Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 16. Модель программы социологического исследования




Глава 16. МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Обоснование темы исследования

Современный этап развития рыночной экономики в Украине вызвал к жизни огромный интерес значительной части населения к развитию бизнеса и предпринимательской деятельности. Широкий спектр возможностей заниматься прибыльной деятельностью на не-государственном предприятии, ненормируемый рабочий день, кон­такты с работниками и руководителями властных структур и пре­стижных учреждений, а также с иностранными партнерами создают устойчивый имидж деловитости, решительности и предприимчивос-ти, способствуют формированию необходимых личностных качеств отечественных бизнесменов. Эрудиция, обширные и одновременно конкретные познания в области менеджмента, экономики и права, социологии, психологии и управления персоналом, личное обаяние и умение влиять на других становятся непременными требованиями к личности современного делового человека. В этих условиях происхо­дит значительная дифференциация населения по уровню получае­мых доходов, резкий отрыв частных предпринимателей от основной массы трудящихся в качестве и количестве потребляемых ими мате-риальных и духовных благ, что, естественно, чревато определенным


социальным напряжением в обществе и возможными конфликтами между более и менее имущими слоями населения.

Между тем в сознании старшего поколения занятие бизнесом зачастую ассоциируется со спекуляцией, взяточничеством, протекци­онизмом и кастовостью в среде тех, кто посвятил себя частному " до­быванию денег". В то же время государство, оставаясь практически крупнейшим собственником средств и предметов труда, главным на­нимателем рабочей силы, обременено сегодня значительными поли­тическими и социально-экономическими проблемами переходного периода. Кризис неплатежей, разрушенные партнерские и торговые связи, появившаяся безработица и возросшая в связи с этим потреб­ность в новых финансовых ресурсах для бюджетных расходов вы­нуждают государство переносить основную тяжесть налогового бре­мени на предприятия негосударственной формы собственности, что на практике означает создание искусственных препон на пути есте­ственной экономической структуризации общества, переориентации его производительного потенциала.

Негативный отпечаток на общее отношение населения к раз­витию бизнеса накладывают также экономический хаос, расширяю­щиеся масштабы теневой экономики и различные экономические преступления. При этом устойчивый стереотип частника — “нару­шителя" государственной монополии в общественном сознании постепенно преодолевается, а его место все прочнее занимает объек­тивное осуждение со стороны населения коррумпированных и бю­рократизированных государственных структур в экономике. Чтобы снизить их деструктивное влияние на экономическую жизнь, необхо­димо решительно проводить разгосударствление собственности, со­здавать благоприятную социально-экономическую среду для реали­зации естественного права каждого человека преследовать личные интересы, а также в приемлемой форме (за счет собственных или заемных средств) начинать и развивать собственное предпринима­тельское дело.

При наметившейся прогрессивной оценке населением усилий го­сударства по повышению социальных гарантий для предпринимате­лей (создания школ бизнеса, подготовки руководителей, менедже­ров, бухгалтеров малых предприятий и т. д. ), а также широко прово­димого акционирования предприятий для многих людей остается все еще неприемлемой сама идея личного участия в частном бизнесе и


вызывает сомнение обещанная перспектива получить существенную прибавку к фонду жизненных средств от непосредственного или кос­венного участия в предпринимательской деятельности.

Перечисленные тенденции развития бизнеса, безусловно, требуют более тщательного научного анализа. Необходимо выявить подлин­ное отношение к бизнесу различных категорий людей, конкретно определить в возрастном и статусном разрезе привлекательные и не­привлекательные стороны современного бизнеса и возможности зани­маться частным предпринимательством, охарактеризовать основные черты современного бизнесмена и предпринимателя, с которыми ассо­циируется их поведение у респондентов, дающих оценку специфичес­ких особенностей самосознания, мотивов поведения и деятельности лиц, занимающихся бизнесом.

Объект исследования учащиеся выпускных классов общеобразо­вательных школ и профтехучилищ, а также учителя школ и препода­ватели ПТУ, которых рассматривают как основной источник инфор­мации о роли бизнеса в рыночной экономике; о необходимости под­держки предпринимательства со стороны государства в переходный период; предпринимательских качествах руководителей органов вла­сти и государственного управления, руководителей государственных предприятий и коллективных сельскохозяйственных предприятий; бытующей в массовом сознании оценке основных деловых и личност­ных качеств “новых" деловых людей.

Предмет исследования отношение населения к бизнесу и биз­несменам, а также основные характеристики нравственного облика и социально-экономического статуса предпринимателей в обществе.

Цель исследования — стремление на основе социологических дан­ных выявить особенности представлений респондентов о предприни­мательстве и предпринимателях с учетом характерных особенностей групп опрашиваемых.

Выбор в качестве объекта исследования учащейся молодежи и педагогов не случаен. Учащаяся молодежь, практически не ис­пытывающая на себе давления официальной идеологии квазиполо­жительного отношения к бизнесу, педагоги, всю свою профессио­нальную жизнь проповедующие идеи социального равенства и не­нависти к капитализму, по замыслу исследователей, должны дать точную и наиболее адекватную картину отношения населения к предпринимательству, обширную характеристику современных


отечественных бизнесменов, их нравственного облика и социально-экономического статуса.

Интерпретация основных понятий

В соответствии с целью исследования, носящего разведывательный характер, объяснению подлежат понятия “отношение населения к бизнесу”, “отношение к персональным качествам предприни­мателя”.

Основная гипотеза исследования такова. Предварительный анализ материалов об отношении широких слоев населения к бизнесу и час­тным предпринимателям позволяет сделать предположение о тенден­циозном, предубежденном характере личного мнения граждан об этих явлениях социально-экономической действительности.

В соответствии с основной гипотезой специальные блоки вопро­сов анкеты должны быть нацелены на выяснение следующих воп­росов: сформировалось ли у населения отношение к бизнесу как к самостоятельной и стабильной сфере деятельности, имеющей целью достижение положительного конечного результата обще­ственного значения; зависит ли положительное отношение к бизне­су как разновидности общественной деятельности от характера его взаимоотношений, установившимися общественными института­ми — властными структурами и предприятиями государственного сектора; выражается ли позитивность отношения к бизнесу, вероят­нее всего, в стремлении лично участвовать в предпринимательской деятельности или, косвенно, — в осуждении неблагоприятной си­туации, сложившейся в законодательной сфере регулирования занятий бизнесом.

Со всем изложенным связана подлежащая проверке дополни­тельная гипотеза: предполагается, что отмеченные явления способ­ствуют формированию бизнесмена особого типа, со специфическими качествами, накладывающимися на менталитет постсоциалистичес­кой общности людей, оценку которого должны дать респонденты.

Исходя из цели и основной гипотезы в исследовании предполага­ется решить такие задачи:

• определить степень зрелости рыночных отношений в период трансформационных преобразований рыночной экономики;

• выявить изменения в отношении людей к динамичной, предпри­нимательской деятельности на фоне сохраняющейся аморфности исполнителей в условиях государственной формы собственности;


• определить отношение к бизнесу устоявшихся в обществе соци­альных институтов;

• выявить личностное отношение людей к действиям государства в области фискальной политики и к тому имиджу, который созда-ется в средствах массовой информации о занятиях бизнесом;

•                                                                                                                                                                                          определить степень желания людей наиболее полно проявить
свои личные качества в сфере бизнеса, заработать много денег.
Для проверки дополнительной гипотезы задачи исследования на-
целены на выявление количественных характеристик по трем латен­
тным показателям: нравственному облику отечественных предпри­
нимателей и бизнесменов, их социально-экономическому статусу в
обществе и уровню общего развития.

Для изучения отношения населения к бизнесу и имиджа отече-ственных бизнесменов принят метод гнездовой выборки. Этот метод предполагает вероятностный гнездовой отбор в качестве единиц ис-следования не отдельных респондентов, а целых групп или коллекти-вов с последующим сплошным опросом в отобранных группах (гнез-дах). В нашем конкретном случае итог проведенного социологичес-кого исследования будет базироваться на изучении оценок учащихся отобранных выпускных классов общеобразовательных школ и ПТУ, а также учителей и преподавателей этого типа образовательных уч-реждений.

Репрезентативность вероятностной гнездовой выборки гаранти­рована максимальной схожестью выборочной совокупности (соста-ва опрашиваемых групп) с генеральной совокупностью.

Методом сбора эмпирической информации является сбор первич­ных данных с помощью анкетного опроса. По 24 из 26 вопросов ан­кеты предлагается семибалльная шкала ответов, тип шкалы измере-ния — ранговый. Обработка эмпирических данных будет произво­диться путем расчета средней арифметической и дисперсии по каждой шкале.

Характер обработки информации на ЭВМ предопределен задача-ми, решение которых диктуется логикой проверки сформулирован-ных ранее гипотез. В соответствии с этим для задач, способствующих проверке основной гипотезы, предусмотрена такая логическая схема обработки информации (см. рис. 10).

Логическая структура инструментария для сбора первичной со­циологической информации представлена в табл. 14.


Задача! Вопросы 1, 3


Дисперсия средняя арифметическая


Задача II Задача III Задача IV Задача V Задача I Задача II Задача III

Вопрос 2


Дисперсия средняя арифметическая


Отношение к бизнесу


Вопросы 4, 5


Дисперсия средняя арифметическая


Вопросы 6, 7, 10


Дисперсия средняя арифметическая


Вопросы 8, 9, 11


Дисперсия средняя арифметическая


Вопросы 12-18


Дисперсия средняя арифметическая Нравственный

" облик



Вопросы 19-22


Дисперсия средняя арифметическая Социально-эконо-
------------------------------------------ Н мический статус


Вопросы 23-26

г

Дисперсия средняя арифметическая Уровень общего

развития

Таблица 14

Рис. 10. Логическая схема обработки информации Логическая структура инструментария

Операциональное понятие Индикаторы Тип шкалы измерения Номер в анкете
 

Отношение к бизнесу

Характеристика бизнеса как осо­бой сферы общественно-эконо­мической деятельности Индивидуальная оценка занятия бизнесом Ранговая
Характеристика бизнеса как воз­можности проявить свои способ­ности в полезной для общества области деятельности Индивидуальная оценка возможнос­тей проявить пред­принимательские способности  
Характеристика бизнеса как уникальной возможности в условиях экономического хаоса извлекать максимальную прибыль путем махинаций Индивидуальная оценка законности занятия бизнесом  
Органичность характера взаим­ной связи бизнеса с властными структурами местного уровня Индивидуальная оценка характера связей  

Окончание табл. 14

 

 
Характер взаимоотношений бизнеса с предприятиями государственного сектора Индивидуальная оценка характера связей Ранговая
Оценка создаваемых государст-вом экономических условий для занятия бизнесом Степень удовлетво­ренности  
Отношение к ретрансляции средствами массовой информации односторонней, красочной или привлекательной информации о занятии бизнесом Индивидуальная оценка  
Личная установка на смену деятельности и занятие бизнесом в качестве руководителя Мотивировка желания заняться бизнесом Номинальная
То же в качестве специалиста по приобретенной специальности Мотивировка желания Ранговая
Взаимоотношения среди предпринимателей, занимающихся бизнесом Индивидуальная характеристика взаимоотношений  
Оценка уровня доходности от занятия бизнесом Размер фондов Интервальная

Имидж бизнесмена

Нравственный облик Отношение к труду Степень нравственности Взаимоотношения с законом Справедливость Честность Обязательность Полезность для общества Характер отношений Ранговая 12 13 14 15 16 17 18
Социально-экономический статус Уровень обеспеченности Иерархический статус Отношение к собственности Жизненные и деловые ориентиры Характер отношений Ранговая 20 21
Уровень общего развития Уровень образования (неформальный) Степень воспитания Широта интересов Личная привлекательность Характер отношений Ранговая 24 25 26

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...