Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16. Гласные звуки, классификация.




14. Артикуляция — в фонетике, совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания.

Каждый звук состоит из следующих трёх фаз:

1. Начальная фаза - активный орган артикуляции начинает движение к соответствующему пассивному (экскурсия).

2. Срединная фаза - активный орган артикуляции находится по отношению к пассивному органу в положении, которое необходимо для производства данного звука (выдержка).

3. Конечная фаза - активный орган возвращается в исходное положение (рекурсия).

Артикуляционная база – это совокупность наиболее характерных для данного языка артикуляторных навыков.


Хотя основные движения речевых органов схожи во всех языках, они все же различаются в деталях; кроме того, в одном языке преимущественно используются одни уклады, в другом — другие, различна степень напряженности, силы выдоха, характер работы голосовых связок и т. п.


Артикуляторные навыки родного языка настолько привычны и автоматизированы, что не требуется никаких сознательных усилий для их контроля. Овладеть артикуляционной базой иностранного языка — это значит добиться того, чтобы непривычные для родного языка движения речевых органов были автоматизированы, т. е. стали привычными и совершались при минимуме сознательного контроля.

 

15. Cогласные звуки - это звуки, обязательным условием образования которых является наличие препятствия на пути воздушной струи в полости рта или при ее выходе наружу. В результате трения воздуха о стенки препятствия возникает шум, отличающий согласный звук от гласного, который формируется только с помощью тона.

классификация согласных звуков

Согласные звуки в современном русском языке классифицируются по пяти основаниям:

1) по месту образования;

2) способу образования;

3) уровню шума (сонорность/шумность);

4) глухость/звонкость;

5) твердость/мягкость. Выделяются следующие классификационные группы согласных:

1) по месту образования:

а) губно-губные: [п], [б], [м];

б) губно-зубные [в], [ф];

в) передне-язычные (зубные: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц];

передненебные: [р], [ш], [ж], [ч’];

среднеязычные одновременно и средненебные: [j];

заднеязычные либо средненебные: [к’], [г’], [х’], [γ ’], либо задненебные: [к], [г], [х], [γ ];

2) по способу образования выделяют щелевые, смычные, дрожащие:

а) щелевые (или фрикативные): щелевые срединные: [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [j], [γ ], [õ ]; щелевые боковые: [л], [л’];

б) смычные делятся на взрывные, аффрикаты, имплозивные, носовые (взрывные: взрывные ртовые [п], [б], [т], [д], [к];

взрывные глоточные, или фаукальные [пм], [бм], [тн], [дн];

аффрикаты, или смычно-щелевые слитные согласные: [ц], [ч’];

срединные аффрикаты: [ц], [ч’];

боковые аффрикаты [т’л’], [д’л’];

имплозивные, или сомкнутые согласные, содержащие только фазу смычки;

носовые: [м], [н], [н-]);

в) дрожащие: [р], [р’];

3) по уровню шума:

а) сонорные: [р], [л], [м], [н], [j];

б) шумные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] и др.;

4) по отсутствию или наличию голоса (тона) выделяются глухие и звонкие:

а) звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.;

б) глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’] и др

По глухости/звонкости они могут образовывать пары: [д] и [т], [б] и [п] и др. У сонорных согласных тоже есть пары по звонкости/глухости: [р] – [ ], [л] – [ ]. Глухие сонорные появляются на конце слов после глухих согласных;

5) по твердости/мягкости выделяются твердые и мягкие согласные: [б] – [б’], [в] – [в’] и т. д. При образовании мягких согласных наблюдается палатализация, при образовании твердых – веляризация.

 

16. Гласные звуки, классификация.

Образуются движением воздуха, приводящего в колебания голосовые связки с различным положением полости рта.

В основе классификации следующие признаки:

1) Участие губ

2) Степень подъема языка по вертикали по отношению к небу

3) Степень продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали

Классификационные группы:

- огубленные(лабиализованные) у, о; неогубленные а, э, ы, и

- по степени подъема языка

1) Гласные верхнего подъема: и, ы, у

2) Гласные среднего подъема: э, о

3) Гласные нижнего подъема: а

По степени продвинутости:

1) Переднего ряда: и, э

2) Среднего ряда: ы, а

3) Заднего ряда: у, о

17. Изменение звуков в потоке речи.

Мы произносим звуки не изолированно, но связывая их друг с другом. В связной речи артикуляции соприкасающихся звуков влияют одна на другую. В результате этого в определенных положениях происходят некоторые изменения звучания тех или иных звуков.

Редукция гласных- изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим- ударным элементам:

1) Количественная(сокращение времени артикуляции звука, т. е. различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу)

2) Качественная(звук утрачивает четкость и переходит в нейтральный, скользящий гласный шва, из-за невыполнения говорящим полной артикуляционной работы)

Оглушение звонких согласных происходит, когда они стоят перед глухой согласной, либо в конце слова и заменяются на парный звук.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...