Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация разновидностей стратегического плана социологического исследования




Классификация разновидностей стратегического плана социологического исследования

 

Вид стратеги-ческого плана Тип гипотезы Используемая методика и техника Цель исследования
Разведывательный (поисковый) Описательный Изучение документов, интервью, наблюдение Формулирование проблемы и описательной гипотезы
Аналитический (описательный) Аналитический Статистика, выбороч-ное или монографи-ческое обследование, корреляционный анализ, анкетирование Определение качественных и количественных характеристик, расчет тесноты связей, формулиро-вание объяснитель­ной гипотезы
Эксперимен­тальный Объясни-тельный Эксперимент Определение причинно-след­ственных связей

В табл. 10 прослеживается устойчивая связь между видом страте-гического плана и используемой методикой и техникой социологичес-кого исследования. Однако огромное разнообразие методических и технических приемов социологического исследования требует специ­ального обоснования тех или иных конкретных приемов, которые бу-дут использованы в конкретном исследовании. Исследователю следу-ет помнить следующее. Во-первых, отобранные или разработанные методы и технические приемы сбора социологической информации


должны соответствовать теоретической концепции исследования, а также обеспечивать получение сведений для проверки выдвигаемых гипотез. Во-вторых, методы и техника сбора социологической инфор-мации должны характеризоваться необходимым уровнем измеритель-ной точности. При этом “грубость” измерения, как и “завышенная” его точность одинаково неприемлемы, ибо в первом случае могут быть упущены существенные характеристики, а во втором — массив информационного материала будет столь велик, что в сферу осмысле-ния может попасть нечто несущественное.

Не менее важным этапом методического раздела программы исследования является описание способов и приемов анализа и обработки социологических данных. При этом социологу одновре­менно приходится решать две задачи: осуществлять первичную обработку материала вручную либо с помощью компьютера; опре-делять исходя из гипотез исследования наиболее эффективные спо­собы анализа данных с целью их проверки. Необходимо, выяснив степень подтверждения или опровержения гипотез, перейти к науч-ной аргументации сформулированной ранее концепции, а также осуществить восхождение от конкретного к абстрактному, от эмпи­рического к теоретическому. При проведении больших (коллектив­ных) социологических исследований целесообразно наряду с разра-боткой рабочего и стратегического планов строить сетевые графи­ки работ, проводить соответствующую специализацию участников исследования, а также разрабатывать методические рекомендации по их инструктажу.

Предпосылки применения выборки в исследовании

В настоящее время ни один массовый социологический опрос не обходится без формирования выборки — исключительно важного этапа разработки методического раздела программы исследования, от которого в значительной степени зависит достоверность всей по­лучаемой социологической информации.

Далеко не всегда выборка имела столь весомое значение в социоло-гическом исследовании. Лишь начиная с 30-х годов XX в. масштабы проводимых опросов стали расширяться вплоть до общенациональ-ных, что существенно увеличивало количество опрашиваемых рес-пондентов. Это, естественно, приводило к значительному увеличению материальных затрат на проводимые опросы. Основной принцип этих опросов был прост: чем больше респондентов опросить — тем лучше


и точнее будут результаты. В США такие опросы были названы “со­ломенными”. Однако начиная с первой половины 30-х годов XX в. общественное мнение стали изучать, применяя строгие методы науч­ного анализа. Возникли и начали активно развиваться теория вероят­ностей и математическая статистика. Уже тогда исследователи устано­вили, что исходя из законов теории вероятностей можно составить представление о целом по сравнительно небольшой выборочной сово­купности, причем с высокой степенью точности.

В 1933 г. исследователь Дж. Гэллап провел в США серию экспериментальных опросов по изучению читаемости газет и жур­налов. В политической сфере его деятельность определялась в ос­новном личным интересом: мать его жены, О. Миллер, баллотиро­валась на пост секретаря штата Айова от демократической партии. Используя новые методы, Дж. Гэллап принял активное участие в избирательной кампании, и его теща одержала победу. В 1934 г. он опробовал свои методы во время выборов в Конгресс США, с боль­шой точностью предсказав победу демократов. В 1935 г. он создал Американский институт общественного мнения, который чаще на­зывают Институтом Гэллапа. В 1936 г. Дж. Гэллап предсказал (с ошибкой в 6, 8 %) победу президенту США Т. Рузвельту на основе проведенных им выборочных опросов; при этом объем выборки со­ставлял 1500 человек. Начиная с 1936 г. выборочный метод стали активно применять и другие ученые при исследовании рынка.

Важной вехой в истории выборочных опросов стало также созда­ние в США (1963 г. ) фирмы Л. Харриса по проведению общенацио­нальных опросов. Объем выборки Л. Харриса составлял 1600 чело­век. Сегодня результаты опросов Л. Харриса публикуются дважды в неделю более чем в 250 американских газетах.

В Германии существенный вклад в развитие выборочного метода внесла известный социолог Э. Ноэль (объем выборки — 1800 чело­век).

Основная идея выборочного опроса состоит в том, что если имеет­ся совокупность независимых случайных величин, то о ней можно су­дить по относительно небольшой ее части. Например, в коробке нахо­дится 10 тыс. шариков, одна половина из которых — красного цвета, а другая — зеленого. Если их перемешать и наугад вытащить 400 ша­риков, то окажется, что по цвету они распределятся приблизительно поровну. Если эту операцию повторять многократно, то результат бу­дет практически одним и тем же. Статистика позволяет установить


процент нетОЧНОСТИ, величина КО-                                       Таблица 11

Количество Процент
опрошенных, чел. неточности, -/+

ТОрОГО зависит ОТ величины выбор- Объем выборки и величина неточности ки. Это хорошо видно из табл. 11, составленной на основе результа­тов деятельности Института Гэл-лапа.

Итак, исходя из изложенного можно сформулировать основ­ную идею выборочного метода. Во-первых, выборочный опрос значительно экономичнее сплош­ного или опроса по принципу “чем больше, тем лучше”, ибо выборка всегда гораздо меньше любой со­вокупности опрашиваемых. Во-вторых, в отличие от “соломенно­го” выборочный опрос гарантирует реальный результат. Это было продемонстрировано в 1936 г. в США при опросах по прогнозиро­ванию победителя президентских выборов, когда баллотировались Т. Рузвельт и А. Ландон. Редакция журнала “Литературный дайд­жест”, опросив 10 млн. человек, получила от них ответ, в котором было названо имя А. Ландон, в то время как Д. Гэллап и Е. Роупер, проведя выборочный опрос тех же респондентов, получили проти­воположный результат. Их респонденты назвали имя Т. Рузвельта, что и подтвердили выборы.

Очевидно, проблема состоит в том, что “соломенные” опросы практически не отражают структуру совокупности опрашиваемых, а выборка представляет собой совокупность, которая удовлетворяет всем трем требованиям модели: отражения, замещения и переноса. Между тем следует учитывать, что выборочный опрос — это опрос с ошибкой. В большинстве исследований достаточно ошибки около 3 % (иногда 5 %). Чем больше объем выборки, тем меньше ошибка. Обычно объем выборки определяют после того, как установлена ошибка, удовлетворяющая исследователя.

Таким образом, выборка имеет следующие преимущества: эко­номия времени и средств благодаря сокращению объема работы; если опрашивается 1-2 % генеральной совокупности, то объем ра­боты сокращается в 50-200 раз, что значительно снижает стоимость исследования; сведение к минимуму негативных воздействий на объект социологического исследования; необходимость детального



исследования каждой единицы наблюдения при невозможности ох-вата всех единиц (например, изучение бюджетов времени семей); достижение более точного результата обследования благодаря уменьшению количества ошибок при регистрации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...