Транссексуализм и парафилии
Транссексуализм. Расстройство половой идентификации, проявляющееся в форме
выраженного устойчивого желания избавиться от своих первичных и вторичных половых при-
знаков, приобрести половые признаки противоположного пола и жить и восприниматься как
лицо другого пола.
Распространено больше среди мужчин', у которых в детстве отсутствовала модель поло-
вого поведения, воспитатели поощряли поведение, присущее другому полу; возможно физи-
ческое и сексуальное насилие. В детстве отмечается трансвестизм - переодевание в одеж-
ду другого пола. Возможны пограничное расстройство личности, депрессивные расстройства,
суицидальные тенденции, самокалечение половых органов.
Лечение включает рассмотрение показаний и противопоказаний для хирургического из-
менения пола, на которое нередко импульсивно решаются пациенты в состоянии тяжелого
дистресса или сильной тревоги. Пациенты проходят испытательный срок 3-12 месяцев, в те-
чение которого они постоянно носят одежду другого пола и получают гормональное лечение
(экстрадиол и прогестерон у мужчин и тестовирон у женщин). Адаптацию к новой половой
роли облегчает поддерживающая психотерапия.
Парафилия (греч. рага - отклонение, рпШа - склонность) - сексуальная перверсия,
сексуальная психопатия. Различают извращение полового влечения в отношении его объекта:
(пол, возраст, животные) или способа удовлетворения (онанизм, петтинг, фроттеризм и др.).
различают также истинные и ложные парафилии. Истинные проявляются с начала полового
влечения, являются единственно приемлемыми или предпочтительными.
Выделяют сексуальные девиации - ситуационно обусловленные или транзиторные на-
рушения в период гиперсексуальности. Они могут стать привычными и возобновляться в соот-
ветствующей ситуации, могут развиться в ложные перверсии.
У больных шизофренией, маниакально-депрессивным психозом, эпилепсией наблюда-
ются симптоматические перверсии.
1) Половые извращения в отношении объекта. Описана триада врожденного гомосексу-
ализма (активного у женщин и пассивного у мужчин):
А. с детства имеются соматические особенности другого пола;
Б. транссексуализм и трансвестизм;
В. инверсия либидо (характерна и для ситуационно обусловленных форм гомосексуализ-
ма у активных мужчин и пассивных женщин).
Педофилия- половое влечениям к детям, не достигшим 13 лет (эребофилия - влечение
к подросткам).
Зоофилия (скотоложство) - половые сношения с животными, встречается в сельской
местности; возможно при отсутствии условий для нормальных половых сношений.
Некрофилия - половое влечение к трупам, часто сочетается с гомицидоманией.
Нарциссизм (аутофилия, аутоэротизм) - половое влечение к собственному телу, возни-
кающее при разглядывании его в зеркале; обычно сочетается с навязчивой мастурбацией.
2) Извращенные способы полового удовлетворения:
эксгибиционизм - неожиданное обнажение гениталий перед женщиной с возникновени-
ем сексуального возбуждения и последующей мастурбацией;
вуайеризм (визионизм, скопофилия) - для сексуального возбуждения необходимо под-
глядывание за обнаженными, раздевающимися или совершающими половой акт людьми (ва-
риант - тайный секс по телефону);
фетишизм - половое возбуждение возможно при созерцании определенных объектов
или манипуляции с ними во время коитуса или мастурбации - обычно это предметы женского
туалета, хотя фетишем может служить и определенная часть тела женщины: ноги, грудь и т. д.
фетишистский трансвестизм - надевание одежды другого пола с целью добиться поло-
вого возбуждения в процессе коитуса или мастурбации, ощущая себя и производя впечатле-
ние существа другого пола (после оргазма возникает сильное желание снять одежду);
фроперизм - половое возбуждение и удовлетворение достигаются трением половых
органов о верхнюю одежду женщины;
садомазохизм - сексуальное возбуждение происходит при грубом физическом или пси-
хическом воздействии или унижении партнера или со стороны партнера;
гипоксифилия - странгуляция (удушение) и использование аноксии (кислородного голо-
дания) для усиления сексуального возбуждения;
уролагния - половое возбуждение связано с актом мочеиспускания;
копрофилия - половое возбуждение стимулируется актом дефекации (вариант - копро-
лалия, телефонная скатология - непристойные разговоры, в том числе по телефону).
Сексуальная аддикция
Характерны:
• неспособность контролировать сексуальные импульсы;
• вредные последствия этого поведения, хотя, как правило, сексуальный аддикт это отрицает,
• неуправляемость в других областях жизни;
• усиление частоты импульсов с течением времени;
• симптомы абстиненции при воздержании.
Сексуальные аддикты получают от секса необычно приятные переживания, подъем духа,
несравнимые ни с чем другим в их жизни. Эти чувства помогают им уйти от трудной реально-
сти, т. к. подавляют любые негативные эмоции: обиду, тревогу, печаль. Поэтому сексуальные
аддикты не могут остаться без своих патологических защит, как бы не старались.
Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева, 2000 описывают 4 стадии динамики фазы сексуаль-
ной аддикции:
1. обсессивная стадия с фиксацией на сексуальной тематике;
2. стадия ритуализации с разработкой и реализацией схем аддиктивного поведения;
3. стадия компульсивного сексуального поведения с эпизодами потери контроля;
4. этап отчаяния с суицидальными тенденциями.
Большинство «сексуальных маньяков» - мужчины, страдающие парафилиями, склонные к
промискуитету, компульсивному мастурбированию, гомосексуальности, сексуальному насилию
и инцесту. При обычных же половых контактах резко увеличивается их частота (сатириазис).
У женщин сексуальная аддикция (нимфомания) проявляется в частых опасных половых
контактах с незнакомыми людьми. Обнаруживается следующая мотивация:
- я не имею собственной силы, но могу обольщать сильный пол;
- меня всегда будут бросать, если я не научусь обольщать;
- я обречена на одиночество - физическое или психическое, но в соитии я сливаюсь с
другим человеком;
- мое тело порочно и отвратительно, но когда оно так желанно для другого, мне легче.
Вариантом гиперсексуальности является донжуанизм, для которого характерна частая
смена сексуальных партнеров из-за того, что первый же половой контакт вызывает сильное
отвращение к данному объекту и одновременно - непреодолимое сексуальное влечение.
Инцест
Нередко при парафилиях выявляется абьюз (инцестуозное физическое или сексуальное
насилие) с последующей фантазией, что его удалось бы избежать, принадлежа к другому
полу. Во время абьюза фиксируется связь между половым возбуждением, запретом и болью,
что приводит к формированию защитного поведения, отрицающего любовь. Например, необ-
ходимым условием получения чувственного наслаждения становится причинение боли себе
или партнеру, наличие у него дефекта, насилие, оплата секса или воровство, дистанцирова-
ние с помощью наблюдения со стороны (секс втроем - триолизм) и т. д.
Е. 5. В!ите, 1990 (циг. Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева, 2000) разработала впечатля-
ющий по своей полноте диагностический тест, позволяющий выявить перенесенное в детстве
инцестуозное насилие.
1. Наличие страхов у взрослого человека, к которым относятся страх темноты; страх ос-
таваться ночью спать одному в комнате, кошмары, сновидения, ощущение чувства присут-
ствия кого-то в помещении; обострение в ночное время мыслей о преследовании, угрозе;
ощущение пребывания в ловушке, из которой человек не может выйти.
2. Проблемы в «отношениях» с водой. Повышенная чувствительность к воде; проблемы,
связанные с проглатыванием воды; возникновение неприятного чувства при попадании воды
на лицо во время купания и плавания. Ощущение удушья при попадании воды на лицо. Нали-
чие таких расстройств хорошо запоминается и свободно вербализуется человеком при разго-
воре на эту тему.
3. Изменение ощущения чувства своего тела. Следует обратить внимание на то, в какой
мере человек фиксирует внимание на своем теле, какой имидж тела у него существует. Не
старается ли он одевать себя таким образом, чтобы избежать внимания к себе.
При наличии таких расстройств появляются неуклюжесть и неловкость в походке и в позе;
отсутствие достаточного внимания к себе, проявляющееся в возникновении проблем с одеж-
дой. Такие люди носят на себе большое количество одежды, не соответствующее времени
года. Форма их одежды мешковатая, они испытывают затруднения в частичном снятии одеж-
ды в комнате, при раздевании на пляже, в бане, при отходе ко сну. Они проявляют чрезвычай-
ную требовательность к отсутствию в это время посторонних со стремлением быть незамет-
ными и не обращать на себя внимание окружающих.
4. Стремление быть во всем совершенным (и в хорошем и в плохом).
5. Наличие частых депрессивных состояний, возникающих в связи с отсутствием загру-
женности делами.
6. Частые отрицательные эмоции - такие, как злость и ярость; неспособность пациентов
к распознаванию у себя этих эмоций, их выражению. Интенсивная враждебность по отноше-
нию ко многим вещам, иногда, например, по отношению к группе людей, имеющих общий
признак с человеком, совершившим сексуальную агрессию. К такому признаку могут быть
отнесены возраст, манера поведения, этнические признаки. Может присутствовать враждеб-
ность по отношению к целому полу.
7. Стремление контролировать мыслительный процесс, проявляющийся в медленном,
острожном характере речеобразования.
8. Стремление к дистанцированию, связанное с напряжением.
9. Непонимание юмора и отрицательное к нему отношение. Выраженная серьезность.
10. Ощущение, что за ними наблюдают, присматриваются к ним. Ожидание чего-то нео-
жиданного.
11. Неспособность доверять кому-то, исходящая из предположения, что доверие всегда
небезопасно. Возможна смена недоверия на тотальное доверие, производящая необычное
впечатление.
12. Неприемлемость всего, что связано хотя бы с некоторой долей риска, или, наоборот,
такой человек бросает вызов судьбе и постоянно рискует.
13. Страх потери контроля над собой, над своим поведением, над ситуацией. В связи с
этим специалистами иногда диагностируется у таких людей наличие обсессивно-компульсив-
ного поведения.
14. Стремление контролировать явления, не имеющие сколько-нибудь большого значе-
ния, связанные с желанием просто что-то контролировать.
15. Проблемы вины, стыда и низкой самооценки. Ощущение того, что они ничего не
значат. Этим объясняется высокая оценка малых положительных стимуляций со стороны лю-
дей, сделавших немного, но высоко оценивающихся.
16. Чувство жертвы, приношение себя в жертву. Отсутствие чувства собственной силы.
Субмиссивное (зависимое, подчиненное) поведение. Трудности в установлении границ пове-
дения, связанные с непониманием того, что человек должен и чего не должен делать.
17. Трудности при необходимости сказать «нет», стремление заранее угадать то, чего
хочет человек, созависимость. Страх покинутости, ожидание покинутости.
18. Блокировка памяти на события периода до 12 лет, могущая носить фрагментарный
характер. Например, из памяти «исчезает» образ человека или территории.
19. Ощущение принадлежности к носительству тайны, секрета. Амбивалентность в пове-
дении, выражающаяся, с одной стороны, в стремлении выдать тайну, а с другой стороны,
страх того, что она будет раскрыта. Убеждение в том, что никто не поймет и не выслушает по-
настоящему.
20. Общая скрытность.
21. Чувство, что они сходят с ума, сопровождающееся необычным ощущением нереаль-
ности окружающей обстановки (деперсонализация-дереализация с алиенофобией).
22. Тенденция к созданию фантастических миров и событий, в которых человек приобре-
тает другую идентичность, противоположную прежней по содержанию. Таким образом, в мире
фантазий происходит определенная компенсация, связанная с появлением альтернативной
личности - например, другого пола, не выглядящей жертвой.
23. Отрицание с игнорированием многих явлений (например, неприятных переживаний,
не касающихся сексуальной травматизации, минимизации травматизации), исходящее из того,
что ничего особенного не произошло, все это объясняется игрой воображения и на самом
деле все выглядело по-другому.
24. Подавление нежелательной информации.
25. «Неадекватные», неожиданные отрицательные реакции на события, на человека, на
место. Сенсорные вспышки, во время которых неожиданно, например, во время разговора
или в момент нахождения на улице, человек видит внутренним зрением вспышку света или у
него возникает чувство чего-то знакомого, но времени на распознавание этого явления не
хватает. Сенсорные вспышки повторяются, но значение их никогда не расшифровывается,
смысл ситуации не «схватывается», несмотря на желание разобраться в этом.
26. Трудности в разговоре на сексуальную тему. Асексуальность. С одной стороны, ощу-
щение секса как чего-то грязного с реакцией отвращения на прикосновение к их телу (очевид-
но, это является следствием затруднений в интеграции сексуальности и эмоциональности и
затруднений в разделении сексуальности от агрессивности). С другой стороны, возможно
доминирование насилия с элементами вызывающего и соблазняющего поведения.
27. Способность вступать в сексуальные отношения с незнакомыми представлена в боль-
шей степени по сравнению с неспособностью вступать в интимные отношения. Стремление к
сексу сочетается со стремлением к агрессии, мести и ярости.
28. Сексуализация всех значимых отношений, возникновение эротических компонентов
при отрицательных эмоциях, злости.
29. Сексуальные фантазии с элементами доминирования, насилия.
30. Проблемы с интимностью в широком смысле.
31. Избегание зеркал, отражающе связь со стремлением быть невидимым, недоверие к
воспринимаемому образу себя в зеркале.
32. Возникающее иногда желание изменить имя, фамилию, по-другому себя обозначить.
33. Ограниченная способность переживать положительные эмоции с мыслями типа «Я
никогда не могу быть по-настоящему счастливым и жизнерадостным человеком». Боязнь на-
ступления у себя таких чувств, так как после того, как они проходят, наступает противополож-
ное состояние. Недоверие к состояниям повышенного настроения в связи с их искусственно-
стью, нетипичностью и кратковременностью.
34. Тихая, незаметная манера поведения, стремление не обозначать себя громкими зву-
дми во время сексуальной активности, смеха, плача, разговора. Стремление управлять своим
•олосом. Такие лица говорят настолько тихо, что их трудно услышать.
35. Наличие чувства раздвоения и мира фантазий, в котором они выступают в другой
ли. Перенос в реальный мир другой идентичности. Наличие других паттернов поведения,
пример, во время отпуска в незнакомой обстановке.
Психодинамика
Современные теоретические модели парафилии трактуют парафильное поведение сле-
дующим образом. Эгодистонические формы укладываются в обсессивно-компульсивное по-
ведение. Стереотипные парафильные реализации с характерным эмоциональным эффектом.
(непреодолимое напряжение - импульсивная разрядка без борьбы мотивов с чувством удо-
вольствия) относят к адциктивному поведению. Этологическая модель проводит аналогию па-
рафилии с поведением животных, объясняет парафильное поведение фиксацией филогенети-
ческих механизмов или регрессивным возвратом к ним.
Психоаналитическая модель интерпретирует парафилии как задержку психосексуально-
го развития - недифференцированную «полиморфно-извращенную стадию» (3. Фрейд) как
результат фиксаций. Фелляция (оральный секс на мужчине) и куннилингус (оральный секс на
женщине) рассматриваются как оральная регрессия, предпочтение позы наездницы - как
маскулинная тенденция к власти, анальный секс - как анальная фаза или гомосексуализм.
Фрейд считал мазохизм вторичным, рассматривал его как поворот первичного садизма про-
тив Я в результате чувства вины, вызываемого суровым Суперэго. Он связывал развитие дан-
ного расстройства с женским стереотипом пассивного и рецептивного, отзывающегося пове-
дения.
Неразрешенный эдипов комплекс тормозит идентификацию с агрессором - родителем
своего пола и тем самым нормальную половую идентификацию; в результате возникает иден-
тификация с родителем противоположного пола или выбор неадекватного объекта для либи-
до. Формируется патологический канал для сексуальных и агрессивных тенденций, которые
не должны включаться в основное половое поведение. Извращенное сексуальное удовлетво-
рение избавляет от страха кастрации со стороны отца и разлуки с матерью.
Эксгибиционизм и вуайеризм связаны с фиксацией на гениталиях (собственных и дру-
гих) из-за страха кастрации. При этом жена эксгибициониста обычно доминирует, замещая
мать, к которой больной в детстве был слишком привязан из-за невозможности идентифици-
роваться с чрезмерно авторитарным отцом. Демонстрация пениса женщине (обычно девочке
или девушке) в качестве фаллического символа силы и изначального превосходства своего
пола служит компенсацией испытанного в детстве чувства неполноценности и унижения.
Фетишизм - защита от коитофобии смещением либидо на неподходящий объект. Педо-
филия и сексуальный садизм - потребность доминировать для компенсации своей беспо-
мощности в период эдиповой фазы. Сексуальный мазохист преодолевает страх перед болью,
демонстрируя свою невосприимчивость к ней.
Г. Аммон, 1995 разделяет патологическое сексуальное поведение на деструктивное и
дефицитное. Деструктивная сексуальность характеризуется отщеплением от аспекта идентич-
ности, контакта и партнерства. Она не обладает аффективным моментом сексуальной встречи
и может служить средством для достижения несексуальной цели. Ее варианты: садомазохизм,
эксгибиционизм, фетишизм, проституция и т. п.
Дефицитная сексуальность выражается в форме импотенции, фригидности или отказа
от секса. Она связана с интимофобией, нарциссизмом и дефицитной агрессией. Последняя
проявляется в отсутствии потребностей, интересов и задач, пассивным уединением от людей
и вещей с чувством внутренней пустоты и скуки, вины, уступчивости, неспособности к уста-
новлению контактов.
При гомосексуализме, транссексуализме и трансвестизме имеется идентификация с ро-
дителем противоположного пола. Сильное влияние оказывает симбиотическая связь с мате-
рью у мальчиков и слабость или отсутствие отца, что затрудняет формирование адекватной
половой идентификации. При этом отец может спасаться от доминирующей жены бегством в
работу или алкоголизм, может откупаться от жены ребенком в качестве игрушки. В свою оче-
редь, жена может позволять мужу инцестуозное отношение к дочери, чтобы получить возмож-
ность отойти в сторону.
Психотерапия
Направлена на формирование у пациентов адекватной самооценки. К. Дернер и У. Плог,
1997 применяют позитивное переформулирование:
• эксгибиционизм - решение проблемы чуждости, дистанцирования, устранения утаивания;
• фетишизм - символическая игровая любовь к другому как к объекту и устранение идео-
логии партнерства;
• садомазохизм - безусловность взаимного обращения друг к другу, роскошь реального
времени и устранение идеологии гармонии прикладного значения любви;
• копрофилия - устранение барьера отвращения;
• педофилия - устранение возрастного барьера;
• геронтофилия - устранение идеологии молодости и красоты.
После осознания больным потребности, которую он реализует патологическим образом,
осуществляется поиск приемлемых путей ее удовлетворения.
0. Ф. Кернберг, 1998 видит задачу лечения перверсии в том, «чтобы освободить инфан-
тильную полиморфную перверсную сексуальность из ловушки, в которую ее заключила окру-
жающая психопатология. Необходимо достигнуть такого положения, при котором полиморф-
ные перверсные инфантильные фантазии и опыт пациента выразились бы в контексте глубо-
ких объектных отношений, где нежность и эротика соединились бы и неизбежно соединились
бы также эротика и агрессия, проявились бы наиболее глубокие конфликты относительно эди-
повой ситуации и кастрационной тревоги.
При эксгибиционизме, вуайеризме, фроттеризме, садизме, фетишизме применяются
также аверсионные методы - например, многократная мастурбация с использованием фети-
ша, пока тот не перестанет вызывать возбуждения вследствие насыщения.
Групповую терапию применяют при мазохизме, фроттеризме и педофилии (в последнем
случае - в стационаре), на фоне лечения литием, финлепсином, сонапаксом, бромкамфарой.
Назначают также антиандрогенные препараты, например ципротерон-ацетат (андрокур), бло-
кирующий сперматогенез и тормозящий половое влечение у мужчин.
При аналитическом лечении сексуальной аддукции, в основе которой обычно лежит ан-
гедония, надо быть готовым к развитию депрессии из-за ослабления в ходе анализа эротизи-
рованных защит. В этих случаях приходится временно назначать антидепрессанты.
Клинические иллюстрации
(из публикаций автора в «Спид-Инфо»)
Всевидящее око
«Рискнула написать в вашу газету, чтобы хоть как-то восполнить опустошение. Расска-
зать об этом кому-то я не могу, а переживать все это в себе больше нет сил.
Я врач. Мой муж, программист по образованию, несколько лет назад занялся ремонтом
компьютеров. Стали жить в некотором достатке. Недавно мы купили хорошую пятикомнатную
квартиру, сделали евроремонт. Вернулся из армии сын Вадим (конечно, его зовут иначе),
тоже занялся отцовским бизнесом. Потом открыл с приятелем магазин, где стал торговать
видео- и другой техникой. Жил он с нами, копил деньги на собственное жилье. От помощи
отца категорически отказывался, говорил, что всего добьется сам. Дочка готовилась поступать
в медицинский. В общем, наша жизнь была безбедной и совершенно обычной.
Всю эту «нормальность» я воспринимала как тихое счастье и всегда благодарила судьбу.
Пока однажды все это не превратилось в какое-то безумие.
Было утро. Я возвращалась с суточного дежурства. Сын был в поездке, муж и дочь к этому
времени должны были уйти, так что я не надеялась застать кого-то дома и мечтала поскорее лечь
в постель. Войдя в квартиру, я услышала шум телевизора в комнате Вадима. Я обрадовалась
возвращению сына и пошла поздороваться с ним. Чтобы сделать свое появление неожиданным,
Я осторожно подошла к его двери и слегка приоткрыла ее. Конечно, в нашей семье не принято
входить без стука, но мне хотелось сделать сыну приятное, тем более, что в прихожей я не
увидела чужих вещей и была уверена, что он просто отдыхает с дороги.
Когда я заглянула в комнату, я увидела Вадима, лежащего на диване перед телевизором.
Он был совершенно голый и, раздвинув ноги, онанировал, глядя на экран. В первую секунду
мне стало ужасно стыдно, я хотела тут же закрыть дверь и уйти, но у меня подкосились ноги,
когда я увидела, что смотрел сын по телевизору. На экране мужчина и женщина занимались
любовью. Снято было сверху, как будто с потолка. Приглядевшись, я с ужасом узнала в мужчи-
не своего мужа, а в женщине саму себя. Это была наша спальня, наша кровать, было слышно
все, что мы с мужем говорили друг другу, как я стонала...
Я закрыла дверь и вышла на улицу. Стыду и отвращению не было предела. Я не знала,
как вести себя, что делать. Как вернуться домой и как посмотреть сыну в глаза. В моей голове
раз за разом прокручивалась эта гадкая сцена.
Когда я вернулась домой, сына уже не было. За книгами в шкафу я нашла несколько
видеокассет. Я смотрела на экран и боялась сойти с ума от увиденного. Потом пошла искать
скрытые камеры. Они были установлены по всей квартире. Две из них, в ванной и туалете, я
нашла в вентиляционных вытяжках, в спальне - в декоративном подвесном потолке, в комна-
те дочери - над книжной полкой... Я увидела, как моя дочь моется и мастурбирует, как она
занимается сексом со своим парнем. Потом я увидела, как занимается онанизмом мой муж.
Это казалось галлюцинацией. За какие-то минуты я потеряла в душе самых дорогих мне лю-
дей. Сама себе я казалась грязной извращеннкой, когда смотрела все это.
Одна мысль о том, что все это может открыться, приводила меня в оцепенение. Един-
ственное, что я могла сделать - уничтожить камеры и кассеты.
...Вадим конечно же все понял, когда обнаружил пропажу кассет. Он снял квартиру, бы-
вает у нас редко, иногда звонит. Недавно сказал, что собирается жениться. Он так и не знает,
17 - 2499
кто уничтожил камеры. Муж и дочь даже не подозревают о случившемся, а я пытаюсь забыть,
но всякий раз вспоминаю весь этот ужас и повторяю про себя одну и ту же фразу: «Господи,
это не может быть правдой!»
Комментарий. Табуированное и потому сверхценное значение секса у женщины-врача
можно объяснить наличием сурового Суперэго. Она защищается от него моральным осужде-
нием секса, чувствами отвращения и стыда, магическим уничтожением «улик», молитвой с
отрицанием реальности, завесой тайны вокруг секса, провоцирующей обнажить его. Обнару-
живаются три круга подглядывания. В первом находится сын, во втором мать, подглядываю-
щая за сыном и с его помощью - за остальными членами семьи. В третий круг приглашаются
читатели (на миру и смерть красна). Суперэго вначале убило в этой женщине здоровый секс
и восприятие близких как сексуально полнокровных, живых людей. Теперь в ее душе пусто-
та, т. к. падшие ангелы изгнаны из рая. Осталось одно всевидящее Око.
Ай-яй-яй, компания!
«В групповуху меня затащила моя подруга Ирина. Я тогда была совсем наивная девочка,
поначалу даже испугалась. Но Ирка подбодрила: «Ничего, будешь пока «гляделкой», понра-
вится - включишься, никто насильно тащить не будет...» А я включилась с первого захода.
Правда, сначала смущалась, но ребята оказались все такие милые...»
- Групповуха, групповой секс. Что заставляет людей искать иные формы сексуального
удовлетворения взамен интимной близости двоих, созданной самой Природой?
- Дело в том, что группа по сравнению с одним человеком дает чувство единения с
какой-то общностью. Это уже большая семья, большое МЫ. Здесь свои теплые отношения,
тут никто никому ничем не обязан. Здесь нет зависимости от человека, но есть зависимость от
секса. Партнеры, как дети, объединены одной игрой и никакие другие отношения от нее не
отвлекают.
- Но о каких теплых чувствах можно говорить, когда речь идет просто о компании подро-
стков, которые после вечеринки обмениваются своими подружками? Или десяток парней с
тремя «коллективными давалками» развлекаются в подвале? Тоже семья?
- Вы путаете разные вещи. Групповой секс - это не просто много людей, занимающихся
сексом сообща. То, о чем вы говорите, - обычные пьяные оргии, насилие или дешевая про-
ституция. А в групповом сексе люди действительно живут как одна большая семья. Отношения
здесь довольно длительные, но группа собирается только для секса, он их сближает и объеди-
няет. Трагедия людей, занимающихся групповым сексом, в том, что они попадают в сильную
зависимость от этого наркотика, особенно женщины.
- Почему именно они?
- Мужчина свою половую энергию легче может «перегонять», сублимировать в иную фор-
му деятельности или времяпровождения. У большинства женщин на первом месте ценность
любви. Так вот: если алкогольные компании создают мужчины, то секс-группы - женщины! И в
моей врачебной практике не было случая, когда мужчина попал бы в столь же сильную зависи-
мость от группового секса, в какой оказывалась женщина. В один половой акт вовлекаются сразу
несколько человек, мозг получает многочисленные импульсы из разных эрогенных зон одновре-
менно, женщине после такого трудно удовлетвориться ласками одного партнера.
«Мы собирались довольно часто. Ощущения каждый раз бывали восхитительными. Труд-
но передать, что я испытывала, когда меня ласкали одновременно и мужчина, и женщина. Они
все такие разные, и у каждого есть что-то свое, своя изюминка...»
- Так групповой секс опасен абсолютно для всех?
- Я не стал бы этого утверждать. Все зависит от человека. Но групповой секс - это
потенциальная опасность для любого, потому что мы недостаточно хорошо себя знаем. И не
узнаем, пока не попробуем. А вот то, что существует много людей, предрасположенных к
фупповому сексу, - это факт. Сексоголики. Чем-то сродни алкоголикам. У них и схожий сте-
реотип поведения - «грешу и каюсь», и та же уверенность, что можно бросить в любой мо-
мент, и та же непреодолимая тяга.
Для игры в Большой Секс нужен человек с подростковым восприятием, не развившийся
в самостоятельную личность. Он может быть очень образованным, культурным, но не разви-
тым в интимно-личном плане. Именно таких людей и толкает в секс-группу.
В такой группе есть своя структура, свое «ядро». Есть координатор, человек наиболее
авторитетный в компании. Не обязательно самый темпераментный в сексуальном плане. Это
своего рода Отец. Он назначает время и место, распределяет роли, с ним советуются, когда
хотят привести новичка. Есть женщина - Мамочка, создающая уютное, домашнее настрое-
ние. Обязательно существует Принцесса - самая сексапильная, заводная. И конечно, ее муж-
ской аналог, неутомимый бычок-производитель, Мачо. Остальные на второстепенных ролях.
Когда в группу приводят новенького, его опекает и ведет это «ядро».
- Если человека затягивает, можно ли его вытащить?
- Только в том случае, если он сам хочет поменять свой образ жизни. Важно найти новое
увлечение. Недавний пример. Молодая, очень симпатичная девушка. Приехала в Москву. По-
• чти никого здесь не знала. Подружки втянули в групповуху. А она явно не создана для этого,
хотя очень темпераментная. У нее вскоре началась сильная депрессия, развилось кризисное
состояние. Она попала ко мне на ранней стадии. Я помог ей сменить среду. До групповухи она
увлекалась живописью, джазом, и я постарался найти ей друзей со сходными интересами.
Правда, приятели из группы пытались завлечь девушку обратно. Но теперь я за нее спокоен.
Человеку помочь не так уж трудно, если он сам этого хочет.
Сладкая смерть
Знаменитую американскую танцовщицу Айседору Дункан задушил собственный автомо-
биль, намотав на свое колесо ее слишком длинный шарф. Что она испытывала в эти после-
дние секунды?
Ежегодно в мире около тысячи человек умирают от так называемого скарфинга (от англ,
шарф). Речь идет о самоповешенных во время мастурбации женщинах и мужчинах. Нет, они
не хотят покончить с собой, а стремятся лишь к «легкому удушению», накидывают петлю для
того, чтобы получить особое удовольствие. Дело в том, что в сексуальном фольклоре бытует
некий миф, что прекращение в момент оргазма притока крови к мозгу многократно увеличи-
вает чувство экстаза. К сожалению, иногда петля затягивается сильнее, чем было запланиро-
вано. И тогда из-за помрачения сознания жертва уже не в состоянии развязать свою удавку, с
которой «занималась любовью».
В моей практике суицидолога мне не раз приходилось сталкиваться с самоповешением,
но один случай стоит особняком. Парень поспорил с девушкой, что сумеет сам выбраться из
петли и повис на веревке, привязанной к трубе водяного отопления. Спор он проиграл, но
краснеть перед девушкой ему пришлось по другой причине: она подумала, что он обмочился
со страха. Этот парень и озадачил меня впервые вопросом: какая связь между удушением и
оргазмом?
В головном мозгу находятся два центра эякуляции: корковый и подкорковый. Корковый
центр обеспечивает сознательный контроль, например, когда надо оттянуть наступление или
уменьшить проявления оргазма. Подкорковый центр вместе со спинномозговым включает
семяизвержение, которое уже не остановить.
Корковые клетки сложнее и чувствительнее к недостатку кислорода, чем клетки подкор-
ки. Поэтому при удушении корковый центр оргазма отключается первым. В результате под-
корковый центр растормаживается, уровень сексуального возбуждения повышается.
К тому же сдавливаемые веревкой сонные сплетения бомбардируют мозг болевыми им-
пульсами. Мозг реагирует на нехватку кислорода и боль противошоковой терапией - выбро-
сом внутреннего морфия, эндоморфина. Экономная природа, однако, использует это же сред-
ство и для подкрепления такого богоугодного дела, как размножение: сладострастные ощуще-
ния во время сексуальной разрядки также обеспечиваются эндоморфином. Шок и сексуаль-
ное возбуждение поджигают эту свечу с обоих концов.
Но это еще не вся хитрость. Ни один самый осторожный предохраняющийся любовник не
сосредоточен так на приближении оргазма, как скарфингер. От страха полностью потерять са-
моконтроль он максимально сосредоточен на своих ощущениях, и это обостряет их до предела.
Вы спросите, а как насчет мазохизма у скарфингеров? Да, использование мучительных
ощущений для получения оргазма характерно все же для мазохистов. Какую-то роль здесь
может играть случайное совпадение неприятных ощущений и сексуального возбуждения, ведь
у впечатлительного ребенка условный рефлекс вырабатывается за один раз. Возможна и на-
следственная предрасположенность к данному психосексуальному типу.
Чем еще отличаются скарфингеры? Потребность в сексуальном допинге и аутоэротичес-
кие тенденции вместо партнерской любви говорят о незрелости их половой сферы. Извест-
ный авантюризм, тяга к риску свидетельствуют о подростковом уровне личности, когда важ-
нее всего «что я могу» и ценится больше сила, а не качество чувств и ощущений. Ценность
собственной жизни при этом еще недостаточно осознана и стоит ниже, чем чувственное удо-
вольствие.
Такой комплекс обычно бывает у юношей и девушек, «недоласканных» в детстве, которых
тянет в кайф, балдеж, расслабуху - в нирвану материнской утробы. Назад - в то время, когда
они были счастливы! Кстати, не родились ли они с обвитием пуповины, роль которой потом
выполняет шарф?
Тесты
1-4. Обозначьте следующее:
А. внутренняя половая идентификация
Б. полоролевое поведение
В. полоролевая идентификация
Г. сексуальная идентификация
Д. сексуальный стереотип.
7. Внутренний опыт сексуальных стимулов и самообозначения.
2. Внутреннее убеждение в том, что данный человек является мужчиной или женщиной.
3. Самооценка личностью психологических маскулинных и фемининных черт.
4. Объективный рисунок сексуального поведения.
5. Правильные утверждения по поводу фетишизма включают следующие, кроме:
А. он встречается у лиц как с гомосексуальной, так и с гетеросексуальной ориентацией
Б. он встречается как у мужчин, так и у женщин
В. он обычно включает неодушевленный объект
• Г. он часто связан с мастурбацией
Д. он часто сочетается с другими перверсиями.
6. Все следующие утверждения по поводу фетишистского трансвестизма верны, кроме:
А. он встречается у мужчин-гомосексуалистов
Б. отмечаются сексуальное влечение и возбуждающие фантазии, связанные с переоде-
ванием в одежду противоположного пола
В. мастурбация часто связана с фантазиями на тему сексуальной привлекательности при
переодевании в женскую одежду
Г. расстройство часто начинается в детском или подростковом возраст