III. Дневник спектаклей
[cccxlviii] Предметом особой гордости Художественного театра и его администрации было сознание того, что, ко всему прочему, они создали хорошо налаженное дело, где под присмотром и контролем находились все винтики сложного художественно-производственного процесса. Были четко определены зоны ответственности каждого служащего, все упущения (даже мельчайшие) по разным областям жизнедеятельности театра, сбои в ее ходе фиксировались и их устранение контролировалось. Для этого заводились особые тетради. Имелись они у бутафоров {513} и реквизиторов, декораторов, у товарищества, правления, совета и т. п. Об этом можно судить в основном по отдельным упоминаниям в протоколах, дневниках и т. п., так как за рассматриваемый период мало что из этого сохранилось. Кроме того, какое-то время (см. дневник за начало сезона 1917/18 г. ) делалась попытка свести в один журнал все существенные записи из тетрадей других ведомств. В дневнике спектаклей, чаще всего по его ходу, запись оставлял прежде всего помощник режиссера, за которым был закреплен данный спектакль. Он фиксировал начало и конец спектакля (иногда количество его представлений), ведущего спектакль суфлера, замены в составе как актеров, так и участвующих в эпизодических ролях или народных сценах (это нужно было для учета оплаты сотрудников). Он же (или завтруппой, или зав административно-хозяйственной частью) расписывал, к кому из заведующих отдельными частями относится то или иное замечание. Этот последний или просто подписывался под замечанием, или писал свое объяснение, почему тот или иной инцидент произошел. Есть в дневнике несколько замечаний актеров, но это скорее исключение. Можно сказать, что почти не вмешивался в распоряжения директор-распорядитель театра Н. ‑ Д., есть всего несколько его реплик; даже на воззвания к нему К. С. он чаще отвечал через кого-либо из своих помощников. Самые обширные и содержательные записи принадлежат завтруппой и репертуаром в эти годы В. В. Лужскому (так сказать, по должности) и К. С.
Читая все эти записи, надо отдавать себе отчет, что делались они по ходу спектакля, часто в несколько приемов (в этом смысле показательно, что под записями одного и того же лица по ходу одного спектакля стоит несколько его подписей), в состоянии нервного напряжения, взвинченности, когда любой сбой может восприниматься как катастрофа («караул! » — привычный возглас не одного только К. С. ). Не всегда ясно, кто оставляет запись, не всегда можно установить, кто ее подписывает — в таком случае в квадратных скобках ставится вопросительный знак. Руководство театра считало, что полная картина хода спектакля может возникнуть только тогда, когда его будут отсматривать с разных позиций — из-за кулис и из зрительного зала, — и принимать участие в этом должны не только помрежи, но и все творческие работники (на этом особенно настаивали Н. ‑ Д. и Лужский). Так возник журнал следящих за ходом пьесы из зала, который, правда, велся весьма нерегулярно (см., например, РЧ, № 431). Дневник (или журнал) спектаклей занимает четыре так называемые амбарные книги и хранится соответственно под № 207 – 209 и 211. [cccxlix] Помреж обычно отмечал тех исполнителей, которые в текущем сезоне имели постоянных дублеров. [cccl] 1‑ й антракт длился 17 м., 2‑ й — 29 м., 3‑ й — 32 м. {514} «Недостаток рабочих рук» в годы войны Н. ‑ Д. считал одной из основных причин, по которым театр не выпускал новых постановок (об этом, например, он говорил в интервью, которые дал 24 января 1917 г. московским газетам «Театр» («Художественный театр и его абоненты») и «Русские ведомости» («Почему в Художественном театре не будет новых постановок»).
[cccli] Сукном были покрыты полы в театре. [ccclii] Смысл здесь, видимо, такой: забыли повесить на стены гостиной портреты, а на обоях остались следы от медальонов, что создавало впечатление, будто хозяйка собирается уже съехать с дачи. В экземпляре помрежа к этому акту помечено: «подушка, медальоны». [cccliii] В музейной комнате хранились мебель, костюмы, аксессуары, которые собирались театром с первых дней его существования; хранились здесь и вещи, принадлежащие лично К. С. [cccliv] См. запись за предыдущий вечер. [ccclv] В горьковской пьесе (как, впрочем, почти и во всех других) режиссеры ввели множество бессловесных персонажей, в которых заняты были сотрудники. В «На дне», согласно режиссерскому экземпляру, фигурировали переписчик, шарманщик, Петрушка, девчонка, трое детей, рыжий, ломовой, старик, женщина с ребенком, сомнительная дама (проститутка), старуха, гулящий малый, меланхолик; кроме обитателей ночлежки здесь появлялись пристава, городовой и пр. Установить, кого из этих безмолвных лиц мог изображать К. Г. Савицкий, не представляется возможным, как не представляется возможным установить это и по отношению к другим сотрудникам, участвовавшим в «многонаселенных» спектаклях театра. Далее в комментариях этот момент особо не оговаривается. Очередность выступлений сотрудников в массовых сценах регулировалась помрежами, она фиксировалась в печатавшемся для внутреннего пользования предполагаемом репертуаре спектаклей и репетиций. Видимо, именно его имели в виду помрежи, когда писали столь часто встречающуюся здесь фразу — «исполнители — по репертуару». [ccclvi] Утром на большой сцене шли репетиции «Села Степанчикова». [ccclvii] Это была премьера возобновления «Синей птицы» (режиссер В. Л. Мчеделов) с новыми исполнителями всех ролей; в массовых сценах была занята молодежь будущей Второй студии. [ccclviii] В этот же день В. М. Бебутов записал в ЖС: «1‑ й акт. 1) Не вовремя вышел А. Л. Вишневский (слишком рано), чтобы “оправдать” задержку [преждевременный выход], А. В. Вишневский, увидя новое лицо (Вершинина), вернулся в переднюю и обратился к горничной (очевидно, с вопросом, кто этот новый гость), а к концу слов К. С. Станиславского вошел опять в гостиную. Все же это отвлекло внимание Вершинина. […]
3) Во время фотографирования В. И. Качалов сделал из салфетки рога и надел их на голову А. Л. Вишневского. Мне показалось, что эта шутка не совсем в характере Тузенбаха и слишком подчеркивает, предрешает сценически положение обманутого (“рогатого”) мужа». [ccclix] {515} Многие из призванных на военную службу несли ее в московских или подмосковных гарнизонах и имели возможность являться если не на репетиции, то на спектакли. [ccclx] Милютинской — по своему местонахождению в одноименном переулке — называлась недавно образовавшаяся из закрывшейся Школы драматического искусства Вторая студия. [ccclxi] «Масками» в театре называли участвующих в сцене ряженых во втором акте, по-видимому, потому, что на них, согласно режиссерскому экземпляру К. С., были маски или очки с носами. [ccclxii] К. С. играл Крутицкого, Лужский — Мамаева. [ccclxiii] Л. М. Коренева играла в «Нахлебнике» Ольгу Петровну Елецкую. [ccclxiv] А. И. Чебан изображал офицера; его фотография в этой роли помещена в книге «“Горе от ума” в постановке Московского Художественного театра» (М. ‑ Пг., 1923), как и фотографии другого офицера (В. Л. Ершов), швейцара Фильки (А. Я. Яковлев) и девки-арапки (А. Т. Василькова). [ccclxv] Персонаж «Где тонко, там и рвется». [ccclxvi] Л. И. Дейкун в этот сезон была старостой женской группы сотрудников. [ccclxvii] Речь идет о комитете сцены, в ведении которого находился весь комплекс, связанный с функционированием спектакля. [ccclxviii] Бархатные, или черные, люди, оставаясь невидимыми на черном бархатном фоне, незаметно проделывали «сказочные» превращения, необходимые по ходу пьесы. [ccclxix] Речь идет о картине «Терем царицы», где П. А. Бакшеев играл Луп-Клешнина, а В. В. Лужский — князя Ивана Петровича Шуйского. [ccclxx] Здесь перечислены персонажи «Нахлебника». [ccclxxi] С. Ф. Сергиевич в этот сезон был старостой мужского состава сотрудников. [ccclxxii] В ведении машиниста сцены И. И. Титова были рабочие сцены как в люке (нижние), так и на колосниках (верховые).
[ccclxxiii] Абзац перечеркнут карандашом; это делалось в тех случаях, когда о записанном было вскоре лично переговорено. [ccclxxiv] Сокращение от absence (франц. ) — отсутствие, отлучка. [ccclxxv] В. В. Лужский играл Бубнова, В. И. Качалов — Барона. [ccclxxvi] Вечером проходила генеральная репетиция «Зеленого кольца» во Второй студии. [ccclxxvii] В ЖС в этот день появилась запись: «Позволю себе сделать следующее замечание: А. Л. Вишневский (граф) так много пристает к Г. С. Бурджалову (маркизу), чисто “физически” воздействуя на него (хватает за полы камзола, тычет пальцем, щиплет и т. д. ), что это вызывает такие реплики со стороны Г. С. Бурджалова, как: “Не приставайте ко мне”, “Оставьте меня в покое”, “Да не трогайте меня”. Подобные реплики вызываются, очевидно, соответствующим самочувствием. Однако это слишком уж выводит маркиза из плана его достоинства. Граф о нем говорит: “Нищ, но великолепен”. А кроме {516} того, это вызывает на сцене возню, комедийно незначительную (увертки маркиза, который ускользает от графа). В. Бебутов Показать бы К. С. Станиславскому, м. б., замечание Вал. Мих. сделать через него. [В. Лужский] Прошу обращаться по поводу Ваших замечаний к А. Н. Бенуа, который мне рекомендовал давать эти жесты. А. Вишневский Василий Васильевич просил показать мое замечание Константину Сергеевичу, почему же замечание было показано непосредственно Александру Леонидовичу? В. Бебутов». [ccclxxviii] Берсенев играл присяжного поверенного Виктора Ивановича Барановского. [ccclxxix] Лужский играл отставного генерала Лобастова. [ccclxxx] В ЖС за этот день оставлена запись: «1 акт. Камин все время качался от малейшего прикосновения. Нужно и Ивану Ив. Титову обратить внимание и ставить его потверже, и исполнителям помнить, что камин “театральное” сооружение. […] 2 акт. И прошлый сезон я не один раз писал об этом, и считаю своим долгом писать и теперь. Горизонт в безобразных складках. Считаю нужным обращать на это внимание до тех пор, пока на это не будет наконец обращено должное внимание, или мне скажут, что об этом писать — “предрассудок”. [А. Велижев] […] Прошу гг. пом. режиссера осматривать более внимательно сцену, и если видят недостатки, то требовать от заведующих частями немедленного исправления. Н. Александров». [ccclxxxi] М. А. Успенская играла Насморк. [ccclxxxii] В. В. Тезавровский записал в ЖС: «Спектакль играли очень “по существу”. Особенно Надежда Сергеевна [Бутова — Живоедова]». [ccclxxxiii] А. А. Шереметьева играла в третьем акте 3‑ ю гостью. [ccclxxxiv] Запись Бебутова в ЖС: «2‑ й акт. Сегодня сцена “Масок” прошла хорошо — как только открылась дверь, ворвались оживленные голоса, и отдельных реплик не было слышно.
У В. И. Качалова новая реплика, вызвавшая сегодня смех в публике: “До свидания, Ирина Сергеевна! Поцелуйте Бобика, — уж все равно”! 3‑ й акт. Шум начала прошел хуже обыкновенного; очевидно, мало было рабочих — слышны отдельные голоса, и было впечатление беспорядочного галдежа. Новая мизансцена: К. С. Станиславский пел “Любви все возрасты покорны”, прислонившись к косяку (около О. Л. Книппер); мне это понравилось больше прежнего, когда он переходил и садился к столу. 4‑ й акт — безупречно». [ccclxxxv] В ЖС за этот день записано: «2 картина. Очень жидко и невразумительно звучал шум толпы (“их, чай, там сотен двадцать”). Мне казалось, что раньше шум был разнообразнее, а теперь все “в одно”, и главное жидко. Раньше был, кажется, вместе с толпой большой барабан, сгущавший и делавший внушительнее {517} шум. Выборные не все принимали участие в происходящем и плохо поддерживали своих товарищей (второе обращение к царю, ропот перед словами Шуйского “Молчи, щенок” и т. д. ). [А. Велижев] А. Б. прав в своих замечаниях. Но что же делать? — военное время. Об сотрудниках: одни заняты в параллельном спектакле, другие не участв. по тому же военному времени. Барабан и то тащить нет народа. [В. Лужский] Последняя картина. Тоже плохо звучит: волнение, вызванное словами “По дороге Серпуховской маяч[ные дымы виднеются! ]”. [А. Велижев] Тоже, вероятно, причина, что и во II к., а м. б., и отговорки, теперь легко и ссылаться на военное время. [В. Лужский]». [ccclxxxvi] Речь об исполнительнице роли Анны. [ccclxxxvii] Голубь нужен был для последней картины — «Пробуждение». [ccclxxxviii] В ЖС записано: «В 4‑ м акте задержан выход О. Л. Книппер (на прощание с Вершининым). В. Бебутов В. М. Бебутову. Надо лучше знать пьесу и выхода. А. Уральский А. Н. Уральскому. Очевидно, это замечание общего характера, т. к. в данном случае даже не знающему пьесы и выходов было ясно, что выход Маши был сильно задержан. В. Бебутов». [ccclxxxix] В «На дне» В. Г. Гайдаров играл одну из бессловесных ролей, в «Селе Степанчикове» — Сергея Александровича, племянника Ростанева. В. Ф. Грибунин в «На дне» играл Медведева, в «Селе Степанчикове» — Бахчеева. И. М. Москвин в «На дне» играл Луку, в «Селе Степанчикове» — Фому. [cccxc] Тезавровский записал в ЖС: «В особенном ударе сегодня были Василий Васильевич и Иван Михайлович [Пазухин-сын]». [cccxci] Лилина в этом спектакле играла Хлёстову, Муратова — графиню-бабушку. [cccxcii] Васильевна, кухарка Ступендьевых, — персонаж «Провинциалки», в «Нахлебнике» Успенская играла кастеляншу Прасковью Ивановну. [cccxciii] Ремарка в четвертом действии: «Лампа мерцает, меркнет, почти гаснет». [cccxciv] В ЖЗ Бебутов записал: «Слишком медленно закрывается занавес; это ведь не тихая драма, а веселая комедия». [cccxcv] Михайлов в третьем акте играл обычно 3‑ го гостя, Скуковский — 5‑ го, в очередь с Шахаловым, остальные играли безымянных персонажей. На пятницу были назначены «Три сестры». 20 декабря на обороте программы «Мудреца» появилось объявление: «Вследствие запрещений театральных представлений 23 декабря, спектакль “Три сестры” переносится на среду 28 декабря, вечер». [cccxcvi] Е. В. Марк (в очередь с Н. В. Базилевской) играла 1‑ ю гостью. [cccxcvii] В. Л. Мчеделов записал в ЖС: «IV д. начинает разлаживаться, главное забыто, все играют по-своему, появились признаки старого, т. е. “цирка”». [cccxcviii] {518} В начале работы над пьесой Тагора Шахалов репетировал роль короля. [cccxcix] Муратова играла Домну Родионовну (ее сценой с монашкой Пелагеей начинается спектакль), мать первой жены Краснокутского (Массалитинов), Качалов играл его старшего сына Федора. [cd] Бондырев играл Клеща. [cdi] Пастух играет в конце первого акта (см. замечание К. С. от 9 ноября 1916 г. по этому поводу). [cdii] А. И. Чебан играл дворецкого в «Где тонко, там и рвется». [cdiii] Чебан играл одного из трех бессловесных офицеров, которые появляются на именинах Ирины в конце первого акта; Сварожич — денщика Чебутыкина. [cdiv] В фонде Н. ‑ Д. (№ 8420) сохранилась его недатированная записка в репертуарную контору, которая, несомненно, относится к данной ситуации: «Нельзя оставить без серьезного внимания — как это произошло, — что о болезни Чебана, длящейся уже несколько спектаклей, не знает режиссер “Синей птицы”, где у него большая роль! ВНД». А. И. Чебан играл Пса. [cdv] Здесь имеется в виду перерыв между картинами, не между актами. [cdvi] Пожар в Незлобинском театре, уничтоживший сцену и зрительный зал, случился утром 14 января перед началом репетиций. Сгорели почти все декорации. Убыток оценивался более чем в 300 тысяч, почти ничего из имущества не было застраховано. [cdvii] 16 февраля приглашенный техник русского общества Всеобщая компания электричества нашел состояние всей электротехнической системы вполне благополучным. 10 марта братья Новиковы составили доклад об осмотре противопожарных приспособлений в театре и дали ряд рекомендаций по их усовершенствованию. [cdviii] Раевская играла Анфису. [cdix] Лужский играл Андрея, Грибунин — Чебутыкина, Жданова — Ирину. [cdx] К. С. играл кавалера ди Риппафрата. [cdxi] Под этой фамилией на некоторых спектаклях до сезона 1917/18 г. значился К. П. Хохлов. [cdxii] Текст не дописан. [cdxiii] В этот день в Первой студии шел Чеховский спектакль. [cdxiv] На обороте программки за 25 января был анонс о замене спектакля на 28‑ е по болезни О. Л. Книппер. [cdxv] В. В. Готовцев играл Медведева. [cdxvi] В. Ф. Грибунин в «Провинциалке» играл Ступендьева. [cdxvii] Ф. В. Шевченко играла Настасью Ивановну, дочь старшего Пазухина. [cdxviii] Речь идет о герое рассказа Г. Д. Гребенщикова «Синяя птица», посвященного Московскому Художественному театру, армейском капитане (ниже К. С. ошибочно называет его полковником) Сергее Ивановиче: «Для капитана представлялось, что Художественный театр, поскольку он слыхал, читал и размышлял о нем, есть самая высокая {519} точка в русской жизни… Здесь даже самый воздух благороден… Здесь представляют лучшие творения человеческого разума и чувства… нигде во всем мире нет подобного театра… Запомни и гордись, что это — русский, наш, родной театр… И все казалось капитану здесь хорошим, безупречным, милым…» Рассказ был напечатан накануне, 6 февраля, в московской газете «Русские ведомости». [cdxix] С 5 февраля на обороте программок печатался анонс о замене спектакля по болезни М. Н. Германовой. В. В. Тезавровский записал в ЖС: «Очень нарушает иллюзию впечатление, получаемое от того, как Станицын и Верочка вместо того, чтобы молодо сбегать с лестницы террасы в сад, начинают после первого марша лестнички, на повороте ее, медленно и, по-видимому, с опасностью свалиться, спускаться, держась за перила. А у Массалитинова — еще большая слепота. Вероятно, лестницу можно заменить чем-нибудь более удобным — какими-нибудь пологими сходнями. Говорил об этом Василию Васильевичу и Велижеву». [cdxx] М. А. Ефремова была дублершей О. Л. Книппер в роли Либановой в «Где тонко, там и рвется». [cdxxi] С. В. Гиацинтова играла Митиль. [cdxxii] В. В. Лужский откликнулся на это в ЖС: «Почему же никто не сказал К. С., что В. Л. Мчеделов в театре, тогда бы К. С. не пришлось писать замечаний режиссеру и артистам, а все передать ему лично, а актерам через него». [cdxxiii] М. А. Токарская играла соседку Берленго. [cdxxiv] В ЖС записано: «“Сад Шуйского”. В толпе бояр в то время, когда Мстиславский находит свою сестру, слышны какие-то двусмысленные: “О‑ о‑ о! ”, “Ого‑ го! ” Публика на это смеется, но едва ли это задача происходящего на сцене. Выборные во 2‑ й картине мало принимают участия в “своей”, собственно говоря, “судьбе”. [А. Велижев] Прошу выписать на листки и дать прочитать всем участвующим в III картине. В. Лужский». [cdxxv] В ЖС записано: «В четвертом акте дворня так располагается на сцене, что никого, кроме двух-трех передних, не видно. А так хочется рассмотреть и места на сцене — около дверцы под лестницу — достаточно, чтоб разместиться свободнее и сценичнее. В. Тезавровский А. Д. Скуковскому выписать это и передать, что я лично, на сцене, просил их встать не в одной куче. Прошу передать и В. И. Васильеву о большем внимании на сцене к своему маленькому выходу и пустяковой фразе: “Семен Семеныча? ” Теперь у гг. сотрудников-студийцев наблюдается наклонность к гастролям в Театре — все сойдет, все талантливо, и тут же на сцене весело-смешно! [В. Лужский]». [cdxxvi] М. А. Жданова готовила роль Софьи, но в программке спектакля этого вечера значилась О. В. Гзовская. [cdxxvii] Эта фраза относится к именам, которые выделил Лужский. [cdxxviii] {520} В эти дни в театре проходили беседы о пьесе Толстого «И свет во тьме светит», в которых принимал участие и Чертков, передавший театру право ее первой постановки (см. раздел I, протокол 4). [cdxxix] М. П. Лилина играла Элину, Л. И. Дейкун — служанку Ингеборг; внизу в доме Карено по пьесе располагалась кухня, где постоянно находилась служанка и куда периодически спускалась хозяйка. [cdxxx] Н. О. Массалитинов играл Лопахина. [cdxxxi] Лужский записал в своем дневнике в этот день: «У нас в Театре назначено собрание Совета — как быть на случай грядущих событий. […] Спектакль начался благополучно. На улицах зажгли фонари газовые» (А № 5086). [cdxxxii] Спектакли не состоялись в связи с происшедшей накануне февральской революцией. [cdxxxiii] В ЖС записано: «3 акт. Очень небрежно были повешены картины — и вкривь и вкось. Очень жалкий вид у букетов красных веток — кувшин большой, а веток очень мало; нужно, по крайней мере, еще столько. Угол (слева от публики) комнаты (3 акт) был плохо соединен, и потолок лежал нехорошо — были черные щели. А. Велижев С. М. Миронову. Если уже и говорить об обновлении, то не начать ли сначала обновление с тщательности или простой добросовестности к делу! 4 марта 1917 г. В. Лужский». [cdxxxiv] Речь о шестой неделе Поста, когда спектакли не разрешались. [cdxxxv] До сезона 1917/18 г. в программках он значился под фамилией Арсеньев. [cdxxxvi] Речь идет о 4‑ й картине (акт 3‑ й). [cdxxxvii] А. П. Бондырев должен был играть Клеща. [cdxxxviii] В этот день Лужский записал в ЖС: «Счастливый спект. “Вишн. сад”. Впрочем, В. В. Третьяков мне сказал уже раз, что достоинства и недостатки раз навсегда как установились, так и остаются, — одни не ухудшаясь, другие не улучшаясь. А все-таки вдруг случится, что на грех и из палки бывает выстрел — вот тогда-то проверяющий и бывает нужен, чтобы сказал, а вот это, мол, стало хуже, а это лучше, и почему это сделалось, постарался бы пояснить». [cdxxxix] В. В. Тезавровский играл 5‑ го гостя. [cdxl] Тезавровский играл слугу графа. [cdxli] В ЖС Лужский записал: «А. А. Санин, случайно смотревший 4 акт, заметил мне, что занавес в конце акта был дан рано, не дали возможности публике услышать стук рубки сада, пропал таким образом эффект смерти тут, на сцене, и жизни за ней! От затворяемых дверей правой стороны от публики тряслась, и сильно, стена». [cdxlii] Н. П. Баталов играл в пьесе З. Гиппиус Петю-переплетчика. [cdxliii] Это фамилия вдовы С. Т. Морозова по ее третьему мужу. [cdxliv] В ЖС записано: «В 1 картине поздно дана музыка на появление Света. Получилась неприятная заминка… Выяснилось потом, что это случайность. В. Мчеделов {521} Это не случайность, а преступная небрежность г‑ на пом. режиссера (А. Н. Уральского). Остается одно — кричать караул! Такое возмутительное отношение к делу не может быть терпимо — не только в Худ. театре, но и в никакой провинции. Сигналы — даются без всякого внимания, данный сигнал — [нрзб. ] во время игры оркестра. Разве можно отвечать за художественную сторону спектакля, когда к нему наверху, т. е. со стороны режиссер. такое любительски-дилетантские отношение, и неужели все будет только переписка? И к чему она ведет? Б. Изралевский Не понимаю, почему так вопит “караул” г. Изралевский — разве была предъявлена какая-нибудь претензия? Кроме того, почему г. Изралевскому понадобилось так бесцеремонно лгать, и как эта книга попала к нему в руки!? Это журнал смотрящих пьесу — режиссеров, а не капельмейстера! Ответственность за художественную сторону спектакля падает тоже на г. Изралевского!? И наконец, не смело ли, сидя внизу, оценивать отношение к делу “любительское и дилетантское” режиссеров наверху (полагаю вполне достаточно авторитета В. Л. Мчеделова и без г. Изралевского). А. Уральский». [cdxlv] Кресло, в котором находился умирающий Пазухин-старший. [cdxlvi] В ЖС записано: «2 акт. Электричество (в саду) зажглось не сразу — эффект утратился. 3 акт. В народной сцене наблюдалась неустойчивость, фраза “Мозаика, а не человек” сказана рано, а фраза “И главное, сама, своими собственными” совсем не сказана. А. Велижев Разве только конец сезона и спутанность и неразбериха в делах Театра может извинить это распределение ролей в III акте “Осенних скрипок”! Сторожей и гг. помощн. режиссера прошу, умоляю не губить дело Театра!! [В. Лужский]». [cdxlvii] Запись не окончена. [cdxlviii] С этого спектакля на программках перестали печатать день спектакля (оставили только год), его порядковый номер, анонсы, причины замен. [cdxlix] Вероятно, имеется в виду ЖС, который за этот сезон не сохранился. [cdl] «Капитоновцы» — мужики из деревни Капитоновка, которую Ростанев намеревался пожертвовать Фоме Опискину. [cdli] Слуга полковника Ростанева. [cdlii] К. В. Савицкий играл почтового чиновника. [cdliii] С 14 октября В. П. Базилевского в роли певца (он фигурирует во 2 и 3‑ м актах) сменил Е. В. Калужский. [cdliv] Музыканты выходили на сцену во 2 и 3‑ м актах. [cdlv] М. Н. Гаркави выходил одним из мужиков. [cdlvi] См. также запись в дневнике дежурных. [cdlvii] Автомобильный гудок сигнализирует в 1‑ м акте приезд Пера Баста (его играл В. И. Качалов) к Блуменшену. [cdlviii] Она на этом спектакле была дежурным членом товарищества, но записей в дневнике не оставила. [cdlix] {522} М. Н. Коренева играла Татьяну Ивановну. [cdlx] Восточный курительный прибор типа кальяна; в пьесе он фигурирует как антикварная драгоценность, за обладание которой в финале возникает конфликт между Блуменшеном и Гислесеном. [cdlxi] В этот день С. В. Халютина была дежурным членом товарищества; записей в дневнике дежурных она не оставила. [cdlxii] См. запись Н. ‑ Д. в дневнике дежурных за этот день. [cdlxiii] М. А. Крыжановская играла Настеньку. [cdlxiv] Речь идет о собаке, с которой появляется Шарлотта. [cdlxv] Вероятно, речь об игре пастуха в конце первого акта. [cdlxvi] Это так называемая режиссерская комната, где, возможно, и делали записи участники спектакля. [cdlxvii] К. А. Воробьева играла приживалку в доме Ростанева. [cdlxviii] См. запись В. Ф. Грибунина в дневнике дежурных за этот день. [cdlxix] См. запись Н. ‑ Д. от 8 декабря в дневнике дежурных. [cdlxx] Речь об одном из бессловесных участников бала у Раневской в третьем акте, это «сосед управляющий — немец с эспаньолкой, очень белокур и красен от пива» (см.: Станиславский К. С. Режиссерские экземпляры. В 6‑ ти т. Т. 3. М., 1983, с. 432). [cdlxxi] Н. А. Подгорный играл Федотика. [cdlxxii] Подгорный играл Петю Трофимова. [cdlxxiii] Все они играли мужиков во 2‑ й картине. [cdlxxiv] М. П. Лилина играла Наташу. [cdlxxv] В. И. Качалов играл Тузенбаха. [cdlxxvi] 24 и 25 спектаклей не было — Рождество. [cdlxxvii] Дежурными числились утром Грибунин, вечером — Лилина. [cdlxxviii] И тот и другой играл дедушку. [cdlxxix] Браунинг фигурирует в 3 и 4‑ м действиях. [cdlxxx] Н. В. Базилевская играла Мавру Григорьевну, вторую жену Прокофия Пазухина. [cdlxxxi] 5 января спектакля не было. [cdlxxxii] Кузнецами называли мастеровых, действующих во 2‑ й картине, «За конюшнями». [cdlxxxiii] См. запись Н. ‑ Д. в дневнике дежурных. [cdlxxxiv] В. И. Качалов играл Ракитина. [cdlxxxv] А. Я. Яковлев выходил приставом в финале третьего действия. [cdlxxxvi] С. А. Мозалевский в массовой сцене прихода музыкантов во 2‑ м акте изображал актера. [cdlxxxvii] Здесь в оригинале рисунок. [cdlxxxviii] Речь о том, кому на следующий день играть в «Месяце в деревне» Беляева. [cdlxxxix] Е. С. Истомина играла Героя — одну из неродившихся душ. [cdxc] М. Л. Бебутова играла одну из трех приживалок. [cdxci] В. Л. Ершов играл 1‑ го посыльного в отеле «Бристоль», В. И. Васильев — пожарного в массовой сцене 1‑ го действия. [cdxcii] {523} Действие третьего акта происходит в роскошных апартаментах гостиницы «Бристоль». [cdxciii] Е. А. Левитская появлялась в массовой сцене в первом действии, О. В. Бакланова играла 1‑ ю служанку в доме Гиле. [cdxciv] В этот день страна переходила на григорианский календарь; вечером спектакля не было. [cdxcv] Е. В. Порфирьева играла Луизу в «Пире во время чумы»; Д. А. Зеланд — 3‑ го гостя и В. И. Неронов — монаха в «Каменном госте». [cdxcvi] Командора изображали А. Н. Морозов и В. Л. Ершов. [cdxcvii] К. В. Савицкий изображал одного из трех офицеров, которые в 1‑ м акте приходят поздравлять Ирину, В. Н. Павлова — певицу в 4‑ м акте. [cdxcviii] См. запись в книге протоколов за 26 января 1918 г. (п. 261). [cdxcix] Рабочие, как и сотрудники, участвовали в манипуляциях с предметами и должны были оставаться невидимыми (см. также примеч. 20). [d] Н. Н. Бромлей играла мать Тильтиля и Митиль. [di] Так по традиции в театре называлась ложа, принадлежавшая С. Т. Морозову, а затем его жене и наследнице, хотя в первой половине 1917 г. она продала все принадлежавшее ей в театре кооперативу МХТ (см. Приложение, док. № 5). [dii] Р. В. Болеславский играл Блуменшена, который по ходу пьесы получает от антиквара Гислесена крупную сумму денег за проданный ему старинный курительный прибор. [diii] Роль С. Г. Бирман в «Пире во время чумы» значилась: женский голос; Д. А. Зеланд играл 3‑ го гостя, а Н. А. Подгорный — монаха в «Каменном госте». [div] Речь о «Каменном госте». [dv] Е. М. Раевская играла генеральшу, мать Ростанева, Е. А. Соколова — Прасковью Ильинишну, сестру Ростанева. [dvi] Шереметьева играла 3‑ ю гостью, Чебан и Краснопольская в 3‑ м акте были среди гостей на вечере у Лавровых. [dvii] Описка: она Варвара Васильевна, играла ее О. Л. Книппер. [dviii] Чебан играл дворецкого в пьесе «Где тонко, там и рвется». [dix] Кастелянша в «Нахлебнике». [dx] Е. В. Марк играла фею Берилюну. [dxi] Е. Г. Сухачева играла Душу света. [dxii] А. А. Рустейкис играл Молодого человека в «Пире во время чумы». [dxiii] В. Н. Павлова играла Варвару Ивановну, родственницу Либановой. [dxiv] Два безмолвных свидетеля и пристав появляются перед самым закрытием занавеса, чтобы описать имущество Карено (см. также запись 14 и 24 апреля). [dxv] Берсенев играл Петю Трофимова. [dxvi] Берсенев играл Ивана Павловича Мухина, соседа Либановой. [dxvii] {524} А. М. Хмара играл одного из мужиков во второй картине. [dxviii] Принятый в штат администрации 18 февраля 1918 г., С. Л. Бертенсон разделил с Н. Г. Александровым заведование постановочной частью. [dxix] П. А. Павлов играл Фирса. [dxx] Е. В. Порфирьева играла Молоко. [dxxi] К. А. Воробьева, помреж Первой студии, в этот сезон была старостой женской группы сотрудников. [dxxii] По ремарке: «Сахарная голова, стоявшая около шкафа, растет, ширится и разрывает обертку. Из обертки выходит слащавое, фальшивое существо в холщовой синей с белым одежде и, подобострастно улыбаясь, подходит к Тильтилю». [dxxiii] М. А. Токарская играла 2‑ ю гостью. [dxxiv] Речь идет о массовой сцене в 4‑ м акте. [dxxv] М. П. Лилина играла Дарью Ивановну. [dxxvi] С. В. Попов играл 5‑ го гостя. [dxxvii] До появления на сцене МХТ Подгорный играл эту роль в районных спектаклях. [dxxviii] В этот день шла «Гибель “Надежды”», где М. А. Успенская играла вдову рыбака Трюс, а С. И. Ховгорн одну из рыбачек. [dxxix] По постановлению Всероссийского профсоюза работников искусств в четверг, пятницу и субботу на Страстной неделе и в воскресенье и понедельник на Пасхальной неделе (29 и 30 апреля и 1 – 5 мая) спектакли и зрелища отменялись; однако по распоряжению властей 1 мая велено было давать спектакли для демократической публики. [dxxx] В. М. Лопатин (по сцене Михайлов) играл антиквара Гислесена. [dxxxi] В. И. Васильев играл мужика в 1‑ й картине, Н. П. Денисов — во 2‑ й. [dxxxii] Н. О. Массалитинов играл полковника Ростанева. [dxxxiii] Б. Г. Добронравов играл одного из мужиков; обычно мужиков было пять. [dxxxiv] «Месяц в деревне» шел вместо «Провинциалки», где заболевший Стахович играл графа Любина. [dxxxv] В. В. Готовцева играл швейцара Василия. [dxxxvi] Горничная Елецких в «Нахлебнике». [dxxxvii] См. запись К. С. от 20 декабря 1917 г. [dxxxviii] Выстрел в пьесе — самоубийство лейтенанта Люнума — звучит за кулисами в последнем акте. [dxxxix] В. М. Михайлов играл 2‑ го гостя, А. Д. Дикий — 3‑ го. [dxl] С нового сезона бутафорской мастерской заведовал И. П. Вознесенский. [dxli] С нового сезона в понедельник по требованию Московского профсоюза работников искусств во всех театрах был введен обязательный единый выходной. [dxlii] В этом спектакле впервые в России на сцену были выведены (до революции это запрещала цензура) митрополит и архиепископы, роли которых исполняли В. И. Неронов, К. П. Хохлов, К. Г. Сварожич. [dxliii] {525} В. В. Лужский и М. Г. Савицкая в первой постановке «Трех сестер» играли Андрея и Ольгу. [dxliv] На большой сцене весь день шли монтировочные репетиции возобновляемого «Иванова». [dxlv] Г. М. Хмара играл извозчика Джона Пирибингля. [dxlvi] П. А. Павлов играл Выборного. [dxlvii] Н. Ф. Колин играл Кота. [dxlviii] Б. М. Сушкевич был исполнителем роли Чтеца. [dxlix] М. Е. Егоров был старостой артели капельдинеров. [dl] Репетиции «Мнимого больного» проходили в конце августа 1918 г. на квартире К. С., затем отдельные репетиции шли в театре в сентябре и ноябре, но в основном репетиции проходили в Первой студии; роль Аргана, которую прежде играл К. С., репетировал Н. Ф. Колин. [dli] А. Э. Шахалов играл князя Туренина, который участвует в 1‑ м акте. [dlii] Белоснежками в театре называли исполнительниц, входивших в свиту царицы. [dliii] Этот спектакль и особенно эпизод с С. Е. Голлидей вызвал резкую реакцию Н. С. Бутовой и ее письмо к Н. ‑ Д. и К. С. (см. док. № 14). Заседание совета Второй студии, собравшееся 11 ноября, постановило: «Послать в МХТ извинение за поведение С. Е. Голлидей на спектакле “Синей птицы” и попросить не занимать ее более в театре, так как за дальнейшее поведение и дисциплинированность Голлидей студия ручаться не может». Кроме того, было решено «послать извинения Н. С. Бутовой» (КС, № 14131). [dliv] Иванова играл Качалов, Шабельского — К. С.; это выход Иванова в 5‑ м явлении 1‑ го акта. [dlv] И. П. Чужой играл 2‑ го слугу в отеле «Бристоль». [dlvi] Эта музыка И. А. Саца звучит в конце 3‑ го акта. [dlvii] Речь о сцене 2‑ го акта на праздновании именин Саши. [dlviii] Т. е. в театре Совета рабочих депутатов. [dlix] На этих страницах писал свои заметки помощник режиссера. [dlx] В этот день Качалов последний раз играл Глумова. [dlxi] А. И. Чебан играл Федюка Старкова. [dlxii] И. В. Лазарев играл князя Мстиславского. [dlxiii] В. Ф. Грибунин играл статского советника Фурначева. [dlxiv] Г. П. Рудько, служащий по бутафорской части. [dlxv] П. А. Подобед только что вступил в должность управделами театра. [dlxvi] П. А. Бакшеев играл Лопахина. [dlxvii] Так, видимо, в запальчивости К. С. называет сторожа Аверьянова. [dlxviii] Лужский играл Лебедева. [dlxix] И. К. Тщедушнов, портной-одевальщик. [dlxx] Кроме Лужского Бубнова в эти сезоны играли Александров и Истрин. [dlxxi] Речь идет о 3‑ й картине — «Сад И. П. Шуйского». [dlxxii] {526} Б. М. Афонин играл Клеща, С. В. Халютина — Настю. [dlxxiii] П. А. Павлов играл Михайло Головина. [dlxxiv] В архиве Лужского хранится перечень участников 2‑ й картины: повар, лакей, оборванец, газетчик, пожарный, рыбак, актер, солдат, музыкант, садовник, 1‑ й и 2‑ й господин (А № 6322). [dlxxv] Реплика фру Гиле: «А ведь они действительно хороши, розы набоба». [dlxxvi] Записи для всех служб делаются во время монтировочных репетиций на сцене перед премьерой. [dlxxvii] С. Г. Бирман играла Августу. [dlxxviii] См. его утреннюю запись от 15 декабря. [dlxxix] Они играли бессловесные роли пристава и двух свидетелей. [dlxxx] Сцены из «Бранда» и «Доктора Штокмана» входили в состав Ибсеновского вечера, который был подготовлен специально для показа в районных театрах. [dlxxxi] Сушкевич и Калужский в сезон 1918/19 г. были председателями правления соответственно Первой и Второй студий. [dlxxxii] «Младость» шла во Второй студии; Воскресенский, видимо, играл одного из безымянных персонажей, поскольку среди исполнителей действующих лиц его фамилия не значится. [dlxxxiii] Во второй картине, «За конюшнею», реплики расписаны на пятерых мужиков; в экземпляре помощника режиссера дана подробная характеристика каждого из них. [dlxxxiv] В «Истории лейтенанта Ергунова» Б. Г. Добронравов был первым исполнителем главной роли (дублером его был Н. П. Баталов), в «Селе Степанчикове» он играл одного из мужиков в 1‑ й картине. [dlxxxv] Малая сцена во время спектаклей служила гримуборной для сотрудников. [dlxxxvi] 18 – 20 января спектаклей не было. [dlxxxvii] У Лебедевых в спектакле их должно быть трое; кроме названных — В. Н. Добровольский. [dlxxxviii] К. Г. Сварожич играл Петра, лакея Иванова. [dlxxxix] Последний до этого Тургеневский спектакль состоялся 10 ноября 1918 г. [dxc] Б. М. Сушкевич, первый исполнитель роли Чтеца, с 191
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|