Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс формирования навыков в ходе упражнений. Взаимодействие навыков. Привычки.




 

Навык – автоматизированное действие, сформированное путем повторения, характеризующееся отсутствием сознательной регуляции и контроля.

Этапы формирования навыков:
Ознакомительный - субъект получает знания о составе действия и условиях его реализации.
Подготовительный (включает аналитическую и синтетическую стадию). Сначала осваиваются отдельные элементы действия, а затем они объединяются в единое целое.
Стандартизирующий - путем многократного повторения достигается автоматизация действия. Внимание субъекта деятельности переключается с самого действия на результат.
Варьирующий - начинается деавтоматизация действия, отклонения от заданных параметров, ошибки выполнения. Характерной особенностью навыков является то, что при наличии их уже не обдумывают заранее, действия перестали нуждаться в осознании каждой отдельной операции.

 

Взаимодействие навыков:

Навыки, усвоенные при выполнении действий одного вида, могут оказывать влияние на успех овладения действиями другого вида. В одних случаях они могут способствовать усвоению новых навыков, в других — мешать ему.

1. Положительный перенос (индукция) – старый навык помогает формированию нового. Человек, знающий несколько иностранных языков, овладевает новым языком значительно легче, чем тот, кто не знает ни одного языка кроме родного. Перенос навыков наблюдается прежде всего тогда, когда новые действия имеют много общего с уже усвоенными. При выполнении вновь изучаемых действий человек опирается на свой прежний опыт, на уже приобретенные умения.
2. Отрицательный перенос (интерференция) – старый навык мешает формированию нового. Причиной интерференции навыков является прочность ранее образованных связей, которые и актуализируются затем при овладении новым действием. Важнейшим средством устранения и предупреждения интерференции навыков является четкое различение и противопоставление старого и нового способов действия (при упражнениях), старых и новых условий действия, старых и новых целей действия.

 

Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки. При формировании привычки неоднократно выполняется какое-либо действие.

Общая характеристика мотивации. Мотивация и деятельность. Внутренняя и внешняя мотивация. Мотивировка.

 

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

 

Мотив – осознанная и опредмеченная потребность; побудитель активности.
Функции мотива:

1. Побуждающая (мотив направляет деятельность)

2. Образование смысла

 

Мотивация и деятельность у человека функционально связана через два разных мотива.
1. мотив достижения успеха – стремление к успеху, к получению максимальных результатов
2. мотив избегания неудачи – страх неудачи, ориентация на избегание неприятных последствий

Выученная беспомощность – крайняя степень мотивации избегания неудачи, основана на опыте человека.

 

Внешняя мотивация отбирает энергию – ситуация - основана на потребности вознаграждения и страхе наказания. Выделяют стороны внутренней мотивации: стремление к мастерству, желание хорошо работать, стремление к конкуренции.

Внутренняя мотивация дает энергию – диспозиция - основана на желании выделиться и придерживаться определенной модели поведения, ради ее самой.

Мотивировка - даваемое человеком объяснение своим поступкам и действиям, их причинное обоснование.


 

Потребностно-мотивационная сфера личности. Иерархия потребностей.

 

Мотивация – то, что побуждает нашу активность; совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение.

Личностные диспозиции – психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека, определяют его поведение.

Диспозиционная мотивация соотносится с внутренней детерминацией поведения.

Ситуативная мотивация соотносится с внешней детерминацией поведения.

Потребность – состояние нужды в чем-либо, что необходимо для нормального функционирования.

Потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости:

1. физиологические потребности (голод, жажда, сон, активность, секс).

2. потребности в безопасности (защита от страдания, боли, разрушения, неустроенности);

3. потребности в социальных связях (потребность в социальной включенности, принадлежности к группе, любви и доверии);
4. потребности в самоуважении (потребности в достижении, одобрении, признании, принятии себя, положительной самооценки);
5. потребности самоактуализации (реализация своих потенциалов, понимание смысла жизни).

 

Потребности более высоких уровней возникают тогда, когда удовлетворены потребности низших уровней, которые являются генетически более ранними и имеют большее значение для выживания.

Неудовлетворение потребностей низших уровней тормозит проявление других потребностей;


 

Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, темп реакций, эмоциональная возбудимость. Учет темперамента в учебно-воспитательном процессе.

 

Динамические особенности психики внутренне связаны между собой, составляя своеобразную структуру. Эта устойчивая, индивидуально-своеобразная и биологически обусловленная совокупность динамических особенностей психики называется темпераментом человека.

Типы: холерик (резок, порывист, возбудим, раздражителен, громкая речь, выразительная мимика, устойчивые интересы);
сангвиник – (живой, непосредственный, общительный, жизнерадостный, быстро забывает обиды, легко сходится с людьми);
флегматик (нетороплив, аккуратен, неутомим в работе, внешне не возмутим, устойчивое настроение);
меланхолик (перемена настроения от незначительных причин, болезненная чувствительность, движения вялые, тягучая речь, внешне спокоен или уныл).

 

Свойства темперамента:

Сензитивность (чувствительность) – какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Активность – с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при достижении своих целей.

Реактивность – какова степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов: темп речи, скорость запоминания и т.п.

Пластичность-ригидность – насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям.

Экстраверсия-интроверсия – от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия) или от образов, представлений, состояний внутреннего мира человека (интроверсия).

Эмоциональная возбудимость – насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

 

Учитель должен так организовать деятельность школьника, чтобы постепенно снизить проявление свойств темперамента, которые мешают ребёнку в его учебной работе, и закрепить положительные свойства его темперамента. В результате будут воспитываться качества, обеспечивающие гармоническое развитие учащегося.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...