Нормативные правовые акты
129 Федеральные законы Российской Федерации
поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спаса- тельных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведе- нию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Фе- дерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по: участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; абзацы седьмой – девятый утратили силу. – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; участию в подготовке решений по созданию, размещению, опре- делению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работни- ков организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; участию в разработке нормативных документов по вопросам орга- низации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ; выработке предложений органам государственной власти по во- просам правового и технического обеспечения деятельности ава- рийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спаса- тельных служб, аварийно-спасательных формирований;
абзац утратил силу. – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. 2. Утратил силу. – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Статья 7. Создание аварийно-спасательных служб
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации ава- рийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе – профессиональные аварий- но-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные фор- мирования;
130 Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей
на общественных началах – общественные аварийно-спасатель- ные формирования. 2. Профессиональные аварийно-спасательные службы, професси- ональные аварийно-спасательные формирования создаются: в федеральных органах исполнительной власти – решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответ- ствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федера- ции, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты на- селения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинте- ресованными федеральными органами исполнительной власти; в субъектах Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законода- тельством Российской Федерации; в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Рос- сийской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организа- ций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасатель- ных формирований, – руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение за- дач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситу- аций;
в органах местного самоуправления – по решению органов мест- ного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 3. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмо- тренном законодательством Российской Федерации. 4. Общественные аварийно-спасательные формирования созда- ются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 8. Состав аварийно-спасательных служб
Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спа- сательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъ- ектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, орга- низации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.
131 Федеральные законы Российской Федерации
В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные фор- мирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спа- сательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спаса- тельных служб могут входить научные организации, образовательные организации по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спаса- тельных средств.
Статья 9. Комплектование аварийно-спасательных служб
1. Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спа- сательных формирований осуществляется на добровольной основе. 2. В профессиональные аварийно-спасательные службы, профес- сиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные организации по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее общее обра- зование, признанные при медицинском освидетельствовании годны- ми к работе спасателями и соответствующие установленным требо- ваниям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
3. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональ- ных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение по программе профессио- нальной подготовки спасателей и аттестованные в установленном по- рядке на проведение аварийно-спасательных работ. 4. При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасатель- ные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирова- ния на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руко- водителей указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спа- сательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть растор- гнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае однократного нео- боснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по лик- видации чрезвычайных ситуаций.
132 Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей
5. Перечень должностей и специальностей работников, работаю- щих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спаса- тельных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Регистрация аварийно-спасательных служб
1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации. 2. Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спаса- тельных формирований установленным порядком осуществляют фе- деральный орган исполнительной власти, специально уполномочен- ный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, специ- ально уполномоченные на решение задач в области защиты населе- ния и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со свои- ми полномочиями.
Статья 11. Деятельность аварийно-спасательных служб
1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные фор- мирования в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами. 2. В связи с особым характером деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спаса- тельных формирований руководство ими предполагает неукосни- тельное выполнение всеми работниками профессиональных аварий- но-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований приказов и распоряжений, отдаваемых руководите- лями указанных служб и формирований. Данное требование распро- страняется на нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования при участии указанных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. 3. Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно-спасательных служ- бах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях не допускается. 4. Профессиональные аварийно-спасательные службы и профес- сиональные аварийно-спасательные формирования могут осущест- влять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.
133 Федеральные законы Российской Федерации
Средства, полученные профессиональными аварийно-спасатель- ными службами и профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными федеральными органами исполни- тельной власти, органами исполнительной власти субъектов Россий- ской Федерации и органами местного самоуправления в форме ка- зенных учреждений, от выполнения договоров по обслуживанию объектов и территорий, подлежат зачислению в доход соответствую- щего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
5. Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реаги- рованию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их лик- видации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осу- ществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных си- туаций, органами государственного надзора, органами исполнитель- ной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 12. Аттестация аварийно-спасательных служб
1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 2. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные фор- мирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. 3. Приостанавливается в установленном законом порядке полно- стью или частично деятельность организаций в случае, если подго- товка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создан- ных указанными организациями или обслуживающих их по догово- рам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Привлечение аварийно-спасательных служб к ликви- дации чрезвычайных ситуаций
1. Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спаса- тельных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осу- ществляется:
134 Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрез- вычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спа- сательными службами, аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях; в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрез- вычайных ситуаций на других объектах и территориях; установленным порядком действий при возникновении и разви- тии чрезвычайных ситуаций; по решению уполномоченных на то должностных лиц федераль- ных органов государственной власти, органов государственной вла- сти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ- ления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установ- ленные законодательством Российской Федерации полномочия на ос- нове запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сло- жились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесе- на ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласо- ванию с указанными органами и руководителями ликвидации чрез- вычайных ситуаций. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликви- дации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством Российской Федерации уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объек- тов и территорий, обслуживаемых указанными службами и формиро- ваниями. 2. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликви- дации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации на основе международных договоров Российской Федера- ции.
Статья 14. Руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к лик- видации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
135 Федеральные законы Российской Федерации
2. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спаса- тельных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодатель- ством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями органи- заций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвы- чайных ситуаций. 3. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодатель- ством Российской Федерации. 4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в уста- новленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руковод- ство на себя или назначив другое должностное лицо. 5. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуа- ции определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения: o проведении эвакуационных мероприятий; об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; o проведении аварийно-спасательных работ на объектах и терри- ториях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций; o разбронировании резервов материальных ресурсов для ликви- дации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуа- ций; o привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычай- ных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
136 Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей
o привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спа- сателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ; о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны при- нять все меры по незамедлительному информированию соответству- ющих органов государственной власти, органов местного самоуправ- ления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях. 7. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руково- дители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных фор- мирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации. 8. В случае технологической невозможности проведения все- го объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находя- щихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.
Статья 15. Возмещение аварийно-спасательным службам расхо- дов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций
1. Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекае- мых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций ава- рийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицин- ское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спа- сателям, пострадавшим при проведении указанных работ, произво- дится в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. 2. Утратил силу. – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Статья 16. Содействие аварийно-спасательным службам в осу- ществлении их деятельности
1. Органы государственной власти, органы местного самоуправле- ния и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварий- но-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям,
137 Федеральные законы Российской Федерации
следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства. 2. Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спаса- тельных служб, профессиональных аварийно-спасательных форми- рований должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы. 3. При следовании к месту проведения работ по ликвидации чрез- вычайных ситуаций оперативный транспорт профессиональных ава- рийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасатель- ных формирований пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материа- лами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских и речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных ра- бот на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских и речных портах независимо от форм их собственности. 4. В целях обеспечения постоянной готовности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спа- сательных формирований к проведению работ по ликвидации чрез- вычайных ситуаций спасатели указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований призываются на воен- ные сборы в сроки, согласованные с руководителями указанных служб и формирований. Статья 17. Ответственность аварийно-спасательных служб Профессиональные аварийно-спасательные службы, професси- ональные аварийно-спасательные формирования, обслуживающие организации по договорам, несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный указанным организациям неправильными дей- ствиями в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситу- аций, а также в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 12 настоя- щего Федерального закона. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Российской Феде- рации.
Статья 18. Координация деятельности аварийно-спасательных служб
1. Координация деятельности аварийно-спасательных служб, ава- рийно-спасательных формирований на территории Российской Феде- рации осуществляется в целях: оперативного привлечения необходимых для ликвидации чрез- вычайных ситуаций сил и средств;
138 Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей
выработки согласованных предложений органам государственной власти по совершенствованию законодательства Российской Федера- ции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных си- туаций, а также в области социальной защиты спасателей и членов их семей; унификации нормативной правовой базы деятельности аварий- но-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований; проведения единой государственной политики в области про- изводства аварийно-спасательных средств и в вопросах материаль- но-технического обеспечения аварийно-спасательных служб, аварий- но-спасательных формирований; отработки взаимодействия между аварийно-спасательными служ- бами, аварийно-спасательными формированиями и другими силами при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на со- ответствующих территориях; решения вопросов подготовки спасателей, должностных лиц ава- рийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, принимающих участие в проведении работ по ликвидации чрезвы- чайных ситуаций. 2. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, ава- рийно-спасательных формирований федеральных органов исполни- тельной власти, а также общероссийских и межрегиональных обще- ственных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на реше- ние задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 3. Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют органы управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специаль- но уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 4. Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территориях органов местно- го самоуправления осуществляют органы управления при органах мест- ного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 19. Перемещение, перепрофилирование, ликвидация ава- рийно-спасательных служб
1. Основаниями для перемещения в другую местность, пере- профилирования на другой вид аварийно-спасательных работ или
139 Федеральные законы Российской Федерации
ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб, про- фессиональных аварийно-спасательных формирований, а также для ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возник- новения чрезвычайных ситуаций, для предупреждения и ликвидации которых предназначены указанные службы и формирования. 2. Решения о перемещении, перепрофилировании или ликвида- ции профессиональных аварийно-спасательных служб, профессио- нальных аварийно-спасательных формирований, а также решение о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обя- зательное создание которых предусмотрено законодательством Рос- сийской Федерации, принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организа- ции по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты на- селения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами испол- нительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, специально уполномоченными на реше- ние задач в области защиты населения и территорий от чрезвычай- ных ситуаций, на которые в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона возложены функции координации деятельности указанных служб и формирований, а также по согласованию с соответ- ствующими органами государственного надзора. 3. При принятии решений о ликвидации нештатных аварийно-спа- сательных формирований, созданных по решению администраций ор- ганизаций, и общественных аварийно-спасательных формирований администрации указанных организаций и руководство общественных объединений информируют федеральный орган исполнительной вла- сти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы исполни- тельной власти субъектов Российской Федерации или органы местно- го самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на которые в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального за- кона возложены функции координации деятельности указанных фор- мирований.
Статья 20. Финансовое обеспечение деятельности аварийно-спа- сательных служб, аварийно-спасательных формирований
1. Финансовое обеспечение деятельности профессиональ- ных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-
140 Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей
спасательных формирований, созданных в форме казенных учреж- дений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, професси- ональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и га- рантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. 2. Финансовое обеспечение осуществляемой сверх выполнения государственного (муниципального) задания деятельности профес- сиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных ава- рийно-спасательных формирований, созданных в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется на договорной основе за счет средств, поступающих от выполнения договоров по обслуживанию объектов и территорий. 3. Финансовое обеспечение деятельности профессиональных ава- рийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасатель- ных формирований, созданных в иных организационно-правовых формах, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется на договорной основе за счет осуществления уставной деятельности и иных источников финансирования, не противоречащих законода- тельству Российской Федерации. 4. Финансовое обеспечение деятельности нештатных и обще- ственных аварийно-спасательных формирований, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств организаций и общественных объединений, создавших указанные формирования, а также за счет иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Статья 21. Порядок разрешения споров по вопросам деятельно- сти аварийно-спасательных служб
1. Споры по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований разрешаются органа- ми государственной власти в соответствии с их полномочиями в по- рядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Утратил силу. – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Статья 22. Аварийно-спасательные службы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований
1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные фор- мирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и
141 Федеральные законы Российской Федерации
воинских формирований создаются и функционируют в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Требования к состоянию здоровья, физической и профессио- нальной подготовке личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также гарантии их социальной защиты не могут быть ниже установленных настоящим Федеральным законом для спасателей аналогичных гражданских про- фессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований. 3. Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спаса- тельных формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Рос- сийской Федерации.
ГЛАВА III. СПАСАТЕЛИ И ИХ СТАТУС
Статья 23. Спасатели
1. Граждане Российской Федерации приобретают статус спасате- лей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражда- нами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по програм- ме профессиональной подготовки спасателей и аттестации на прове- дение аварийно-спасательных работ. 2. Гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя. Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о книжке спасателя утверждается федеральным органом исполнительной вла- сти, специально уполномоченным на решение задач в области защи- ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 24. Аттестация спасателей
1. Спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 2. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спа- сателей.
142 Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей
Статья 24. 1. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация спасателей
Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Права спасателей
1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычай- ных ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указан- ных работ. 2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуа- ций спасатели имеют право на: полную и достоверную информацию, необходимую для выполне- ния ими своих обязанностей; беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситу- аций, соблюдения установленных мер безопасности; экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведе- ния аварийно-спасательных работ; использование для спасения людей и в случае крайней необходи- мости в порядке, установленном законодательством Российской Фе- дерации, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций. 3. Медицинская и психологическая реабилитация спасателей, при- нимавших участие в проведении спасательных работ, осуществляется в медицинских организациях и реабилитационных центрах за счет средств на содержание спасательных служб и формирований. 4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирова- ний имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке. 5. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спаса- тельных служб, аварийно-спасательных формирований. 6. Спасатели профессиональных аварийно-спасательн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|