3. Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы.
3. Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы. Вопросы для самоподготовки 1. В чем принципиальное различие теории кислот и оснований Бренстеда-Лоури от теории С. Аррениуса? 2. Понятия сопряженной кислоты и сопряженного основания. 3. Что такое константа кислотности и константа основности? Как они связаны для водных растворов? 4. Покажите ступенчатый гидролиз солей: а) карбоната калия, б) хлорида аммония, в) оксалата аммония. Какими способами можно подавить гидролиз каждой соли? 5. Пользуясь таблицей констант кислотности и основности, оцените реакцию среды, которая создается при растворении в воде следующих солей: а) гидрокарбоната натрия, б) хлорида марганца (II), в) формиата аммония, г) хлорида калия, д) ацетата аммония. 6. Укажите термодинамические и кинетические условия равновесия в системе твердое вещество – его насыщенный раствор. 7. Сформулируйте правило произведения растворимости. Из какого закона оно вытекает? 8. Приведите математическое выражение правила произведения растворимости для следующих электролитов: AgBr, PbCl2, Ca3(PO4)2 и AxBy. 9. Какие следствия вытекают из правила произведения растворимости? Сформулируйте их. 10. Как влияет присутствие одноименного иона на растворимость осадка? Приведите конкретный пример.
4. Вид занятия: лабораторное занятие.
5. Продолжительность занятия: 3 академических часа.
6. Оснащение рабочего места. 6. 1. Дидактический материал: справочник физико-химических величин 6. 2. ТСО: калькуляторы 6. 3. Посуда и приборы: штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, мерные пробирки на 10 мл. 6. 4. Объекты исследования, реактивы: 0, 1 М растворы HCl, CH3COOH, NH3; NaOH, Na2CO3, NH4Cl, Na2SO4, KNO3, CH3COONa; H2O (на группу).
6. 5. Реактивы: индикаторы: фенолфталеин, синяя лакмусовая бумага, 0, 1 М MgSO4, 2 MHClи 2 М NH4Cl (на группу). 7. Содержание занятия: 7. 1. Образец билета входного контроля 1. Кислотами по Бренстенду-Лоури являются: А) NaHSO4 Б) H2S В) Zn(OH)2 Г) KOH Д) Fe(OH)SO4 Е) NH4Cl
2. Наиболее сильно подвергается гидролизу: А) CH3COONa Б) KCN В) HCOOLi Г) BaF2 Д) RbI
3. При гидролизе данной соли практически не меняется рН: А) NaCl Б) Na2CO3 В) NH4Cl Г) CH3COONH4 Д) K3PO4 Е) Al(NO3)3
4. При взаимодействии водных растворов хлорида алюминия и карбоната натрия образуются в качестве продуктов реакции: А) NaCl Б) Al2(CO3)3 В) CO2 Г) Al(OH)3 Д) Al(OH)CO3 Е) NaHCO3
5. Выражение ПР для BiJ3 имеет вид: А) ПР = s2 Б) ПР = 4s3 В) ПР = 27s4Г) ПР = 108s5
6. Растворимость СаСО3 уменьшается в присутствии: А) НС1 Б) СаС12 В) Na2CO3 Г) NaOH Д) CO2
7. 2. Узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия. 1. Теория кислот и оснований Бренстеда-Лоури. 2. Протолиз и его виды. 3. Гидролиз солей как частный случай протолиза, его типы. 4. Расчет константы, степени гидролиза и рН раствора при гидролизе солей. 5. Равновесие в системе осадок-его насыщенный раствор. Правило произведения растворимости. 6. Условия образования и растворения осадков. 7. Влияние различных факторов на растворимость труднорастворимых осадков.
7. 3. Самостоятельная работа обучающихся. 7. 3. 1. Лабораторная работа.
Задание 1. Определение рН в водных растворах солей, оснований и кислот. В десять пробирок внесите по 5 мл дистиллированной воды и 0, 1 М растворов HCl, CH3COOH, NH3; NaOH, Na2CO3, NH4Cl, Na2SO4, KNO3, CH3COONa. В каждую пробирку опустите по полоске универсальной индикаторной бумаги и, сравнивая со шкалой, запишите значения рН всех растворов. Для растворов Na2CO3 и CH3COONa добавьте по 2 капли раствора фенолфталеина, а в раствор NH4Cl еще опустите синюю лакмусовую бумагу. Свои наблюдения занесите в протокол лабораторной работы. В каких случаях происходил гидролиз солей? Напишите молекулярные и ионные уравнения гидролиза соответствующих солей, в случае Na2CO3 покажите ступенчатый гидролиз этой соли. Для всех растворов рассчитайте значения рН, которые они создают теоретически. Сравните значения рассчитанных величин с экспериментально определенными величинами, сделайте выводы.
Задание 2. Растворение осадка Mg(OH)2. Получите в двух пробирках гидроксид магния из сульфата магния и гидроксида натрия. Добавьте к осадку в первой пробирке одну каплю 2М раствора НСl и перемешайте содержимое пробирки, затем вторую каплю и т. д. Отсчитайте и запишите число капель раствора HCl, при котором произошло полное растворение осадка гидроксида магния. Повторите то же самое с осадком во второй пробирке, добавляя к нему по каплям раствор 2М раствор NH4Cl. Почему в одном случае растворение осадка произошло раньше? Дайте обоснованный ответ.
7. 3. 2. Задачи для самостоятельной работы. 1. Протолитическая шкала – диапазон значений, в котором могут меняться величины рКа протолитов в водном растворе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|