7.2.Узловые вопросы, необходимые для усвоения темы.
7. 2. Узловые вопросы, необходимые для усвоения темы. 1. Координационная теория А. Вернера и структура комплексных соединений. 2. Классификация и номенклатура комплексных соединений. 3. Диссоциация и устойчивость комплексных соединений. 4. Внутрикомплексные соединения. 5. Значение лигандообменных процессов в жизнедеятельности. 6. Понятие о металло-лигандном гомеостазе и хелатотерапия.
7. 3. Самостоятельная работа обучающихся. 7. 3. 1. Лабораторная работа.
Задание 1 . Получение комплексных соединений. · В пробирку налейте 1 мл раствора сульфата меди (II) и по каплям добавьте 10%-ный раствор аммиака. Наблюдайте выпадение осадка, а затем его растворение и изменение цвета раствора при образовании комплексного сульфата тетраамминмеди (II). Напишите уравнения реакции в молекулярном и ионно-молекулярном видах и выражение константы нестойкости. · В пробирку с 0, 5 мл раствора нитрата висмута прибавьте по каплям йодид калия до выпадения темно-бурого осадка йодида висмута. Добавляя избыток калия йодида растворите полученный осадок. Напишите уравнение реакции и выражение константы нестойкости полученного комплекса и назовите его. · В две пробирки внесите по 0, 5 мл раствора FeCl3. Одну оставьте для контроля, в другую по каплям прибавьте раствор щелочи до выпадения осадка Fe(OH)3. К образовавшемуся осадку добавьте 1 мл раствора щавелевой кислоты. Наблюдайте растворение осадка и цвет раствора. Затем в контрольную пробирку и в пробирку, где находится оксалатный комплекс Fe(III) добавьте 1-2 капли 0, 01 М раствора роданида калия. В обеих ли пробирках наблюдается окрашивание? Напишите уравнения протекающих реакций и покажите строение внутрикомплексного соединения. Почему такие соединения называют хелатами? Какой комплекс Fe(III) прочнее: оксалатный или роданидный? Из справочника возьмите величины констант нестойкости и объясните, почему при добавлении KCNS к оксалатному комплексу раствор не окрасился?
Задание 2. Диссоциация и разрушение комплексных соединений. В пробирку налейте 5 капель 0, 1%-ного раствора AgNO3, добавьте равное количество раствора NaCl. Наблюдайте образование белого творожистого осадка. К образовавшемуся осадку добавьте 0, 5 мл 10%-ного раствора аммиака. Наблюдайте растворение осадка. Напишите уравнение реакции образования комплекса и его диссоциацию. Выразите константу нестойкости и назовите комплексное соединение. В пробирку с полученным комплексом по каплям добавьте HNO3 до выпадения осадка. Почему разрушилось комплексное соединение? Для объяснения этого явления пользуйтесь величинами констант нестойкости: kнест[Ag(NH3)2]+ = 9, 3× 10-8 иkнест[NH ] = 5, 6× 10-10.
Задание 3. Изучение окислительно-восстановительных свойств комплексных ионов. · В пробирку налейте 1 мл раствора K4[Fe(CN)6], добавьте равный объем серной кислоты. К полученному раствору по каплям добавляйте раствор KMnO4. Наблюдайте обесцвечивание KMnO4. Реакцией с FeSO4 докажите образование комплексаK3[Fe(CN)6]. Напишите молекулярное уравнение реакции и уравняйте методом электронного баланса. · Получите комплексное соединение [Ag(NH3)2]Cl как было указано в задании 2. К этому раствору опустите кусочек металлического цинка. Через 3 минуты достаньте кусочек и обратите внимание на его цвет. Какая реакция протекала между металлическим цинком и комплексом? Напишите уравнение реакции и объясните протекание этой реакции исходя из стандартных потенциалов систем: ; (для аммиачного комплекса).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|