Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА VII. Референдум 14 мая 1995 г.

Особенностью референдума 14 мая 1995 г. было то, что его надлежало проводить на основе принятой 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь, в которой имелась отдельная глава, посвященная народным голосованиям. Суть статьи 74 Конституции заключалась в том, что в ней были определены три субъекта, которые могли бы выступать инициаторами проведения референдума — Президент, граждане в количестве не менее
350 тыс. чел. (народная инициатива) и депутаты (не менее 70 человек), однако правовые последствия проявленной этими субъектами инициативы были различными. Если инициатива исходила от первых двух субъектов, то Верховный Совет был обязан назначить референдум. Принять иное решение он мог, если предлагаемый вопрос нельзя было выносить на референдум (см. статью 3 действовавшего на тот момент закона о референдуме). Если же инициатива исходила от 70 депутатов, т.е. явного меньшинства от всего состава депутатов (260), то Верховный Совет обязан был рассмотреть на своем заседании данное предложение, но мог не согласиться с ним и отказать в назначении референдума. Именно такой смысл вкладывался в содержание статьи 74 Конституции при разработке ее проекта и другого юридически правильного вывода сделать и нельзя было.

Практика Верховного Совета оказалась “изощреннее”. Те нарушения, которые были им допущены при назначении референдума в 1995 г., нашли свое продолжение в 1996 году. Что имеется в виду? Вид референдума (обязательный или консультативный) вправе, по нашему глубокому убеждению, определять Президент либо граждане, инициирующие проведение народного голосования. В 1995 г. Президенту Республики Беларусь
А. Г. Лукашенко пришлось преодолевать просто яростное сопротивление Верховного Совета, противившегося проведению народного голосования по отдельным вопросам, в частности, о праве досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом.

Вопрос “О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению” был включен в повестку дня шестнадцатой сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва 23 марта 1995 г. Постановление Верховного Совета по данному вопросу было принято 13 апреля 1995 г. Парламентом было решено следующее:

1. Провести на территории Республики Беларусь в воскресенье 14 мая 1995 г. республиканский референдум по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, предложенным Президентом Республики Беларусь.

2. Принять к сведению, что Президентом Республики Беларусь предлагаются для включения в бюллетень для голосования на республиканском референдуме следующие вопросы и варианты ответов голосующих:

Согласны ли Вы с присвоением русскому языку одинакового статуса в белорусским? "За" или "против".

Поддерживаете ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь? "За" или "против".

Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией? "За" или "против".

Согласны ли Вы с необходимостью внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции?

"За" или "против".

В соответствии со статьями 1, 14, 39 Закона Республики Беларусь "О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь" Президент Республики Беларусь выносит первый, второй и третий вопросы на обязательный республиканский референдум, решение которого является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а четвертое — для принятия консультационного решения, которое имеет рекомендательный характер.

Организация подготовки и проведения республиканского референдума была возложена на Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Установлено, что полномочия областных, Минской городской, районных, городских, районных в городах участковых комиссий по референдуму осуществляют соответствующие территориальные и участковые комиссии по выборам депутатов местных Советов депутатов.

Выдачу бюллетеня для голосования по вопросам, вынесенным на республиканский референдум, было решено проводить по спискам выборщиков, составленным для проведения выборов депутатов Верховного Совета Республики Беларусь.

Учитывая, что назначенный на 14 мая 1995 г. республиканский референдум будет проводиться одновременно с выборами депутатов Верховного Совета Республики Беларусь, установлено, что предусмотренное частью восьмой статьи 28 Закона "О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь" предшествующее — за 15 дней до референдума — голосование не проводится.

Кабинету Министров Республики Беларусь, местным Советам депутатов, местным исполнительным и распорядительным органам было поручено обеспечить в соответствии с законодательством о референдуме гарантии свободного волеизъявления граждан по вопросам, которые выносятся на референдум, исключив возможность оказания на граждан любого неправомерного действия, которое мешает свободному осуществлению ими права участия в референдуме.

Кабинету Министров Республики Беларусь по представлению Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в трехдневный срок надлежало решить вопросы материального и финансового обеспечения проведения республиканского референдума, обслуживания его предприятиями и организациями транспорта и связи.

Средствам массовой информации рекомендовалось организовать всестороннее и объективное объяснение сути вопросов, которые выносятся на республиканский референдум, регулярно освещать ход подготовки и проведения референдума.

Таким образом, названным Постановлением были решены все основные вопросы, связанные с организацией и проведением народного голосования.

15 апреля 1995 г. Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов своим постановлением установила формы документов по проведению 14 мая 1995 г. республиканского референдума, в частности, протоколы участковой комиссии по референдуму об итогах голосования на участке; протоколы районной, городской, районной в городе комиссии по референдуму об итогах голосования по району, городу, району в городе; протоколы областной, Минской городской комиссии по референдуму об итогах голосования в области, г. Минске. Была также установлена форма бюллетеня для голосования.

Итоги голосования на республиканском референдуме 14 мая 1995 г. были официально опубликованы[73]

Рассмотрев протоколы областных и Минской городской комиссий по референдуму об итогах голосования на республиканском референдуме 14 мая 1995 г. Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов сообщила следующее:

1) В списки граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме, было включено 7 445 830 человек, в голосовании на республиканском референдуме приняли участие 4 830 582 человека, или 64,8 процента.

2) Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенному Президентом Республики Беларусь на республиканский референдум:

за одобрение вопроса "Согласны ли Вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?" проголосовали 4 1017 273 человека, или 83,3 процента, против проголосовали 613 516 человек, или 12,7 процента, 192 693 бюллетеня признаны недействительными;

за одобрение вопроса "'Поддерживаете ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?" проголосовали
3 622 851 человек, или 75,1 процента, против проголосовали 988 839 человек, или 20,5 процента, 211 792 бюллетеня признаны недействительными;

за одобрение вопроса "Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?" проголосовали 4 020 001; человек, или 83,3 процента, против проголосовали 602 144 человека, или 12,5 процента, 201 337 бюллетеней признаны недействительными;

за одобрение вопроса "Согласны ли Вы с необходимостью внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции?" проголосовали 3 749 266 человек, или 77,7 процента, против проголосовали 857 485 человек, или 17,8 процента, 216 731 бюллетень признан недействительным.

Действующая Конституция в отличие от Конституции 1978 г. не дает описания государственных символов Республики Беларусь.

По итогам референдума Президент Республики Беларусь Указом от 7 июня 1995 г.
№ 213 утвердил эталон Государственного герба Республики Беларусь и Положение о Государственном гербе Республики Беларусь и Указом № 214 от того же числа — Положение о Государственном флаге Республики Беларусь.

Согласно Положению о Государственном гербе Республики Беларусь, Государственный герб представляет собой зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева - льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: "Рэспублiка Беларусь".

Изображение Государственного герба Республики Беларусь помещается:

на резиденции Президента Республики Беларусь, на зданиях палат Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, министерств, государственных комитетов и других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, на зданиях местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов, судов, органов прокуратуры Республики Беларусь, на зданиях дипломатических и консульских представительств, торговых учреждений Республики Беларусь, находящихся за границей; в помещениях ряда других государственных учреждений;

на печатях и бланках документов Президента Республики Беларусь, Парламента, Правительства, министерств, государственных комитетов Республики Беларусь и т.д.

на ценных бумагах, облигациях, почтовых марках и лотерейных билетах Республики Беларусь;

на паспортах граждан Республики Беларусь, а также на дипломатических и других заграничных паспортах, выдаваемых гражданам Республики Беларусь;

на пограничных столбах, устанавливаемых на Государственной границе Республики Беларусь, а также в пунктах пропуска через нее.

Законодательством Республики Беларусь могут быть предусмотрены и другие случаи обязательного помещения изображения Государственного герба Республики Беларусь.

В соответствии с Положением о Государственном флаге Республики Беларусь Государственный флаг представляет прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней — красного цвета шириной в 2/3 и нижней — зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине — 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготовляются из металла желтого цвета.

Государственный флаг Республики Беларусь поднимается:

над резиденцией Президента Республики Беларусь — постоянно;

над зданиями палат Парламента — постоянно;

над зданием Правительства Республики Беларусь — постоянно;

над зданиями судов Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов — постоянно, а над зданиями, в которых проводятся заседания местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов, — на время проведения заседаний;

на зданиях и средствах передвижения дипломатических и консульских представительств, на зданиях торговых учреждений Республики Беларусь, находящихся за границей, на морских судах и других средствах передвижения, на которых в качестве официальных лиц находятся Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь или другие лица, представляющие Национальное собрание Республики Беларусь или Совет Министров Республики Беларусь, — в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

на помещениях для голосования — в дни выборов и референдумов;

в войсковых частях Республики Беларусь согласно войсковым уставам;

на пограничных заставах и пропускных пунктах (таможнях) Государственной границы Республики Беларусь;

на морских судах, судах речного флота, зарегистрированных в Республике Беларусь;

на спортивных аренах — во время проведения чемпионатов и первенств Республики Беларусь, международных спортивных соревнований с участием национальных сборных и во время награждения белорусских спортсменов — победителей международных соревнований;

на других объектах по распоряжению Президента Республики Беларусь, по решению Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.

Государственный флаг Республики Беларусь может быть поднят также при церемониях и других торжественных мероприятиях, проводимых государственными и общественными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, во время народных, трудовых, семейных праздников и в другие памятные дни.

Правительством 7 августа 1995 г. утверждены Правила применения Положения о Государственном флаге Республики Беларусь.

Новый Государственный гимн пока не утвержден. Положение о Государственном гимне Республики Беларусь, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 23 августа 1984 г., еще сохраняет свое действие с учетом требований Конституции.

Споры о символике, к сожалению, остаются. Однако отметим лишь одну интересную деталь. До 4 февраля 1997 г. (почти два года) над Конституционным Судом так и не был поднят государственный флаг — ни тот, который был утвержден в 1991 г., ни тот, за который проголосовал на референдуме 14 мая 1995 г. народ. Интересная позиция руководителей Конституционного Суда. И только 4 февраля 1997 г. это было сделано[74].

Вопрос о государственном статусе не только белорусского, но и русского языка был решен в новой редакции Закона “О языках в Республике Беларусь” от 13 июля 1998 г. Согласно Закону, государство должно обеспечивать всестороннее развитие и функционирование белорусского и русского языков во всех сферах общественной жизни. В соответствии со статьей 4 закона руководители, другие работники государственных органов, органов местного управления и самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений обязаны владеть белорусским и русским языками в объеме, необходимом для исполнения ими своих служебных обязанностей. В этой связи следовало бы провести проверку знаний обоих языков у названных работников, а в дальнейшем прием на работу производить лишь после изучения, обладают ли они необходимым объемом знаний.

Важной гарантией прав граждан на пользование двумя государственными языками является установление ответственности должностных лиц за отказ принять и рассмотреть обращение гражданина на белорусском, русском языках со ссылкой на незнание языка обращения. Вначале в статье 5 закона о языках содержалась общая фраза об ответственности за указанные действия “в соответствии с действующим законодательством”. В Конституционный Суд поступали жалобы от отдельных граждан, обращавших внимание на неуважительное отношение к одному из государственных языков, был случай, когда руководитель требовал переписать заявление на “удобном” для него языке. В этой связи Конституционным Судом было инициировано обращение в Палату представителей с целью установления административной ответственности за такие действия. В результате Законом от 24 ноября 1998 г. Кодекс об административных правонарушениях был дополнен статьей 1722. Согласно ее нормам, публичное порочение государственных и других национальных языков, которыми пользуется население Республики Беларусь, создание препятствий и ограничений в пользовании ими влечет наложение штрафа на граждан в размере от двух до пяти минимальных заработных плат, на должностных лиц — в размере от пяти до десяти минимальных заработных плат. Такого рода дела подведомственны районным, городским, районным в городе административным комиссиям. Протоколы о такого рода правонарушениях вправе составлять уполномоченные на то должностные лица местных исполнительных комитетов. К сожалению, на практике еще не обеспечивается полное соблюдение законодательства о языках. Государственным органам, общественным объединениям еще многое предстоит сделать для того, чтобы исправить положение. Исправлять положение можно было бы начать с проведения не менее 50 %  заседаний судов на белорусском языке. В частности, Конституционный Суд Республики Беларусь к этому стремится. Все его решения публикуются на двух государственных языках.

На наш взгляд, все нормативные акты следует обязательно публиковать на двух государственных языках, необходимо обеспечивать баланс радио- и телепередач на русском и белорусском языках.

Положительное решение на референдуме вопроса об интеграции с Россией усилило эти процессы, придало уверенность должностным лицам государства в правильности действий по развитию интеграционных процессов. Напомним лишь некоторые наиболее важные решения, принятые как до, так и после референдума. 21 февраля 1995 г. в г. Минске был подписан Договор о дружбе. добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией (ратифицирован Верховным Советом 12 апреля 1995 г.).
2 апреля 1996 г. в г. Москве, согласно воле белорусского народа, выраженной в итогах майского (1995 года) референдума, подписан Договор о создании Сообщества Беларуси и России (ратифицирован Верховным Советом Республики Беларусь 4 мая 1996 г.). 2 апреля 1997 г. в г. Москве подписан Договор о Союзе Беларуси и России, 23 мая того же года — Устав Союза Беларуси и России (ратифицированы законом Парламентом от 10 июня
1997 г.). 8  декабря 1999 г. в г. Москве подписан Договор о создании Союзного государства (ратифицирован законом Парламента от 24 декабря 1999 г.). Особо отметим вызвавшее множество споров Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, а также Соглашение между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы. Не затрагивая их существа, отметим, что названные Соглашения были ратифицированы законами Парламента от 7 мая 2001 г.

Таким образом, только краткое перечисление некоторых наиболее важных документов свидетельствует о явной тенденции к установлению самых тесных отношений нашего государства с Российской Федерацией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...