Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

{299} Краткие биографические очерки




{299} Краткие биографические очерки

{300} Вячеслав Иванович Иванов

родился 16 (28) февраля 1866 года в Москве[300].

В 1884 – 1886 гг. учился на филологическом факультете Московского университета. Не окончив полный курс, отправился в Германию, где продолжил образование у прославленного историка античности Т. Моммзена (с 1886 по 1891). В течение последующих пятнадцати лет Вяч. Иванов живет преимущественно в Италии, много путешествует. Поездки в Англию, Грецию, Египет, Палестину связаны с поиском материалов об эллинском культе Диониса, на котором сосредоточены изыскания молодого филолога и историка. В 1899 году Вяч. Иванов защищает в Германии диссертацию по истории Древнего Рима, написанную на латинском языке. Диссертация «De societalibus vectigalium publicorum populi Romani» не была напечатана, но ее выводы, важные для характеристики римских откупных акционерных обществ, вошли в науку[301].

Первые публикации Вяч. Иванова относятся к 1898 году. Это статья «Тризна Диониса» в «Космополисе» и несколько стихов в «Вестнике Европы». Однако литературная известность пришла к нему позднее, с появлением поэтического сборника «Кормчие звезды» (1903). В Россию Вяч. Иванов вернулся знаменитым поэтом.

В 1903 году в Парижской Высшей школе общественных наук Вяч. Иванов читает цикл лекций, посвященных религии Диониса. Они послужили основой большой работы «Эллинская религия страдающего Бога»[302], в которой автор, по его словам, «пытался осветить живое значение дионисовского круга верований и переживаний, своеобразно окрасившего и христианство, для духовной жизни нового человечества». От чисто научного освещения культа {301} Диониса Вяч. Иванов переходит к проецированию темы на современные искания философско-эстетической мысли. Этому посвящены работы «Ницше и Дионис» (1904), «Религия Диониса» (1905), «Вагнер и Дионисово действо» (1905)[303].

Тема Диониса была воспринята Вяч. Ивановым у раннего Ницше, который в работе «Рождение трагедии из духа музыки» рассматривал два начала бытия и культуры — дионисийское (природное, стихийное, оргиастическое) и аполлонийское (логическое упорядоченное, пластическое). В то же время дионисийство послужило для Вяч. Иванова мощным импульсом к преодолению ницшеанского индивидуализма на почве религиозно-мистического растворения «Я» индивидуального в «Я» народном.

Формирование мировоззрения Вяч. Иванова протекало под влиянием Вл. Соловьева и Достоевского, Вагнера — художника и теоретика, немецких романтиков и в значительной степени Шиллера. К последнему восходит идея всенародного искусства, «соборного действа», ставшая для Вяч. Иванова основной концепцией жизни и творчества. В 1905 году Вяч. Иванов приезжает в Россию и вскоре становится центральной фигурой русского символизма. По справедливому утверждению М. М. Бахтина, «если бы его не было как мыслителя, то, вероятно, русский символизм пошел бы по другому пути»[304]. Творчество Вяч. Иванова обозначило границу между старшими символистами (Мережковский, Гиппиус, Бальмонт) и Брюсовым, с одной стороны, и, с другой, младшими (Белый, Блок, Сергей Соловьев, Чулков, Эллис). «Декадентству» старших символистов, провозглашенному ими «парнасскому» принципу чистого искусства Вяч. Иванов противопоставляет теорию «жизнестроения», экспансии искусства в жизнь.

По мысли поэта, всякая культура в своем историческом развитии проходит через органическую и критическую эпохи. Понятие органической эпохи для Вяч. Иванова воплощала Античность периода классики. Современность оценивается им как предельное выражение критической эпохи — эпохи крайнего индивидуализма, общей дифференциации, в искусстве — интимного творчества. Но в современной жизни появляются ростки новой органической культуры. На смену интимному искусству приходит искусство келейное — неиндивидуалистическое и универсальное, но только в потенции. Из этого «келейного» искусства возникнет в будущем всенародное, «соборное» творчество, которое устранит границы между искусством и жизнью, художником и зрителем.

{302} Вслед за «Кормчими звездами» выходят в свет сборники стихов «Прозрачность» (1904), «Эрос» (1907), «Cor Ardens» («Пламенеющее сердце», 1911 – 1912), «Нежная тайна» (1912). В 1905 напечатана трагедия «Тантал».

Поэзия Вяч. Иванова характеризуется, прежде всего, сложной и чрезвычайно насыщенной символикой, которая требует от читателя основательных филологических познаний, в первую очередь относящихся к античной культуре. (И. Анненский называл стихи Иванова криптограммами[305]). Менее всего эта поэзия рассчитана на непосредственное восприятие, интимное сопереживание. «Содержание ее почти не терпит “шепота”, свойственного чистой лирике», — говорил Блок[306]. В стиле Вяч. Иванова превалируют одические, гимнические, дифирамбические интонации, родственные стихам Шиллера или Державина. Здесь нет места импрессионизму мимолетных впечатлений, отсутствует смешение высокого и низкого. Поэтическая манера Вяч. Иванова отмечена смелыми неологизмами и своеобразной архаизацией языка, часто встречаются «славянизмы», почерпнутые из арсенала допушкинской поэзии. Последнее, как показал еще Брюсов в разборе «Кормчих звезд», обусловлено стремлением восстановить самоценность слова в противовес расхожему лексикону поэзии конца XIX века, пользовавшейся «словами — ассигнациями», условными обозначениями[307].

В отличие от стихов 1900 – 1910‑ х гг. поздняя лирика Вяч. Иванова более тесно связана с личными жизненными впечатлениями, более соответствует классическому определению поэзии как «биографии души»[308].

Обосновавшись по возвращении из-за границы в Петербурге, Вяч. Иванов деятельно включается в литературную жизнь. Он постоянный автор «Весов», «Золотого Руна», сотрудничает в издательстве «Оры», позднее печатается в «Русской мысли», «Аполлоне», «Трудах и днях». Поэт активно участвует в работе созданного И. Анненским «Общества ревнителей художественного слова», где им был прочитан курс русской ритмики; преподает греческую и римскую литературу на Высших женских курсах.

Одним из центров культурной жизни Петербурга становится квартира поэта на Таврической улице, знаменитая «башня», куда на «ивановские среды» собираются видные представители гуманитарной {303} интеллигенции — поэты, философы, ученые, артисты. На своих «средах» Вяч. Иванов старался объединить приверженцев разных умственных течений (от «мистических анархистов» до социал-демократов), что в условиях того времени было задачей почти фантастической. Круг обсуждавшихся тем был весьма широк: «Романтизм и современная душа», «Искусство и социализм», «Актер будущего» и т. д. На «башне» бывали Блок, Белый, Горький, Луначарский, Бердяев, Розанов, дебютировали как поэты Хлебников, Мандельштам, Ахматова. Здесь Мейерхольд поставил в 1910 году пьесу Кальдерона «Поклонение кресту». «Ивановские среды» продолжались около трех лет (с 1905 по 1907), потом стали нерегулярными и окончательно прекратились с переездом поэта в Москву (1913).

Мировая война и революция не оставили в творчестве Вяч. Иванова столь заметный след, как, скажем, у Блока. Опосредованным откликом на эти события явились трагедия «Прометей», поэма «Младенчество», цикл стихов «Песни смутного времени».

В 1918 – 1920 гг. Вяч. Иванов руководит историко-театральной секцией московского ТЕО Наркомпроса, сотрудничает в издательство «Алконост». В эти годы он часто выступает с публичными лекциями по истории античной литературы в Политехническом музее, клубе «Красный петух». С 1921 — профессор Бакинского университета[309]. За работу «Дионис и прадионисийство» удостоен звания доктора классической филологии. (Издана отдельной книгой в 1923).

 

С 1924 года Вяч. Иванов жил в Италии, до конца 30‑ х годов сохраняя за собой советское гражданство. В 1926 – 1934 преподавал русский язык и литературу в старейшем университете страны в городе Павия. В 1934 году избран профессором Флорентийского университета. Однако к преподавательской работе допущен не был: законы фашистской Италии запрещали преподавание тем, кто не состоял в партии.

В 1934 году Вяч. Иванов поселился в Риме, где прошли последние пятнадцать лет его жизни. Читал лекции в Русской католической семинарии, работал в папской библиотеке в Ватикане. (В 1926 поэт принял католичество).

Главным литературным трудом этого периода Вяч. Иванов считал «Повесть о Светомире Царевиче» (на темы начальной русской истории). Первая книга «Повести» закончена в 1928, вторая — в 1929, третья — в 1934, четвертая — в 1945, пятая — начата в {304} 1949 и осталась незавершенной[310]. В 40‑ е годы Вяч. Иванов пережил период нового подъема поэтического творчества, о чем свидетельствует цикл «Римский дневник 1944 года», включающий 118 стихотворений. В последние годы жизни много занимался переводами: переводил на русский язык сочинения Дайте и Петрарки и свои стихи — на европейские языки.

Умер В. И. Иванов 16 июля 1949 года в Риме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...