13. Фонетика как раздел науки о языке. Звук. Аспекты изучения звуковых единиц языка.
1. Фонетика (от греч. phonetikos - звуковой) - раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка: • звуковые единицы языка; • их акустические и артикуляционные свойства; • законы, по которым они образуются; • правила функционирования. Предметом фонетики считаются отдельные звуки языка, а при более широком подходе — все звуковые явления языка (включая тоны, словесное ударение, фразовую интонацию), служащие кодированию той смысловой информации, которая должна быть передана говорящим своему адресату. Фонетика изучает производство, передачу и восприятие звуковых сигналов в процессе речевого общения, а также систему способов и средств, обеспечивающих кодирование и декодирование переносимой в звуковых сигналах информации. 2. Звуковой строй служит материальной формой языка и находится в сложной взаимосвязи с биологической и с общественной природой человека. Поэтому сложились следующие аспекты изучения звукового строя языка: • акустический — изучает звуки как физическое явление; • анатомо-физиологический, или биологический — изучает звуки как результат работы ряда органов человека; • лингвистический, или функциональный — изучает функции звуковых единиц языка и является предметом фонологии. 3. Как самостоятельная дисциплина фонетика выделилась в конце XIX в., хотя изучение звуковой стороны языка и ее элементов уходит в далекое прошлое. Высокого уровня фонетические знания достигали уже в Древней Индии, в Древней Греции, а в средневековую пору — у арабов. 4. В настоящее время часто говорят не просто о фонетике, а о фонетических науках, имея в виду совокупность дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет и свою точку зрения на звуковую сторону языка:
• антропофоника — имеет дело со звуками человеческой речи как физическими явлениями; • психофонетика — занимается звуками как психическими явлениями; • фонетика экспериментальная, или инструментальная — решает спорные проблемы фонетического описания того или иного языка, моделирования процессов автоматического распознавания и синтеза звучащей речи и т. п. 5. Фонетика в узком смысле рассматривает звуковые средства в таких аспектах, как физический (акустический) и биологический (артикуляционный и перцептивный). Иногда ее подразделяют: на фонетику артикуляторную, изучающую производство звука; акустическую, исследующую результат звукопроизводства; аудитивную (или перцептивную), имеющую дело с восприятием звука. Принято различать фонетику и фонологию: общую (изучает звуковые особенности, звук-й строй таких языков, к-ым присуще сложность звуковых строев, звук-х изменений) и частную; синхронную и историческую (изучает звук-й строй 1-го языка на протяжении всей истории); описательную (изучает ф-ку только 1-го языка) и нормативную; теоретическую и прикладную (звуки изучаются при помощи техники (оцеллограф, синтезатор и т. д. ); данная наука рассматривает длину, тембр, интонацию и протяженность звука); сравнительную (рассматриваются звуки минимум 2-х языков, выяв-ся схожие и отличительные черты); синтаксическую (просодика) (изучает ударения, интонацию, синтагмы и т. д. ) Фонология может члениться: на линейную (сегментную), имеющую дело с такими следующими друг за другом в речи единицами, как фонема и слог; нелинейную (надлинейную, суперсегментную, супрасегментную), которая занимается просодическими средствами (тон, слоговой акцент, ударение, интонация). В рамках фонологии как функциональной фонетики противопоставляют фонематику (или фонемику) и просодику (или просодемику).
В сегментной фонологии различают учение о фонеме (в языках неслогового строя) и учение о слоге (в языках нефонемного строя). В суперсегментной фонологии разграничены топология, акцентология и интонология — дисциплины, объектами которых являются соответственно такие просодические явления, как тон, словесное ударение и синтаксическая интонация. Звуки речи — минимальная единица речевой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными акустическими свойствами как физическое явление. Существует два плана признаков, характеризующих звуки: • воспринимаемые признаки звука; • их акустические корреляты. Воспринимаемые признаки звука: • высота (или тон) — зависит от частоты колебания: чем больше частота, тем выше звук; • сила (или громкость) — зависит от амплитуды колебания: чем больше, тем сильнее, громче звук; • длительность (или долгота), т. е. продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени; для языка важна соотносительная длительность звуков; • тембр (или окраска звука) - зависит от дополнительных обертонов, которые накладываются на основной тон при прохождении звука через резонатор — ротовую и носовую полости, которые совершенно индивидуальны. Акустические характеристики звуков речи: • частота колебаний звуковой волны — обуславливает высоту звука; • интенсивность (амплитуда) — обуславливает силу звука и воспринимается слуховым аппаратом как громкость; • время звучания — меняет качество звука; • спектр — содержит обертоны разной силы, которые создают окраску звука, его тембр. Ахустические свойства звуков речи изучаются в современной науке точными методами при помощи специальной аппаратуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|