Классификация социологических гипотез
Классификация социологических гипотез
Для этого нужно выбрать соответствующую ей разновидность по каждому из оснований классификации. Полученное описание гипотезы позволяет придать социологическому исследованию большую осознанность и целенаправленность. Проводя социологическое исследование, социолог относительно гипотезы решает, как правило, две основные проблемы. Первая заключается в выдвижении гипотезы. Социолог изучает имеющуюся по теме исследования литературу, уделяя особое внимание ранее проведенным исследованиям. В процессе сбора информации знание неизбежно “тяжелеет”, обнаруживая при этом свою неоднородность. Возникшие противоречия приводят к генерированию таких вопросов, на которые невозможно ответить на основании уже имеющегося знания. Кроме того, нередко обнаруживаются факты, не вписывающиеся в прежние теоретические подходы, а также показывающие несостоятельность выдвигавшихся ранее гипотез. Гипотезы возникают в результате мысленного “сталкивания” различных фактов, теоретических положений, предположений, теории и практики. Эти “ошибки” обнаруживают парадоксальные состояния познания, а также заставляют искать пути выхода из них.
К выдвижению новых гипотез побуждают неоднозначные факты, аналогии, обыденное сознание и здравый смысл, “сумасшедшие" идеи и т. д. Выдвижение гипотез — это творческий, чрезвычайно сложный процесс. Особую трудность при этом составляет проблема формулировки гипотезы, которая предполагает построение ее определения, соответствующего требованиям к гипотезе. Сформулированное предположение проверяется и уточняется на основе этих требований, после чего оно обретает статус научной гипотезы. Вторая проблема состоит в проверке содержательной истинности гипотезы. Проверка гипотезы, осуществляемая уже при ее формулировании, является выяснением ее соответствия гипотетическим требованиям и логической непротиворечивости. Используется также мысленное экспериментирование с гипотезой. Но окончательная содержательная ее проверка происходит только после завершения всего социологического исследования. Глава 15. МЕТОДИКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Сущность методического обеспечения исследования После решения всех предшествующих задач, связанных с осуществлением методологического раздела программы исследования, социолог вступает в качественно новый этап исследовательской работы. Его деятельность теперь направлена на создание методического, или процедурного, раздела программы социологического исследования, смысл и особенности которого заключаются, во-первых, в методическом обеспечении исследовательских процедур, во-вторых, в выработке их конкретного содержания и порядка, в-третьих, в определении конкретного инструментария для получения данных и логической схемы анализа и обработки социологической информации. Таким образом, создание методического раздела программы способствует конкретизации всего социологического исследования, а также переходу от методологии к практическому решению поставленных задач.
Как правило, в структуре методического раздела программы различают такие компоненты: определение изучаемой совокупности или построение выборки; обоснование методов и техники сбора социологической информации; описание способов анализа и логической схемы обработки данных; составление рабочего плана исследования; разработку стратегического плана исследования. Как ни важны три первых компонента методического раздела программы (детальнее рассмотрим их далее), невозможно грамотно провести социологическое исследование без рабочего плана. Обычно в него закладывают основные процедурные мероприятия, которые необходимо осуществить при подготовке и проведении исследования. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, средств, а также объем работы — как научной, так и организационной. Рабочий план создается на базе определенных правил, суть которых состоит в том, что все научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела. В первом разделе предусматривается порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инструментария социологического исследования. Это прежде всего — вопросы формирования и подготовки группы сбора первичной информации (интервьюеров, анкетеров). Здесь же нужно предусмотреть и проведение пилотажного (разведывательного) исследования, которое покажет, как “работает" инструментарий. Если в каких-либо документах допущены ошибки при их подготовке, следует оперативно внести коррективы и в инструментарий, и в программу исследования. Когда документы для работы полностью готовы, их тиражируют и раздают анкетерам или интервьюерам.
Второй раздел содержит организационные и методические виды работ, т. е. отвечает на вопросы, что надо сделать, где и когда, в какие сроки. Важно, чтобы опрашиваемые были предварительно оповещены о целях, задачах и практическом значении социологического исследования, т. е. следует заранее ответить на вопросы, которые обычно задают все респонденты (опрашиваемые). Если же анкеты или бланки интервью раздаются и заполняются в группах, которые необходимо опросить под руководством анкетера, то в рабочем плане нужно предусмотреть и такую процедуру. Третий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в “поле" информации для обработки ее на ЭВМ. В плане должно быть указано, сколько специалистов вычислительного центра необходимо задействовать для осуществления этой кропотливой процедуры. При ее выполнении исследователи работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых формируется массив информации для ввода в компьютер. Предварительно исследователи выбраковывают те анкеты, не содержащие ответов на ключевые вопросы, и кодируют (шифруют) открытые вопросы. Зашифрованные вопросы (альтернативы) вводят в память ЭВМ с помощью специальных компьютерных программ. Статистический информационный массив “переваривается" электронными машинами, и исследователи получают сводные таблицы цифр или процентов — табуляграммы. Существуют различные виды табуляграмм. Одни из них дают ответ только на один поставленный вопрос, где раскрываются все альтернативы, содержащиеся в данном вопросе (" да", “нет", “не знаю”); ответ дается в абсолютных цифрах и процентах; другие — сразу отвечают на группу вопросов, для расшифровки их требуются и соответствующая подготовка исследова- теля, и время. Как тот, так и другой способы имеют свои достоинства и недостатки. Четвертый раздел предусматривает работы, связанные с анализом результатов обработки. Получив табуляграммы, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итоговый отчет о проведенном социологическом исследовании, делают выводы и формулируют практические рекомендации и предложения за-казчику. Наряду с составлением рабочего плана исследователи разрабаты-вают стратегический план социологического исследования (табл. 10). Таблица 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|