Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Василий Васильевич Кандинский




родился 4 (16) декабря 1866 года в Москве.

Детские годы Кандинского прошли в Одессе. Уже тогда обнаружились его способности к живописи: он берет уроки в художественной школе. Однако карьера художника Кандинского не привлекала, и по окончании гимназии он поступает в Московский университет, где занимается политической экономией, изучает также этнографию и право. В 1896 году, «поставив крест на всей длинной работе прежних лет», Кандинский отправляется учиться живописи в Германию. В Мюнхене посещает школу словенского художника и педагога А. Ажбе (с 1897 по 1898) и занимается в Академии художеств у Ф. фон Штука — одного из основателей «Мюнхенского Сецессиона». Первые полотна Кандинского были выставлены в парижском «Осеннем салоне» и «Берлинском Сецессионе».

Своими учителями Кандинский считал французских импрессионистов, Сезанна, Матисса и Пикассо. Импрессионисты открыли силу палитры и дискредитировали предмет как необходимый элемент картины. Сезанн поражал «гилозоистической» силой своих живописных образов: «умел из чайной чашки создать одушевленное существо»[338]. «Матисс — краска, Пикассо — форма, — два великих указателя на великую цель»[339].

Кандинский-художник начинает с фовизма и испытывает сильное воздействие немецких экспрессионистов. «От фовизма Кандинский воспринял особое влечение к плоскостным декоративным цветным сочетаниям, к силе и звучности, музыкальности цвета, краски. < …> В экспрессионизме ему полюбилась деформация как средство подчинения изображения своему переживанию»[340].

{313} Поворотное значение для Кандинского имели картины 1909 – 1910 гг. — «Дамы в кринолинах», «Озеро», «Импровизация». Если в ранних произведениях, написанных в начале 900‑ х годов, предметность, фигурность хотя и лишены графических очертаний и объема, но все же определенно присутствуют, то в дальнейшем предмет как таковой практически исчезает. Он вытесняется прихотливой игрой цветовых комбинаций, отвлеченных геометрических конструкций. Свои полотна Кандинский теперь называет «импровизациями» и «композициями», давая каждому порядковый номер.

Беспредметная или абстрактная живопись в понимании художника не есть выражение чисто субъективных ощущений. Это своеобразная реальность, не доступная, однако, невооруженному глазу, скользящему по поверхности предметов и явлений. Только «внутренним взором» художник проникает сквозь твердую оболочку, через внешнюю форму к «тайной душе» всех вещей и перед ним открывается их внутреннее пульсирование. Подтверждение собственному методу Кандинский находит в новейших теориях физики (разложение атома), которые привели к «денатурализации» пространства[341]. Поэтому-то он резко отвергал всякое сопоставление своих полотен с орнаментом.

В 1910 году Кандинский пишет книгу «О духовном в искусстве», в которой излагает свои взгляды на природу художественного творчества, его общие закономерности и формулирует собственную эстетическую платформу[342]. Возвещая наступление эпохи Великой Духовности, Кандинский определял цель искусства как совершенствование души, утончение эмоций. Этому отвечает стремление художника к невыразимому в словах. Прежде искусство либо подражало природе, либо ее интерпретировало (импрессионизм). Теперь художник должен сосредоточиться на своем внутреннем мире и тем самым пробудить адекватное сопереживание в душах тех, кому он адресует собственные произведения. Книга «О духовном в искусстве» для последующих поколений приверженцев беспредметной живописи стала главным эстетическим манифестом.

{314} В 1909 году Кандинский организует в Мюнхене «Новое художественное объединение» в противовес «Мюнхенскому Сецессиону». (Группа устроила две выставки в галерее Танхаузера). Спустя два года он создает альманах «Синий всадник» при ближайшем сотрудничестве Ф. Марка. В том же 1911 году альманах провел выставку, которая положила начало объединению «Синий всадник».

В творческой биографии Кандинского «Синий всадник» ознаменовал постепенный отход от экспрессионизма и утверждение на позициях абстрактной живописи. С началом Первой мировой войны объединение распалось, и Кандинский возвращается в Россию.

После Октябрьской революции Кандинский преподавал во ВХУТЕМАСе, участвовал в создании Музея живописной культуры в Петрограде и Института художественной культуры (ИНХУК) в Москве.

ИНХУК был образован в марте 1920 года как научно-исследовательская организация при отделе ИЗО Наркомпроса. Согласно программе Кандинского институт ставил задачу «исследования аналитически и синтетически основных элементов как отдельных искусств, так и искусства в целом. < …> Этот анализ должен производиться с точки зрения отражения средств искусства на переживаниях воспринимающего искусство человека, то есть на его психике»[343]. Программа включала три раздела: теория отдельных видов искусства, теория взаимодействия между ними и теория искусства в целом. Особое внимание уделялось изучению комплексов психологических ассоциаций, когда цвет воспринимается в форме звучания, музыка порождает цветовое видение. Кандинский полагал, что исследования психологии аудио-визуального восприятия откроют для художника возможности воздействовать не только на зрение и слух, но и на другие органы чувств — осязание, обоняние. Таким образом, интуитивные элементы творчества обретут теоретических союзников. Кандинский рассчитывал привлечь к работе института представителей «естественных» дисциплин, что способствовало бы познанию «вечных законов искусства»[344].

{315} В конце 1921 года Кандинский эмигрировал в Германию. С 1922 года профессорствовал в знаменитом Баухаузе. После прихода к власти нацистов, когда Баухауз был закрыт, переезжает во Францию, где в местечке Нейи-Сюр-Сен близ Парижа прожил последние десять лет жизни. Умер 13 декабря 1944 года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...