Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.5. Основные элементы системы оценки планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования




1. 5. Основные элементы системы оценки планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования

Объект и содержание оценки

Система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования относится к нормативному сопровождению Государственного образовательного стандарта начального общего образования согласно концепции стандартов. Основой для разработки системы оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования являются требования к результатам её освоения, планируемые результаты её освоения и универсальные учебные действия.

 

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Требования представляют собой описание целевых установок начального общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют и регулируют планируемые результаты начального общего образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы отражают специфику основных образовательных результатов на разных уровнях обучения. Требования к результатам начального общего образования задают интегральные критерии оценки предметных, метапредметных и личностных результатов на этом уровне обучения. Требования к результатам не дифференцируются по отдельным учебным предметам.

На уровне начального общего образования основным результатом образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы


общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования на уровне основного общего образования; и умений учиться, т. е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ являются:

- основой для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших начальный уровень обучения, для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки;

- основой для аттестации работников начальной школы;

- основой для аттестации учреждений начального общего образования;

- критериальной базой оценки состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном и республиканском уровнях.

На основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования формулируются планируемые результаты образования.

Основными документами, в соответствии с которыми разрабатывается система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы, являются «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» (согласно ГОС НОО).

В соответствии с требованиями в результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:

- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

- желание и умение учиться, готовность к образованию на уровне основного общего образования и самообразованию;

- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

- математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

Таким образом, результаты начального общего образования можно представить как:

n предметные результаты, обеспечивающие возможность продолжения образования на уровне основного общего образования;

n метапредметные результаты (умение учиться) – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;

n личностные результаты - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

 

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Под планируемыми результатами освоения основной программы начального общего образования образовательного учреждения по отдельным учебным


предметам понимают систему операционализированных личностно- ориентированных целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания, выстроенных в логике традиционной структуры школьных предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира). В таблице 1 приводятся основные содержательные линии перечисленных выше школьных предметов в последовательности, обозначенной в планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального образования по этим предметам, а в таблице 2 формат представления планируемых результатов, к каждому из которых были разработаны образцы заданий для оценки достижения этих результатов.

Таблица 1.

Структура планируемых результатов освоения программ начального образования по математике, русскому языку и чтению, окружающему миру

 

Математика Русский язык и чтение Окружающий мир
АРИФМЕТИКА: Числа и вычисления: Счет. Числа. Арифметические действия Вычисления Величины ГЕОМЕТРИЯ. Геометрические фигуры. Тела и формы. Преобразования. Пространственныеотношения. ОБРАБОТКА ДАННЫХ Статистика Вероятность СИСТЕМА        ЯЗЫКА. КОММУНИКАЦИЯ. ПОЗНАНИЕ Язык. Речь. Звуки       и                   буквы: Произношение. Графика. Техника и навыки письма. Слова и словообразование Словарный запас Смысловой                     и словообразовательный анализ Части                        речи: Классификация: Морфологические признаки. Употребление                 в предложениях, высказываниях, текстах. Словосочетания             ипредложения: Классификация                и употребление в речи. Синтаксический анализ. Правописание. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. Исторические источники   Историческое время Историческое пространство Работа с историческими фактами Я – человек Я и моя семья Я и моя школа Я и моя страна Я и мои права ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА Изучение природы Здоровье и безопасность Объекты                             природы, природные явления и процессы Планета Земля

Таблица 2 ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. МАТЕМАТИКА

Раздел

Ожидаемые результаты обучения и показатели их достижения выпускниками начальной школы

Модели инструментария для                  оценки достижений

В   процессе      обучения обучающиеся научатся

Примеры учебных ситуаций и учебных задач, которые обучающиеся

могут выполнять

с помощью сверстников, взрослых самостоятельно

АРИФМЕТИКА. ЧИСЛА И ВЫЧИСЛЕНИЯ: СЧЕТ

1.                          Подсчитывать объекты с помощью натуральных                      чисел,

исследовать                           числовые последовательности, образующиеся при                    счете единицами,                          двойками, пятерками, десятками                    и другими числами (в пределах 10, 20, 100, 1000);

Обучающиеся могут отгадать

«секретную               закономерность подсчета», введенную в калькулятор, и предсказать следующее число.

С помощью числового луча, изображенного                         учителем, обучающиеся могут определить, попадет ли 30 в последовательность чисел, если считать пятерками, и назвать следующие пять чисел в этой последовательности. Они могут объяснять свой ответ.

Обучающиеся могут с высокой надежностью подсчитать число предметов (например, число клеточек единицами, парами, десятками) в пределах 100.

Они                                могут

продемонстрировать и пояснить различные способы подсчета.

Считая парами, они могут выявить и назвать четные числа в пределах 10, 20, 100, 1000.

Они могут использовать счет десятками для рационализации вычислений (например, при умножении/делении на 10, 100, 1000).

- Источники
информации:
o деятельность
обучающихся
o статистические
данные
- Методы:
o Наблюдения
o Открытый ответ
o Выбор ответа
o Краткий ответ

2.                                         описывать положение объекта в последовательности                         с помощью                        порядковых числительных в пределах 10, 20, 100;

Обучающиеся могут описать порядок для 100 и более объектов, например, иллюстраций к книге, или слов в личном словарике математических терминов.

Обучающиеся могут описать порядок, в котором они пришли в класс (описать порядок для 10-20 объектов).

-Источники
информации:
o статистические
данные
-Методы:
o Открытый ответ
o Выбор ответа
o Краткий ответ

Реализуя системно-деятельностный подход к обучению, целевой компонент планируемых результатов, представленный в таблице 2 в столбце «В процессе обучения обучающиеся научатся …», описывает не только изучаемый учебный материал (ведущие идеи, основные понятия и факты, методологию базовой науки), адаптированный к возможностям младших школьников, но и присущие тому или иному предмету основные способы учебных действий, посредством которых обучающиеся осваивают данный учебный материал. Тем самым планируемые результаты ориентируют учителя и разработчиков системы оценки как в ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы и объеме изучаемого учебного материала, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса на уровне начального общего образования.

Показатели достижения планируемых результатов формулируются в виде спектра учебных ситуаций и учебных задач, иллюстрирующих на конкретных примерах диапазон возможных уровней освоения учебных действий и учебного материала. В столбце «Примеры учебных заданий, которые обучающиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно» приведены примеры таких учебных заданий, которые в ходе образовательного процесса отрабатываются со всеми обучающимися и, как ожидается, могут без особых затруднений выполняться каждым выпускником начальной школы. А в столбце «Примеры учебных заданий, которые обучающиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью сверстников и взрослых» описаны некоторые примеры учебной деятельности, которая преимущественно может быть реализована в ходе совместной работы обучающихся (как правило, групповой или парной) и учителя. При интерпретации и реализации этих учебных ситуаций и заданий важно помнить, что описываемые в них умения (в особенности, такие, которые предполагают активное обращение к действиям анализа и синтеза и требующие интерпретации информации, ее творческого преобразования) к концу начальной школы в полной мере свободно и уверенно могут выполнять далеко не все обучающиеся. Эти умения и навыки получат дальнейшее развитие в последующем обучении в основной школе.

Отслеживание и оценка достижения обучающимися всей совокупности планируемых результатов – предмет постоянной заботы учителя. Некоторые из этих результатов – в частности, большинство показателей, приводимых в столбце

«Примеры учебных заданий, которые обучающиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно», – составляют предмет итоговой оценки, а также могут отслеживаться в ходе внешних аттестационных и мониторинговых исследований. Часть результатов, преимущественно относящихся к личностно- мотивационной сфере, не может быть предметом аттестации; они могут изучаться только в рамках мониторинговых исследований.

Личностные результаты обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;


- действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Обучающийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...