Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

{628} Указатель драматических и музыкально-драматических произведений




{628} Указатель драматических и музыкально-драматических произведений

А Б В Г Д Е Ж З И К Л
М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Ю

«Антигона» Софокла 397

 

«Балладина» Ю. Словацкого 78, 372, 416, 417, 429, 530, 588, 589

«Белые ночи», композиция по повести Ф. М. Достоевского 317, 512

«Бесы» — см. «Николай Ставрогин»

«Борис Годунов» А. С. Пушкина 58, 79, 133, 134 (Марина), 495

«Борьба» Дж. Голсуорси 353

«Бранд» Г. Ибсена 51, 281, 282, 317, 478, 526, 587

«Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому 51, 460, 469, 532, 587

«Будет радость» Д. С. Мережковского 50, 176, 179, 181, 185, 188, 192, 196, 199, 202, 203, 208, 217, 226, 517

 

«Вечный муж» по Ф. М. Достоевскому 554

«Вишневый сад» А. П. Чехова 72, 88, 91, 136, 151, 177, 179, 181, 182, 185, 189 – 191, 193, 195, 197, 200 – 202, 205, 217, 218, 221, 223, 228, 230 – 233, 236 – 238, 240, 241, 243, 245 – 247, 249, 253, 254, 258, 260 – 262, 264, 265, 270, 271, 274, 276, 278, 279, 281 – 291, 293, 297, 298, 301, 305, 306, 308, 309, 315, 317, 319, 321, 322, 324, 326, 329, 333, 336, 337, 339, 341, 343, 461, 492, 494, 512, 519 – 523, 528, 529

«Власть тьмы» Л. Н. Толстого 386

«Волки и овцы» А. Н. Островского 19, 133, 488, 506

«Воры» по Г. де Мопассану 343

«Врата» — см. «У царских врат»

 

«Гамлет» У. Шекспира 58, 88, 141, 310, 409 (Офелия), 428, 460, 463, 464, 478, 495, 587

«Где тонко, там и рвется» И. С. Тургенева 25, 26, 106, 182, 184, 188, 191, 193, 195, 199, 201, 203, 205, 210, 211, 213, 217, 218, 222, 225, 226, 228, 230, 232, 235, 237, 265, 266, 269, 272, 274, 276, 279, 282, 285 – 287, 295, 299, 304, 322, 327, 330, 332, 334, 336, 337, 339, 344, 491, 500, 502, 515, 517 – 519, 523, 534

«Гедда Габлер» Г. Ибсена 476, 478

«Гибель “Надежды”» Г. Хейерманса 405, 524, 576

«Горе от ума» — комедия А. С. Грибоедова 25, 50, 51, 64, 88, 111, 154, 175, 177, 179, 183, 184, 186, 187, 190, 192, 194, 198, 201, 202, 204, 209, 211, 212, 216, 221, 223, 225, 229, 231, 233, 234, 236, 238, 246, 247, 250, 251, 258, 263, 265 – 267, 270, 273, 293, 294, 297, 301, 313, 314, 326, 327, 330, 334, 335, {629} 338, 340, 353, 360, 392, 458, 490, 495, 496, 498, 503, 507, 515, 517, 519, 533, 585

 

«Двенадцатая ночь, или Как вам угодно» У. Шекспира 156, 157, 309, 511, 530, 554, 575

«Дворянское гнездо» В. И. Ребикова 36

«Дно» — см. «На дне»

«Доктор Штокман» Г. Ибсена 133, 281, 412, 460, 495, 526, 587

«Дочь Иорио» Г. Д’Аннунцио 323, 336, 372, 462, 530, 534, 554, 589

«Драма жизни» К. Гамсуна 51, 460

«Дядя Ваня» А. П. Чехова 22, 53, 78, 344 – 346, 489, 498, 527, 553

 

«Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева 532

«Ергунов» — см. «История лейтенанта Ергунова»

 

«Жар-птица» Н. М. Языкова 554

«Женитьба» Н. В. Гоголя 22

«Живой труп» Л. Н. Толстого 64, 496

«Жизнь Человека» Л. Н. Андреева 460

 

«Зеленое кольцо» З. Н. Гиппиус 93, 97, 194, 232, 405, 509, 516, 520

 

«И свет по тьме светит» Л. Н. Толстого 26, 27, 40, 58, 60 – 62, 75, 78, 110, 167, 520

«Иван Мироныч» Е. Н. Чирикова 468

«Иванов» А. П. Чехова 22, 40, 111, 130, 156, 302, 304 – 307, 310, 311, 316, 318, 321, 323, 324, 326, 329, 331, 333 – 335, 337, 461, 495, 508, 511, 524 – 526, 553, 555, 556, 559, 586, 587

«История лейтенанта Ергунова» по И. С. Тургеневу 320, 334, 512, 526

 

«Каин» Дж. Байрона 86, 498

«Калики перехожие» В. М. Волькенштейна 533

«Каменный гость» А. С. Пушкина 79 (Лепорелло), 137, 256, 258, 262, 266, 271, 274, 332 – 334, 336, 496, 503, 509, 523

«Карамазовы» — см. «Братья Карамазовы»

«Король-Арлекин» Р. Лотара 458, 534

«Король темного покоя» («Король темного чертога») Р. Тагора 53, 55, 75, 124, 201, 489, 532, 553, 555, 556, 558, 559

«Красные маски» («Маска красной смерти») — балет К. Я. Голейзовского на музыку Н. Н. Черепнина 76

 

«Лапы» — см. «У жизни в лапах»

«Легенда старого замка» Е. Н. Чирикова 510

 

{630} «Маринка» В. М. Волькенштейна 22, 128, 508, 533, 553, 555, 556, 558, 559

«Медея» Еврипида 465, 467, 477, 534

«Месяц в деревне» И. С. Тургенева 108, 130, 134, 137, 234 – 236, 238, 255, 258, 260, 263, 264, 267, 269, 273, 276, 278, 280, 282, 285 – 289, 304, 362, 363, 508 – 510, 522, 524, 528

«Микадо, или Город Титипу» А. Сюлливана 85

«Микаэль Крамер» Г. Гауптмана 495

«Младость» Л. Н. Андреева 318, 319, 477, 478, 526, 533, 535, 554

«Мнимый больной» Мольера 30, 524, 525

«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина 503, 531

«Мудрец» — см. «На всякого мудреца довольно простоты»

«Мысль» Л. Н. Андреева 133, 531

 

«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского 36, 57, 64, 72, 88, 91, 176, 178, 179, 181, 185, 189, 192, 196, 200, 202, 204, 205, 210, 211, 213, 214, 217, 223, 224, 228, 244, 248, 251, 258, 264, 265, 269, 292, 295, 298, 305, 307, 308, 312, 316, 320, 324, 325, 328, 331, 334, 339, 341, 342, 344, 351, 352, 357, 360, 437, 493, 496, 515, 517, 525, 528, 532, 533, 552

«На дне» М. Горького 20, 72, 88, 91, 113, 128, 136, 160, 177, 179, 181 – 183, 185, 186, 188, 189, 192 – 197, 199, 201, 202, 204, 205, 209, 211 – 215, 217, 220, 221, 223, 224, 226, 229 – 231, 233, 235, 236, 238, 239, 241, 242, 246, 249, 252, 256 – 258, 261, 265, 268, 272, 277, 279 – 281, 283, 285 – 292, 296, 297, 301, 303 – 305, 307, 310, 311, 315, 316, 321, 322, 325, 326, 329, 331, 333, 335, 338, 341 – 345, 507, 509, 514, 517 – 518, 520, 525, 528, 531 – 533, 552, 579

«Нахлебник» И. С. Тургенева 91, 106, 182, 184, 188, 191, 193, 195, 199, 201, 203, 205, 210, 211 – 214, 217, 218, 222, 225, 228, 230, 232, 235, 237, 265, 266, 269, 272, 274, 276, 279, 282, 285, 287, 295, 299, 322, 327, 331, 332, 334, 336, 339, 344, 500, 502, 515 – 518, 524, 530, 532

«Некуда» по роману Н. С. Лескова 317, 512

«Немая жена» по А. Франсу 343

«Николай Ставрогин» — отрывки из романа Ф. М. Достоевского «Бесы» 22, 150, 469

 

«Осенние скрипки» И. Д. Сургучева 57, 143, 154, 176, 178, 180, 182, 184, 187, 190, 193, 195, 197, 200, 202, 204, 209, 213, 220, 221, 223, 227, 230 – 233, 235, 236, 238, 266, 270, 272, 276, 278, 280, 281, 283, 284, 286, 288 – 290, 295, 297, 301, 307, 308, 312, 392, 495, 511, 516, 517, 520, 521, 523, 533

 

«Пазухин» — см. «Смерть Пазухина»

«Пер Гюнт» Г. Ибсена 22

{631} «Пир во время чумы» А. С. Пушкина 76, 113, 256, 258, 262, 266, 271, 274, 332 – 334, 336, 503, 522, 523

«Потоп» Г. Бергера 232, 352, 535, 576

«Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского 76

«Праздник мира» Г. Гауптмана 314, 587

«Принцесса Мален» М. Метерлинка 145

«Провинциалка» И. С. Тургенева 113, 182, 184, 188, 191, 193, 195, 199, 201, 203, 205, 210, 211, 213, 214, 217, 218, 222, 225, 228, 230, 232, 235, 237, 265, 266, 269, 272, 274, 276, 279, 282, 285 – 287, 295, 299, 304, 322, 327, 328, 331, 332, 334, 336, 339, 344, 502, 517, 518, 524

Пушкинский спектакль 64, 72, 88, 110, 366, 497

 

«Ревизор» Н. В. Гоголя 76, 111, 133, 149, 458, 495, 503, 504

«Роза и Крест» А. А. Блока 22, 23, 25, 26, 34, 53, 55, 57, 59, 60, 62, 66, 67, 75 – 78, 80, 86, 110 – 112, 119, 124, 131, 138, 147, 148, 151, 154, 156, 157, 160, 161, 163, 167, 171, 209, 372, 449, 478, 490 (Изора), 492, 494, 503 (Алиса), 505, 511 – 513, 530, 553 – 559, 579, 589

«Росмерсхольм» Г. Ибсена 68, 149, 497, 554, 589

 

«Саломея» О. Уайльда 471, 537

«Сверчок на печи» («Сверчок») по Ч. Диккенсу 77, 93, 108, 230, 291 – 295, 297 – 299, 301, 302, 304 – 307, 310, 315 – 318, 320, 322, 324 – 334, 336, 341, 343 – 346, 381, 503, 524, 526, 527, 531, 532, 576

«Село Степанчиково» по Ф. М. Достоевскому 22, 23, 25, 26, 34, 49 (Фома), 50, 53, 106, 119, 135, 141, 146, 149, 151, 153, 209, 224, 239 – 241, 243 – 246, 248, 250 – 256, 259 – 266, 268 – 271, 273 – 275, 278, 280, 282, 284 – 290, 298, 299, 302 – 304, 306, 313, 314, 317, 320, 325, 328, 330, 332, 333, 339, 342, 352, 353, 361, 469, 488, 490, 492, 502, 510, 515, 517, 521 – 526, 528 – 532, 553 – 556, 559

«Синяя птица» М. Метерлинка 51, 72, 88, 89, 93, 120, 124, 136, 138, 145, 156, 162, 170, 177, 179, 180, 182, 183, 185, 187, 190, 192, 194, 196, 197, 200, 201, 204, 213, 214, 216 – 220, 222, 223, 225, 227, 229, 232, 235, 236, 237, 240, 244, 246, 247, 251 – 253, 257 – 259, 263, 267 – 269, 271, 273, 274, 277 – 280, 283 – 285, 287 – 289, 294 – 296, 298, 299, 303, 304, 307, 308, 312, 314, 316, 317 – 321, 325 – 328, 332, 336, 352, 355, 357, 362 – 364, 386, 391, 392, 498, 505, 506, 512, 515, 517 – 521, 523 – 525, 528, 530 – 534, 581 – 586

«Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина 50, 53, 72, 106, 112, 136, 149, 169, 175, 177, 179, 181, 188, 192, 194, 197, 200, 202, 203, 210, 213, 215, 221, 224, 226, 227, 229, 231, 233, 235, 253, 255, 259, 266, 269, 273, 275, 278, 282, 284, 286, 287, 295, 302, 303, 308, 310, 323, 326, 333, 338, 341, 364, 469, 502, 510, 512, 516 – 519, 521, 522, 525, 527 – 529, 531, 532

{632} «Собачий вальс» Л. Н. Андреева 20, 22, 23, 489, 554

«Старик» М. Горького 353

«Стенька Разин» В. В. Каменского 458, 534

«Столпы общества» Г. Ибсена 75, 76

 

«Три сестры» А. П. Чехова 64, 65, 83, 88, 91, 111, 124, 143, 175, 178, 180, 182, 186, 189, 192, 194, 196, 199, 201, 203, 208, 211, 213, 217, 226, 229, 237 – 239, 241, 242, 246, 247, 251, 252, 254 – 257, 259, 262, 264 – 266, 268, 269, 271, 288, 290 – 292, 294 – 296, 300, 302, 303, 305, 308, 313, 315, 318, 322, 324, 325, 328 – 331, 333, 338, 341, 352, 353, 355, 366, 436, 461, 496, 515, 517 – 519, 522, 524, 527, 528, 552

«Тургеневский спектакль» 88

 

«У жизни в лапах» К. Гамсуна 106, 113, 130, 138, 240 – 247, 250, 252 – 254, 256 – 258, 261, 262, 264 – 266, 268, 269, 271, 275, 277, 279, 281 – 284, 286 – 289, 291, 293, 295, 299, 302, 304, 309, 313, 316, 318, 321, 324, 328, 329, 331, 334, 344, 352, 502, 504, 508, 521 – 525, 528, 533

«У царских врат» К. Гамсуна 76, 88, 91, 223, 224, 226, 227, 229 – 233, 236 – 239, 242, 243, 245, 247, 250, 255, 259, 262, 263 – 265, 270, 273, 275, 280, 282, 284, 286 – 289, 291, 294, 298, 302, 306, 310, 315, 316, 319, 326, 331, 337, 340 – 342, 352, 364, 366, 519, 522, 523, 527 – 529, 530

«Узор из роз» Ф. Сологуба 36, 76, 141, 498, 554

 

«Федор» — см. «Царь Федор Иоаннович»

«Флорентинская трагедия» О. Уайльда 22, 553, 558, 559

 

«Хозяйка гостиницы» («Трактирщица») К. Гольдони 25, 72, 137, 158, 176, 180, 183, 191, 193, 200, 202, 203, 206, 210, 213, 215, 217, 223, 224, 230, 231, 233, 238, 300, 352, 497, 509, 510, 516, 518, 520, 530 – 532

 

«Царские врата» — см. «У царских врат»

«Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого 36, 51, 65, 88, 91, 98, 141, 176, 179, 185, 187, 192, 194, 199, 204, 211, 221, 226, 290, 294, 295, 297, 299, 304, 306, 308, 309, 312, 316, 318, 322, 325, 329, 330, 337, 340, 342, 344, 345, 461, 491, 493, 497, 516 – 519, 524 – 526, 533, 534

«Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко 531

 

«Чайка» А. П. Чехова 22, 23, 26, 59, 60, 62, 66, 68, 86, 93, 94, 96, 97, 99, 100, 139, 151, 167, 366, 489, 495, 509, 530, 533, 553, 556, 558

{633} «Что посоветовала ночь», пер. С. Л. Бертенсона 497

 

«Штокман» — см. «Доктор Штокман»

 

«Юлий Цезарь» У. Шекспира 105, 400, 460

{485} Комментарии

{487} Список сокращений

А — Музей МХАТ. Личные фонды деятелей МХАТ.

ВЖ — Музей МХАТ. Внутренняя жизнь.

ЖС — Музей МХАТ. Журнал следящих за ходом пьес. PЧ, № 431.

КП — Музей МХАТ. Книга поступлений.

КС — Музей МХАТ. Фонд К. С. Станиславского.

К. С. — К. С. Станиславский.

КС‑ 9 — Станиславский К. С. Собрание сочинений в 9‑ ти т. М., Искусство, 1988 – 1999.

МК — машинописная копия.

МП — машинопись.

НД — Музей МХАТ. Фонд Вл. И. Немировича-Данченко.

НД‑ 4 — Немирович-Данченко Вл. И. Творческое наследие. М., МХТ, 2003.

Н. ‑ Д. — Вл. И. Немирович-Данченко.

РЧ — Музей МХАТ. Репертуарная часть.

СТ — Советский театр. Материалы и документы. 1917 – 1921. Л., 1968.

I. Собрания. Заседания


[i] В этом разделе собраны все имеющиеся в архиве за рассматриваемые три сезона протоколы общих собраний товарищества, собраний первой группы (заместившей собой в расширенном варианте прежнее товарищество), заседаний совета (а также сменивших его по функциям комиссии, а затем президиума режиссерской коллегии). Сохранились они далеко не все, о некоторых из них известно только по упоминаниям в тех или иных источниках. Не сохранились (или не велись) и протоколы собраний всего коллектива театра или отдельных его групп.

[ii] Сезон 1916/17 г., № 9. МП, подписи — автографы.

О функциях общего собрания в системе управления делами товарищества см. в новом уставе кооперативного товарищества Московский Художественный театр, работа над которым шла весь предыдущий сезон (док. 1, § 24 – 34).

{488} Размышляя в преддверии этого наступающего сезона, Н. ‑ Д. записал и подчеркнул красным карандашом фразу: «Надо восстановить художественную крепость в каждой пьесе, то, что утрачено, — зерно духовное» (НД, № 5110).

[iii] Оставаясь учредителем «товарищества на вере», созданного в 1902 г. и продлеваемого каждые три года, К. С. в 1911 г. вышел из числа пайщиков, став просто вкладчиком (т. е. со своего вклада в 10 тысяч он получал не дивиденды, а проценты с капитала). Он категорически отказывался стать пайщиком и нового, кооперативного, товарищества, не считая для себя возможным рисковать и так пошатнувшимся благосостоянием своей семьи (см. КС, т. 8, с. 459 – 460). В связи с этим в уставе нового т‑ ва появился пункт, фиксирующий ответственность члена т‑ ва, «ограниченную размером двукратной стоимости своих паев» (§ 5). Появление этого пункта позволяло не только К. С., но и другим вкладчикам, не рискуя своим состоянием, вступить в члены т‑ ва.

[iv] К комедии Островского театр обратился в мае 1915 г. Спектакль должен был ставить К. С. (он же назначался на роль Лыняева), а помогать ему — Лужский и Москвин. В начале нового сезона репетиции шли довольно регулярно. Намечая план предстоящего сезона, Н. ‑ Д. назначал премьеру пьесы на 2 декабря 1915 г. в 1‑ й абонемент и до 23‑ го планировал охватить ею все 10 абонементов плюс 11‑ й вне абонементов (дальше он спектакли не расписал). Но на заседаниях совета 18 и 20 декабря репетиции решено было временно приостановить, «так как они столкнулись в действующих лицах с теми актерами, которые усиленно заняты в репертуаре», как писал К. С. к Бенуа 5 мая 1916 г. (КС, т. 8, с. 425). Решено было незамедлительно приступить к подготовке «Села Степанчикова». И хотя в репертуарных наметках Н. ‑ Д. комедия Островского периодически всплывала, театр к ней больше не возвращался.

[v] Сезон 1916/17 г., № 20. МП, без подписи.

Регламент функционирования совета, его права и обязанности подробно расписаны в § 35 – 44 устава.

[vi] День русского актера был учрежден 18 января 1915 г. Русским театральным обществом в благотворительных целях — для сбора средств в помощь жертвам войны. МХТ всегда принимал самое деятельное участие в этом мероприятии, предоставляя для его организационных собраний свои помещения.

[vii] Сезон 1916/17 г., № 34. Автограф Н. О. Массалитинова.

[viii] На собрании отсутствовали Книппер, Леонидов, Москвин; Н. ‑ Д., видимо, подошел позже.

[ix] Это пожелание по-своему нашло отражение в § 8 устава. См. также § 28 и 29.

[x] См. § 44 устава.

[xi] См. Приложение, док. № 5.

[xii] Сезон 1916/17 г., № 45. Автограф Н. О. Массалитинова.

[xiii] См. Приложение, док. № 5.

[xiv] См. Приложение, док. № 3.

[xv] См. протоколы правления, п. 2в, 188, 205, 239, 241.

[xvi] {489} Премьера возобновленного спектакля состоялась 12 ноября 1918 г. См. также письмо Болеславского к Н. ‑ Д. (док. № 15).

[xvii] Работа над «Чайкой» началась еще в первой половине 1916 г. с нескольких бесед К. С. с участниками; на основные роли намечены тогда были «старики», в том числе Москвин (Медведенко) и Грибунин (Шамраев). На роль Нины предполагались О. В. Бакланова и М. А. Дурасова, на роль Треплева — М. Чехов и А. А. Рустейкис. Когда же в сентябре 1917 г. К. С. начал регулярные репетиции, актерский состав почти полностью сменился (неизменной оставалась кандидатура О. Л. Книппер на роль Аркадиной, но к ней прибавилась М. П. Лилина), роли в основном перешли в руки молодых. Особое внимание К. С. уделял паре Тарасова (Нина) — Чехов (Треплев), хотя их дублерами значились О. В. Бакланова и Г. П. Юдин. Последняя репетиция зафиксирована 7 июня 1918 г. Спектакль осуществлен не был: сначала серьезно заболел Чехов, затем — Тарасова. Сохранилась запись четырех репетиций К. С., опубликованных в книге «Станиславский репетирует» (М., МХТ, 2000). Намерение возобновить «Дядю Ваню» в новом составе (по предварительным наметкам Н. ‑ Д.: Елена — Германова, Войницкий — Массалитинов, Астров — Качалов, Соня — Крыжановская) возникло еще в сезон 1915/16 г., но не осуществилось, так как прежде всего этому воспротивилась первая и единственная исполнительница роли Елены Андреевны — О. Л. Книппер. Когда в конце 1918 г. спектакль в облегченных декорациях стали играть на разных сценических площадках (на основной сцене он не шел), актерский состав его оставался неизменным.

[xviii] Ни одна из этих работ осуществлена не была.

[xix] Видимо, речь как раз о тех самостоятельных работах, которые интенсивно велись в это время на всех сценических площадках.

По инициативе и под руководством Бутовой шли репетиции пьесы Р. Тагора «Король темного покоя».

[xx] Н. ‑ Д. вошел в репетиции с 22 февраля и почти ежедневно работал до самых генеральных, которые состоялись 24 – 28 марта; с нового сезона он вместе с Москвиным готовил этот спектакль к выпуску.

[xxi] Сезон 1916/17 г., № 46. Автограф Н. О. Массалитинова.

[xxii] Официально Санин был принят в штат с 15 февраля 1917 г.; его жалованье соответствовало жалованью К. С. как режиссера. К репетициям «Собачьего вальса» даже не приступали, так как его постановка уже в феврале была признана несвоевременной.

[xxiii] В рабочей тетради Н. ‑ Д. сохранилась краткая запись о еще двух состоявшихся собраниях:

«Собрание Т‑ ва 11 марта 1917 г.

1. Расширение Т‑ ва пайщиков от служащего персонала. — Да.

2. Также относительно артистич. персонала. — Да.

3. Лилина и Лужский.

Количество паев? Число лиц. Если 3 группы, то по 1 предст., если 2, то по 2.

 

Общее собрание пайщиков 29 апр. 1917.

Права старшинства кандидатов.

{490} 1‑ я группа. Труппа, непайщики (артисты из Студ. сами решают, где они будут).

2‑ я группа. Студия. Не состоящие в Совете сами решают — здесь они баллотируются или в 3‑ й группе.

3‑ я группа. Остальной артистич. персонал. 2‑ х сезонный [нрзб. ]. Остальные с правом совещательного голоса (без участия в дивид. или убытках).

4‑ я. Администрация и зав. отд. частями» (НД, № 7970, л. 65 и 66).

[xxiv] Сезон 1916/17 г., № 94. МП, подпись — автограф.

[xxv] См. § 8 устава.

[xxvi] Представителем Второй студии стал один из ее руководителей В. Л. Мчеделов, по поводу которого Лужский записал 17 февраля 1917 г.: «Должность В. Л. Мчеделова (художеств. и этическая стороны)» (А № 5110).

[xxvii] Сезон 1916/17 г., № 97. МП, подписи — автографы.

[xxviii] Этот комитет должен был координировать первоочередность работ (с учетом загруженности производственно-художественных мастерских), участие студийцев в спектаклях метрополии, распределение помещений для репетиций и т. п.

[xxix] В так называемую первую группу входили актеры-непайщики, составлявшие, наряду с пайщиками, постоянную труппу Художественного театра. В сезоне 1916/17 г. в постоянной труппе числилось 48 актеров и 82 сотрудника (в основном это были первостудийцы).

[xxx] Хотя к этому времени уже функционировала Вторая студия (она официально открылась 24 ноября 1916 г. ), в театре нумерация студий возникала только тогда, когда фигурировали обе студии, во всех иных случаях Студией продолжали называть Первую студию; в прессе же их зачастую именовали Большой и Малой студией.

[xxxi] Сезон 1916/17 г., № 101. МП, подписи — автографы.

[xxxii] См. протоколы правления, п. 27.

[xxxiii] Роль Изоры репетировала Л. М. Коренева.

[xxxiv] Коренева играла Лизу.

[xxxv] Все перечисленные здесь роли репетировала или играла О. В. Гзовская.

[xxxvi] См. протоколы правления, п. 53 и 76. А. А. Рустейкис оставался в театре до 1918 г.

[xxxvii] Сезон 1916/17 г., № 103. МП, подписи — автографы.

[xxxviii] Далее вычеркнуто очень тщательно: «В. И. Качалов сделал заявление Совету о том, что О. В. Гзовская решительно отказывается остаться в Художественном театре».

[xxxix] На генеральной репетиции «Села Степанчикова» 28 марта 1917 г. выяснилось, что спектакль получается крайне затянутым; пришлось делать радикальные сокращения, они коснулись прежде всего роли Мизинчикова, все сцены с которым были изъяты.

[xl] Когда на той же генеральной стало ясно, что К. С. не готов продолжать работу над образом Ростанева, премьеру решено было отложить до следующего сезона, а эту роль передать Массалитинову, {491} готовить которую с ним взялся второй режиссер спектакля, а также исполнитель роли Фомы Опискина И. М. Москвин.

[xli] В. И. Качалов был исполнителем роли Горского, по пьесе партнера Верочки, которую готовилась играть М. А. Жданова.

[xlii] В. Г. Чертков, один из самых близких друзей и последователей Л. Н. Толстого, был редактором и издателем его произведений.

[xliii] До февральской революции эта незаконченная пьеса была запрещена к представлению ее на сцене.

[xliv] Сезон был открыт 26 сентября премьерой «Села Степанчикова».

[xlv] См. книгу протоколов, п. 50 и 56.

[xlvi] Сезон 1916/17 г., № 106. МП, подпись — автограф.

[xlvii] К работе над пьесой приступили только зимой следующего года. 21 февраля 1918 г. пьесу прочел участвующим в ней А. А. Стахович. В дневнике репетиций за этот день запись: «Лилина не явилась по неизвестной причине. Начало запоздало на 16 м. из-за опозданий». Репетиции шли регулярно до конца сезона (состоялось 43 репетиции, включая сюда работу с художниками). «В течение августа месяца все работы декоративно-макеточные у А. А. Петрова закончены и показаны для заключения Вл. Иван. Немировичу-Данченко и И. М. Москвину» — записано в дневнике репетиций. В новом сезоне первая репетиция была назначена лишь на 14 ноября, но: «Репетиция не состоялась из-за неявки на репетицию М. Н. Германовой (гонят с квартиры) и М. П. Лилиной. М. П. Лилина явилась с опозданием и сделала официальное заявление, что при текущих условиях жизни и продовольственной катастрофы она работать спокойно и отдаваться искусству и его истинным задачам не может. Условились: роль поручается дублерше Е. П. Муратовой, но остается за М. П. Лилиной, с которой работа начнется при более благоприятных условиях работы». Дальше пошли явные манкирования репетициями со стороны главных исполнителей: Германовой, Качалова, Москвина. Последняя репетиция зафиксирована 2 января 1919 г. (всего их было назначено 65, из них по разным причинам не состоялось 7).

В репетициях, вернее, в беседах о пьесе приняли участие члены совета Общества Истинной Свободы в память Л. Н. Толстого В. Г. Чертков, Ф. А. Страхов, К. С. Шорох-Троцкий, которое поддерживало с театром, и в частности с Н. ‑ Д. и Лужским, постоянную связь.

[xlviii] После того как он, по его собственному выражению, «не разродился ролью» Ростанева в «Селе Степанчикове», К. С. новых ролей больше не играл (за исключением роли Ивана Петровича Шуйского в «Царе Федоре», которую он впервые сыграл на гастролях в Америке и которой он сам особого значения не придавал, считая ее чисто декоративной).

[xlix] Когда уже непосредственно решено было приступать к репетициям, в распределении ролей по разным обстоятельствам произошли изменения, коснувшиеся семи исполнителей — см. протокол заседания совета от 3/16 февраля 1918 г.

[l] Сезон 1916/17 г., № 107. МП, подписи — автографы.

[li] {492} Это предложение было сделано правлением в тот же день на заседании в 16 час. на совместном заседании с советом, которое состоялось в 19. 30, оно принято было лишь с одной поправкой.

[lii] Сезон 1916/17 г., № 111. МП, подпись — автограф.

[liii] Сезон 1916/17 г., № 112. МП, подпись — автограф.

[liv] Сезон 1916/17 г., № 113. МП, подпись — автограф.

[lv] Сезон 1917/18 г., № 7. Протокол № 1. Автограф В. И. Неронова, подписи — автографы.

[lvi] В результате был принят промежуточный вариант: открывали сезон премьерой в конце сентября, параллельно интенсивно проводя «чистку» старых спектаклей, а сезон в Театре Зимина открыли 12 октября «Вишневым садом», хотя до Н. ‑ Д. доходили слухи, о том, что спектакли в СРД не более, как «большевистская авантюра», и он колебался: «Достаточно ли известны нам цели и организация этого дела? » (НД, т. 2, с. 583).

[lvii] Этой телеграмме предшествовала переписка с военным ведомством Временного правительства — см. Приложение, док. № 6.

[lviii] Сезон 1917/18 г., № 11. Протокол № 2. Автограф В. И. Неронова, подписи — автографы.

[lix] Лазарет был открыт с началом войны в соседнем с театром помещении (Камергерский пер., д. 3); он существовал на добровольные одноразовые взносы, а также на 2 % от жалованья служащего персонала. Вопрос о лазарете будет еще неоднократно подниматься в театре, пока с октябрьской революцией вопрос не решится почти автоматически. См. также протоколы правления (1917 г.: п. 26, 96, 147, 215, 248, 276; 1918 г.: п. 4).

[lx] Сезон 1917/18 г., № 16. Протокол № 3. Автограф В. И. Неронова, подписи — автографы.

[lxi] См. ниже протокол от 1 октября. См. также Приложение, док. № 5.

[lxii] См. протоколы правления, п. 91 и 131.

[lxiii] Сезон 1917/18 г., № 19. МП, подписи — автографы.

[lxiv] Этот вопрос был поставлен на заседании правления 8 сентября (см. п. 126). См. дневник дежурных членов товарищества.

[lxv] См. заседание совета от 29 мая, а также протоколы правления (п. 100, 114, 140).

[lxvi] Видимо, имелось в виду, что строевая выправка Базилевского, находившегося на фронте с начала войны и только что назначенного начальником конной милиции в Москве, подойдет для роли гусара Курчаева; актер этой роли не сыграл.

[lxvii] «Музыкально-психографическая драма» была закончена В. И. Ребиковым в 1916 г.; видимо, размышляя в те годы о синтетическом театре, Н. ‑ Д. заинтересовался ее необычной формой; в начале 20‑ х гг. он неоднократно предпринимал попытки поставить оперу в своей Музыкальной студии, но натолкнулся на непреклонность в этом вопросе Реперткома. Имя Ребикова фигурирует в записях Н. ‑ Д. и в связи с музыкой к «Розе и Кресту».

[lxviii] См. протокол правления (п. 141) от 15 сентября. В сезон {493} следующего сезона, 12 сентября, а в театре СРД он впервые был показан 3 октября 1918 г.

[lxix] См. протокол правления (п. 152) от 18 сентября 1917 г.

[lxx] Сезон 1917/18 г., № 29. МП, подписи — автографы.

[lxxi] Это произошло 2 сентября 1917 г. До этого устав был приведен в соответствие с новым законом о кооперативных товариществах от 20 марта 1917 г.

[lxxii] См. Приложение, док. № 5.

[lxxiii] Список тех, кому были посланы предложения, см. Приложение, док. № 5.

[lxxiv] Сезон 1917/18 г., № 50. Протокол № 4. Автограф В. И. Неронова, подписи — автографы.

[lxxv] Общим собранием сценических деятелей Москвы была вынесена следующая резолюция: «Объявить вторник 7‑ го ноября днем траура театров в знак глубокой скорби и печали о пролитой крови и жестоких разрушений, не устраивая в этот день никаких представлений и зрелищ» («Театральная газета», 1917, 14 ноября).

Совет Русского театрального общества призвал не играть также 13 ноября в знак траура по погибшим в резне, устроенной большевиками.

[lxxvi] Спектакли МХТ возобновились 21 ноября; все остальные театры, кроме государственных, которые особенно пострадали от разрушений во время октябрьских событий, открылись 8 ноября.

[lxxvii] Сезон 1917/18 г., № 51. МП, подписи — автографы.

[lxxviii] См. протокол общего собрания от 12 января 1917 г.

[lxxix] Предполагалось первоначально роль Львова поручить И. Н. Берсеневу, фигурировали также фамилии Г. М. Хмары, А. Э. Шахалова, Н. П. Асланова, играл в результате А. П. Бондырев.

[lxxx] Письмо опубликовано: КС, т. 8, № 441.

[lxxxi] Сезон 1917/18 г., № 52. МП, подписи — автографы.

[lxxxii] Проект резолюции общего собрания коллектива Малого театра 7 ноября 1917 г. опубликован (с купюрами): СТ, с. 104.

[lxxxiii] Лужский в этот день записал в дневнике:

«В Театре заседали с Сумбатовым, Правдиным и Павловским, контакт трех главных московских Театров, придерживаться только платформы эстетической.

Газеты и декреты диктаторов большевиков все безотраднее и безотраднее.

А время все идет и идет, день за день, минута за минутой, отрады немного, не ждешь уже лучшего, хоть бы так, кое-как…» (А № 5086).

[lxxxiv] Сезон 1917/18 г., № 56. Протокол № 5. Автограф В. И. Неронова с правкой Н. ‑ Д., подписи — автографы.

[lxxxv] Н. ‑ Д. вычеркнул продолжение фразы: «об аресте в Петрограде, среди других общественных деятелей, членов Товарищества: графини Софьи Владимировны Паниной и князя Павла Дмитровича Долгорукова. Собрание, возмущенное насилием над своими сочленами, единогласно постановило: выразить свое сочувствие потерпевшим в виде письма» (см. также НД, т. 2, № 975 и 976).

[lxxxvi] {494} Сезон 1917/18 г., № 58. Протокол № 6. Автограф В. И. Неронова, подписи — автографы.

[lxxxvii] Сезон закончился 31 мая / 13 июня н. ст.

[lxxxviii] Запись Н. ‑ Д. в рабочей тетради по поводу собрания товарищества 3 и 5 декабря 1917 г.:

«Толки без Вл. Ив. и без К. С. — это лучшее собрание за 20 лет!! (Вишневский).

Лужский. — Легенда о виноградаре и двух чистильщиках. Каждый из двух (Вл. Ив. и К. С. ) берут себе по полтруппы и за свой страх и риск ставят пьесы. Они только друг другу и верят, каких бы помощников ни брали» (НД, № 7970, л. 16).

[lxxxix] См. Приложение, док. № 5.

[xc] Сезон 1917/18 г., № 64. Протокол № 7. Автограф В. И. Неронова, подписи — автографы.

[xci] Сезон 1917/18 г., № 66. Протокол № 8. Автограф В. И. Неронова, подписи — автографы.

[xcii] Сезон 1917/18 г., № 67. Протокол № 9. Автограф В. И. Неронова, подписи — автографы.

[xciii] Протокол этого заседания в архиве не обнаружен.

[xciv] Сезон 1917/18 г., № 76. МП с правкой Н. ‑ Д., подписи — автографы.

[xcv] Речь идет о так называемой Артистической студии, инициатором создания которой были представители среднего актерского поколения МХТ Берсенев, Подгорный и др.

[xcvi] Эта речь Н. ‑ Д., со значительными купюрами, опубликована: СТ, с. 120 – 122.

Записи К. С. во время речи Н. ‑ Д.: «Именно потому, что акт[еры] выросли — старые постановки не годны». Здесь же К. С. набрасывает свой перечень пьес: «Иванов», «Горе от ума», «Ревизор», «Чайка», «Штокман», «Крамер» (КП, № 5023/449).

[xcvii] Сезон 1917/18 г., № 80. Протокол № 10. МП, подписи — автографы.

[xcviii] Сезон 1917/18 г., № 82. МП, подписи — автографы.

На общем собрании товарищества 11 декабря 1917 г. до выборов нового состава совета и правления избрали комиссию для обработки проектов реформирования Художественного театра, а 3 января 1918 г. собрание поручило этим заняться старому совету. Обе функции — совета и правления — стал исполнять старый совет под разными наименованиями, в некоторых протоколах, правда, совет исправлен на комиссию, в некоторых остается старое наименование.

[xcix] Эта фраза подчеркнута красным карандашом, скорее всего Н. ‑ Д.

[c] Подробнее о ситуации вокруг «Розы и Креста» см.: Радищева О. А. Станиславский и Немирович-Данченко. История театральных отношений. 1909 – 1917. М., 1999, с. 308 – 315.

[ci] См. заседание общего собрания 31 декабря 1917 г.

[cii] Сезон 1917/18 г., № 83. МП, подписи — автографы.

[ciii] {495} См. также протокол общего собрания 24 февраля 1918 г. и комментарий к нему.

[civ] Сезон 1917/18 г., № 86. МП, подписи — автографы.

[cv] Сезон 1917/18 г., № 87. МК, без подписей.

[cvi] Сезон 1917/18 г., № 88. МП, подписи — автографы.

[cvii] Сезон 1917/18 г., № 89. МК, без подписи.

[cviii] «Осенние скрипки» после возобновления впервые были показаны 21 февраля 1918 г.

[cix] 20 репетиций «Гамлета» было зафиксировано в январе – марте 1919 г. 22 мая 1919 г. в протоколе Второй студии записано: необходимо известить К. С., что их постановка «Гамлета» отменяется, так как его ставит МХТ (КС, № 14132). Сцены из «Бориса Годунова» («читка») показывались на сцене театра Пресненского района в феврале 1919 г.

[cx] Сезон 1917/18 г., № 95. Протоколы № 36 и 37 хранятся под одним архивным номером. Черновая запись И. Н. Берсенева.

[cxi] Сезон 1917/18 г., № 97. МП, подписи — автографы.

[cxii] Н. ‑ Д., набрасывая список предполагаемых исполнителей в своей рабочей тетради весной 1917 г., видел К. С. в роли Сорина, а на роль Дорна намечал Вишневского и Стаховича (НД, № 7970).

[cxiii] См. также протоколы правления от 11 марта 1918 г.

[cxiv] Сезон 1917/18 г., № 99. МК, подписи — автографы.

[cxv] См. заседание совета 25 мая 1917 г.

[cxvi] Сезон 1917/18 г., № 104. МП, подписи — автографы.

О том, кого относили к числу пенсионеров МХТ, см. Приложение, док. № 5.

[cxvii] Сезон 1917/18 г., № 109. Черновая запись Н. О. Массалитинова.

[cxviii] Граф А. А. Орлов-Давыдов, бывший пайщиком и вкладчиком с 1906 г., членом кооперативного товарищества так и не стал.

[cxix] Далее было вычеркнуто: «5) О приеме в пайщики двух новых членов.

Постановлено: произвести баллотировку в следующем собрании, а до того времени негласно ознакомить Т‑ во с личностями этих кандидатов». Последующая нумерация Массалитиновым исправлена.

[cxx] Бертенсон был зачислен в штат 23 февраля первоначально на должность секретаря театра (см. заседания комиссии 9‑ го и совета 23 января 1918 г. ).

[cxxi] Н. Г. Александров, отсутствовавший на собрании, на следующий день прислал Н. ‑ Д. записку, в которой сообщал, что «по очень уважительным причинам не может быть членом правления», и, принеся «глубокую благодарность за честь избрания», «по тем же причинам принужден отказаться» (НД, № 3038).

[cxxii] Сезон 1917/18 г., № 102. МП, без подписи.

[cxxiii] Сезон 1917/18 г. № 103. МК, без подписи.

[cxxiv] Сезон 1917/18 г., № 124. МП, без подписи.

[cxxv] К. С. болел с начала марта.

[cxxvi] {496} М. Н. Германова играла Ольгу, Мамаеву, Софью и Дону Анну; К. С. — Вершинина, Крутицкого и Фамусова.

[cxxvii] Л. А. Косминская, покинувшая театр в 1915 г., уже ранее заменяла в этой роли основную исполнительницу М. Н. Германову; к репетициям «Живого трупа» не приступали (см. следующий протокол).

[cxxviii] Ни один из этих вводов не состоялся; М. П. Лилина сыграла Ольгу только на гастролях театра в Париже осенью 1923 г.

[cxxix] Сезон 1917/18 г., № 125. МП, без подписи.

[cxxx] Косминская Ольгу не играла.

[cxxxi] В связи с болезнью К. С. и Германовой «Три сестры» до конца сезона не шли.

[cxxxii] Сезон 1917/18 г., № 135. МП, подписи — автографы.

[cxxxiii] См. сезон 1917/18 г., № 132.

[cxxxiv] М. М. Шлуглейт приобрел здание на Тверском бульваре, где до этого помещался Камерный театр, у его прежних владельцев братьев Паршиных.

[cxxxv] Сезон 1917/18 г., № 136. МП с правкой Н. О. Массалитинова, подписи — автографы.

[cxxxvi] «Росмерсхольм» с участием Книппер (Ребекка) и Леонидова (Брендель) ставил в Первой студии Вахтангов. Показанные в апреле генеральные репетиции спектакля не удовлетворили руководство театра, и его премьера была перенесена на осень, но успеха студии не принесла и вскоре исчезла из репертуара. См. также письмо Н. ‑ Д. к К. С. по этому поводу (НД, т. 2, № 979).

[cxxxvii] Сезон 1917/18 г., № 133. МП, подпись — автограф.

К первой группе в это время относились постоянные члены труппы, не входившие в товарищество.

[cxxxviii] Подписи в оригинале отсутствуют.

[cxxxix] Сезон 1917/18 г., № 140. Протокол № 12. МП с правкой М. Г. Комиссарова, подписи — автографы.

[cxl] Приложенный доклад К. С. опубликован: КС, т. 6, с. 33 – 41.

[cxli] Ни протоколов, ни каких-либо записей по этим заседаниям не обнаружено.

[cxlii] Следующее общее собрание товарищества состоялось 27 мая; сохранилось обращение к нему К. С. (см. КС, т. 6, с. 40 и 576) и его приписка на копии этого обращения: «15 мая 918. Румянцев и Бертенсон явились ко мне от В. И. Нем. ‑ Д. Он хотел писать письмо, но ему это показалось жестко. Просил Румянцева на словах сказать мне: он просит меня быть диктатором. — Вот мой ответ. — На след. день было собрание и меня провалили. Для чего нужна была эта комедия? » (КС, № 1118). См. также: НД, т. 2, № 980.

[cxliii] Сезон 1918/19 г., № 9. МП, подписи — автографы.

[cxliv] Этим уполномоченным стал А. П. Калитинский, муж М. Н. Германовой. См. также Приложение, док. № 12.

[cxlv] Сезон 1918/19 г., № 11. МП, подписи — автографы; правка Н. ‑ Д.

[cxlvi] Первый спектакль МХТ в театре СРД в текущем сезоне был сыгран 3 октября («Царь Федор»).

[cxlvii] {497} В театре СРД ни «Хозяйка гостиницы», ни Пушкинский спектакль не шли.

[cxlviii] Вопрос идет об экзаменах, на которых принимались желающие стать сотрудниками театра; в сентябре состоялся прием в школу Второй студии.

[cxlix] К. С., с осени 1903 г. занимавший этаж в доме Маркова в Каретном ряду, после октябрьского переворота получил удостоверение, ограждавшее его от реквизиций (см. его письмо Малиновской от 24 марта 1918 г. — КС, т. 9, № 3), но вскоре выяснилось, что оплата занимаемого помещения становится для него непосильной, этим и обусловлено его предложение театру.

[cl] Сезон 1918/19 г., № 16. МП, подписи — автографы.

[cli] Сезон 1918/19 г., № 32. МП, подписи — автографы.

[clii] 6 января 1919 г. Н. ‑ Д. записал в своей рабочей тетради по поводу сотрудничества с Большим театром: «Не надо входить туда так, чтобы иметь дело со всем оркестром и хором. Надо дать туда артистов-солистов, несколько хористов поющих, играющих из хора и фортепьяно. — И так передать Большому Театру» (НД, № 7970).

[cliii] Сезон 1918/19 г., № 64. Протокол № 1. МП с правкой С. Л. Бертенсона, подписи — автографы.

[cliv] Этот новый властный орган управления МХТ, возглавлявшийся Н. ‑ Д. и включавший девять человек, по своим функциям соответствовал прежнему совету — он призван был руководить всей художественной жизнью театра.

[clv] Эти вводы осуществлены не были.

[clvi] К. С., сколько известно, касательства к этому балету не имел; в марте был подготовлен договор (см. НД, № 8118), по которому в работу должен был вступить Н. ‑ Д., но балет так и не был поставлен (см. письмо Н. ‑ Д. к Луначарскому от 15 апреля 1919 г. — НД, т. 2, № 992).

[clvii] Сезон 1918/19 г., № 67. Протокол № 2. МП, подписи — автографы.

[clviii] В двух первых пунктах речь идет о районных спектаклях; что касается «Узора из роз», то эта пьеса вскоре была передана в работу Второй студии.

Далее следовал вычеркнутый текст: «Четвертый пункт: “Что подсказала ночь” временно работу продолжить, чтоб не позднее как через месяц был приготовлен новый показ».

Эта пьеса (в репетиционных планах она фигурировала под названием «Что посоветовала ночь»), переведенная С. Л. Бертенсоном, одно время усиленно репетировалась Второй студией.

[clix] Сезон 1918/19 г., № 68. Протокол № 3. МП., подписи — автографы.

[clx] Пункт «д» в оригинале отсутствует.

[clxi] Сезон 1918/19, № 70. Протокол № 4. МП, подписи — автографы.

[clxii] Возобновления чеховской пьесы с новыми исполнителями и на этот раз не произошло. Спектакль, несколько подновив его {498} и введя на роль Елены Андреевны Л. М. Кореневу вместо О. Л. Книппер, впервые показали на сцене МХТ 4 июня.

[clxiii] С. Л. Бертенсон, визируя текст своей подписью, везде поправил «театр» на «Театр».

[clxiv] Сезон 1918/19, № 71. Протокол № 5. МП, подписи — автографы.

[clxv] В спектакле, репетиции которого шли с 1918 г., Е. Г. Сухачева играла заглавную роль. Поднятый здесь вопрос обсуждался в тот же вечер, в 6 часов, на творческом понедельнике, заседание коллегии началось в 12 час. См. также письмо Р. В. Болеславского к

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...