Тематический план лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий (лабораторный практикум)
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский Гуманитарно-Юридический Университет
Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин
Утверждаю
Проректор-директор
Высшей школы
_______________ Мукатаева Л. К.
" ____" _________ 20___ г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МОДУЛЯ ДИСЦИПЛИН
История Казахстана. Этнокультурные процессы с XI века до наших дней_____________ IK 1101 ______________________
(шифр модуля)
_______________ общий обязательный модуль ______________________
(тип модуля )
5В050900 - Финансы___________________________________
(уровень модуля (ВА), шифр специальности)
Количество кредитов 2
Форма обучения очное
Семестр 2
Количество обучающихся _____________
Астана 2012 г.
Ответственный за разработку учебно-методического комплекса модуля дисциплин:
Акылбаева И. М., к. и. н., ак. профессор
________________________________________________________________
(ученая/академическая степень, ученое звание, должность Ф. И. О. )
Обсужден на заседании кафедры __________________________________
(наименование кафедры)
Протокол № _______ от «____»______________20__ г.
Зав. кафедрой ________________ «____»____________20___ г.
(подпись)
Одобрен УМС Высшей школы _____________________
(наименование высшей школы)
Протокол № ________ от «_____»_____________20__ г.
Председатель ________________ «____»____________ 20___ г.
Дата обновления «____»____________ 20___ г.
|
|
КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор-директор
Высшей школы
«______» ____________ 20__ г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(syllabus)
Наименование дисциплины модуля «История Казахстана. Этнокультурные процессы с XI века до наших дней»
Всего ___2__ кредита
Курс ___1___
Семестр _2_________
Лекции __20__ часов
Практические, семинарские__10__ часов
Лабораторные занятия _______ часов
СРСП __15____ часов
СРС _45__ часов
Рубежный контроль ______2_____
Трудоемкость ____90____ часов
Экзамен _2___ семестр
А С Т А Н А – 2012 г.
Сведения о преподавателях и контактная информация:
Акылбаева Индира Муратовна, кандидат исторических наук, ак. профессор. Кыргызский государственный, национальный университет. Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин каб. 413., тел. 70-30-52
Научно–исследовательские интересы: этносоциальные процессы и конфликтология.
Владение языками: казахский, русский, английский и немецкий языки.
Пререквизиты:
Для освоения изучаемой дисциплины необходимы знания по всемирной истории, истории Казахстана, философии, географии, историографии, социологии, политологии, этнологии и этнографии. Изучение истории Казахстана позволяет выявить исторические процессы, сформировать этническое сознание, сохранить культуру и традиции и определить свое место во всемирной истории.
Описание содержания дисциплины модуля:
С момента обретения независимости Республикой Казахстан перед обществом встала задача освободить отечественную историю от искажений. Одной из актуальных проблем современной исторической науки выступают проблемы познания этнокультурных процессов. В современной научной литературе имеют место альтернативные по вопросам этнической истории, этнической территории, этнокультурных взаимодействий в Казахстане. Поэтому одним из серьезных, требующих научного подхода в процессе своего изучения является вопросы этнокультурного развития Казахстана с древнейших времен до наших дней.
Цель дисциплины:
Раскрыть сущность и взаимообусловленность исторических процессов. Не случайно одна из самых распространенных латинских пословиц гласит: «Historia est magistra vitae» - «История – учитель жизни».
Исследование проблем этнокультурных процессов с эпохи средневековья до наших дней и определении современных научных критериев их изучения.
Задачи дисциплины:
История решает целый ряд задач, без которых невозможно формирование гражданина и специалиста высокой квалификации:
1. гносиологическая – дать знания о прошлом Отечества;
2. аксеологическая – сформировать чувство непосредственного участия в истории;
3. праксеологическая – выработать способности самостоятельного анализа и оценки исторических явлений;
4. прогностическая – уметь предвидеть будущие события, определить свои действия. Невозможно быть гражданином Республики Казахстан без знания собственной истории. Чтобы успешно изучать ее необходимо знать основы философии, общей истории, географию, уметь работать с историческими сочинениями, документами;
Предметные компетенции:
Изучение истории Казахстана позволяет студенту выявить исторические процессы, сформировать этническое сознание, сохранить культуру и традиции и определить свое место во всемирной истории. Невозможно быть гражданином Республики Казахстан без знания собственной истории.
Надпредметные компетенции:
Дисциплина модуля «История Казахстана. Этнокультурные процессы с XI века до наших дней» составляет основу теоретической и общемировоззренческой подготовки студента в соответствии с его специализацией в области туризма, менеджмента, учета и аудита финансов.
Тематический план лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий (лабораторный практикум)
Наименование модуля: История Казахстана. Этнокультурные процессы с XI века до наших дней.
Наименование дисциплины модуля: История Казахстана. Этнокультурные процессы с XI века до наших дней.
| |
№
тем
|
Лекционные занятия
| Семинарские, практические занятия
| |
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
|
Объем в часах
|
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
|
Объем в часах
| |
|
Введение в историю Казахстана.
1. 1. Предмет и задачи истории Казахстана. Периодизация и хронология.
1. 2. Источники по истории Казахстана.
Историография истории Казахстана.
|
1 час
|
Введение в историю Казахстана.
1. 1. Историиография истории Казахстана досоветского и советского периодов. Подготовить аннотацию одной научной работы.
1. 2. Историография истории Казастана периода суверенитета. Подготовить аннотацию одной научной работы.
| 1 час
| |
|
|
Доисторический период в истории Казахстана.
2. 1 Общая характеристика камня. Антропогенез и социогенез.
2. 2 Эпоха бронзы. Зарождение номадизма как типа цивилизации.
2. 3 Культурогенез. Искусство позднего камня и эпохи бронзы.
| 1 час
|
Первобытнообщинный на территории Казахстана.
2. 1. Археологические памятники эпохи камня и бронзы (работа с контурной картой).
2. 2. Формы хозяйства древних насельников эпохи камня. Подготовить сравнительно-сопоставительную таблицу форм хозяйства эпохи камня.
2. 3. Первобытное искусство. Подготовить иллюстрации первобытного искусства и прокомментировать.
| 1 час
|
|
Племенные союзы и государственные образования эпохи раннего железа.
3. 1. Политическая история и общественный строй сакского племенного союза.
3. 2. Усуни и кангюи.
3. 3. Гунны на территории Казахстана и их место в мировой истории.
3. 4. Культура и хозяйство государств раннего железного века.
| 1 час
| Племенные союзы эпохи раннего железа.
3. 1. Археологические памятники раннего железа: саки, усуни, канглы. Воссоздать картину эпохи саков, усуней, канглы на примере одного археологического памятника Казахстана.
3. 2. Гунны в истории Казахстана. Великое переселение народов: причины, этапы, изменения в этнической карте. Составление направлений миграций гуннов с их характеристикой.
3. 3. Роль Великого шелкового пути в истории Казахстана. Нанести на карту направления Великого шелкового пути на территории Казахстана с анализом этнокультурных ценностей (материальная и духовная культура).
| 1 час
| |
|
Государства раннего средневековья VI – X веков.
4. 1. История Тюркского и Западнотюркского каганатов.
4. 2. История тюргешей.
4. 3. Карлукский каганат.
4. 4. Государство Караханидов.
| 1 час
|
Тюркские государства VI –XII вв. и этнокультурные процессы.
4. 1. Завоевание арабами Южного Казахстана. Распространение ислама в Казахстане. Обозначить на контурной карте основные битвы арабской экспансии.
4. 2. Памятники тюркской письменности. Работа на доске, сравнение орхона-енисейского и таласского письма.
4. 3. Тюркский ренессанс на территории Казахстана. Анализ памятников материальной и духовной культуры.
| 1 час
| |
|
Тюркские государства X- XII веков на территории Казахстана. Тюркский этногенез.
5. 1. Этнические и социально-экономические процессы на территории Казахстана до монгольского нашествия.
5. 2. Государство огузов.
5. 3. Кимекская и кыпчакская государственность.
5. 4. Исламский ренессанс в тюркскую эпоху.
| 1 час
| -
| -
| |
|
Казахстан в период монгольской империи ( XIII –первая половина XV веков).
6. 1. Завоевание монголами территории Казахстана. Формирование улусной системы.
6. 2. История Улуг-Улуса и Ак-Орды.
6. 3. Могулистан и Ногайская Орда.
6. 4. Ханство Абулхаира.
| 1 час
|
Казахстан в эпоху монгольского завоевания.
6. 1. Образование улусов сыновей Чингисхана. Дать характеристику политики сыновей Чингисхана в улусах.
6. 2. История Золотой Орды. Нанести на карту маршруты походов Батыя.
6. 3. Послемонгольские государства на территории Казахстана. Нанести на контурную карту послемонгольские государства на территории Казахстана
| 1 час
| |
|
Образование казахской народности (этногенез казахского народа) и Казахского ханства.
7. 1. Исторические предпосылки и этапы образования казахской народности. Этноним «казак».
7. 2. Казахские жузы. Этнический состав, география расселения и численность казахов.
7. 3. Образование и возвышение Казахского ханства. Проблемы истории начального этапа Казахского ханства.
7. 4. Возвышение и упрочение Казахского ханства в XVI веке.
| 1 час
|
Образование казахской народности и Казахского ханства.
7. 1. Процесс этнической интеграции племенных союзов. Жанибек и Керей - основатели Казахского ханства. Проблема датирования образования Казахского ханства (составить базу доказательств).
7. 2. Составить сравнительно-сопоставительную таблицу государственных образований с эпохи раннего железа до Казахского ханства.
№
| Государства
раннего железа
| Тюркские
государства
| Послемонгольские государства
| Казахское ханство
| Территория
|
|
|
|
| Племенной состав
|
|
|
|
| Титулы правителей
|
|
|
|
|
7. 3. Укрепление государственности Казахского ханства при Касыме. Нанести границы Казахского ханства при Касым-хане и проанализировать.
| 1 час
| |
|
Казахское ханство в XVII-начале XVIII веков.
8. 1. Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVII-начале XVIII веков.
8. 2. Политическая история Казахского ханства XVII-начала XVIII веков.
8. 3. Освободительная война казахского народа против джунгарской агрессии.
8. 4. Культура казахов XVI-начала XVIII веков.
| 1 час
|
Казахское ханство в XVI-XVIIIвв.
8. 1. Казахско-русские отношения. Составить схему казахско-русских отношений изучаемого периода в области политики, экономики, культуры и научных экспедиций.
8. 2. Освободительная борьба казахов против джунгар. Выделить основные этапы казахско-джунгарских войн с их характеристикой.
8. 3. Усиление центробежных тенденций в политическом развитии Казахского ханства. Выделить основные тенденции в развитии Казахского государства, способствовавшие кризису ханской власти.
| 1 час
| |
|
Казахстан в составе Российской империи.
9. 1. Начало вхождения Казахстана в подданство России. Ход переговоров, их итоги.
9. 2. Колониальные мероприятия: правовое обеспечение и практика.
9. 3. Внутренняя и внешняя политика Аблай-хана.
| 1 час
|
Вхождение в состав Российский империи. Колонизация Казахстана Россией (XVIII - начало XIXвв. ).
9. 1. Ход переговоров о подданстве. Оппозиция части казахских ханов и родоправителей Абулхаир-хану. Анализ ханской и антиханской политических сил в вопросе о подданстве.
9. 2. Кризис ханской власти после смерти Аблая. Охарактеризовать историческую ситуацию в Казахском ханстве после смерти Аблая.
9. 3. Строительство крепостей, городов, военных линий. Нанести крепости, города, военные линии на контурную карту.
| 1 час
| |
|
Казахстан в конце XVIII - первой половине XIX века. Национально-освободительное движение казахского народа.
10. 1. Военно-политическое наступление России в конце XVIII века.
10. 2. Восстание Срыма Датова.
10. 3. Изменения в политическом, экономическом, социальном строе Казахстана в первой половине XIX века. Уставы 1822 и 1824 годов.
10. 4. Восстание И. Тайманова и М. Утемисова в Букеевской Орде.
10. 5. Восстание Кенесары Касымова.
10. 6. Восстание присырдарьинских казахов.
| 1 час
| -
| -
| |
|
Формирование мультикультурного и полиэтничного состава населения Казахстана.
11. 1 Военно-казачья и крестьянская колонизация Казахстана в XVIII- второй половины XIX веков.
11. 2. Переселение уйгур и дунган в Семеречье.
11. 3. Формирование татарской, польской, немецкой и др. диаспор в Казахстане.
| 1 час
| -
| -
| |
|
Политическое и социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века.
12. 1. Завершение присоединения Казахстана к России. Реформы 1867-1868 гг. в Казахстане: их содержание и цели.
12. 2. Реформы 1886, 1891 гг.
12. 3. Экономика Казахстана во второй половине 19 века.
| 1 час
|
|
| |
|
Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Казахстана в начале ХХ века.
13. 1. Социально-экономическое развитие Казахстана в начале ХХ века, столыпинские реформы.
13. 2. Национально-освободительное движение 1916 года.
13. 3. Общественно-политическая ситуация в Казахстане накануне и в период революций 1917 года.
13. 4. Движение «Алаш» и деятельность правительства «Алаш-Орда».
| 1 час
| Политическая история Казахстана начала ХХ в.
13. 1. Формирование и политическая деятельность либеральной казахской интеллигенции. Подготовить слайды на тему: «Либеральная казахская интеллигенция начала ХХв.
13. 2. Первый Всеказахский съезд. Программа партии «Алаш». Проанализировать программу партии «Алаш» с ее актуализацией на современном этапе.
13. 3. Второй Всеказахский съезд. Образование автономии. История автономии «Алаш-Орда». Автономия «Алаш-Орда»: история и современность. – презентация..
| 0, 5 часа
| |
|
Казахстан в годы установления Советской власти
18. 1. Казахстан в годы гражданской войны.
18. 2. Образование деятельность Кирревкома.
18. 3. Образование Казахской АССР.
18. 4. Общественно-политическая ситуация в Казахстане в 20-е годы ХХ века.
| 1 час
| -
| -
| |
|
Казахстан в годы НЭПа и индустриализации.
19. 1. Политика НЭПа в Казахстане, ее результаты. Земельно-водные реформы.
19. 2. Национально-территориальное размежевание Казахстана и Средней Азии.
19. 3. Индустриализация в Казахстане.
| 1 час
| -
| -
| |
|
Коллективизация сельского хозяйства и этнокультурная ситуация в Казахстане в 20-30-е годы ХХ века. Политические репрессии.
16. 1. Коллективизация сельского хозяйства.
16. 2. Массовые репрессии 20-30-х гг. ХХ века и их последствия.
16. 3. Этнодемографическая катастрофа 1929-1933 гг.
16. 4. Культура Казахстана 20-30-х гг. ХХ века.
| 1 час
|
Культурные преобразования в Казахстане в 20-30 гг.: позитивные и негативные изменения. Массовые репрессии и этнодемографическая ситуация в Казахстане.
16. 1. Преодоление массовой неграмотности и развитие народного образования. Составить аналитическую справку о состоянии грамотности населения Казахстана в 20-30 гг. 20 века с применением статистических данных.
16. 2. Репрессии против общественно-политических деятелей 20-40-е гг., крестьянства. Создание концлагерей, последствия репрессий. Подготовить слайды.
16. 3. Этническая картина населения Казахстана в 20-30 годы. Составить диаграмму изменения численности населения Казахстана по этническому признаку и проанализировать.
| 0, 5 часа
| |
|
Казахстан в годы Великой Отечественной войны.
17. 1. Участие казахстанцев в боях Великой Отечественной войны, партизанском движении.
17. 2. Реорганизация экономики. Прием эвакуированного населения, предприятий.
17. 3. Депортация народов на территорию Казахстана.
| 1 час
| -
| -
| |
|
Казахстан в 1946 – 1964 годы. Этнодемографические процессы.
18. 1. Экономическое развитие Казахстана в 1946-1964 годах. Освоение целинных земель.
18. 2. Этнодемографическая ситуация в годы освоения целины.
18. 3. Обществено-политическое развитие Казахстана в 1946-1964 годах.
18. 4. Развитие культуры, образования, науки.
| 1 час
|
Казахстан в период 1946-1991 гг. Этнокультурное развитие.
18. 1. Попытки реформирования экономической и политической жизни в 50-60-е годы ХХ века. Проанализировать реформы данного периода.
18. 2. Причины экономического и политического кризиса 70-80-х годов. Анализ кризисных явлений с применением статистических данных.
18. 3. Декабрьские события 1986 года – случайность или закономерность? Составить базу доказательств
| 0, 5 часа
| |
|
Казахстан в 1964-1991 годы.
19. 1. Реалии экономического развития: стагнация, нарастание кризисных явлений
19. 2. Основные тенденции социально-культурного развития.
19. 3. Политика перестройки, ее воплощение в Казахстане (1985-1991 гг. ). Декабрьские события 1986.
| 1 час
|
|
| |
|
История независимого Казахстана.
20. 1. Этапы становления независимости Казахстана.
20. 2. Политические и социально-экономические реформы 1991-2012 гг.
20. 3. Внешняя политика. Республики Казахстан.
20. 4. Современные этнокультурные процессы.
| 1 час
|
Казахстан – суверенное государство.
20. 1. Этапы становления государственности и суверенитета Республики Казахстан. Анализ.
20. 2. Внутренняя и внешняя политика современного Казахстана. Выделить основные принципы политики Казахстана.
20. 3. Изменение этнической структуры населения Казахстана в период суверенитета.
Анализ с применением статистических данных.
| 0, 5 часа
| |
|
Всего
|
| |
| |
| | | | | | | | | | |
Воспользуйтесь поиском по сайту: