Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психика и сознание. Структура сознания, его основные характеристики.




Предмет, задачи и методы современной психологии.

Психология – наука, изучающая строение психики, закономерности ее возникновения, развития и функционирования.

В круг исследуемых психических явлений включаются психические процессы, свойства и состояния.

Психика - особое свойство высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектом объективной реальности.

Предмет психологии - факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности.

 

Задачи психологии:

1. Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2. Научиться управлять этими явлениями;

3. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности практической деятельности в различных отраслях науки;

4. Быть теоретической основой практики психологической службы;

 

Методы:

Организационные (сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный (исследование одних и тех же лиц на протяжении долгого времени), комплексный

Методы обработки данных (количественный(статистика), качественный(дифференциация по группам, описание типовых случаев)

Интерпретационные;

Эмпирические


Характеристика эмпирических методов психологического исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование и тестирование.

Основные эмпир. методы психологии: - наблюдение, - эксперимент

Вспомогательные методы: - анкетирование, - беседа, - анализ продуктов деятельности, - вопросники, - тесты

 

Наблюдение - проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. (случайные и систематические).
Самонаблюдение – самый первый метод в психологии. В современной психологии он является ненаучным, так как его результаты нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Требования к наблюдению:

1. Составление плана

2. Фиксирование результатов

3. Формулировка выводов

Достоинство наблюдения: естественность поведения испытуемого, так как он не знает, что за ним наблюдают.

Недостатки наблюдения:

Пассивная роль исследователя, Плохая повторяемость, Низкая точность результатов, Невозможно отделить причину от следствия, Нельзя вмешиваться в ход наблюдения, Ждать интересного явления

Эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий) - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений (он всегда спровоцированный).

Минус один: испытуемый знает о предстоящем эксперименте, ведет себя неестественно.

 

Анкетирование - метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.

- не все искренние + много людей можно опросить

 

Беседа - необходимая информация собирается в процессе разговора между психологом и испытуемым. Проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Тест - стандартизированное краткое психологическое испытание, предназначенное для определения психологических качеств человека.

Тесты должны отвечать требованиям валидности (оценка того, для чего тест создан) и надежности (результаты воспроизводятся у одного человека)


 

 3.Психика и мозг. Исследования работы мозга.   Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи (мозга), являющееся формой отражения субъекта объективной реальности, т.е. это субъективный образ объективного мира. Основа функционирования психики – деятельность ЦНС. Основные блоки ЦНС: 1. Блок тонуса коры (энергетический блок) функция: поддержание тонуса коры, отбор импульсов, обеспечение и поддержание внимания 2. Блок приема, переработки и хранения инфы (височная, теменная, затылочная доли) 3. Блок программирования, регуляции, контроля поведения (большие полушария, лобные доли)   Принцип ковариации: для каждого события в сознании есть соответственно событие в мозге. Без мозга нет сознания, но может быть психика. Исследования мозга: 1. ФМРТ (функционально магнитно-резонансная томография, с 1992г) Создает 3х-мерное анатомическое изображение мозга в высоком разрешении. Отражает изменения в количестве свежей крови в мозге. Отражает изменения, происходящие в сознании. 2. ЭЭГ (электроэнцефалограмма) Благодаря ЭЭГ Мы получаем информацию о биотоках мозга. Дает временную картинку 3. ПЭТ (позитронно эмиссионная томография). Благодаря ПЭТ получают информацию о том, как каждый участок мозга потребляет глюкозу.

 


 

Развитие психики животных

Инстинкты - автоматическое поведение, целесообразное в определённых условиях.
Это сложные врожденные негибкие действия (формы поведения), которыми животные управлять не могут

Инстинкты основаны на безусловных рефлексах. Навыки же основываются на приобретенных рефлексах.


Навык — способ поведения, приобретенный в результате индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений.
Могут угасать, но не исчезают полностью.
Могут передаваться (обучение)


Интеллектуальное поведение животных – простейшая форма мыслительной деятельности, основанная на установленной связи между предметами; решение проблем, при которых нужно найти новую форму поведения, которой не было в опыте.
Животные действуют методом проб и ошибок.

 


 

Психика и сознание. Структура сознания, его основные характеристики.

Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи (мозга), являющееся формой отражения субъекта объективной реальности.

Сознание – высший уровень репрезентации действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и управлять поведением

Характеристики сознания:

- Наличие совокупности знаний о себе и мире.

- Способность выделять себя из окружающего мира (отделение Я от не-Я)
- Самооценка

- Наличие целеполагающей деятельности.
- Эмоциональная оценка в межличностных отношениях
Человек находится в сознании т.к.
1. Он осознает разницу между сном и бодрствованием
2. Он может сообщить о душевном состоянии


Структура сознания:
1. Бытийное (биодинамичные св-ва движений, опыт действий, чувственные образы)
2. Рефлексивное (значение, смысл)
3. Эпицентр (сохранение собственного Я)

-
Функции сознания:
1. Репрезентативная
2. Порождающая (творческая)
3. Регулятивно-оценочная
4. Рефлексивная (основная ф-ция)


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...