18. Комбинаторные изменения связаны с взаимодействием звуков.
18. Комбинаторные изменения связаны с взаимодействием звуков. 1. Ассимиляция – уподобление одного звука другому в пределах слова или словосочетания. Ассимиляция происходит в результате накладки рекурсии предыдущего и экскурсии последующего звука. Лодка [тк] Различают следующие виды ассимиляции: 1 ) по результату А) полная – звуки становятся совершенно одинаковыми отдать [дд], сшить [шш] Б) частичная (неполная) – звуки уподобляются только по одному признаку: сказка [ск], пробка [пк] (оба звука стали глухими). 2) по направлению уподобления А) прогрессивная - предыдущий звук влияет на последующий: dogs [gz], pens [nz]. Б) регрессивная – последующий звук влияет на предыдущий (см. все другие примеры выше). 3 ) по положению звуков: А) контактная – взаимодействующие звуки находятся рядом (см. все примеры выше) Б) неконтактная (дистактная, дистантная) – между взаимодействующими звуками есть другие. Например, в тюркских (татарском) языках действует закон сингармонизма: гласные в пределах одного слова одного ряда – переднего или заднего (кроме заимствованных слов). ат-лар (форма множественного числа существительного ат «конь») эт- лә р (форма множественного числа существительного эт «собака») 4) по признаку А) по звонкости: сдача [зд] (согласные озвончаются, т. е. становятся звонкими) Б) по глухости: сладкий [тк], книжка [шк] (согласные оглушаются) В) по мягкости – в положении перед мягким согласным твердый согласный нередко заменяется на парный мягкий: стена [ст] Чаще всего такая ассимиляция происходит в следующих сочетаниях звуков: [ст] – новость; [зд] – везде, разделить;
[сн] – песня, басня; [зн] – болезнь, казнь; [нч] – птенчик, окончание; нщ – гонщик, женщина и др. Г) по ряду гласных: ат-лар, эт- лә р (закон сингармонизма). 2. Диссимиляция – расподобление артикуляции звуков в пределах слова. Это процесс обратный ассимиляции, т. е. два одинаковых или близких по типу звука расходятся в произношении всё дальше. Диссимиляция выражается в замене одного из двух одинаковых или похожих (по месту образования) звуков другим, менее сходным по артикуляции с тем, который остался без изменений. Встречается несколько реже ассимиляции. Как фонетическое явление диссимиляция отмечается на разных этапах истории самых разнообразных языков. Диссимилятивные явления могут носить массовый характер, превращаясь со временем в языковой закон, но может ограничиваться отдельными диалектами языка, говорами, или же просто просторечием малообразованной части населения. Часто встречается, например, замена одного из двух звуков [р] на [л]: в просторечии колидор вм. коридор, дилектор вм. директор, секлетарь вместо секретарь. коридор –> колидор р … р –> л … р Различают следующие виды диссимиляции: 1) по направлению уподобления А) прогрессивная - предыдущий звук влияет на последующий: Лат. februarius –> древнерус. феврарь – совр. февраль р... р –> р... л Б) регрессивная – последующий звук влияет на предыдущий коридор –> колидор р … р –> л … р 2) по положению звуков: А) контактная – взаимодействующие звуки находятся рядом: компот –> конпот мп –> нп Б) неконтактная (дистактная, дистантная) – между взаимодействующими звуками есть другие: директор –> дилектор р …... р –> л ….. р 3) по признаку А) по месту образования:
бомба –> бонба мб –> нб Б) по способу образования: директор –> дилектор р …... р –> л ….. р 3. Аккомодация – приспособление соседних разнородных звуков – согласных и гласных. 1) Примером может служить огубление (лабиализация) согласных перед огубленным гласным [о] или [у] в рус. яз.: там – том –тут 2) игра – сыграть, отыграть, разыграть. Перед твердым согласным гласный переднего ряда [и] заменяется гласным среднего ряда. 3) огубление гласных после огубленных согласных в англ. яз.: was, what. 19. Прочие фонетические процессы. Диереза-выпадение звуков в слове. Диерезы (или выкидки) имеют ассимилятивную основу, например, устранение йота между гласными, которые стремятся уподобиться друг другу и слиться в один звук: например, в слове бывает - основа бывай, с переходом в некоторых русских диалектах в бываат; или выкидка мгновенных согласных т и д, например, в таких словах, как честный, счастливый; или же устранение тех же т и д в группах стк, здк, например, в словах поездка, повестка, то что в школьных грамматиках называется непроизносимыми согласными. Гаплология-выпадение двух одинаковых звуков или слогов. Но бывают диерезы и на диссимилятивной основе, что проявляется особенно ярко в гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов, например траги/ко/комедия - трагикомедия, минера/ло/логия - минералогия. Эпентеза-вставка звуков. Эпентезы (или вставки) чаще всего имеют диссимилятивную основу, чаще всего речь идет о вставке звуков в или й между гласными, например в просторечии говорят Ларивон вместо Ларион или Родивон вместо Родион, а также радиво, какаво. Йотовая эпентеза типична также для просторечия. Так говорят: скорпиён, шпиён, фиялка, павиян и так далее. В области согласных частый случай - вставка мгновенного звука между двумя согласными. Например, ндрав, страм вместо нрав и срам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|