Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и основные элементы социологического исследования




Глава 12.


СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Общая структура социологического исследования

Социологическое исследование — сложная и специфическая раз­новидность познавательной деятельности, развертывающейся между субъектом познания (социологом) и объектом исследования. Схема­тически структуру социального познания, которая определяет и структуру социологического исследования, можно представить сле­дующим образом (рис. 2).



Методы (средства) познания


Объект исследования


Методы анализа информации

Субъект познания


II


Методы получения информации


II


 


V


VII


Результаты познания


IV?


Полученное знание


Практические рекомендации


Рис. 2. Структура социального познания:

I — деятельность субъекта по приложению метода к объекту; II — процесс отраже­ния объектом фактов и фиксация их субъектом с последующим анализом: III — использование субъектом гносеологических предпосылок для исследования: IV — воздействие социальной сферы на объект; V — выработка субъектом результатов, необходимых для общества; VI — воздействие социальной среды на методы познания; VII — внедрение рекомендаций в практическую жизнедеятельность общества


Исходя из структуры социального познания можно выделить та­кие основные составляющие структуры социологического исследо­вания: объект социологического исследования; субъект социального познания; средства познания и собственно сама познавательная дея­тельность как таковая; социальные и гносеологические условия и предпосылки; результат социологического исследования.

Объект социологического исследования это часть социальной реальности, являющаяся носителем исследуемого качества или свой­ства. Объектами социологического исследования могут выступать отдельные индивиды, общности, институты и системы, социальные явления, отношения и процессы. При этом социальный объект суще­ственно отличается от объекта естественнонаучных исследований специфическими особенностями.

Во-первых, социальный объект является (в большей или меньшей мере) носителем субъективного фактора общества и характеризуется сознательной активностью, проявлением воли, интересов, ценностей и мотивов людей, которые могут как содействовать получению исти­ны, так и препятствовать познавательной деятельности в целом.

Во-вторых, социальные объекты отличаются большой сложнос­тью, полиструктурностью и полифункциональностью, а также неод­нозначностью своей процессуальности, ибо они представляют собой самую высшую и самую совершенную форму движения материи.

В-третьих, свойства социальных объектов, а также закономерно­сти их функционирования проявляют себя не так четко и открыто, как законы природы, и, кроме того, они менее строги и неизбежны. Они носят характер тенденций, а также проявляются через множе­ство явлений и неоднозначны, т. е. имеют статистическую и вероят­ностную природу.

В-четвертых, социальные процессы отличаются высокой и много­факторной динамикой, движение их прервать невозможно, поэтому исследователю приходится изучать как бы " движущиеся причины".

В-пятых, социальные объекты многообразно и тесно взаимо­связаны с другими объектами и процессами. Их невозможно либо чрезвычайно трудно выделить в чистом виде, т. е. в лабораторных условиях. Разрыв естественных связей нередко означает потерю объектом своей сущности.

В-шестых, социальные объекты как подсистемы общества в вы­сокой степени уникальны, что ограничивает возможности их экспе­риментального исследования.


Изложенные характеристики социальных объектов не могут быть основанием для провозглашения социологического агностицизма, т. е. непознаваемости социального как такового. Социальные объек­ты, явления и процессы принципиально познаваемы, но их познание предполагает использование методов, приемов и процедур более вы­сокого уровня сложности. Как отмечал К. Маркс, при познании эко­номических форм нельзя пользоваться никакими другими “инстру­ментами”, кроме абстракции. К тому же объектом социального по­знания может выступать не любой социальный объект, а лишь тот, который включен в познавательный процесс. Именно это обстоя­тельство придает любому социальному явлению, процессу или ин­ституту статус объекта. После того как познавательная проблема оказывается разрешенной, данный социальный объект пополняет собой перечень уже понятых явлений.

Любому социальному объекту должна быть свойственна актуаль­ность, т. е. его значимость для практической и познавательной дея­тельности людей, наличие в нем непознанного, а также вполне до­статочная пространственно-временная определенность. Последнее означает, что любой социальный объект характеризуется определен­ным положением в социальном пространстве. Например, железно­дорожный транспорт размещается на территории страны, семья проживает в определенном населенном пункте, транснациональная корпорация действует на территории нескольких стран, а порой и континентов. Чтобы определить объект, его нужно выделить из со­циального пространства и описать его положение в нем. Именно пространственные характеристики социального объекта характери­зуют его протяженность, величину и значимость в обществе. Кроме того, социальные объекты взаимно проникают друг в друга. Такое взаимоувязанное их положение в пространстве и образует общество как суперсложную социальную систему. Социальное же познание требует выделения объекта из среды, определения его границ или де­маркации объекта. При этом исследователь ведет себя точно так же, как путешественник в незнакомой стране, т. е. пытается определить контуры, масштабы и границы этой страны-объекта.

обще нет проблемы, ибо все объекты существуют в настоящем време­ни и развиваются от настоящего к будущему. В действительности это далеко не так, поскольку социальное и физическое время не совпада­ют. Например, два объекта существуют в одном физическом времени,


скажем, в 2001 году, однако каждый из них принадлежит к своему социальному времени. Один из них — из далекого прошлого, напри-мер рабство, которое еще существует в многообразных формах в раз-личных странах. Другой же объект настоящего физического времени принадлежит к настоящему социальному времени, т. е. соответству-ет природе доминирующих форм социальной жизни. Кроме того, в настоящем могут существовать и своеобразные “ростки” будущего, которые в последующие годы получат массовое распространение и будут определять содержательную сторону будущего общества. Без классификации временной природы социального объекта невозмож-но понять, а тем более правильно организовать его исследование и построить адекватную объекту научную теорию. Поэтому при про­ведении исследования очень важна классификация социальных объектов (табл. 5), позволяющая глубже познать их суть и разнооб­разие, а также более предметно описать их.

Назначение рассматриваемой классификации состоит в том, что через нее “пропускается” тот или иной объект социологического ис-следования, после чего формируется его описание. Затем объект под-вергается более детальному анализу со стороны субъекта познания (социолога или исследовательской группы).

Вторым важнейшим компонентом структуры социального позна-ния, а значит, структуры социологического исследования, является субъект познавательной деятельности. Субъект (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основании) — это носитель поз­нания, направленный на объект источник активности. Субъект со­циального познания качественно отличается от субъекта естествен­нонаучного исследования. Наиболее важными и специфическими свойствами субъекта социального познания являются следующие: во-первых, влияние на позицию субъекта общественных условий, ин­тересов тех или иных классов, социальных групп, партий и самих об­следуемых; во-вторых, воздействие на субъект познания правовых, нравственных, эстетических, идеологических и иных социальных норм.

Безусловно, подобное влияние оказывается и на субъект естест-веннонаучного познания, поскольку его деятельность также зависит от социальной среды, эпохи, экономического и политического строя, идеологии и т. п. Однако в ходе познавательного процесса ценност-ные отношения к объекту естественнонаучного познания отступают


Таблица 5 Классификация социальных объектов

 

Основание классификации Виды социальных объектов
Масштаб объекта Крупномасштабные, глобальные Масштабные, национальные Региональные Микромасштабные
Выраженности динамики объекта Статические Динамические Сверхдинамические
Социальное время объекта Объекты настоящего (актуальные объекты) Объекты будущего (социальные инновации) Ретрообъекты (атавизмы)
Сложность объекта Простые Сложные Сверхсложные
Социологическая иденти­фикация объекта Институты Общности Группы Процессы Отношения Связи
Принадлежность объекта к определенной сфере Социальные Социально-экономические Социально-политические Социально-психологические Социально-культурные и т. д.

на второй план и не оказывают столь сильного и непосредственного влияния на получение истины.

Многообразие субъектов познавательной деятельности можно представить в виде следующей классификации (табл. 6).

В социологии понятия “объект" и “субъект" существуют только в органической взаимосвязи. Субъектом любой деятельности (в том числе и познавательной) индивид, группа, общность или общество становятся только тогда, когда осознают объект и направляют на него свою активность.

Третья составляющая структуры социального познания, а значит и структуры социологического исследования, — средства познания


Таблица 6 Классификация субъектов познавательной деятельности

 

Основание классификации Виды социальных объектов
Социальный масштаб Индивид Группа Общность (класс, слой, этнос) Общество
Тип познавательной деятельности Научный Обыденный

и непосредственно познавательная деятельность. Средства позна­ния это конкретные методы и приемы познания социальной дей­ствительности. Различают средства получения информации и сред­ства ее анализа. Познавательная деятельность представляет собой процесс взаимодействия субъекта и объекта, опосредованный мето­дами познания и направленный на получение научного знания. При этом деятельность по получению информации носит более конкрет­ный характер. Здесь между субъектом и объектом устанавливаются непосредственные связи. Когда же информация анализируется, то субъект в значительной мере абстрагируется от объекта, и непосред­ственным объектом его деятельности становится информация, полу­ченная ранее.

Кроме того, познавательный процесс невозможен без четвертого компонента структуры социологического исследования -- соци­альных и гносеологических условий и предпосылок. К социальным усло­виям следует отнести ту социальную среду, в которой находится тот или иной социальный объект и которая вносит коррективы в позна­вательный процесс в целом. Гносеологическими же условиями позна­ния являются накопленные обществом знания об исследуемом объек­те, которые сформировались до начала данного познавательного процесса, а также те знания, существующие в виде гипотез и предпо­ложений об истине, которые в ходе исследования оформляются в ги­потезы, доказываемые или опровергаемые путем получения знания.

И наконец, пятая составляющая структуры социологического исследования —результат социологического исследования в виде со­циальных фактов или теорий, а также конкретных практических ре­комендаций или предложений по преобразованию социальной действительности. Четвертый и пятый компоненты структуры социо­логического исследования подробнее рассмотрим далее.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...