Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы.




3. Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы.

Вопросы для самоподготовки.

1. Дайте определение буферных растворов и их классификацию.

2. Как можно приготовить буферные растворы?

3. В чем механизм буферного действия? Покажите это на примерах ацетатного и фосфатного буферов.

4. Как рассчитывают рН буферных растворов различных типов по уравнениям Гендерсона-Гассельбаха?

5. От каких факторов зависит рН буферных растворов?

6. Что такое зона буферного действия? Как ее оценивают?

7. Что такое буферная емкость? Как ее рассчитывают по кислоте и по щелочи?

8. От чего зависит буферная емкость?

9. Какие буферные системы содержатся в организме человека? Какая из них обладает наибольшей буферной емкостью?

10. Какие механизмы обеспечивают постоянство рН биосред организма?

 

4. Вид занятия: лабораторное занятие.

 

5. Продолжительность занятия: 3 академических часа.

 

6. Оснащение рабочего места:

6. 1. Дидактический материал: справочник физико-химических величин,

6. 2. ТСО: калькуляторы.

6. 3. Посуда и приборы: штатив с пробирками, бюретка, 2 конические колбы, пипетки, 2 мерные пробирки на группу.

6. 4. Объекты исследования: 0, 1 М растворы CH3COOH и CH3COONa (на группу).

6. 5. Реактивы: 0, 1 М растворы HCl, NaOH; индикаторы метиловый оранжевый или метиловый красный(на группу).

 

7. Содержание занятия:

7. 1. Образец билета входного контроля.

1. Буферными системами являются смеси:

А) NaOHиH2SO4                             Б) CH3COONaиNaOH                        

В) HCOOHиHCOONa                                   Г) NaClиHCl                        

Д) NaH2PO4иK2HPO4

 

2. рН аммонийного буфера рассчитывают по формуле:

А)                                                  Б)                          

В)                                   Г)                                     

Д)

 

3. Фосфатный буфер способен поддерживать рН в интервале:

А) 2, 4 ¸ 3, 7                                      Б) 6, 4 ¸ 8, 4                                                      В) 8 ¸ 10               

Г) 3, 75 ¸ 5, 75                                   Д) 1 ¸ 10

 

4. Максимальная буферная емкость наблюдается при соотношении Ссопр. осн. : Скисл. :

А) 1: 1                Б) 1: 10               В) 10: 1              Г) 2: 8                                Д) 5: 10

 

5. Для развития бактерий пневмококка наиболее благоприятны значения рН:

А) 7, 0 ¸ 7, 4                                      Б) 7, 4                                                В) 7, 6 ¸ 7, 8           

Г) 0, 9                                                                Д) 5, 4 ¸ 6, 9

 

6. Наибольшая буферная емкость по кислоте у следующего буфера крови:

А) белковый                        Б) фосфатный                                             В) аминокислотный

Г) аммонийный                          Д) гидрокарбонатный

 

7. 2. Узловые вопросы, необходимые для усвоения тем занятия.

1. Протолитическая теория кислот и оснований.

2. Кислотно-основные буферы. Их типы.

3. Расчет pH в буферных растворах.

4. Буферная емкость, ее зависимость от различных факторов и расчет.

5. Буферные системы в организме и кислотно-основный гомеостаз.

 

7. 3 Самостоятельная работа обучающихся.

7. 3. 1. Лабораторная работа.

 

Задание 1. Приготовление буферного раствора.

В три пробирки внесите 0, 1 М растворы СН3СООН и СН3СООNa в соотношении (по объему): 9: 1, 5: 5 и 1: 9. Каждый приготовленный раствор хорошо перемешать. Во все три пробирки прибавьте по 3 капли индикатора метилового оранжевого или метилового красного. Сравните и запишите окраску растворов. По известной формуле рассчитайте значения рН во всех трех растворах. В каких пределах изменилось значение рН?

Задание 2. Влияние разбавления на рН буферных растворов.

Приготовьте 3 раствора ацетатного буфера в соотношении 9: 1, 5: 5 и 1: 9 как в предыдущем опыте. Затем в 3 чистые пробирки отберите по 2 мл приготовленных буферных растворов и добавьте в каждую из них по 8 мл дистиллированной воды. Растворы хорошо перемешайте. Во вновь приготовленные растворы (с разбавлением) добавьте по 3 капли индикатора метилового красного как и в первом случае. Сравните окраски растворов между собой и с первыми тремя пробирками. Сделайте заключение по окраске содержимого пробирок. С учетом разбавления исходных растворов вновь рассчитайте значения рН полученных растворов. Результаты наблюдений и расчетов внесите в таблицу по форме и сделайте выводы.

Номера пробирок
Соотношение кислота: соль в буферном растворе            
Окраска растворов после добавления индикатора            
Расчетное значение рН            

Задание 3. Определение буферной емкости по кислоте и по щелочи.

В конической колбе приготовьте буферный раствор, смешав 10 мл 0, 1 М СН3СООН и 10 мл 0, 1 М раствора СН3СООNa. В другой колбе приготовьте раствор – свидетель, смешивая 18 мл 0, 1 М СН3СООН и 2 мл 0, 1 М СН3СООNa.

В обе колбы внесите по 3 капли раствора метилового оранжевого. Сравните окраску растворов. Затем содержимое первой колбы титруйте из бюретки 0, 1 М раствором НС1 до получения одинаковой окраски с раствором – свидетелем. Запишите затраченный объем раствора НС1 и рассчитайте по известной формуле буферную емкость ацетатного буфера. Значение рН содержимого 1 и 2 колб берите из расчетных величин 2 и 3 пробирок (см. табл. из пред. задания). Бюретку с 0, 1 М раствором НС1 надо приготовить соблюдая правила ацидометрии параллельно с приготовлением содержимого 1 и 2 колб.

Для определения емкости ацетатного буфера по щелочи надо приготовить колбу с содержанием 10 мл 0, 1 М СН3СООН и 10 мл 0, 1 М СН3СООNa и раствор – свидетель (другая колба), содержащий 18 мл 0, 1 М СН3СООNa и 2 мл 0, 1 М СН3СООН. После добавления 3 капель раствора метилового оранжевого в каждую колбу, содержимое 1-ой колбы титруйте из бюретки 0, 1 М раствором NaOH до одинаковой окраски с раствором – свидетелем. Записав объем затраченного раствора NaOH рассчитайте буферную емкость по щелочи. Значения рН содержимого 1-ой и 2-ой колб берите из расчетных величин 2 и 1 пробирок (см. табл. из пред. задания). Бюретку с 0, 1 М раствором NaOH надо приготовить соблюдая правила алкалиметрии параллельно с приготовлением содержимого 1-ой и 2-ой колб.

Сравните буферную емкость ацетатного буфера по кислоте и по щелочи. Сделайте выводы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...