Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о языке и речи. Функции речи. Темпоральные характеристики речи на родном и иностранном языках.




Язык – это система кодов и знаков, сложившаяся в ходе общественно-исторического развития человека и существующая объективно.

Речь – процесс пользования языком в конкретной ситуации общения.

 

Речь тесно связана с языком, но речь обладает отличительными характеристиками.

· В языке есть только общее значение, а речь индивидуальна и характеризуется личностным смыслом.

Значение – вся совокупность связей и отношений, которая стоит за данным словом.
Личностный смысл – тот оттенок значения, который актуален для данного субъекта в конкретной ситуации.

· Язык изменяется очень медленно, в течение столетий. Речь постоянно меняется в зависимости от ситуации общения, состояния человека.

· Основания для классификации и виды языка и речи различны.

· Язык не подвержен нарушениям, это всегда норма. А речь подвержена. Нарушения речи называются афазиями.

 

Функции речи:

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную( проявляется в обмене информацией между субъектами общения), выразительную (можно передавать отношение не только к передаваемому сообщению, но и к аудитории) и волеизлиятельную (воздействие на аудиторию и в каком-то смысле подчинение, харизма).


 

41.Виды речи: ситуативная и контекстная, внешняя и внутренняя.

 

Речь - процесс использования языка человеком.

По способу возникновения:
1. Ситуативная - речь, возникающая в момент общения и являющаяся словесным описанием того, что воспринимается
2. Контекстная - результат называния представлений; она сложнее ситуативной по грамматическому строю, проще ситуативной по интонации, является описательной и многословной, не допускает отклонения от языковых норм.

Внешняя речь реализуется в 4 основных речевых процессах:
1.аудирование (слушание, слышание и понимание речи)
2.говорение
3.чтение
(характеризуется высокой скоростью, превышающей скорость говорения в 3 раза)
4.письмо (письменная речь преимущественно контекстна, в письменной речи объем предложений практически не ограничен). Понимание речи сот из понимания отд слов, словосочет,фраз,устных высказываний. Особое место в понимании речи занимает понимание подтекста.

Внутренняя речь является центральным механизмом нашей умственной деятельности.
Св-ва:
1.беззвучность
2.свернутость
3.сокращенность
4.предикативность
5.связность с соотв представлениями
6.связь с внешней речью.

2 фазы внутренней речи:
расчлененная фаза - внутреннее проговаривание,
нерасчлененная  фаза - собственно внутренняя речь


 

Воображение. Виды воображения. Воображение и познавательная, творческая деятельность.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. 


 

Понятие об эмоциях и чувствах и их характеристика. Функции эмоций и чувств. Роль чувств в познавательной и практической деятельности человека.

 

Эмоции – переживания в различной форме отношения человека к предметам и явлениям.
Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека.
Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.
Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления.

 

Функции эмоций и чувств:

1.Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи).

2.Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия

3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

4.Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

5.Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха — неуспеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...