Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Разбор типовых задач. 3. Задачи для самостоятельной работы. Образец билета выходного контроля. 7.5 Поведение итогов занятия




2. Разбор типовых задач

1. Оцените рН раствора, полученного растворением 0, 53 г Na2CO3в10 л воды.

Решение: Найдем концентрацию Na2CO3 в полученном растворе:

, где

           М =106 г/моль

           Гидролиз Na23 протекает в 2 стадии:

Na23 + H2O « NaHCO3 + NaOH

NaHCO3 + H2O«NaOH + H2CO3

Т. к., рК1 > > рК2 , учтем только первую стадию гидролиза.

рН = 7 + 0, 5рК2 + 0, 5lgС

Из таблицы найдем рК2 =10, 33.

рН = 7 + 0, 5 × 10, 33 + 0, 5lg5× 10-4 = 7 + 5, 165 – 0, 5 × 3, 3 = 10, 5.

 

2. Вычислите массу карбоната кальция, находящегося в его насыщенном растворе объемом 3 л.

Решение: Растворение СаСО3 происходит вследствие процесса:

СаСО3 (тв) ↔ Са2+ +СО32-

Обозначим концентрацию ионов Са2+ через х. Тогда

[Ca2+] = [CO32-] = [CaCO3] = х.

           Для простоты примем коэффициент активности равный 1, тогда согласно правилу произведения растворимости:

ПР = [Ca2+][CO32-] = х2

Отсюда: х= = =6, 2·10-5моль/л

ПР (CaCO3) = 3. 8•10-9 (из справочника).

Масса СаСО3 будет равна (М =100 г/моль):

m = C •V • M = 6, 2 • 10-5 • 3 •100 = 1, 86 • 10-2 г.

 

3. Задачи для самостоятельной работы

1. Оцените, какую среду создают водные растворы солей: K2SO3, CrCl3, NaCl, CH3COONH4. При помощи молекулярных и ионных уравнений покажите создаваемую среду в случаях гидролиза.

2. Оцените константу, степень гидролиза и рН полученного раствора при растворении 0, 2 моль Na2S в 2 л воды по первой ступени.

3. Какая из 3-х солей будет подвергаться гидролизу в большей степени (при прочих равных условиях): сульфит натрия, сульфид калия, карбонат цезия по первой ступени. Ответ обоснуйте расчетом.

4. Для сульфата бария величина ПР=1× 10-10. Чему равна молярная растворимость этой соли в его насыщенном растворе? Сколько мг соли содержится в 500 мл этого раствора?

5. Смешали равные объемы 0, 001 М раствора хлорида калия и 0, 5% раствор нитрата серебра. Выпадет ли при этих условиях осадок хлорида серебра, если ПР(AgCl) = 1, 8•10-10, r=1 г/мл?

6. В растворе имеются фосфат- и хлорид- ионы. При введении какого катиона будут наблюдаться: а) выпадение в осадок только одного иона; б) выпадение в осадок обоих ионов?

7. Сколько граммов ионов Ag+ находится в 10 л насыщенного раствора AgBr (ПР=5, 3× 10-13) при комнатной температуре.

8. При какой концентрации СО32- -ионов образуется осадок из 0, 5 моль/л раствора Ca(NO3)2? (ПР = 3, 8× 10-9).

9. Смешали 100 мл 2%-ного раствора K2SO4 (r=1, 02) и 150 мл 5%-ного раствора Pb(NO3)2 (r=1, 04). Выпадет ли осадок? (ПР = 1, 6× 10-8).

10. Раствор ацетата кальция приготовили смешением соли массой 1 г с водой 350 мл. Этот раствор смешали с раствором сульфата натрия с концентрацией 0, 025 моль/л, причем объемы смешиваемых растворов были равны между собой. Образуется ли осадок в этих условиях? (ПР = 2, 5× 10-5)

 

7. 4. Контроль усвоения темя занятия:

Образец билета выходного контроля

1. рН больше 7 для раствора

           1) Ba(NO3)2                      2) CuSO4                          3) Na2CO3                         4) Al2S3

 

2. Степень гидролиза FeCl3 увеличится при

           1)разбавлении                  2) охлаждении                  3) добавлении кислот

4) нагревании                   5) добавлении щелочей

 

3. Выражение ПР = 4∙ S3 справедливо для

       1) Fe(OH)2            2) Fe(OH)3                        3)СаCO3            4) Са3(РО4)2

 

4. Условие выпадения осадка:

           1) ПИ < ПР                       2) ПИ > ПР     3) ПИ = ПР        

 

5. Элемент, образующий изоморфную смесь в эмали зуба Са10(РО4)6(ОН)2:

           1) Cl                2) Na               3) F                                   4) K

 

7. 5 Поведение итогов занятия

7. 6. Задание на дом: Буферные растворы.

Место проведения самоподготовки: читальный зал и др.

Литература. [1], [3].  


 

Занятие №4

Тема. Буферные растворы.

 

1. Актуальность темы . В результате жизнедеятельности в организме ежесуточно образуется большое количество кислот. Во-первых, при усвоении белков, жиров и углеводов образуется углекислота, ежесуточно – 13 моль. Помимо угольной кислоты образуются другие органические и минеральные кислоты, при смешанной диете – до 100 ммоль эквивалента. Например, при усвоении 100 г белка выделяется 60 ммоль эквивалента серной кислоты.

Образование кислот характерно для некоторых патологических процессов. При диабетическом кетозе образуется до 1 моль эквивалента ацетоуксусной и g-оксимасляной кислот. Кислоты в организме образуются и в результате приема внутрь некоторых лекарственных препаратов.

Все выделяющиеся кислоты утилизируются тем или иным способом: кислотные остатки фосфорной кислоты образуют органические фосфаты и входят в состав буферных систем крови и тканей, избыток выводится с мочой. Сульфат-ион образует сложные эфиры, которые выводятся почками. Молочная кислота либо окисляется до СО2, либо превращается в гликоген.

Физико-химические расчеты показывают, что 0, 15 моль СО2 достаточно для того, чтобы нарушить кислотно-основное равновесие организма человека массой 75 кг. Однако в норме организм способен утилизировать до 13 моль выделяющегося ежесуточно СО2 без нарушения кислотно-основного равновесия. В этом наряду с физиологическими механизмами важную роль играют физико-химические механизмы. Среди последних важное значение имеет буферное действие, которое обеспечивается такими буферными системами, как гидрокарбонатная, гемоглобиновая, фосфатная и белковая. При нарушении кислотно-основного равновесия в организме уже через 10-15 минут включается буферная компенсация, которая затем подключает почечную и легочную компенсацию.

 

2. Учебные цели. Ознакомиться приготовлением и определением емкости буферных растворов как систем, обеспечивающих кислотно-основный гомеостаз в живых организмах.

Для формирования профессиональных компетенций обучающийся должен знать:

· понятия кислотность и основность;

· расчетные формулы активной и общей кислотности в растворах солей, кислот и оснований;

· кислотно-основной гомеостаз в организме.

уметь:

· проводить расчеты pH и pOH в растворах кислот, оснований и солей;

· переходить от одной концентрации к другой, рассчитывать молярную концентрацию;

· логарифмировать и брать антилогарифмы.

владеть:

· методами самостоятельной работы со справочной литературой;

· техникой безопасности при работе с растворами кислот, щелочей и стеклянной посудой;

· навыками выполнения расчетных задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...