расстройство половой идентификации определяется как устойчивое чув-
ство дискомфорта, связанное со своей половой принадлежностью, или чувство
несоответствия половой роли самоощущению.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...