Программа по собиранию сведений о народном театре
Программа по собиранию сведений о народном театре Мысль составить подробную программу по собиранию сведений о народном театре возникла у меня и Р. О. Якобсона во время этнографических экскурсий по Архангельской, Московской и Саратовской губерниям, а также при описании балаганных представлений, которые я делал вместе со своей сестрой Е. Г. Богатыревой в Москве и Саратове. Подробной разработкой этой программы я совместно с Р. О. Якобсоном занялся, когда приступил к подробному формальному анализу народного русского театра. Во время этой работы, к сожалению, до сих пор незаконченной и лежащей в черновых рукописях, у нас возник целый ряд вопросов, на которые мы очень часто не встречали ответов у прежних собирателей материалов по народному театру. Так, например, почти совершенно не был освещен вопрос о народном балагане. Все это побудило нас к скорейшему составлению подробной программы по народному театру. I. Как записывать народные драматического характера 1. Давая материалы по народному театру, по возможности точно оговаривайте, где данные факты отмечены (губерния, уезд, волость, село, деревня или город, фабрика и т. п. ). 2. По возможности дайте краткую характеристику социальной среды, о которой идет речь. 3. Если речь о рабочих, отметьте, сильна ли их связь с деревней, если о крестьянах, сильна ли их связь с городом, «экономические» или «барские» по происхождению. 4. К какому времени относятся отмечаемые вами театральные явления? 5. Сохраняются ли они только в памяти старожилов или существуют и поныне? 6. Как явления отмирающие, как остаток старины или, может, напротив, как новинка, как последний крик моды?
7. Констатируя тот или иной драматический факт, необходимо по возможности отмечать, не известно ли его происхождение в данной местности, путь заимствования. 8. Когда сделаны вами наблюдения и записи? {180} 9. Как сделаны записи: непосредственно во время исполнения, по памяти или со слов лиц, принимавших участие в представлении, или со слов лиц, только видевших эти представления? 10. Давайте по возможности обстоятельные описания и полные точные записи, но и отрывочные показания представляют значительный интерес ввиду скудности материалов по народному театру. 11. Существуют ли в местности, о которой вы даете сведения, игры драматического характера? Опишите их, особенно игры с драматическим элементом. Записывайте игры подробно: игровой разговор (диалог), приговоры, песенки, пляски, действие. 12. Опишите игры, сплошь сопровождающиеся пением (например, хороводы). 13. Представляет ли игра от начала до конца точно установленный неизменный вид или в ней есть место импровизации? 14. Отметьте обстоятельней образцы такой импровизации в действиях (например, подражательные действия в игре в «короли»), в словах (например, образцы мнений в игре «во мнениях», «в оценки»). 15. Сильно ли разнообразятся подобные импровизации или же свобода в этих случаях ограничивается выбором из определенного ограниченного запаса жестов или словесных формул? 16. Опишите игры, целиком представляющие импровизации. 17. Каким порядком распределяются игровые роли: жребием, конанием, самим ходом игры (например, пойманный королем становится сам королем), либо каждый берет подходящую ему роль? 18. Сопровождаются ли игры ряжением, требуют ли каких-нибудь специальных предметов обстановки? 19. Приурочены ли они к определенному времени года, к определенным праздникам, к определенному времени дня? 20. Участвуют ли в играх дети (какого возраста) или же взрослые (холостые, женатые и какого пола), или те и другие вместе?
21. Не организует ли молодежь особые вечеринки для игр и танцев? 22. Укажите местные названия этих вечеринок (беседы, игрища, посиделки, избушка и т. п. ). 23. Где и когда происходят вечеринки? Кто принимает участие в вечеринках? Допускаются ли дети, подростки? С какого возраста? Допускаются ли женатые и замужние? 24. Опишите ход вечеринки. 25. Участвуют ли в этих играх все присутствующие на вечеринке или присутствующие разделяются на исполнителей и зрителей? Кто является только зрителем? 26. Существуют ли эротические игры вне этих вечеринок (например, домовник и т. п. )? 27. Практикуется ли на вечеринках ряжение? {181} 28. Кем рядятся? Опишите костюмы, грим, парики и маски. 29. Кто рядится (женатые, холостые, дети; мужчины, женщины)? 30. Что делают ряженые? Ведет ли себя каждый соответственно своему костюму? 31. Имеются ли для ряжения специальные термины? 32. Разыгрывают ли ряженые какие-либо представления и какие именно? 33. Приурочены ли ряжения к определенным праздникам и к каким именно? II. Как записывать народные пьесы 1. Существуют ли в вашей местности какие-либо пьесы, разучиваемые исполнителями не по печатным книжкам? Играют ли (играли ли) в вашей местности пьесы о царе Максимилиане, Соломоне, Ироде, Анике Воине, о разбойниках, о барине, о барине промотавшемся, о слуге обжоре и т. п.? 2. Укажите местные названия этих пьес. 3. Где исполняются (исполнялись) эти пьесы: на вечеринке? или исполнители обходят поочередно крестьянские избы? или снимается для постановки спектакля какая-либо одна квартира? или строится отдельный балаган? или, наконец, представление дается на вольном воздухе? 4. Кто является (являлся) исполнит елями приводимых пьес: крестьяне, рабочие, солдаты, матросы, школьники, арестанты, актеры-профессионалы? 5. Только ли молодежь или и пожилые люди участвуют и участвовали в представлениях? 6. Не исполняются ли (не исполнялись ли) эти пьесы детьми? 7. Кем исполняются женские роли? Если мужчинами, то как это объясняется? 8. Дайте подробный перечень всех действующих лиц в этих пьесах с возможно полным описанием костюма, грима или маски и парика каждого действующего лица.
9. Если костюмы изменялись, то опишите как прежние, так и последующие костюмы. 10. Есть ли руководитель постановки пьес, соответствующий нашему режиссеру? 11. Принимает ли последний участие в исполнении пьес? 12. Имеются ли какие-либо технические термины, связанные с игрой и читкой? Приведите их. 13. При исполнении пьес имеется ли суфлер? Может быть, роль суфлера выполняет один из участников пьесы? Кто именно и как он суфлирует? {182} 14. Обозначьте время, когда исполняются сообщаемые вами пьесы (зима, лето, весна, осень, рождественские или пасхальные святки, какие дни святок); играют ли утром, днем, вечером? 15. Как предупреждается публика о спектакле, имеются ли афиши? Приложите такую афишу к ответу на программу. Если нельзя, то спишите ее. 16. Запишите точно всю пьесу с точным обозначением, какие слова сопровождаются какими жестами. 17. Какова походка и манера держаться актера на сцене? 18. Как во время речей одного актера ведут себя остальные? 19. Какие слова в ролях актера поются, какие произносятся нараспев, отрывисто, торжественно, скороговоркой, ломаным языком, — вообще, какова дикция актеров? 20. При записи ролей действующих лиц пьесы старайтесь по возможности сохранять порядок слов и особенности говора, не боясь отступления от общепринятой орфографии. 21. Не стесняйтесь записывать неприличные выражения и целые сцены. 22. Если участники пьесы импровизируют при исполнении, записывайте эти импровизации. 23. Если записываемую пьесу вы видели неоднократно, причем с различными вариантами, отмечайте эти варианты, а не составляйте сводного текста путем выбора наиболее совершенных или наиболее характерных, по вашему мнению, вариантов. 24. Не навязывайте пьесе чуждых ей фактов, заимствуя их из театра литературного. Например, если в пьесе нет антрактов, не делите ее на действия; описывайте ту декорацию, которая имеется на сцене, а не извлекайте данные о ней из речей действующих лиц. Если один персонаж произносит реплики, которых, логически рассуждая, другой персонаж не должен слышать, не навязывайте речи первого ремарку «говорит в сторону», если в действительности мы не наблюдаем подобного приема и т. п.
25. Отметьте, какие слова сопровождаются аккомпанементом на музыкальном инструменте. 26. На каких инструментах аккомпанируют (гармония, балалайка, гитара и т. д. )? 27. Кто аккомпанирует, отдельно ли лицо, не участвующее в пьесе, или кто-нибудь из участников пьесы? 28. При произнесении речей обращаются ли артисты к публике или к действующим лицам? 29. Укажите точно, где и как располагаются все действующие лица как в начале пьесы, так и на ее протяжении. 30. При выборе лиц для исполнения тех или иных ролей связывается ли с данной ролью требование определенного голоса {183} (бас, тенор, дискант и т. п. ), определенной наружности (рост, телосложение и т. д. ), возраста. Приведите все такие случаи. 31. Играют ли актеры в одной пьесе по две роли? Если играют, то сознаются ли обе роли публикой как раздельные или сливаются в один персонаж? 32. Кто составляет хор? Актеры, исполняющие также и сольные номера, или же это особые артисты, которые, кроме хоровых номеров, ничего не исполняют? 33. Не принимают ли участие в хоре и зрители? 34. Исполняются за раз только одна или несколько пьес? Если две или несколько, то имеются ли антракты? 35. Откуда выходят артисты на сцену и куда уходят? 36. Не начинается ли представление этих пьес какой-либо песней и какой именно? Одним ли лицом, кем именно, или хором исполняется этот вокальный номер, есть ли запевала? 37. Не заканчивается ли пьеса песней или пляской? Какой именно? 38. Какое участие в пьесе принимает публика: является ли только зрительницей или вмешивается в ход пьесы, поет вместе с хором, отвечает на вопросы действующих лиц, делает реплики? 39. Взимается ли плата за представления? [71] 40. Каково назначение этой платы? 41. Каким образом и когда сбор за представления осуществляется? 42. Каково отношение к этим пьесам духовенства? 43. Как относятся к этим пьесам старики? 44. Как относилась к этим пьесам полиция? 45. Охарактеризуйте возможно полней актеров: а) возраст, б) грамотен ли и где учился, в) какие читал книжки или слышал, как другие читали, г) как давно участвует в пьесах, д) каким образом выучил свою роль: по памяти, слушая других, по тетрадке, по книжке, е) какие исполняет и исполнял роли, ж) какие роли больше любит играть, з) вносит ли что-либо новое в свои роли или передает в точности без изменений их так, как его первоначально выучили, и) кто учил его играть, к) не причастен ли он к искусству помимо актерства: не сочинял ли стихов и песен, и не сказочник ли он, не бывает ли дружкой на свадьбе, не музыкант ли и т. д.,
{184} м) приведите возможно больше данных о быте и укладе жизни артистов-профессионалов. 46. Отметьте замечания, которые делаются из публики по поводу тех или других мест пьесы, а также какие места пьесы пользуются наибольшим успехом. Запишите подробные рассуждения, какие делают по поводу данной пьесы посетители после спектакля и в антрактах. 47. Как выражается публикой осуждение пьесы или ее одобрение? 48. Практикуются ли вызовы? 49. Как ведут себя артисты при вызове? 50. Отметьте, какие словечки, выражения, имена из пьесы получают хождение в публике в качестве крылатых слов. 51. Нет ли в публике стремления к усвоению манер актера? 52. Знакомы ли исполнители сообщаемых вами пьес с литературным театром: драмой, оперой, опереткой, фарсом, цирком, кинематографом? 53. Заметно ли стремление подражать литературному театру?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|