Глава 16. Модель программы социологического исследования
Глава 16. МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Обоснование темы исследования Современный этап развития рыночной экономики в Украине вызвал к жизни огромный интерес значительной части населения к развитию бизнеса и предпринимательской деятельности. Широкий спектр возможностей заниматься прибыльной деятельностью на не-государственном предприятии, ненормируемый рабочий день, контакты с работниками и руководителями властных структур и престижных учреждений, а также с иностранными партнерами создают устойчивый имидж деловитости, решительности и предприимчивос-ти, способствуют формированию необходимых личностных качеств отечественных бизнесменов. Эрудиция, обширные и одновременно конкретные познания в области менеджмента, экономики и права, социологии, психологии и управления персоналом, личное обаяние и умение влиять на других становятся непременными требованиями к личности современного делового человека. В этих условиях происходит значительная дифференциация населения по уровню получаемых доходов, резкий отрыв частных предпринимателей от основной массы трудящихся в качестве и количестве потребляемых ими мате-риальных и духовных благ, что, естественно, чревато определенным социальным напряжением в обществе и возможными конфликтами между более и менее имущими слоями населения. Между тем в сознании старшего поколения занятие бизнесом зачастую ассоциируется со спекуляцией, взяточничеством, протекционизмом и кастовостью в среде тех, кто посвятил себя частному " добыванию денег". В то же время государство, оставаясь практически крупнейшим собственником средств и предметов труда, главным нанимателем рабочей силы, обременено сегодня значительными политическими и социально-экономическими проблемами переходного периода. Кризис неплатежей, разрушенные партнерские и торговые связи, появившаяся безработица и возросшая в связи с этим потребность в новых финансовых ресурсах для бюджетных расходов вынуждают государство переносить основную тяжесть налогового бремени на предприятия негосударственной формы собственности, что на практике означает создание искусственных препон на пути естественной экономической структуризации общества, переориентации его производительного потенциала.
Негативный отпечаток на общее отношение населения к развитию бизнеса накладывают также экономический хаос, расширяющиеся масштабы теневой экономики и различные экономические преступления. При этом устойчивый стереотип частника — “нарушителя" государственной монополии в общественном сознании постепенно преодолевается, а его место все прочнее занимает объективное осуждение со стороны населения коррумпированных и бюрократизированных государственных структур в экономике. Чтобы снизить их деструктивное влияние на экономическую жизнь, необходимо решительно проводить разгосударствление собственности, создавать благоприятную социально-экономическую среду для реализации естественного права каждого человека преследовать личные интересы, а также в приемлемой форме (за счет собственных или заемных средств) начинать и развивать собственное предпринимательское дело. При наметившейся прогрессивной оценке населением усилий государства по повышению социальных гарантий для предпринимателей (создания школ бизнеса, подготовки руководителей, менеджеров, бухгалтеров малых предприятий и т. д. ), а также широко проводимого акционирования предприятий для многих людей остается все еще неприемлемой сама идея личного участия в частном бизнесе и
вызывает сомнение обещанная перспектива получить существенную прибавку к фонду жизненных средств от непосредственного или косвенного участия в предпринимательской деятельности. Перечисленные тенденции развития бизнеса, безусловно, требуют более тщательного научного анализа. Необходимо выявить подлинное отношение к бизнесу различных категорий людей, конкретно определить в возрастном и статусном разрезе привлекательные и непривлекательные стороны современного бизнеса и возможности заниматься частным предпринимательством, охарактеризовать основные черты современного бизнесмена и предпринимателя, с которыми ассоциируется их поведение у респондентов, дающих оценку специфических особенностей самосознания, мотивов поведения и деятельности лиц, занимающихся бизнесом. Объект исследования — учащиеся выпускных классов общеобразовательных школ и профтехучилищ, а также учителя школ и преподаватели ПТУ, которых рассматривают как основной источник информации о роли бизнеса в рыночной экономике; о необходимости поддержки предпринимательства со стороны государства в переходный период; предпринимательских качествах руководителей органов власти и государственного управления, руководителей государственных предприятий и коллективных сельскохозяйственных предприятий; бытующей в массовом сознании оценке основных деловых и личностных качеств “новых" деловых людей. Предмет исследования — отношение населения к бизнесу и бизнесменам, а также основные характеристики нравственного облика и социально-экономического статуса предпринимателей в обществе. Цель исследования — стремление на основе социологических данных выявить особенности представлений респондентов о предпринимательстве и предпринимателях с учетом характерных особенностей групп опрашиваемых. Выбор в качестве объекта исследования учащейся молодежи и педагогов не случаен. Учащаяся молодежь, практически не испытывающая на себе давления официальной идеологии квазиположительного отношения к бизнесу, педагоги, всю свою профессиональную жизнь проповедующие идеи социального равенства и ненависти к капитализму, по замыслу исследователей, должны дать точную и наиболее адекватную картину отношения населения к предпринимательству, обширную характеристику современных
отечественных бизнесменов, их нравственного облика и социально-экономического статуса. Интерпретация основных понятий В соответствии с целью исследования, носящего разведывательный характер, объяснению подлежат понятия “отношение населения к бизнесу”, “отношение к персональным качествам предпринимателя”. Основная гипотеза исследования такова. Предварительный анализ материалов об отношении широких слоев населения к бизнесу и частным предпринимателям позволяет сделать предположение о тенденциозном, предубежденном характере личного мнения граждан об этих явлениях социально-экономической действительности. В соответствии с основной гипотезой специальные блоки вопросов анкеты должны быть нацелены на выяснение следующих вопросов: сформировалось ли у населения отношение к бизнесу как к самостоятельной и стабильной сфере деятельности, имеющей целью достижение положительного конечного результата общественного значения; зависит ли положительное отношение к бизнесу как разновидности общественной деятельности от характера его взаимоотношений, установившимися общественными институтами — властными структурами и предприятиями государственного сектора; выражается ли позитивность отношения к бизнесу, вероятнее всего, в стремлении лично участвовать в предпринимательской деятельности или, косвенно, — в осуждении неблагоприятной ситуации, сложившейся в законодательной сфере регулирования занятий бизнесом. Со всем изложенным связана подлежащая проверке дополнительная гипотеза: предполагается, что отмеченные явления способствуют формированию бизнесмена особого типа, со специфическими качествами, накладывающимися на менталитет постсоциалистической общности людей, оценку которого должны дать респонденты.
Исходя из цели и основной гипотезы в исследовании предполагается решить такие задачи: • определить степень зрелости рыночных отношений в период трансформационных преобразований рыночной экономики; • выявить изменения в отношении людей к динамичной, предпринимательской деятельности на фоне сохраняющейся аморфности исполнителей в условиях государственной формы собственности; • определить отношение к бизнесу устоявшихся в обществе социальных институтов; • выявить личностное отношение людей к действиям государства в области фискальной политики и к тому имиджу, который созда-ется в средствах массовой информации о занятиях бизнесом; • определить степень желания людей наиболее полно проявить Для изучения отношения населения к бизнесу и имиджа отече-ственных бизнесменов принят метод гнездовой выборки. Этот метод предполагает вероятностный гнездовой отбор в качестве единиц ис-следования не отдельных респондентов, а целых групп или коллекти-вов с последующим сплошным опросом в отобранных группах (гнез-дах). В нашем конкретном случае итог проведенного социологичес-кого исследования будет базироваться на изучении оценок учащихся отобранных выпускных классов общеобразовательных школ и ПТУ, а также учителей и преподавателей этого типа образовательных уч-реждений. Репрезентативность вероятностной гнездовой выборки гарантирована максимальной схожестью выборочной совокупности (соста-ва опрашиваемых групп) с генеральной совокупностью. Методом сбора эмпирической информации является сбор первичных данных с помощью анкетного опроса. По 24 из 26 вопросов анкеты предлагается семибалльная шкала ответов, тип шкалы измере-ния — ранговый. Обработка эмпирических данных будет производиться путем расчета средней арифметической и дисперсии по каждой шкале. Характер обработки информации на ЭВМ предопределен задача-ми, решение которых диктуется логикой проверки сформулирован-ных ранее гипотез. В соответствии с этим для задач, способствующих проверке основной гипотезы, предусмотрена такая логическая схема обработки информации (см. рис. 10).
Логическая структура инструментария для сбора первичной социологической информации представлена в табл. 14. Задача! Вопросы 1, 3 Дисперсия средняя арифметическая
Дисперсия средняя арифметическая Уровень общего развития
Рис. 10. Логическая схема обработки информации Логическая структура инструментария
Окончание табл. 14
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|