{308} Густав Густавович Шпет. Федор Августович Степун
{308} Густав Густавович Шпет родился 26 марта (7 апреля) 1879 года в Киеве. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Образование продолжил в Германии и Англии. С 1910 года — приват-доцент, с 1918 — профессор Московского университета, где преподавал до 1923 года. По философским воззрениям Г. Г. Шпет принадлежал к феноменологическому направлению. (Гуссерль считал его одним из наиболее талантливых своих учеников). Приверженец систематического знания, строго научной, проверенной опытом философии, Шпет уделяет главное внимание проблемам методологии. Это связывает его исследования в разных областях гуманитарного знания — философии истории, семиотике, эстетике и теории искусства, лингвистике. Отвергая кантовский дуализм посюстороннего мира явлений и потустороннего мира «вещей в себе», Шпет утверждает единство вещи в опыте. В согласии с установками феноменологического метода философ делает объектом своего наблюдения «непосредственную данность» опыта, который слагается из «явлений» и «смыслов». Суть познания состоит в разгадывании смыслов непосредственно данных явлений. Отсюда требование «чистого описания» того, что есть «на самом деле», и полное безразличие к так называемой «метафизике», то есть ко всему, выходящему за пределы опыта. В процессе постижения смысла явлений решающая роль принадлежит понятию, которое оказывается такой же непосредственной данностью, как и само явление. Понятия не только оформляют смысл, но одновременно интерпретируют реальность. Из этого исходит важное методологическое требование: любой объект следует рассматривать в зависимости от того, кто и при каких обстоятельствах его наблюдает. Поскольку понятия истолковывают реальность, основной для Шпета становится проблема герменевтики, решаемая в традиции Дильтея[328].
В 1916 году Шпет защитил докторскую диссертацию «История как проблема логики». (Тогда же издана отдельной книгой). Обращаясь к вопросам методологии исторического знания, Шпет опирается не только на Гуссерля, но и на Гегеля. Связь с последним состоит в том, что чувственная действительность понимается как процесс реализации или воплощения разума, идеи. Шпет был одним из создателей и затем руководителей Московского лингвистического кружка, образованного в марте 1915 года. {309} По воспоминаниям Р. О. Якобсона, активного участника кружка, здесь велись постоянные дискуссии об использовании в лингвистике логических исследований, а также широко обсуждались идеи Гуссерля и Антона Марти вернуться к разработке универсальной грамматики, которая была задумана рационалистами XVII и XVIII веков и предвосхищена средневековыми философами языка[329]. С Московским лингвистическим кружком связано обращение Шпета к теории языка В. фон Гумбольдта. Идеи Гумбольдта Шпет развивает в книге «Внутренняя форма слова» (1927). Стремясь освободить его концепцию от психологизма и субъективизма, Шпет рассматривает слово как универсальную силу, начало всякого знания. Если внешние формы слова выражают личное и коллективное, то его внутренние формы переносят предмет восприятия в «отрешенную» сферу эстетической действительности. По оценкам современных филологов, «Шпет предвосхитил ряд основных идей структурной поэтики. < …> К Шпету восходит и первая попытка семиотического истолкования этнологии, понимавшейся им как особая научная дисциплина — этническая психология»[330]. С 1921 года Шпет — председатель философского отдела, а в 1923 – 1929 гг. — вице-президент Российской Академии художественных наук.
Шпету принадлежат переводы романов Диккенса и Теккерея, мистерий Байрона. В 30‑ е годы он создает новый тип монографического, социально-исторического комментария применительно к роману Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»[331]. Шпет перевел «Феноменологию духа» Гегеля (опубликована в 1959 году). В период массовых репрессий середины 30‑ х годов Шпет был арестован. Умер, по официальным данным, 23 марта 1940 года. Федор Августович Степун родился 19 февраля ст. стиля 1884 года в селе Кондорово под Калугой. Образование завершил в Германии, в университетах Фрайбурга и Гейдельберга, где изучал философию под руководством В. Виндельбанда — главы баденской школы неокантианства. {310} В 1910 году в Гейдельберге защитил докторскую диссертацию по историософии Вл. Соловьева. По возвращении в Россию сотрудничал в философских журналах «Логос», «Труды и дни», читал лекции и курсы по философии, эстетике, печатался как театральный критик. В журнале «Логос» были опубликованы первые крупные философские сочинения «Трагедия творчества» (1910), «Трагедия мистического сознания» (1911 – 1912), «Жизнь и творчество» (1913). Философская эволюция Степуна проходила от кантианства к «философии жизни». Сущность истинной метафизики для него раскрывалась в жизнестроения, созидании бытия, а не в одном только умственном его постижении. Философия, полагал Степун, должна перестать говорить о жизни и сказать ее самое. Для этого надо вырваться из тисков логических схем и понятий. Отправным пунктом философии Степуна становится «переживание», взятое в безусловной противоположности понятию. Два принципиально отличных «переживания» существуют в неразрешимом противоречии — «переживание» жизни и «переживание» творчества. В основе творчества, воплощающегося в человеческой культуре, лежит стремление возвыситься над жизнью. В творчестве человек выпадает из первоначального единства жизни, но одновременно вожделеет вернуться в ее лоно, объять жизнь. Отсюда множественность творческих устремлений и разнообразие форм бытования творчества. Отсюда и трагедия творчества — невозможность овладеть жизнью во всей ее полноте. «Ярость синтеза» разбивается о бессилие творческой воли перед жизнью. В то же время жизнь обожествляется и выступает как «положительное всеединство духа». Тогда антиномия жизни и творчества принимает характер противоречия религии и культуры.
В антропологии Степуна прослеживается влияние иенских романтиков и, прежде всего, Фр. Шлегеля, которому посвящена работа «Трагедия творчества». Определение жизни как «положительного всеединства» восходит к Вл. Соловьеву[332]. Ф. А. Степун прошел первую мировую войну. Трагический опыт военных лет нашел отражение в книге «Из писем прапорщика-артиллериста», написанной в жанре путевых заметок. (Первая часть «Писем» публиковалась под псевдонимом «Н. Лугин» в «Северных записках» за второе полугодие 1916 года. Полностью изданы три года спустя). По воспоминаниям И. Оренбурга, эта книга выделялась тем, что Степун «показал войну без обязательной позолоты»[333]. Писатель раскрывает античеловеческую сущность несправедливой войны, {311} которая возводит «грандиознейшие миры лжи в головах всех и каждого». «Все самое злое, грешное и смрадное, запрещаемое элементарною совестью в отношении одного человека к другому, является ныне правдою и геройством в отношении одного народа к другому»[334]. Ф. А. Степун безоговорочно принял революцию. «Бесконечный смысл революции, — писал он, — во взрыве всех конечных смыслов войны. < …> Русская жизнь неожиданно вознеслась на свои вершины»[335]. Однако в развитии революции философ усматривал капитуляцию, вместо уничтожения всех «конечных смыслов» — «замену одних смыслов другими»[336]. Это впоследствии и привело его в лагерь эмиграции и обусловило в целом негативное отношение к советскому строю как «отменившему человека». При Временном правительстве Степун состоял в должности начальника политического управления военного министерства. После Октября 1917 года для него начинается период интенсивной театральной деятельности. В эти годы он много выступает с лекциями по философии театра в студиях Москвы, печатается в «Театральном обозрении», «Культуре театра», пробует себя в режиссуре.
Степун был одним из организаторов и заведующим литературной частью Первого государственного Показательного театра, который существовал в Москве с ноября 1919 по октябрь 1920 года. Здесь сорежиссировал В. Г. Сахновскому в его постановках. С 1920 года работал в ТЕО Наркомпроса, где им совместно с А. Белым и Г. Шпетом была образована теоретическая секция, имевшая целью «разработку вопросов по теории театрального искусства во всех его разветвлениях, популяризацию знаний в этой области и публикацию работ по этим вопросам»[337]. Также участвовал в работе Театральной секции Российской Академии художественных наук. С 1922 года Степун жил в Германии. В 1926 – 1937 гг. занимал кафедру социологии в Дрезденском университете. Был одним из основателей журнала «Новый Град», выходившего в Париже с 1931 по 1939 год. В литературных журналах, преимущественно в «Современных записках», публикует серию очерков о Л. Толстом, Достоевском, Блоке, Цветаевой, Пастернаке, пишет о Горьком, Бунине, Вяч. Иванове, Белом, Оренбурге, Шкловском. В 1929 году вышел в свет роман в письмах «Николай Переслегин». Как и книга {312} «Из писем прапорщика-артиллериста», этот роман принадлежит к жанру философской прозы, в котором Степун видел наиболее адекватную форму для выражения собственного миропонимания. В 1937 году Ф. А. Степун был отстранен нацистами от преподавательской деятельности, к которой смог вернуться только после войны. С 1946 по 1960 профессорствовал в Мюнхенском университете: читал курсы истории русской религиозно-философской мысли. В работах последних лет жизни обращается к теме революционного движения в России, интеллигенции и революции. Умер 27 февраля 1965 года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|