Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.




1. Анализ – разложение целого на части или выделение отдельных сторон, свойств. Анализ возможен не только тогда, когда мы восприни­маем предмет или вообще любое целое, но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе. Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки, анализ хода мысли - доказатель­ство, объяснения и пр.

 

2. Синтез – мысленное объединение отдельных компонентов в одно целое. Так же как и анализ, синтез может осуществляться при непосредственном восприятии предметов и явлений или при мысленном представлении их. Различаются два вида синтеза: как мысленное объединение частей целого (на­пример, продумывание композиции литературно-художе­ственного произведения) и как мысленное сочетание раз­личных признаков, свойств, сторон предметов и явлений действительности (например, мысленное представление яв­ления на основе описания его отдельных признаков или свойств).

 

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека и тесно взаимосвязаны между собой.

 

3. Сравнение – осуществляется на основе анализа - установление сходства или различия между предметами и явлениями. Прежде чем сравнивать, выделяют один или два признака, по которым будет проводиться сравнение.

• полное или неполное

• поверхностное или глубокое

 

4. Обобщение – выделение в предметах или явлениях общего, которое выражается в виде понятия, правила, закономерности, формулы. Обобщение, как и абстрагирование, проис­ходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному предмету или явлению, а ко множеству сход­ных единичных объектов. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные (су­щественные) признаки, которые имеются в яблоках, гру­шах, сливах и др.

 

5. Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон с целью лучшего познания конкретного предмета.

С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия - смелость, красота, дис­танция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и пр

 

6. Конкретизация – возвращение мысли от общего, абстрактного к конкретному единичному.


 

 

Индивидуальные особенности мышления. Качества ума: самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность.


Индивидуальные особенности мышления
у различных людей проявляются, прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности.

 

Качества ума – любые различия в мыслительной деятельности людей, которые носят длительный характер.

 

1.Самостоятельность – способность ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения, не прибегая к помощи других людей.


2.Широта – способность охватывать всю проблему целиком, включая ее особенности и нюансы, разносторонние интересы. Но излишняя широта ума формирует дилетантский подход к овладеванию знаниями: берется за многое, но ничего не заканчивает.


3.Глубина – способность доходить до сути различных явлений. Глубокому уму свойственна потребность понять причины явлений и событий и уметь предвидеть их дальнейшее развитие.


4.Гибкость – подвижность мыслительных процессов, умение учитывать меняющиеся условия. Свобода от стереотипов.


5. Быстрота мысли нужна во всех случаях, когда от человека требуется принятие скорого решения. Это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации и принять правильное решение. Зависит от знаний и от степени развития мыслительных навыков. Быстроту мысли надо отличать от торопливости мышления, когда человек продумывает что-либо «наспех», кое-как, хватается за первые пришедшие ему на ум предположения, не проверяет их, не учитывает всех существенных данных, необходимых для решения вопроса. Скорость мыслительной деятельности никак не может идти за счет ее качества, за счет широты, глубины, последовательности, правильности мысли.

 

6. Самостоятельность ума предполагает критичность ума – способность трезво оценивать свои и чужие умственные способности. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные. Он видит их сильные и слабые стороны. И если окажется, что его суждения неверны, отбросит их и будет искать новые пути решения.

 


 

Общее понятие об интеллекте.

Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

 

Виды интеллекта:

Теория Спирмана

а) Общий интеллект (G-фактор)

б) Специфический интеллект (S-фактор)

Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности, выделив генеральный фактор интеллекта (фактор G ) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. Каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как он адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.


2. Теория Кеттела

а) Кристаллический интеллект – все знания, приобретенные путем обучения человека

б) Флюидный интеллект – способность решать новые задачи, новые проблемы

Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Интеллект и креативность связаны до определенного среднего уровня развития интеллекта (примерно до 120 баллов IQ; если у человека больше 120 баллов IQ, связь между интеллектом и творчеством исчезает).


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...