Мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.
1. Анализ – разложение целого на части или выделение отдельных сторон, свойств. Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем предмет или вообще любое целое, но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе. Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки, анализ хода мысли - доказательство, объяснения и пр.
2. Синтез – мысленное объединение отдельных компонентов в одно целое. Так же как и анализ, синтез может осуществляться при непосредственном восприятии предметов и явлений или при мысленном представлении их. Различаются два вида синтеза: как мысленное объединение частей целого (например, продумывание композиции литературно-художественного произведения) и как мысленное сочетание различных признаков, свойств, сторон предметов и явлений действительности (например, мысленное представление явления на основе описания его отдельных признаков или свойств).
Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека и тесно взаимосвязаны между собой.
3. Сравнение – осуществляется на основе анализа - установление сходства или различия между предметами и явлениями. Прежде чем сравнивать, выделяют один или два признака, по которым будет проводиться сравнение. • полное или неполное • поверхностное или глубокое
4. Обобщение – выделение в предметах или явлениях общего, которое выражается в виде понятия, правила, закономерности, формулы. Обобщение, как и абстрагирование, происходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному предмету или явлению, а ко множеству сходных единичных объектов. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные (существенные) признаки, которые имеются в яблоках, грушах, сливах и др.
5. Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон с целью лучшего познания конкретного предмета. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия - смелость, красота, дистанция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и пр
6. Конкретизация – возвращение мысли от общего, абстрактного к конкретному единичному.
Индивидуальные особенности мышления. Качества ума: самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность.
Качества ума – любые различия в мыслительной деятельности людей, которые носят длительный характер.
1.Самостоятельность – способность ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
6. Самостоятельность ума предполагает критичность ума – способность трезво оценивать свои и чужие умственные способности. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные. Он видит их сильные и слабые стороны. И если окажется, что его суждения неверны, отбросит их и будет искать новые пути решения.
Общее понятие об интеллекте. Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Виды интеллекта: Теория Спирмана а) Общий интеллект (G-фактор) б) Специфический интеллект (S-фактор) Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности, выделив генеральный фактор интеллекта (фактор G ) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. Каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как он адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.
а) Кристаллический интеллект – все знания, приобретенные путем обучения человека б) Флюидный интеллект – способность решать новые задачи, новые проблемы Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Интеллект и креативность связаны до определенного среднего уровня развития интеллекта (примерно до 120 баллов IQ; если у человека больше 120 баллов IQ, связь между интеллектом и творчеством исчезает).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|