1.5. Основные элементы системы оценки планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования
1. 5. Основные элементы системы оценки планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования Объект и содержание оценки Система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования относится к нормативному сопровождению Государственного образовательного стандарта начального общего образования согласно концепции стандартов. Основой для разработки системы оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования являются требования к результатам её освоения, планируемые результаты её освоения и универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Требования представляют собой описание целевых установок начального общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют и регулируют планируемые результаты начального общего образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы отражают специфику основных образовательных результатов на разных уровнях обучения. Требования к результатам начального общего образования задают интегральные критерии оценки предметных, метапредметных и личностных результатов на этом уровне обучения. Требования к результатам не дифференцируются по отдельным учебным предметам. На уровне начального общего образования основным результатом образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы
общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования на уровне основного общего образования; и умений учиться, т. е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач. Требования к результатам освоения основных образовательных программ являются: - основой для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших начальный уровень обучения, для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки; - основой для аттестации работников начальной школы; - основой для аттестации учреждений начального общего образования; - критериальной базой оценки состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном и республиканском уровнях. На основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования формулируются планируемые результаты образования. Основными документами, в соответствии с которыми разрабатывается система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы, являются «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» (согласно ГОС НОО). В соответствии с требованиями в результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы: - осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; - желание и умение учиться, готовность к образованию на уровне основного общего образования и самообразованию; - инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; - математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения. Таким образом, результаты начального общего образования можно представить как: n предметные результаты, обеспечивающие возможность продолжения образования на уровне основного общего образования;
n метапредметные результаты (умение учиться) – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; n личностные результаты - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования Под планируемыми результатами освоения основной программы начального общего образования образовательного учреждения по отдельным учебным предметам понимают систему операционализированных личностно- ориентированных целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания, выстроенных в логике традиционной структуры школьных предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира). В таблице 1 приводятся основные содержательные линии перечисленных выше школьных предметов в последовательности, обозначенной в планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального образования по этим предметам, а в таблице 2 формат представления планируемых результатов, к каждому из которых были разработаны образцы заданий для оценки достижения этих результатов. Таблица 1. Структура планируемых результатов освоения программ начального образования по математике, русскому языку и чтению, окружающему миру
Таблица 2 ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. МАТЕМАТИКА
Реализуя системно-деятельностный подход к обучению, целевой компонент планируемых результатов, представленный в таблице 2 в столбце «В процессе обучения обучающиеся научатся …», описывает не только изучаемый учебный материал (ведущие идеи, основные понятия и факты, методологию базовой науки), адаптированный к возможностям младших школьников, но и присущие тому или иному предмету основные способы учебных действий, посредством которых обучающиеся осваивают данный учебный материал. Тем самым планируемые результаты ориентируют учителя и разработчиков системы оценки как в ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы и объеме изучаемого учебного материала, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса на уровне начального общего образования. Показатели достижения планируемых результатов формулируются в виде спектра учебных ситуаций и учебных задач, иллюстрирующих на конкретных примерах диапазон возможных уровней освоения учебных действий и учебного материала. В столбце «Примеры учебных заданий, которые обучающиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно» приведены примеры таких учебных заданий, которые в ходе образовательного процесса отрабатываются со всеми обучающимися и, как ожидается, могут без особых затруднений выполняться каждым выпускником начальной школы. А в столбце «Примеры учебных заданий, которые обучающиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью сверстников и взрослых» описаны некоторые примеры учебной деятельности, которая преимущественно может быть реализована в ходе совместной работы обучающихся (как правило, групповой или парной) и учителя. При интерпретации и реализации этих учебных ситуаций и заданий важно помнить, что описываемые в них умения (в особенности, такие, которые предполагают активное обращение к действиям анализа и синтеза и требующие интерпретации информации, ее творческого преобразования) к концу начальной школы в полной мере свободно и уверенно могут выполнять далеко не все обучающиеся. Эти умения и навыки получат дальнейшее развитие в последующем обучении в основной школе.
Отслеживание и оценка достижения обучающимися всей совокупности планируемых результатов – предмет постоянной заботы учителя. Некоторые из этих результатов – в частности, большинство показателей, приводимых в столбце «Примеры учебных заданий, которые обучающиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно», – составляют предмет итоговой оценки, а также могут отслеживаться в ходе внешних аттестационных и мониторинговых исследований. Часть результатов, преимущественно относящихся к личностно- мотивационной сфере, не может быть предметом аттестации; они могут изучаться только в рамках мониторинговых исследований. Личностные результаты обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Обучающийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|