Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о характере. Черты характера и его целостность. Норма и патология характера. Акцентуации характера.




 

Характер – индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающееся в его поведении и поступках.
Характер формируется в течение жизни под влиянием окружающей среды и его индивидуальным бытием (в первые годы жизни наиболее интенсивно).
Характер не наследуется.

 

Черты характера:
Моральные
:
1) выражающие отношение к обществу, коллективу, другим людям (альтруизм – эгоизм, эгоцентризм; доброта – жестокость);
2) выражающие отношение к труду (трудолюбие – лень; добросовестность – нерадивость, безразличие;);
3) выражающие отношение к себе (самооценка – адекватная и неадекватная, завышенная или заниженная; и т. д.).

Волевые: целеустремленность; решительность; постоянство; самообладание (выдержка); сила воли; настойчивость; смелость и мужество; самостоятельность; критичность; внушаемость; ответственность; организованность; дисциплинированность.

 

Степень выраженности характера может быть различной:
- зона абсолютно «нормальных» характеров;
- зона выраженных характеров (акцентуаций);
- зона сильных отклонений характеров, или психопатий.
Первая и вторая зоны относятся к норме, третья – к патологии характера.

 

Акцентуация характера — гипертрофированное развитие одних свойств характера в ущерб другим.
Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как ведущие, другие – как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств, при этом они могут и гармонировать, и редко контрастировать с ведущими.


 

Понятие о способностях. Концепции способностей. Условия развития способностей.

 

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, отличающие одного от другого;

имеются в виду только те способности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности, они не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

 

Концепции способностей:

1. Теория наследственности способностей утверждает, что способности - биологически детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от унаследованного фонда.

2. Теория приобретенных способностей. По данной концепции способности всецело определяются средой и воспитанием, приобретенными свойствами.

3. Теория приобретенного и природного в способностях включает в себя обе вышеприведенные. В неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной. И, наоборот, при равных социальных условиях, в каких находятся люди, обнаруживаются иногда резкие различия в способностях, в темпе их развития.

 

Условия развития способностей
1. Наличие устойчивого интереса к систематическим и упорным занятиям.
2. Твердый характер и сила воли.
3. Хорошая память и интеллект
4. Сильное желание развиваться в этой деятельности
5. Неудовлетворенность результатами, толкающая человека продолжать заниматься.
6. Труднодостижимая цель.
7. Непоколебимая вера в себя, которая будет позволять не сдаваться после многих неудач и в периоды застоя.
8. Стремление к творческому подходу, выбор наиболее сложных проблем.


 

23. Задатки и способности.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, отличающие одного от другого;
имеются в виду только те способности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности, они не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

 

В основе любых способностей лежат задатки.
Под задатками понимаются первичные, биологические особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития.
Это врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др.
Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека.
При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями.

 


 

Понятие о внимании. Общая характеристика, значение и функции внимания: отбор, удержание, контроль. Проблема развития внимания.

 

Внимание – психическо-познавательный процесс; избирательная направленность психики на тот или иной объект.

Функции:

1. Отбор способствует организованному и целенаправленному отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями;

2. Удержание сохраняет избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности;

3. Контроль обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов (определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности).


Виды:
1. Произвольное (сознательно регулируемое, сосредоточенное на объекте)
2. Послепроизвольное (после вхождения в деятельность возникает в связи с этим интерес, длительное)
3. Непроизвольное (само собой протекающее, вызванное действием сильного раздражителя)

 

Проблема развития внимания:
1. Повышенная отвлекаемость
2. Уменьшение объема
3. Малая подвижность (инертность)
4. Неспособность фиксировать (гипозексия, апрозексия)


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...