Содержание и основные категории выборочного метода
Как известно, выборочный метод — это метод выборочного иссле-дования, который позволяет делать заключение о характере рас-пределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения лишь некоторой ее части, называемой выборочной совокупностью, или выборкой. Другими словами, выборка — это представительная часть генеральной совокупности. Основу выборки, как отмечалось, составляет выборочная совокупность, т. е. отобранный перечень элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, точности, адекватности и удобства работы, а также отсутствия дублирования единиц наблюдения [92, c. 18]. Таким образом, выборочная совокупность — это уменьшенная копия генеральной совокупности, или ее микромодель, отобранная по строго заданным правилам и содержащая в себе все важнейшие ее признаки и характеристики как целого. Если генеральной совокуп-ностью, например, считают все население страны или ту его часть, которую социолог намерен изучать, то выборочной совокупнос-тью — множество людей, которых социолог опрашивает непосред-ственно. В сплошном опросе эти совокупности совпадают, а в выборочном расходятся. Выборочный метод в социологии имеет два существенных аспек-та. Первый аспект — философско-методологический, согласно которому выборка представляет собой изучение некоторых совокупнос-тей по определенной модели, формируемой путем отбора элементов совокупности. Выборочное исследование, как модельное, отличается от других (в частности, сплошных или монографических) только ста-тистической природой моделируемого объекта и самой модели. Второй аспект — математико-статистический, в соответствии с которым выборкой, или выборочной совокупностью, называется часть объектов генеральной совокупности, репрезентативных и способных замещать ее в исследовании. Поэтому выборку, которая хорошо представляет структуру всей генеральной совокупности, называют репрезентативной.
Специфика выборочного метода определяется прежде всего его категориальным (терминологическим) аппаратом, основные поня-тия которого рассмотрим более подробно. Генеральная совокупность — это множество элементов, являющихся объектом социологического исследования. Так, если объек-том изучения является трудоспособное население страны, то генеральная совокупность представляет собой всех женщин в возрасте от 16 до 54 лет и мужчин в возрасте от 16 до 59 лет. Иногда наряду с понятием “генеральная совокупность” используют понятие " обследуемая совокупность”, обозначающее множество элементов, которые действительно будут обследоваться. В этом случае генеральная совокупность — это теоретически выделенное множество элементов. Однако на практике очень редко все ее элементы доступны для изу-чения. В свою очередь, выборочная совокупность, или выборка — это отобранная часть объектов генеральной совокупности, являющихся объектами наблюдения. Основная цель при этом — выбор элементов из совокупности таким образом, чтобы их распределение в выборке повторяло распределение данных элементов совокупности в целом. Единица отбора — это элемент (или набор элементов), предназначенный для отбора на определенной ступени выборки. Более точно говорят о единицах отбора первой ступени выборки, второй ступени и т. д. В простейшей одноступенчатой выборке все единицы отбора совпадают. Следовательно, единицы отбора формируют вы-борку. Основа выборки представляет собой список единиц отбора, из которого извлекается выборка или определенная ступень в ней. Если, например, на первой ступени выборки происходит отбор предприя-тий, то основа выборки — список предприятий. На второй ступени основой выборки может быть уже алфавитная карточка работника отдельного предприятия.
Понятие " единица наблюдения” обозначает элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор социальной информации. Обычно в выборочном опросе единицей наблюдения является отдельный человек. Следует отличать единицу наблюдения от единицы анализа. Например, единицей анализа может служить семья как целостный социальный объект, а единицей наблюдения в этом случае будет глава семьи. Переменную можно определить как множество отдельных значений характеристик элементов совокупности. Например, множество всех значений возрастов в генеральной совокупности образует переменную “возраст". Переменная, согласно определению, предполагает некоторую вариацию своих значений. Если все элементы совокупности имеют одно и то же значение, то переменная называется константой. Категория “параметр” определяется как суммарное описание переменной в данной генеральной совокупности (например, средний доход семьи или средний возраст городского населения). Важной задачей выборочного исследования является оценка параметров генеральной совокупности на основе выборочных наблюдений. Понятие " статистика" означает суммарное описание переменной в выборочном обследовании (например, средний доход, вычисленный по данным выборки). Категория " дисперсия" определяет разброс (или отклонение) отдельных значений признаков элементов генеральной или выборочной совокупности от средней величины признака. При нулевой дисперсии все единицы отбора имели бы одинаковое, равное среднему значению, распределение признаков, и для выборки достаточно было бы одной единицы, чтобы обеспечить репрезентативность данных, поскольку чем больше дисперсия, тем больший объем выборочной совокупности потребуется для дальнейшего исследования. Понятие " репрезентативность” (от фр. representation — представительство) характеризует представительность выбранной части каких-либо наблюдений объекта относительно всей совокупности наблюдений, из которых сделана выборка. Другими словами, это свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.
Ошибка выборки служит мерой подобия выборки структуре генеральной совокупности, т. е. определяет отклонение выборочных оценок признаков от их значений по генеральной совокупности. Случайная ошибка выборки — это статистическая погрешность, представляющая собой отклонения характеристик выборочного распределения от генеральной совокупности. А систематическая ошибка выборки в отличие от случайной ошибки, носит неслучайный характер и следует из неадекватности сформированной выборки задачам исследования; незнания распределения в генераль- ной совокупности и применения процедур отбора, которые могут исказить эти распределения; сознательного отбора наиболее удобных и “выигрышных" для решения задач исследования элементов генеральной совокупности, которые, однако, не представляют ее в целом. Рассмотрим основные способы отбора совокупности в выборку, которые и определяют типологию, или видовое разнообразие, выборочного метода. А поскольку математические основы выборочного метода сложны, ограничимся лишь качественным описанием различных стратегий (способов) отбора и видов выборок (табл. 12, 13). Рассмотрим основные способы отбора выборочной совокупности и виды выборок. Одним из видов вероятностного отбора является простая случайная выборка. Как только сформулирована или найдена в готовом виде основа выборки, исследователь (социолог) осуществляет следующие операции. Все элементы из перечня (списка) в основе выборки пронумеровываются, причем так, чтобы каждый элемент получил свой собственный номер. Затем может быть использована таблица случайных чисел для случайного отбора элементов списка в выборку [80, гл. IV]. Если основа выборки заложена в компьютере (например список персонала завода в АСУ “Кадры" ), то случайный отбор можно осуществить автоматически. Однако простую случайную выборку на практике используют очень редко как завершающую ступень отбора в более сложных выборках.
Если в распоряжении социолога имеется список элементов в совокупности, то чаще всего применяется систематическая выборка. При систематическом отборе из списка выбирается каждый и-й элемент и включается в выборку. Например, если алфавитная карточка персонала предприятия содержит 4000 имен, то для извлечения 5 % выборки (т. е. 200 человек) необходимо отобрать из списка каждого двадцатого. Для того чтобы совершенно строго проделать эту процедуру, первый элемент необходимо выбрать случайным образом, например по таблице случайных чисел. Такую схему выборки называют систематической выборкой со случайным началом. Для ее описания обычно используют два термина: выборочный интервал (т. е. расстояние между отбираемыми элементами) и выборочное отношение (т. е. пропорция отбираемых в выборку элементов; в нашем примере она составляет 1/20). Считается, что систематическая выборка идентична простому случайному отбору. Таблица 12 Способы формирования обследуемой совокупности и виды выборок
Таблица 13 Характеристика основных способов выборочного отбор
Кроме систематической довольно часто используется стратифицированная выборка, которая включает некоторый предварительный этап, позволяющий увеличить степень ее репрезентативности, т. е. уменьшить возможную ошибку выборки. Для ошибки выборки справедливы следующие утверждения: во-первых, большая по объему выборка ведет к меньшей ошибке, чем это может быть при малой выборке; во-вторых, большая однородность генеральной совокупности ведет к меньшей ошибке, чем в случае с меньшей однородностью. На втором утверждении собственно и основана идея стратифицированной выборки, согласно которой предварительно расчленяют генеральную совокупность так, чтобы ее части оказались более однородными, чем исходная совокупность. Например, при изучении социальных особенностей различных слоев рабочего класса и интеллигенции персонал конкретного завода может быть разделен на две части: рабочие и инженерно-техническая интеллигенция (включая служащих). В нестратифицированной выборке ошибка выборки по признаку социальной принадлежности будет такой же, как и по остальным переменным, а в стратифицированной она будет близка к нулю. После разделения совокупности на однородные группы (страты) из каждой группы извлекается выборка каким-либо из уже известных способов. Существует ряд конкретных стратегий стратификационного отбора. Наиболее часто используется подход, при котором все элементы генеральной совокупности разделяют на группы (страты) относительно некоторой переменной. Из каждой группы случайно или систематически отбирают элементы, количество которых пропорционально объему группы в генеральной совокупности. Так, если в генеральной совокупности соотношение мужчин и женщин составляет — 46, 5 к 53, 5 %, то в стратифицированной выборке по этой переменной доля мужчин и женщин должна находиться в той же пропорции. Простая случайная, систематическая (механическая) и стратифицированная выборки требуют для их реализации составления списка элементов генеральной совокупности. Однако создать такой список зачастую либо вовсе невозможно, либо просто нецелесообразно (например, почти невозможно составить список производственного персонала всех предприятий города или области). В таких случаях социологи обращаются к более сложным по своей структуре методам отбора. Наиболее типична ситуация, когда из генеральной совокупности предварительно отбирают группы элементов, а затем осу- ществляют отбор элементов внутри выделенных групп. Так, предва-рительно можно составить список всех предприятий города, каким-либо из известных методов отобрать определенное количество пред-приятии и осуществить подвыборку индивидов по каждому предпри-ятию, воспользовавшись списком работников или составив его. Социологи часто используют методы серийной или гнездовой выборки. При серийной выборке генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту, образованию и т. д. ) на однородные части (серии). Затем идет отбор респондентов — отдельно из каждой серии. Число респондентов, отбираемых из се-рии, пропорционально общему числу элементов в ней. Из гене-ральной совокупности, содержащей, например, 2000 человек, где 300 человек — наладчики станков, 700 — токари-фрезеровщики, 1000 — сборщики, нужно отобрать каждого десятого. Следователь-но, предстоит опросить 30 наладчиков, 70 токарей-фрезеровщиков и 100 сборщиков. Что касается гнездовой выборки, то в качестве единиц обследова-ния отбирают не отдельных индивидов, а целые группы или коллек-тивы. Например, из 30 студенческих групп, в которых занимается по 20 человек, отбираются 10, и в этих группах проводится сплошной опрос. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социальную информацию, если группы максимально схожи по важнейшим при-знакам, например, возрасту, полу, видам обучения и т. п. Трудности, свойственные другим вероятностным методам отбора, зачастую снимаются при использовании многоступенчатой выборки. Последняя применяется в тех случаях, когда извлечь выборку из генеральной совокупности прямым путем бывает весьма затруд-нительно. Так, при опросе промышленных рабочих план многосту-пенчатой выборки может выглядеть следующим образом: на первой ступени производится отбор промышленных предприятий, на второй — бригад на предприятиях, на третьей — рабочих из бригад, попавших в выборку второй ступени. Тип вероятностной выборки на всех ступенях один и тот же, однако чаще всего используется простая случайная выборка. Многоступенчатый отбор, как правило, ис-пользуется в тех случаях, когда все единицы отбора каждой ступени равноценны для исследования. Соединение в многоступенчатой выборке различных видов вероятностного отбора (простого случайного, серийного и т. д. ) делает выборку комбинированной. Примером ее может служить гнездовая выборка со сложным обследованием самих гнезд. Комбинированная выборка, таким образом, преследует цель создания наиболее рациональных и экономичных условий сбора необходимой информации для решения конкретных исследовательских задач. Многофазовая выборка — особый вид многоступенчатого отбора, который заключается в том, что из сформированной выборки большого объема производится новая выборка (подвыборка) меньшего объема и т. д. К многофазовой выборке социологи обращаются тогда, когда на фоне большой выборки возникает необходимость изучения более узкого круга вопросов. С этой целью формируется вторая фаза — выборка в миниатюре — и т. д. Количество таких выборок не ограничено. Независимо от числа фаз в последующих подвыборках используется та же единица отбора, что и в основной выборке. Все описанные схемы отбора являются основными типами вероятностной и случайной выборок, каждая из которых имеет множество модификаций. Однако в ряде случаев невозможно или нецелесообразно их использовать. Тогда социологи используют неслучайные схемы или методы отбора по усмотрению, к которым относятся целенаправленная, стихийная и квотная выборки. Квотная выборка как метод невероятностного (неслучайного) отбора довольно успешно конкурирует по точности репрезентации генеральной совокупности с вероятностными схемами выборки. При массовых опросах населения это распространенный способ отбора респондентов. Квотная выборка строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков. Предполагается, что наборы признаков, по которым отбираются квоты, являются рациональными для предмета исследования. На основе квотной выборки устанавливается, сколько лиц и с какими характеристиками следует опросить. Сравнение структур в выборочной и генеральной совокупностях по распределению признаков позволяет судить о том, насколько квалифицированно произведена квотная выборка. При целенаправленной выборке — еще одной разновидности невероятностного отбора — из генеральной совокупности выбираются типичные элементы, с тем чтобы таким образом получить ее уменьшенную модель. Преимущества данного типа выборки заключаются в том, что она позволяет относительно легко и экономично обнаруживать определенные тенденции в генеральной совокупности. Она дает возможность, например, учитывать тот факт, что социальная группа имеет “ядро”, обладающее всеми инвариантными качествами. Основной недостаток целенаправленной выборки в том, что она осуществляется субъективно и потому не позволяет делать достаточно надежных выводов о количественных распределениях признаков в генеральной совокупности. В отношении стихийной выборки следует отметить, что ее основу составляет выборка как бы “первых встречных", без жесткого определения структуры массива респондентов. Ярким примером стихийной выборки является обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет или журналов, когда практически невозможно заранее определить структуру выборочной совокупности, т. е. тех респондентов, которые заполняют и отправляют по почте анкеты. Поэтому выводы такого исследования можно распространять лишь на определенную совокупность. При проведении разведывательного (пилотажного, зондажного) исследования обычно используется такой тип невероятностного отбора, как метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивают 50-70 % респондентов, попавших в отобранную совокупность. Наряду с видовыми характеристиками выборочного метода особого внимания заслуживают вопросы правомочности экстраполяции выборки на генеральную совокупность, которые имеют как минимум три аспекта: проблему обоснованности выборки, ее репрезентативности и объема. Решение первой проблемы предполагает адекватность задач исследования и выборочной процедуры и содержит обоснование типов выборки, определение единиц отбора и признаков, которые невозможно учесть в отношении каждой обследуемой единицы. Решение второй проблемы состоит в моделировании генеральной совокупности с максимально заданной точностью. Решение третьей проблемы связано с математическими основаниями выборочного метода. При этом очень часто в массовых выборочных исследованиях социологи ограничиваются определенным объемом выборки исходя из имеющихся человеческих, финансовых ресурсов, а также предыдущего опыта. Выборочное исследование — не единственный метод, используемый при проведении эмпирических социологических исследований. Наряду с ним применяются сплошные исследования, в которых каждый элемент генеральной совокупности служит единицей сбора информации, а также монографические. При монографическом исследо- вании из данного класса объектов отбирается один, который подвергается детальному изучению. Закономерности, обнаруженные в результате такого исследования, распространяются на весь класс исходных объектов. Монографические исследования имеют особое значение при глубоком изучении механизмов социальных законов и закономерностей. Как видим, каждый из типов выборочного метода отличается тем или иным уровнем точности, имеет свои специфические особенности, что позволяет оптимально решать вполне определенные задачи социологического исследования. Многократное применение различ-ных схем выборочного метода в практике проведения социологичес-ких исследований позволяет сформулировать следующие правила, соблюдение которых будут способствовать повышению его эффек-тивности: 1. Формирование выборки не должно противоречить здравому смыслу как при отборе единиц, так и при определении объема выборки. 2. Прежде чем решать вопрос об объеме выборки, следует подумать о методологической обоснованности и экономической целесообразности сплошного исследования. Важно помнить, что выбороч-ное исследование практически не используется при изучении малой контактной группы, члены которой не представляют собой случай-ные величины. Сплошное исследование особенно целесообразно тог-да, когда разница в объеме генеральной и выборочной совокупнос-тей не очень велика. 3. При построении выборки наиболее эффективным является применение смешанного подхода. Например, в массовых опросах на-селения мегаполиса целесообразно одновременно сочетать случайную и квотную выборки. При этом случайность обеспечивается тем, что, скажем, в квартире опрашивается не первый встречный, а тот из членов семьи, у кого, например, был последний день рождения в этом году. Квотная схема выборки обеспечивается соблюдением строго определенных квот по полу, возрасту, образованию, долям населе-ния отдельных районов, микрорайонов и т. д. 4. Задача социолога не ограничивается лишь теоретическим определением объема выборки, она направлена также на выработку практических способов ее формирования. Для этого обычно разра-батывают программу формирования выборки, специальные инст-рукции для интервьюеров и другие организационно-технические документы. 5. При изучении динамики социальных явлений и процессов посред-ством их мониторинга целесообразно применять ротационную вы-борку, т. е. когда объем выборки не постоянный, а обновляется за счет замены части единиц новыми. При этом повышается репрезентативность полученной информации, а также снижаются материальные затраты на проведение исследования. 6. Для построения выборки необходимо использовать различные источники: официальную статистику; научные подходы и процеду-ры, апробированные другими исследователями; географические кар-ты и планы населенных пунктов, а также таблицу случайных чисел и другую доступную социальную информацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|