Глава 13. Содержательный. Анализ программы социологического исследования
Глава 13. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Как отмечалось, социологическое исследование — это сложный процесс познавательной деятельности, в процессе которой социолог (субъект познания) последовательно переходит от одних ка-чественных этапов познания к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем. Какой бы ни была специфика конкрет-но-социологического исследования, оно всегда проходит опреде-ленные этапы. Как правило в социологии выделяют четыре основных этапа социологического исследования, характеристика которых приведена в табл. 7. Таблица 7 Характеристика основных этапов социологического исследования
Практика свидетельствует, что любое социологическое исследова-ние начинается с разработки его программы, которую можно рассмат-ривать в двух аспектах. С одной стороны, программа представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования, а с другой — это определенная методологическая модель исследования, где фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения. Кроме того, поскольку с разработки программы собственно и начинается социологическое исследование, то она представляет собой результат первоначального этапа.
Таким образом, в процессе разработки программы социологичес-кого исследования издается гносеологическая модель исследования, а также решаются вопросы его методологии, методики и техники. Любая программа социологического исследования должна удовлет-ворять следующим основным требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной полноте, т. е. наличию в ней всех структурных элементов; логичности и последовательности ее частей и фрагментов; гибкости (не должна сковывать творческие возможности социолога); ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов. Исходя из того что программа играет центральную роль в социологическом исследовании, важно сформулировать функции, которые указывают на ее предназначение и раскрывают основное содер-жание. 1. Методологическая функция. Заключается в том, что из имеющегося многообразия концептуальных подходов и аспектов видения объекта она определяет ту методологию, которая будет применяться социологом. 2. Методическая функция. Предполагает конкретизацию и обоснование методов исследования, т. е. получения социологической информации, а также ее анализа и обработки.
3. Гносеологическая функция. Обеспечивает снижение уровня неопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки программы в сравнении с его пониманием до ее разработки. 4. Моделирующая функция. Состоит в представлении объекта как особой модели социологического исследования, основных его ас-пектов, этапов и процедур. 5. Программирующая функция. Заключается в разработке программы как таковой, представляющей собой специфическую модель исследовательского процесса, которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога-исследователя. 6. Нормативная функция. Указывает на наличие программы, построенной в соответствии с ее структурой, как основополагающего требования и признака научности социологического исследования. Программа задает нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному исследованию. 7. Организационная функция. Предполагает распределение обязанностей между членами исследовательского коллектива, разделе-ние и упорядочение труда каждого социолога, контроль за ходом ис-следовательского процесса. 8. Эвристическая функция. Обеспечивает поиск и получение нового знания, проникновение в сущность изучаемого объекта, открытие его глубинных пластов, а также переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине. Отсутствие или неполная разработанность программы отличает спе-кулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведе-нии экспертизы качества социологического исследования особое вни-мание уделяется проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению корректной и полной в научном плане про-граммы существенно сказывается на качестве проводимого исследова-ния, значительно сужает познавательные возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость социологичес-кого исследования и его результатов. Как отмечалось, программа социологического исследования — это основной документ научного поиска, содержащий важнейшие методологические и методические процедуры исследования. При этом методологический раздел программы обеспечивает теоретико-методологическую ориентацию социолога в исследовательской дея-тельности, а методический (или процедурный) — обосновывает методику и технику проведения социологического исследования. Каж-дый из упомянутых разделов, в свою очередь, подразделяется на элементы в порядке, задаваемом логикой исследования. В этой связи рассмотрим структуру программы социологического исследования.
Методологический раздел программы социологического исследования содержит такие элементы: формулировку проблемной ситуации; определение объекта и предмета исследования; выяснение цели и задач познавательной деятельности; определение или интерпретацию основных понятий и категорий; предварительный анализ предмета исследования в целом; выдвижение и обоснование гипотез исследования. Методический (или процедурный) раздел программы социологического исследования состоит из таких компонентов: разработки и обоснования выборки; выбора или разработки методов сбора социологической информации; описания методов и схемы анализа и обра-ботки данных; определения возможных направлений практического использования результатов; разработки стратегического и рабочего планов исследования. Наиболее рельефно структура программы социологического ис-следования представлена на рис. 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|