Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсессивно-компульсивное расстройство 17 глава




Кроме такого симптоматического использования, арттерапия может применяться и пато-
генетически. Так, в терапии творческим самовыражением Бурно, предназначенной


прежде всего для тревожных личностей, самопознание как изучение собственных болезнен-
ных расстройств, особенностей своей личности наряду с познанием других человеческих ха-
рактеров происходит в процессе групповых занятий художественным творчеством параллель-
но с занятиями по типологии характеров. Психотерапевт участвует в группе собственным твор-
чеством, открывая пациентам свою личность, давая образец ее творческого самовыражения и
сопереживания при восприятии произведений искусства.

В. Кречмер развил концепцию своего отца Э. Кречмера о патогенной роли несоответ-
ствия уровней биологического и психологического созревания индивида. Например, причи-
ной невроза может явиться противоречие между биологически зрелыми инстинктами и задер-
жавшейся на инфантильном уровне личностью (сексуально зрелый мужчина, играющий роль
ребенка по отношению к жене и т. п.). Задача разработанной автором синтетической тера-
пии
- определить удельный вес таких биологических и социальных факторов в характере и
психической патологии данного пациента и выбрать соответствующий метод лечения с акцен-
том на биологические социальные или психологические средства. Терапевтическое воздей-
ствие опирается не столько на простое применение каких-либо технических приемов, сколько
на интуицию психотерапевта, творчески использующего богатый арсенал духовных, культу-
ральных и собственно психотерапевтических знаний.

Наряду с упражнениями (физическая и психологическая тренировка, духовная и соци-
альная практика, гипноз и внушение), самопознанием (анализ характерологических проявле-
ний и особенностей) подробно разработаны следующие приемы: свободное фантазирование
в бодрствующем состоянии, воспоминание радостных событий, изобразительное творчество,
созерцание произведений искусства, музыка, пение, танцы, декламация стихов, разыгрыва-
ние драматических произведений (в том числе написанных пациентами).

|

Семейная терапия

При лечении детей и подростков с акцентуациями характера эффективна семейная тера-
пия. Она показана в 3 случаях: когда центральное место принадлежит межличностным про-
блемам в семье; когда проблема ребенка прямо связана с плохим функционированием семьи,
имеющей много трудностей и тягот; когда проблемы ребенка закрепляются семьей.

А. И. Захаров, 2000 начинает семейную терапию с выслушивания родителей отдельно от
детей. Затем он помогает им осознать связь поведения ребенка с психотравмирующей ситуаци-
ей в семье и характерологическими особенностями родителей, в то же время указывает на поло-
жительные моменты в семейных отношениях и в личности ребенка как на терапевтическую пер-
спективу. В разворачивающейся далее дискуссии вырабатывается общая точка зрения на причи-
ны расстройства, способы его лечения, воспитание ребенка. При этом подчеркивается роль
обоих родителей в психотерапии, необходимость тесного сотрудничества с терапевтом. Делает-
ся попытка реабилитировать ребенка в глазах родителей, уменьшить излишнюю строгость и
принципиальность в отношении родителей к нему, добиться предоставления ему большей само-
стоятельности и возможностей для эмоциональной разрядки, игр, движений. Обращается вни-
мание на необходимость единства и последовательности в родительских решениях и устранения
препятствий для эмоционального контакта ребенка с кем-либо из членов семьи.

Совместная психотерапия больного и родителей осуществляется на последующих встре-
чах, когда обсуждается динамика лечебных изменений и отношений в семье. Открыто рассмат-
риваются семейные конфликты, родители и дети прямо высказывают свои мнения. Психотера-
певт, в отличие от родителей, не торопит и не осуждает ребенка, находит у него положительные


качества, одобряет его детскую непосредственность и активность, желание наладить отношения
с родителями. Подчеркивается паритетная роль родителей в процессе терапии. Беседа завер-
шается совместной ролевой игрой-импровизацией, тему которой выбирают поочередно ребе-
нок, родители и терапевт. Используется обмен ролями, что дает родителям и детям возмож-
ность лучше понять друг друга, овладеть навыками руководства и подчинения, психотерапевт же
получает возможность показать родителям образец конструктивного решения конфликта.

Клиническая иллюстрация (собственное наблюдение)

Ц-ская Н.В., 20 лет, находилась в Кризисном стационаре 21 день.

Анамнез. Отец возбудимый, педантичный, жестокий. Родители развелись, когда девочке
было 6 лет. Однако мать регулярно отсылала ее к отцу с отчетом об успеваемости, он бил ее за
малейшую провинность - как правило, по голове; дочь очень боялась его. Мать внушала доче-
ри отвращение к мужчинам, высокомерие к окружающим, ориентировала на социально-пре-
стижные ценности.

Девочка росла капризной, нелюдимой, при обиде громко кричала, рыдала; боялась тем-
ноты, смерти, высоты. В 10 лет во время побоев отца, который бил ее головой о стену, поте-
ряла сознание на несколько минут, затем испытывала тошноту, головную боль. После этого
возненавидела отца, отказалась встречаться с ним.

До 14 лет состояла на учете у детского психиатра в связи с колебаниями настроения, навяз-
чивым желанием броситься с высоты, устрашающими галлюцинациями при засыпании. Эпизо-
дически испытывала состояние транса, когда появлялось неудержимое желание взлететь; раз-
бегалась и приходила в себя, упав на землю. Была склонна к фантазированию, мистике.

С детства занималась в театральных коллективах. По окончанию школы поступила в Щеп-
кинское училище, время проводила в компании студентов, употребляла наркотики, вела бес-
порядочную половую жизнь, оставила учебу. На следующий год поступила в Щукинское учи-
лище. Вступила в связь со студентом, находящимся в конфликте с ее художественным руково-
дителем, который якобы также предлагал ей сожительство и угрожал в случае отказа отчисле-
нием из училища.

Тяжело переживала ситуацию, в связи с колебаниями настроения обратилась к психиат-
ру, принимала антидепрессанты. Находясь с возлюбленным на зимних каникулах в Ленингра-
де, поссорилась с его родителями, приняла 50 таб. амитриптилина, в течение 10 дней находи-
лась в психиатрической больнице.

Вернулась с другом в Москву, подали по ее настоянию заявление в загс о регистрации
брака, готовилась к свадьбе/Против ее брака категорически воспротивился ее художественный
руководитель, в связи с этим вскрыла вены на левом предплечье, по инициативе жениха обрати-
лась к суицидологу в КСПП (кабинет социально-психологической помощи в районной поликли-
нике), получила направление в Кризисный стационар, однако отложила госпитализацию.

Принимала транквилизаторы с недостаточным эффектом. Тяготилась необходимостью
посещать занятия в училище, боялась встреч без свидетелей с художественным руководите-
лем, ссорилась по пустякам с окружающими, устраивала сцены ревности жениху. После оче-
редной ссоры с ним приняла 20 таб. тазепама, в течение недели находилась в ПСО (психосо-
матическом отделении) городской больницы № 1. После выписки по настоянию художествен-
ного руководителя вновь обратилась в КСПП и была госпитализирована.

Соматическое состояние. Рубец от пореза на коже левого предплечья. В остальном без
явной патологии.


Неврологически. Кожная чувствительность повышена, сухожильные рефлексы равномерно
оживлены, грубой очаговой симптоматики не выявлено.

Психическое состояние. При поступлении формальна, недоверчива, малодоступна, по-
гружена в свои переживания. Неохотно соглашается на беседу, держится вызывающе. Крайне
обидчива, склонна к самовзвинчиванию, при малейшем недовольстве разражается взрывом
гнева, угрожает самоубийством. Выдвигает нереальные условия, на которых она согласна на-
ходиться в стационаре. При отказе врача выполнить эти условия с громкими проклятиями,
нецензурной бранью порывается бежать из кабинета. С большим трудом, после инъекции
3,0 мл реланиума внутримышечно успокаивается, дает согласие на стационарное лечение.

Свое суицидальное поведение пытается оправдать тем, что не хочет «просто стать зна-
менитостью» мечтает быть «гениальной», но для этого ей нужна столичная сцена, а из-за кон-
фликта с «этим ничтожеством» (художественным руководителем) она может лишиться этой
возможности. Не может смириться с «грязью жизни», подлостью людей.

Суждения инфантильные, оторваны от реальности, не соответствуют поведению пациен-
тки. Уходит от обсуждения данного противоречия в рассуждательство. Уровень притязаний
резко завышен, все свои неудачи объясняет неблагоприятными обстоятельствами, поступка-
ми окружающих. Коррекция практически невозможна из-за низкого уровня рефлексии, выра-
женной аффективной ригидности, оппозиционной, антиавторитарной установки пациентки.

Психологическое обследование. Во время обследования испытуемая манерна, стремит-
ся произвести благоприятное впечатление. Претендует на своеобразие, оригинальность, де-
монстрирует утонченность и красоту своего внутреннего мира. Бравирует социальной неадек-
ватностью, неприспособленностью к бытовым условиям, отсутствием у себя земных интере-
сов («Ассоль»).

Интеллект испытуемой среднего уровня, мышление конформное, образное, оно ведется
на аффективной основе. В мышлении испытуемой присутствует эстетический критерий, прак-
тически полностью подчиняющий логический. В сочетании с присущей испытуемой высокой
демонстративностью это приводит к тому, что интеллектуальная переработка информации
либо не производится, либо вообще (заменяясь эмоциональной) отсутствует, либо является
неполноценной. Интеллектуальная сфера испытуемой испытывает сильнейшее дезорганизу-
ющее влияние со стороны эмоциональной. Процесс обобщения ведется испытуемой по вне-
шним (зачастую чисто субъективным) признакам. Так же производится образование понятий,
классификация. Таким образом, испытуемая не использует даже наличный интеллектуальный
потенциал, работая ниже доступного ей уровня.

Ведущая сфера испытуемой - аффективная. Эмоции испытуемой слабо дифференциро-
ваны, отличаются дихотомичностью и чрезвычайной силой, все переживания идут на макси-
мальной интенсивности. Этому способствуют присущие испытуемой механизмы самовзвин-
чивания и драматизации, демонстративности. Аффективные проявления отличаются также
ригидностью, плохой переключаемостью.

Испытуемая инфантильна, эгоцентрична, агрессивна. Она отличается большим честолю-
бием, неадекватно завышенным уровнем притязаний. Высокой неустойчивой самооценкой.
Испытуемая некритична к себе, к замечаниям относится с негативизмом, не делает из них
выводов. Прошлые ошибки не учитываются и не вносят коррекции в ее поведение, оценку
себя и своих действий. Вместе с тем испытуемая крайне ранима, испытывает сильную по-
требность в одобрении, восхищении.

Крайне неуспешной представляется сфера контактов испытуемой. Это объясняется как
ее личностными особенностями, так и ее установками в сфере общения. Сильно «портят»


контакты такие черты испытуемой, как высокомерие, эгоцентризм, конфликтность, нетерпи-
мость, неумение и нежелание понять партнера, неспособность к компромиссам. Сложности в
области контактов усиливаются негативизмом испытуемой, недружелюбным отношением к
людям. С лицами своего пола испытуемая вступает в конкурентные отношения. К лицам про-
тивоположного пола предъявляет противоречивые требования: одновременно стремится за-
нять главенствующее положение и защищаемое, оберегаемое. В результате контакты испыту-
емой оказываются конфликтными, формальными, неустойчивыми. Такое положение воспри-
нимается крайне болезненно, во-первых, из-за высокой потребности в эмоциональной под-
держке, во-вторых, из-за наличия у нее рентных установок. Плохое отношение к окружающим
делает затруднительным поиск у них помощи и защиты. В своих неудачах испытуемая обвиня-
ет только окружающих, полагает, что в силу недостаточной тонкости они не способны по дос-
тоинству оценить ее.

Самооправдание испытуемой облегчается наличием у нее сильно развитой системы пси-
хологической защиты. Для испытуемой характерны такие механизмы, как вытеснение, защит-
ное фантазирование, рационализация, сублимация.

Представляет интерес особенность ценностной системы испытуемой. Как наиболее зна-
чимые декларируются духовные ценности. Вместе с тем реально действующей является сис-
тема материальных ценностей, что самой испытуемой не осознается. Система духовных цен-
ностей является дополнительной, необходимой для самопринятия испытуемой. Такая структу-
ра приводит к тому, что испытуемая стремится к достижениям, внутренне не являющимся для
нее актуальными, отвергая внутренне значимые как несущественные.

Не осознавая причины собственной несостоятельности, испытуемая понимает и пережи-
вает неуспешность своей позиции, страдает от невозможности добиться желаемого. Суици-
дальный риск представляется весьма значительным.

Заключение. Суицидоопасная реакция у пограничной личности с чертами истероиднос-
ти, постсуицидальный период, тенденция к хроническому суицидальному поведению.

Лечение. Амитриптилин 25 мг веч., сонапакс 10 мг 3 р. в день, феназепам 0,5 мг дн. и
1 мг веч., реланиум 2,0 мл в/м н/н; групповая психотерапия.

В процессе лечения в первые дни отмечались выраженные колебания настроения, пре-
имущественно с дисфорической модальностью аффекта, в ответ на незначительные небла-
гоприятные изменения актуальной ситуации. Тяготилась пребыванием в стационаре, скучала
по возлюбленному, который отказался от встреч с нею и лечащим врачом. После беседы
врача с художественным руководителем актуальность травмирующей ситуации снизилась,
перестала опасаться исключения из училища.

Стремилась постоянно быть в центре внимания молодых мужчин, конфликтовала с паци-
ентками палаты и медицинским персоналом из-за несоблюдения ею больничного режима, пре-
тендовала на особые условия для себя. Самовольно отлучалась из отделения, возвращалась
поздно ночью, мотивируя это необходимостью бывать на спектаклях, пропускала групповые за-
нятия. Лекарства принимала нерегулярно, копила их, не скрывая этого, «на случай самоубий-
ства». Отмечалась выраженная склонность к псевдологии. После обострения конфликта в палате
настаивала на выписке, угрожая в противном случае выброситься с 7 этажа. В ответ на предло-
женный перевод в психиатрическую больницу пообещала не нарушать больше режима.

Действительно, поведение стало более упорядоченным, прекратились суицидальные уг-
розы, стала мягче, получала поддержку со стороны участников группы, была им очень благо-
дарна за это: «Первый раз, что меня поняли». Выровнялось настроение, считала свое пребы-
вание в больнице больше ненужным, обещала принимать поддерживающую терапию амбула-


торно под наблюдением суицидолога районного ПНД (психоневрологического диспансера),
куда была направлена выписка из истории болезни.

Катамнез: два года. После выписки из Кризисного стационара находилась летом со сту-
дентами училища на сельскохозяйственных работах, вступила в конфликт с администрацией,
пыталась отравиться лекарствами, была стационирована в реанимационное отделение ЦРБ
(Центральной районной больницы). После этого ее жених отказался вступать с ней в брак,
предложил сожительство, на что она согласилась. Конфликт с художественным руководите-
лем также разрядился, увлеклась учебой, успешно снялась в фильме. Во время катамнести-
ческого наблюдения неохотно вспоминает суицидальные эпизоды, уходит от обсуждения сво-
их трудностей, подчеркивает свои достижения.

Анализ наблюдения. Личность пациентки формировалась в условиях межродительского кон-
фликта; свойственная пациентке с раннего детства аффективная возбудимость была усилена пси-
хотравмирующими воздействиями жестокого отца, а также неоднократными травмами головы.

Суицидальное поведение пациентки связано с актуальной для нее ситуацией, в результате
которой оказались одновременно фрустрированными обе ведущие потребности пациентки: со-
циально-престижная и интимно-личная. Суицидальные попытки возникали по механизму транс-
формации гетероагрессии в аутоагрессию. Личностный смысл суицидального поведения опре-
деляется как протест, месть, призыв на помощь; постсуицид следует квалифицировать как ана-
литический (негативное отношение к попытке с сохранением актуальности конфликта).

Повторные попытки самоубийства объясняются неразрешенностью для пациентки актуаль-
ной ситуации, с ее разрешением тенденция к хроническому суицидальному поведению больше
не проявляется, что позволяет расценить ее суицидоопасные реакции как ситуационные.

Выраженная оппозиционность, антиавторитарность пациентки обусловили выбор груп-
повой формы кризисной психотерапии. Кризисная группа обеспечила пациентке столь необ-
ходимую ей эмоциональную поддержку, подкрепила ее неустойчивую самооценку. К сожале-
нию, неадаптивные проявления личности в коммуникативной сфере не позволили пациентке в
полной мере использовать возможности групповой кризисной психотерапии; суицидальные
тенденции на момент ее выписки оставались достаточно актуальными и вскоре реализовались
В то же время изменившаяся позиция пациентки в конфликте помогла ей разрешить травми-
рующую ситуацию, что можно поставить в связь с проведенной терапией.

Как показало катамнестическое наблюдение, несмотря на сохранение патологической
структуры личности, у пациентки наблюдалось определенное повышение уровня социально-
психологической адаптации с достижением успехов в учебно-профессиональной сфере и фор-
мированием адекватной ее возможностям позиции в интимно-личной сфере.

Тесты

Ъ 1. Для личностных расстройств характерно:

А. это легкие расстройств, которые быстро улучшаются при лечении

Б. приводят к незначительным расстройствам адаптации

В. редко причиняют субъективные страдания

Г. обычно проявляются к подростковому возрасту

Д. часто имеют ремиссии до 1 года.

% 2. Психотерапия личностных расстройств затрудняется тем, что характерологические особен-
ности обычно:

А. эгодистонические


Б. эгосинтонические

В. не связаны с конфликтом

Г. трудно идентифицировать

Д. не распознаются значимыми в жизни пациента лицами.

3. Какими из следующих утверждений может быть описано агрессивное поведение:

А. оно обычно проявляется у лиц, подвергшихся насилию в прошлом
Б. оно может быть уменьшено с помощью индивидуальной и семейной психотерапии
В. оно часто связано с алкогольной интоксикацией

Г. его возникновение может быть предсказано при тщательной оценке склонных к наси-
лию лиц.

4. Больные с параноидальным расстройством личности:

А. обычно также страдают паранойей

Б. имеют предрасположенность к развитию шизофрении

В. часто проявляют сверхценную заботу о слабых и беззащитных

Г. обычно ведут себя спокойно и скромно

Д. часто склонны к сутяжничеству.

5. Шизоидное расстройство личности отличается от шизотипическото расстройства личности:

А. отсутствием близких отношений и друзей
Б. сдержанным аффектом
В. избеганием социальных ситуаций
Г. отсутствием нелепостей в поведении.

6. Все следующие утверждения по поводу пациентов с шизотипическим расстройством лич-
ности правильны,
кроме:

А. у них часто отмечается необычное мышление
Б. они часто эксцентричны в поведении
В. становясь старше, они часто заболевают шизофренией
Д. их манера общения часто необычна.
7-11. Подберите правильные определения:
А. шизоидное расстройство личности
Б. уклоняющееся расстройство личности
В. оба
Г. ни одно.

7. Чрезмерная чувствительность к отвержению.

8. Незначительное количество личностных привязанностей.

9. Отсутствие теплых, нежных чувств к другим.

 

10. Обычно наличие эксцентричности в речи и поведении.

11. Низкая самооценка.

12. Все следующие утверждения по поводу лиц с уклоняющимся расстройством личности
правильны,
кроме:

А. они обычно кажутся спокойными при беседе с психиатром
Б. они всегда жаждут привязанности и готовы угодить
В. они требуют безусловного принятия, прежде чем вступить в отношения
Г. в своей работе они обычно стараются не брать на себя ответственности
Д. они чрезвычайно чувствительны к неприятию и неверно трактуют социальные взаимо-
действия.


4 13. Правильные утверждения по поводу антисоциального расстройства личности включают
следующее,
кроме:

А. оно чаще диагностируется у мужчин

Б. симптомы часто начинают появляться в детском возрасте

В. обычные симптомы включают насилие и проблемы на работе

Г. оно определяется у большого числа заключенных

Д. большинство страдающих им совершают серьезные преступления.
14. Какие из следующих поведенческих особенностей характерны для лиц с антисоциальным
расстройством личности:

А. производят впечатление умных при психиатрическом исследовании

Б. объясняют свое поведение благовидными соображениями

В. выравниваются к среднему возрасту

Г. реагируют на короткий курс психотерапии, устанавливающей границы допустимого.
^15. Обсессивно-компульсивное расстройство личности следует дифференцировать со следу-
ющими состояниями,
кроме:

А. депрессии

Б. тревожных расстройств

В. фобий

Г. шизофрении

Д. импульсивного расстройства.
* 16. Всё нижеследующее связано с нарциссическим расстройством личности, кроме:

А. выраженной эмпатии

Б. фантазий на тему величия

В. сознания исключительности

Г. манипулятивного поведения

Д. переоценки собственного «Я».

|, 17. Капризная и требовательная 25-летняя женщина обращается к психотерапевту, заявляя,
что ей скучно и она в отчаянии. У нее в анамнезе на протяжении 5 или 6 лет отмечаются
эпизодические короткие вспышки тревоги и депрессии, несколько демонстративных суици-
дальных попыток, импульсивное и защитное поведение и беспорядочные половые связи. Она
думает, что, может быть, она лесбиянка, хотя большинство ее половых связей было с мужчи-
нами. Она резко обрывала две предшествующие попытки психотерапии, когда сталкивалась с
нежеланием терапевта выписать ей анксиолитики. Исследование психического
состояния по-
казало, что она правильно воспринимает реальность. Наиболее вероятно, что у нее имеется
следующее расстройство личности:

А. параноидальное

Б. истероидное

В. антисоциальное

Г. пофаничное

Д. шизотипическое.

Ответы

1. Правильный ответ Г. Личностные расстройства являются укоренившимися, закосте-
невшими типами восприятия, образа мыслей и отношения к миру. В типичных случаях они


 



15-2499



приводят к стрессу и конфликтам в отношениях, а также нарушению общей адаптации. Основ-
ные личностные черты, характерные для расстройств личности, главным образом, распозна-
ются в подростковом возрасте или раньше и обычно сохраняются на протяжении практически
всей жизни.

2. Правильный ответ Б. При расстройствах личности характерологические черты обычно
эгосинтонические. Это означает, что они редко приводят к субъективным страданиям пациен-
та, что снижает мотивацию изменить себя. Невротическая симптоматика, напротив, пережи-
вается как нежелательное «инородное тело». Характерологические особенности пациента час-
то вызывают страдания у тех, кто вынужден жить с ним. Личностные особенности формируют-
ся, как и невротические симптомы, под действием отношений и конфликтов в ходе развития.
Они становятся частью стиля жизни пациента и его отношения к окружающим.

3. Правильные ответы А, Б, В. Агрессивное поведение, особенно импульсивное и ирра-
циональное, часто встречается при психических заболеваниях. Лица, склонные к насилию,
обычно относятся к культуральным слоям, где поощряется насилие, или воспитывались в се-
мьях, где насилие является обычным. Лица в состоянии интоксикации часто преувеличивают
враждебность окружающих и не могут правильно оценить последствий актов насилия. Повтор-
ные исследования показали высокую корреляцию между алкогольной интоксикацией и агрес-
сивным поведением. Индивидуальная или семейная терапия может помочь разрешить конф-
ликты и изменить рисунок поведения, который приводит к вспышкам агрессивности. Хотя
предшествующие эпизоды агрессивного поведения наряду с другими факторами увеличивают
вероятность насилия, возникновение агрессивного поведения трудно предсказать. Психиатры
часто не в состоянии точно предсказать, способен ли человек совершить акт насилия, и имеют
тенденцию в значительной степени преувеличивать вероятность агрессивных действий.

4. Правильный ответ Д. Для лиц с параноидальным расстройством личности характерна
подозрительность к окружающим и чрезвычайная чувствительность к любой потенциальной
угрозе или несправедливости. Они часто ищут скрытые мотивы или намеки, презирают сла-
бых и очень чувствительны к проявлению силы и доминирования. Они очень щепетильны в
вопросах морали или прав личности и могут сутяжничать. Процент страдающих этим рас-
стройством, у которых в дальнейшем развивается шизофрения, неизвестен, но для них ши-
зофрения и паранойя не являются типичными исходами.

5. Правильный ответ Г. При шизотипическом расстройстве личности отмечается не толь-
ко недостаточность межличностных отношений, но и особенности мышления, внешности и
поведения, начиная с молодого возраста. Эти особенности, эксцентричность и искажения вос-
приятия не являются характерными для шизоидного расстройства личности. При обоих состо-
яниях может отмечаться сдержанный аффект, но при шизотипическом расстройстве личности
аффект также может быть неадекватным. Лица с обоими расстройствами не имеют близких
отношений с другими людьми и чувствуют дискомфорт в социальных ситуациях.

6. Правильный ответ В. Причудливый, необычный и эксцентричный - этими словами
наиболее часто описывают людей с шизотипическим расстройством личности. Это включает
манеру их речи, мышление, внешний вид и способ общения с окружающими. Содержание их
мышления может включать параноидную подозрительность и идеи отношения (но не бредо-
вого характера), а также странные или фантастические убеждения или фантазии (но не галлю-
цинации или инкогерентность - бессвязность мышления). У них редко есть близкие друзья, и
они испытывают выраженную тревогу в социальных ситуациях. Шизотипическое расстройство
личности отличается от шизофрении тем, что при этом состоянии отсутствуют периоды психо-
за любой протяженности или стойкие психотические симптомы. Считается, что это расстрой-


ство чаще встречается среди биологических родственников больных шизофренией первой
степени родства по сравнению с общей популяцией.

7-11. Правильные ответы 7-Б, 8-В, 9-А, 10-Г, 11-Б. Пациенты с уклоняющимся и шизоид-
ным расстройством личности имеют общую черту, заключающуюся в малом числе близких лич-
ностных привязанностей. Однако в то время как шизоидная личность является эмоционально
холодной и отличается отсутствием теплых чувств к людям и безразличием к оценке и критике,
уклоняющаяся личность повышенно чувствительна к отвержению и жаждет внимания и приня-
тия, но не хочет вступать в отношения из страха быть отвергнутой. Не характерна эксцентрич-
ность речи или поведения, что наблюдается при шизотипическом расстройстве личности. Не-
смотря на то, что ни у уклоняющейся, ни у шизоидной личности не бывает большого количества
близких личностных отношений, уклоняющаяся личность субъективно испытывает больше стра-
даний, чем шизоидная личность. Это - ключевая дифференциальная черта.

12. Правильный ответ А. У лиц с уклоняющимся расстройством личности отмечается тре-
вога, во время беседы с психиатром часто очень сильная. В типичных случаях они готовы
угодить, но чрезмерно чувствительны к выражению неприятия. Несмотря на низкую само-
оценку и избегание риска, эти личности жаждут, почти отчаянно, быть в общем социальном и
профессиональном потоке. Однако обычно их отношения нарушаются в связи с их исключи-
тельной чувствительностью к неприятию, и они тянутся к работе в тени. Альянс с психотера-
певтом и тренировка чувства уверенности могут быть полезными для страдающих уклоняю-
щимся расстройством личности.

13. Правильный ответ Д. Антисоциальное расстройство чаще диагностируется у мужчин.
Предшествующие поведенческие нарушения обычно появляются в детском или подростковом
возрасте. Наиболее частые симптомы включают злоупотребление психоактивными вещества-
ми, склонность к насилию и проблемы, связанные с работой, семьей, и сексуальные пробле-
мы. Хотя антисоциальные личности составляют большой процент заключенных, лишь малая
часть лиц с этим расстройством совершает тяжкие преступления. Иногда это расстройство
сглаживается к среднему возрасту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...