Раздел первый. В. И. Иванов. П. А. Флоренский. Г. Г. Шпет. Ф. А. Степун. В. В. Кандинский. А. Ф. Лосев. Раздел второй. В. Н. Всеволодский-Гернгросс
Стр 1 из 52Следующая ⇒ Из истории советской науки о театре. 20‑ е годы: Сборник трудов / Сост., общ. ред., коммент. и биографич. очерки С. В. Стахорского. М.: ГИТИС, 1988. 339 с. От редакции..................................................................................................................... 4 Читать Предисловие.................................................................................................................... 6 Читать Раздел первый В. И. Иванов Зеркало искусства...................................................................................... 15 Читать Предисловие к книге Р. Роллана «Народный театр»............................. 16 Читать Множество и личность в действе............................................................. 19 Читать П. А. Флоренский Храмовое действо как синтез искусств................................................... 21 Читать Г. Г. Шпет Театр как искусство................................................................................... 32 Читать Ф. А. Степун Природа актерской души.......................................................................... 53 Читать Основные типы актерского творчества................................................... 70 Читать В. В. Кандинский О сценической композиции...................................................................... 90 Читать А. Ф. Лосев Театр есть искусство личности............................................................... 103 Читать Раздел второй В. Н. Всеволодский-Гернгросс Театр как действование........................................................................... 107 Читать А. А. Гвоздев Итоги и задачи научной истории театра............................................... 120 Читать В. М. Волькенштейн Судьба драматического произведения П. Г. Богатырев Народный русский театр......................................................................... 175 Читать Программа по собиранию сведений о народном театре...................... 179 Читать
А. И. Пиотровский К теории «самодеятельного театра»....................................................... 186 Читать Комментарии Раздел первый В. И. Иванов. Зеркало искусства. Предисловие к книге Р. Роллана П. А. Флоренский. Храмовое действо как синтез искусств........................... 207 Читать Г. Г. Шпет. Театр как искусство..................................................................... 216 Читать Ф. А. Степун. Природа актерской души. В. В. Кандинский. О сценической композиции.............................................. 235 Читать А. Ф. Лосев. Театр есть искусство личности................................................... 243 Читать Раздел второй В. Н. Всеволодский-Гернгросс. Театр как действование................................ 250 Читать А. А. Гвоздев. Итоги и задачи научной истории театра................................. 261 Читать В. М. Волькенштейн. Судьба драматического произведения П. Г. Богатырев. Народный русский театр. А. И. Пиотровский. К теории «самодеятельного театра»............................. 290 Читать Краткие биографические очерки Вячеслав Иванович Иванов............................................................................. 300 Читать Павел Александрович Флоренский................................................................. 304 Читать Густав Густавович Шпет.................................................................................. 308 Читать Федор Августович Степун............................................................................... 309 Читать Василий Васильевич Кандинский................................................................... 312 Читать Алексей Федорович Лосев............................................................................... 315 Читать Всеволод Николаевич Всеволодский-Гернгросс........................................... 315 Читать
Алексей Александрович Гвоздев..................................................................... 323 Читать Владимир Михайлович Волькенштейн.......................................................... 325 Читать Петр Григорьевич Богатырев........................................................................... 329 Читать Адриан Иванович Пиотровский...................................................................... 331 Читать Указатель имен. ......................................................................................................... 335 Читать {4} От редакции Предлагаемый сборник подготовлен на кафедре театроведения и театральной критики ГИТИСа и характеризует одно из направлений ее научно-педагогической деятельности. С момента своего создания в 1982 году кафедра не только сосредоточила внимание на подготовке театральных критиков, знатоков современного театрального процесса, но и направила свою исследовательскую работу на изучение истории театроведческой мысли. Этому был посвящен ряд дипломных и диссертационных работ, а также сборник статей педагогов и аспирантов кафедры. На очереди антология по истории русской театральной критики. Настоящее издание включает в себя группу текстов, принадлежащих перу выдающихся русских философов, теоретиков и историков искусства и, в частности, искусства театрального. Написанные в 1920‑ е годы, они в силу многих причин тогда не смогли занять надлежащее место в арсенале театроведческих идей, и, тем более, выпали из поля зрения ученых в то время, когда всякая мысль, сколько-нибудь выходящая за рамки сверху спущенной ортодоксии, встречалась с подозрением, в особенности, если она принадлежала эмигранту или репрессированному. В отличие от филологии, немало сделавшей в 60‑ е – 80‑ е годы для научной реабилитации репрессированных идей и людей, театроведение, к стыду своему, не удосужилось выполоть траву забвения со своих памятников. И даже публикаторский пафос эпохи перестройки существенно не изменил положение дел. Тому есть свои причины, но время идет и с каждым годом увеличивается разрыв между теоретическими уровнями исследований литературоведов и лингвистов, с одной стороны, и театроведов, с другой. {5} Продуктивная научная деятельность А. Лосева и Д. Лихачева, С. Аверинцева и Ю. Лотмана, В. Иванова и В. Топорова, Б. Успенского и А. Панченко, М. Гаспарова и А. Чудакова (на отсутствие в театроведческой среде ученых такого масштаба не посетуешь — на нет и суда нет), возрождение к жизни идей П. Флоренского, М. Бахтина, Ю. Тынянова, Б. Ярхо, В. Жирмунского, П. Богатырева, Р. Якобсона, Б. Эйхенбаума, А. Скафтымова, В. Проппа, В. Виноградова — вот что определяет уровень современной гуманитарной науки, остающийся пока недосягаемым для нашего театроведения. Предлагаемый сборник свидетельствует, что в 20‑ е годы наука о театре не только не отставала от смежных искусствоведческих дисциплин (прежде всего, филологии), но вполне соответствовала им, а в чем-то и опережала.
Кафедра рассматривает настоящее издание как дань памяти выдающимся ученым и как залог надежды, на то, что наследие театральной теории окажет стимулирующее воздействие на современную науку о театре. Б. Любимов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|