Система вала Система отверстия.
Посадки во всех системах образуются сочетанием полей допусков. отверстия и вала. Стандартами установлены две равноправные системы образования посадок: система отверстия и система вала. Посадки в системе отверстия - посадки, в которых различные зазоры и натяги получают сочетанием различных полей допусков валов с одним (основным) полем допуска отверстия. Посадки в системе вала - посадки, в которых различные зазоры и натяги получают сочетанием различных полей допусков отверстий с одним (основным) полем допуска вала. Обозначают посадки записью полей допусков отверстия и вала, обычно в виде дроби. При этом поле допуска отверстия всегда указывается в числителе дроби, а поле допуска вала - в знаменателе. Кстати сказать, это правило распространяется на обозначения и других видов сопряжений (резьбовых, шпоночных, шлицевых и т.д.), а не только гладких, которые мы сейчас рассматриваем. В машиностроении применяется в основном система отверстия, так как при этом необходимо меньше режущих инструментов с различными размерами, например, для всех посадок одного и того же класса точности при определенном номинальном размере потребуются развертки одного диаметра. При системе вала для обработки различных отверстий требуются развертки или протяжки разных диаметров в соответствии с разными размерами отверстий для различных посадок. Обработка валов обычно производится инструментами (резцами, шлифовальными кругами и т. д.), размеры которых не связаны с характером посадок. Развертки, протяжки и другие калибрующие инструменты (размеры которых по диаметру определяют размеры обработанных ими поверхностей) относительно дороги. Таким образом, предпочитают систему отверстия из экономических соображений т.к. изготовление отверстия обходится дороже, чем изготовление вала той же точности. Поэтому из экономических соображений выгоднее использовать систему отверстия, а не систему вала. Но иногда оказывается необходимым применение системы вала.
Однако в некоторых случаях оказывается более целесообразным применять систему вала. Это главным образом относится к тем случаям, когда на одном валу должно быть помещено несколько деталей с разными посадками. В этом случае при системе отверстия вал нужно было бы делать ступенчатым, а это не всегда позволит осуществить сборку. Сопоставление системы отверстия и системы вала. Области применения этих систем. Каждой из этих систем свойственны достоинства и недостатки, определяющие области их применения. Существенным преимуществом системы отверстия в сравнении с системой вала является то, что обработка валов одного номинального размера, но с разными предельными диаметрами может быть выполнена одним режущим инструментом (резцом или шлифовальным кругом), в то время как в тех же условиях для обработки точных отверстий требуется столько режущих инструментов (если обработка ведется одномерным инструментом, например разверткой), сколько имеется отверстий. Таким образом, для обработки отверстий и валов при наличии 12 посадок в системе отверстия для каждого номинального диаметра необходимо иметь одну развертку и резец или шлифовальный круг, а для обработки тех же деталей в системе вала требуется резец или шлифовальный круг и 12 разверток. Система отверстия имеет и другие преимущества по сравнению с системой вала, но тем не менее последняя все же применяется в ряде областей машиностроения, хотя значительно реже, чем система отверстия. Например, система вала применяется при изготовлении некоторых текстильных машин. Одной из основных деталей текстильных машин является обычно длинный гладкий вал одного номинального размера по всей длине, на который насаживаются с разными посадками различные шкивы, муфты, шестерни и т. д. При применении системы отверстия эти валы должны быть ступенчатыми, что усложняет их изготовление.
Еще раз подчеркнем, что изготовление отверстия обходится дороже, чем изготовление вала той же точности. Поэтому из экономических соображений выгоднее использовать систему отверстия, а не систему вала. Но иногда оказывается необходимым применение системы вала.
. Конструкторская документация (кд) - документ, предоставляемыйизготовляемому изделию, который определяет состав и устройство изделия,содержит необходимые данные для его изготовления, контроля, приемки,эксплуатации.Существуют стандарты на изделия: Чертеж общего вида - документ, изображающий конструкцию изделия,поясняющий принцип работы. (общий вид судна, автомобиля). Сборочный чертеж - документ, изображающий отдельные сборочныеединицы этого изделия и данные, необходимые для сборки. К ним прилагаютсяспецификации - список составных частей изделия. Чертеж детали (деталировка) – документ, содержащий графическоеизображение детали для изготовления. Технические условия (ту) – текстовый документ, содержащий совокупностьтребований к качеству изделия, его контролю и приемке.
Точность детали – степень соответствия готовой детали требованиям чертежапо размерам, по геометрической точности, по степеням шероховатости.Нет абсолютных требований. Номинальный размер – заданный размер на чертеже конструктором.В машиностроении существуют стандартные размеры:4,0; 6,3; 10; 16; 25; 40; 50; 63; 100 и т.д. – первый основной ряд. Действительный размер – размер, установленный в процессе измерения сопределенной допускаемой прибором погрешностью.
Твердость – способность материала сопротивляться проникновению другого тела. Твердость по Бринеллю (НВ) – определяется путем вдавливания стальногошарика под нагрузкой в поверхность испытуемого материала. После снятия нагрузки остается луночка, и по размеру луночки судят о твердости. Для стали НВ=150-200- средняя твердость. Твердость по Роквеллу – в материал вдавливается алмазный конус, послевдавливания остается отпечаток. Угол конуса равен 1360 и вдавливаютс разной силой (шкалы А, В, С, но используют шкалы А и С). По шкале С оценивают твердость закаленных материалов HRC 20-70 среднее значение 45. По шкале А оценивают твердость тонких менее прочных инструментальных материалов HRA 70-85.
Черные металлы (чугуны и стали), Сортамент, основные виды, маркиматериалов. Черными металлами является железо и его сплавы. На долю черных металловприходится 95% мировой металлопродукции.Марки: Чугун Fe+C (3-4,5%). В его состав могут входить полезные Mn & Si и плохие составляющие S & P(вместе с коксом). Чугун делят на группы: Серый чугун. (технический): СЧ32, где прочность -s в =32 кг/м2. Используют для изготовления рам и станин машин. Ковкий чугун. (более прочный): КЧ17-32 соответственно прочность-s в и пластичность -d. Изготовляют крупные детали, работающих при динамичнойнагрузке: маховики паровых машин.Высокопрочный жаростойкий чугун (300-400оС): ЧС5 (Si – 5% придаетвысокую термостойкость) Сталь – деформируемый ковкий сплав Fe+C (до 2%). Различают по химическомусоставу: Углеродистые стали. ( Mn 1%, Si 0.45%). 1.Углеродистая стальобыкновенного качества: Ст0 до Ст6 (7 марок), наиболее известная Ст3, по мереувеличения цифры увеличивается содержание углерода и прочность-s в. Изнее изготавливают прокат:2.Сталь углеродистая качественная: Сталь 0, 8, 10, 15, 85. Цифры указываютсодержание углерода в сотых долях процента, т.е. в 0,01%. По мере увеличенияцифры (углерода) увеличивается прочность.- Низкоугродистые стали: используют для заготовок холодной штамповки.- Среднеуглеродистая – содержание С до 0,5%, самая известная Ст45.Используют для большинства машин.- Высокоугледистые – для изготовления деталей, работающих на износ,закаливаемых до высокой прочности. Сталь легированная конструкционная: для изготовления деталей машин.Легирующие элементы: Mn Si Cr и Ni Mo W.Низколегированные (<2.5%), легированные (2.5-10), высоколегированные(>10%).Fe>45. Маркируются и обозначаются цифрами и буквами: 1-ые двецифры – содержание углерода в сотых долях, буквы – легирующие элементы, 2-ыецифры – содержание этих элементов: Mn-Г, Si-С, Cn-Х, Ni-Н, Mo-М, W-В. Напр.45Г, 10Г2С1, 15Г2Хф, 12Х2МН4А Строительные легированные: 09Г2, 10Г2С1, 16Г2Хф. Из них широко используют 15Х, 20Х; 20Хр-хромованадьевые; 12ХР3А - хромоникелевые (пониженное содержание S & P); 18ХТ – хромо марганцовистые изготовляют ответственные детали машин в самолетах (там где необходима высокая надежность) Высоколегированные. Кррозионостойкие 12ХН19; жаропрочные 10Х14Г14М4Т; жаростойкие (без окисления до 8000С) 08Х17Н15М3. №11. Цветные металлы и сплавы, характеристика основных марок Сортамент,основные виды. Алюминий – обладает низким удельным сопротивлением, хорошейтеплопроводимостью и хорошей коррозионной стойкостью (покрыт оксидной пленкой).А999 (сод. Al 99,999%), А99,А95. Используют в машиностроении, алюминийприменяют в виде сплавов: деформируемые ал. сплавы – выплавляются наоснове Al, Mn; литейные ал. славы – изготовление деталей, которые целикомотливаются Al–Si 150-2000, Al-Si-Cu (АЛ3, АЛ5) до 2700,Al-Mg (АЛ8), Al-Mn (АМц), AL-Mg (АМг), Al-Mg-Si (АД), Al-Cu-Mn. Медь и ее сплавы. Хорошо обрабатывается давлением и резаньем,обладает высокой теплопроводностью, электропроводностью, устойчивостью ккоррозии. Латунь – сплав меди с цинком, обладающий достаточно хорошейпрочностью и коррозионной устойчивостью. Л80 (меди 80%). Применение вмашиностроении, приборостроении в химической промышленности. Бронза – сплав, легирующими элементами являются различные металлы, кромецинка. БрОФ4-0,25 4%- олова 0,25%- фосфора, остальное медь. По сравнению спредыдущим сплавом обладает большей прочностью, высокой коррозионнойстойкостью, антифрикционными свойствами. Сплав самый прочный, изготовляютастрономические зеркала. Медно-никелевые сплавы. Конструкционные: изготовление изделий измельхиора – МНЖМц30-1-1, МН19; нейзильбер МНЦ 15-20 (посуда). Электротехнические: констант МНМц40-45 обладает высокой температурнойстойкостью, изготовляют нагревательные элементы; копель МНМц43-05. Титан и его сплавы. Вошел с развитием машиностроения. «+» высокаякоррозионная стойкость, ненамагничиваемый, высокая удельная прочность, низкаятеплопроводность, низкий коэффициент линейного расширения. Бывают литейные(ВТЛ, ВТ5Л, ВТ9Л- наиб. прочный 5000С), деформируемые. Магний – в чистом виде Мг96, Мг95, Мг90. Подразделяют на литейные (Мл) иарматурные (Ма).Обладают последние повышенной герметичностью, используют при изготовлениисамолетов и ракет. «+»очень плотное соединение, «-»магний воспламеняется прифизической обработке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|