Баллов за одно задание (максимум – 14 баллов).
*Примечание. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов.
Что такое «решение коммуникативной задачи»? - Соответствие теме и ситуации общения, указанной в коммуникативном задании, полнота и точность раскрытия темы, продуктивность речи, соответствие объему высказывания.
Точным считается ответ, соответствующий содержанию картинки и предложенным пунктам плана; Неточный ответ характеризируется: - несоответствием содержания фотографии и плану. - отходом от темы, избыточной информацией, рассказом вместо описания, элементами топика, фактическими ошибками; - непонятными из-за языковых ошибок фразами; Для получения высшего балла по критерию РКЗ участник экзамена должен дать развернутые ответы, т.е. раскрыть каждый пункт плана либо в форме сложного предложения (сложносочиненного или сложноподчиненного), либо нескольких простых предложений, либо в одном простом предложении высказать 2 идеи, например: In the picture you can see my sister skiing./ I took this photo in Turkey in July.
В полных, точных и развернутых ответах задействованы все детали картинки (картинок), которые правильно и точно интерпретированы. Правильно использованы стратегии рассуждения, описания, повествования.
В задании 3 используются, в первую очередь, стратегии повествования и описания и частично рассуждения. В задании 4 – на первый план выходят стратегии рассуждения, а затем уж описания. Немаловажен также объем высказывания: для получения максимального балла - 3 по критерию решение коммуникативной задачи монологическое высказывание экзаменуемого должно содержать 12-15 фраз (в среднем по 3 фразы на каждый пункт плана); для получения 2-х баллов требуемый объем – 9-11 фраз. Требование определенного количества фраз в устном ответе участника ЕГЭ на задания 3 и 4 носит все же вспомогательный характер и призвано облегчить для экспертов объяснение сниженного балла по критерию «Решение коммуникативной задачи (Содержание)» в случае апелляций. Участники экзамена с недостаточно сформированной коммуникативной компетенцией склонны воспринимать предложенный в задании план как список вопросов, на которые надо ответить, и они отвечают пятью короткими простыми предложениями. При таком ответе, содержащем 5 фраз, коммуникативная задача оказывается невыполненной, содержание нераскрытым. Ответ оценивается в 0 баллов по критерию РКЗ, не проверяется по другим критериям. Участник ЕГЭ получает в целом 0 баллов за такой ответ. Если участник экзамена полностью выполняет коммуникативную задачу, используя при этом развернутые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, то требование определенного объема высказывания будет также выполнено, т.к. подсчет будет вестись по простым предложениям, входящим в состав сложных.
Типичные ошибки по данному критерию в задании 3: описание двух картинок вместо одной (или попытка описать все три фотографии); неправильная интерпретация содержания картинки, отсутствие ответа или неполные ответы на пункты плана. Вместе с тем, встречаются ответы с неоправданным отходом от темы и переходом от жанра описания к жанру рассказа. Например, на фотографии изображена девушка, которая готовит на кухне, а участники ЕГЭ рассказывают о том, что она готовится к приему гостей и переходят к рассказу о вечеринке (которой на фотографии нет!). Еще одной ошибкой является отсутствие адресности, сигнализирующее о непонимании коммуникативной ситуации. В начале и в конце монолога от отвечающего ожидается прямое обращение к другу, а не фразы типа «Я хочу описать эту фотографию» и «Я показываю эту фотографию другу (нужно: тебе), потому что хочу его (нужно: тебя) познакомить с моим братом». Однако, если участник в начале не обращался к другу, то оценка не снижается. Важно, чтобы участник не произносил: хочу рассказать другу вместо хочу рассказать тебе. Если адресность отсутствует в пункте 4, то в дополнительной схеме ставится +- (плюс-минус).
Типичные ошибки по данному критерию в ответах на задание 4 –отдельное описание двух картинок вместо их сравнения; неумение найти и сформулировать общее и различное; неумение высказать свои предпочтения и обосновать их. Что такое «организация текста»? - логичность в изложении материала, связность текста, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями высказывания (союзы, вводные слова, местоимения и т.п.), композиция текста, т.е. деление текста на вступительную фразу, основную часть и заключительную фразу согласно плану. Что означает «высказывание логично и носит завершенный характер»? – Участник строит последовательно, связно и в соответствии с планом свое высказывание, которое имеет четкую композицию, в том числе вступительную и заключительную фразу, соответствующую ситуации. Монологическое высказывание не заканчивается на середине фразы. Что понимается под использованием средств логической связи? – Средства логической связи используются верно, придают связность монологическому высказыванию и часто показывают характер монологического высказывания - рассуждение, описание, повествование. Типичные ошибки в организации высказывания в заданиях 3 и 4 – отсутствие или неправильная формулировка вступительной и заключительной фраз, отсутствие или неправильное использование средств логической связи. Что понимается под языковым оформлением высказывания? - точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости английского языка; запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы) и их соответствие базовому уровню в задании 3 и высокому уровню в задании 4; точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств, соответствие используемых конструкций базовому уровню в задании 3 и высокому уровню в задании 4.
Что понимается под лексическими ошибками? - Нарушения в использовании слов в контексте, словосочетаний. Что понимается под грамматическими ошибками? - Нарушения в использовании грамматических форм и средств. Что понимается под фонетическими ошибками? – нарушения в использовании фонетических средств. Что такое грубые ошибки? – Типичные ошибки элементарного уровня и ошибки, которые меняют смысл высказывания. В заданиях 3-4 у участников ЕГЭ могут возникнуть фактические ошибки. Фактические ошибки – это разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий приводит факты, противоречащие действительности, искажает факты из увиденного на фото. Например, изображены мальчики, экзаменуемый говорит, что на картинке девочки; женщина в брюках, а говорит, что в платье; на картинке молодой человек, а обучающийся говорит, что старик. Но иногда трудно определить, человеку 20 или 30 лет, в этом случае расхождение во мнениях учащегося и эксперта снижения баллов не должны вызывать. Также, если экзаменуемый говорит: «Это мой сын/дочь/жена» – не снижаем балл, так как среди участников ЕГЭ становится больше людей, давно закончивших школу. Иногда при описании экзаменуемые путают времена года: лето – осень, ранняя весна – зима. Считаем неточным ответом только, если видны на картинке четкие указания на сезон, например, сугробы, снеговик. Иногда наблюдаются несоответствия в количестве: на картинке 3 человека, а сказал 4 человека. Ошибки такого рода оцениваются по критерию «Решение коммуникативной задачи» и считаются неточными. Усвоение теоретического материала, представленного в Разделе 1 УММ, является основой формирования практических умений адекватного оценивания устных ответов экзаменуемых, чему и будет посвящен следующий раздел 1. Контрольные вопросы к разделу I 1. В чем назначение ЕГЭ? 2. Каковы цели обучения иностранному языку в школе?
3. Что такое коммуникативная компетенция? 4. Какие виды и формы контроля коммуникативной компетенции вы знаете? 5. Что такое языковое тестирование? Чем отличается стандартизированный тест от нестандартизированного? 6. Какие виды заданий используются в письменной части ЕГЭ в разделах а) «Чтение и аудирование»; б) «Лексика и грамматика»; в) «Письмо» и в устной части? 7. Какую роль выполняют задания с развернутым ответом и как они оцениваются? 8. Что такое холистическое и аналитическое оценивание? 9. Есть ли разница между критериями и параметрами оценивания? Если есть, то в чем она заключается? 10. Что такое шкала оценивания и для чего она используется? 11. В чем специфика говорения как вида речевой деятельности? 12. Какие формы контроля умений говорения вам известны? 13. Каковы структура и содержание устной части ЕГЭ по иностранным языкам? 14. Почему устная часть вводится в компьютеризированной форме без участия экзаменатора-собеседника? Повышает ли это объективность оценивания? 15. С какой целью в устную часть включено задание по чтению текста вслух и как оно оценивается? 16. Какие умения и навыки проверяются в задании 2 устной части? 17. Почему это задание называется «Условный диалог-расспрос» и как оно оценивается? 18. Какие умения и навыки проверяются в задании 3 устной части и как оно оценивается? 19. Какие умения и навыки проверяются в задании 4 устной части и как оно оценивается? 20. В чем разница между заданиями 3 и 4? Почему возможно использовать одни и те же критерии в их оценивании? Рефлексия 1. Что показалось сложным в данной теме? 2. Что было полезным? 3. Что было ненужным? 4. Что вы узнали нового (если узнали)?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|