Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства выражения грамматических значений




Грамматические значения в тех или иных формах выражаются с помощью грамматических средств, среди которых ведущая роль принадлежит аффиксам, флексиям, или окончаниям, и префиксам или приставкам. Из аффиксов самым распространенным бесспорно является окончание. Окончанием выражаются значения падежа числительных (два, двух и т. д. ), значения числа и падежа существительного, значения рода, числа и падежа прилагательного и числа и падежа во множественном числе, значения числа и лица глагола.

С помощью суффиксов образуются: форма прошедшего времени глагола (читал, обсуждал), формы видов глагола, формы сравнительной и превосходной степени прилагательных, формы множественного числа некоторых групп существительных, где суффикс сопутствует окончанию в отдельных разрядах существительных суффикс участвует в образовании форм и единственного и множественного числа.

Префиксальным путем образуется одна из форм превосходной степени прилагательных и формы совершенного вида большого числа глаголов.

Кроме перечисленных средствами выражения грамматических значений являются также ударения, чередования звуков, предлоги, вспомогательные слова, супплетивизм.

Супплетивизм (от франц. supplé tif – 'добавочный') – выражение грамматических значений слова с помощью слов других корней или значительно измененной основы данного слова

Ударение чаще всего выступает вместе с аффиксами – с окончаниями или с суффиксами: доскá, доскú, дó ску, доскó й и т. д.. Самостоятельно (без каких-либо других средств) ударение используется для образования формы родительного падежа единственного числа и формы именительного падежа множественного числа существительных, а также для образования форм видов у некоторых глаголов, при этом только ударение различает формы инфинитива и прошедшего времени.

К аналитическому способу выражения грамматических значений, т. е. при помощи средств, находящихся вне данного слова, принадлежат вспомогательные слова (буду думать), а также случаи выражения грамматических значений средствами контекста.

Наконец, смешанный способ выражения грамматических значений объединяет признаки синтетического и аналитического способов. Этот тип может быть иллюстрирован способом выражения значений предложного падежа: окончание + предлог.

В словообразовании морфемы классифицируются на основе нескольких принципов:

1) по роли в строении слова (принцип значимости) различают корневые и аффиксальные (служебные) морфемы;

2) аффиксальные морфемы в свою очередь по позиции, по занимаемому месту в слове делятся на префиксальные, суффиксальные, интерфиксальные, конфиксальные, постфиксальные и флексийные;

3) по выполняемой функции аффиксальные морфемы бывают словообразующие (чтец, чтениjэ), формообразующие (читал, читавший), словоизменительные (читаjу, читаjэшь);

4) по принципу материально выраженности звукового оформления выделяют материально выраженные и материально не выраженные (нулевые) морфемы:

парт-ы — парт□,

5) по протяженности различают морфемы прерывистые (конфиксы) и непрерывистые (все остальные.

6) по способности воспроизводиться, повторяться в составе разных слов морфемы делятся на регулярные и нерегулярные (унификсы, единичные аффиксы): жизнь, болезнь, боязнь(-знь — регулярный суффикс); люб-овь, почт-амт, ра-дуга, ба-хвалиться (-овь, -амт, ра-, ба- — унификсы).

Морфемика изучает морфемы как минимальные значимые единицы языка, их классификацию по разным признакам, особенности сочетаемости в слове и др. Относительно места морфемики в системе языка существует несколько точек зрения: одни выделяют ее в особый раздел морфологии, другие — словообразования, третьи рассматривают как самостоятельный раздел языкознания наряду с фонетикой, лексикологией и т. д. Несмотря на существующие разногласия в вопросе о статусе морфемики наиболее общепринята точка зрения, согласно которой морфемика — составная часть словообразования. Основной единицей и предметом изучения морфемики является морфема. Понятие морфемы, как и сам термин «морфема», в русском языкознании впервые было изложено И. А. Бодуэном де Куртенэ.

Морфема — минимальная значимая единица языка. В некоторых учебниках по современному русскому языку морфема характеризуется как наименьшая или минимальная значимая часть слова, однако такое определение не совсем точно, так как в языке много слов, где морфема (корневая) является не частью слова, а самим словом: меню, возле, да. Следовательно, логичнее употреблять термин «морфема» для обозначения минимальной значимой единицы языка.

Понятие способ словообразования тесно связано с понятием средство словообразования. Средство словообразования — это конкретная языковая материально выраженная (в большинстве случаев) единица, используемая при образовании нового слова, например, суффикс, префикс.

Способ словообразования — это прием, реальные условия и возможности применения словообразовательного средства в словообразовательном процессе, например, суффиксальный, префиксальный. Следовательно, в основе разграничения способов словообразования лежит словообразовательное средство. В этом плане в системе русского словообразования противопоставлены два способа словопроизводства: морфологический (морфемный) и неморфологический (безморфемный).

Морфологический и неморфологический способы

словообразования, их отличие

При морфологическом способе слова образуются при помощи морфем, например: баян- +-ист → баянист, учить + на- → научить.

При неморфологическом способе морфемы в образовании нового слова не участвуют. Образование слов происходит или в результате изменения значения существующего слова путем расщепления его на омонимы: дворник (работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе) → дворник (устройство для механического вытирания смотрового стекла автомобиля от падающего снега, дождя); или путем перехода слова (или отдельной его грамматической формы) из одной части речи в другую: столовая ложка (прил. ) → университетская столовая (сущ. ), удивлен чудом(сущ. ) → чудом уцелел (нар. ); или в результате слияния слов в словосочетании.

40. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Словообразование является основным средством пополнения словарного запаса языка. Возникновение новых слов происходит двумя основными способами:
1)морфологический - новые слова образуются при помощи аффикса(зима-зимний)
2)семантический - способ основан на изменении значения исходного слова. При этом новые слова образуются без участия морфем ( зеленый в значении молодой)
В языкознании рассматривают следующии типы словообразования:

1. Приста´ вочный (префикса´ льный) спо´ соб (префикса´ ция) – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например:

бежать → добежать,

яхта → суперъяхта,

информировать → дезинформировать,

внук → правнук,

общественный → антиобщественный,

всегда → навсегда,

брать → отобрать,

звук → ультразвук,

чемпион → экс-чемпион,

важный → архиважный,

симметрия → асимметрия,

мобилизация → демобилизация,

организация → реорганизация,

модный → сверхмодный.

2. Суффикса´ льный спо´ соб (суффикса´ ция) – способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например:

читать → читатель,

синий → синеть,

белый → белизна,

океан → океанарий,

экзамен → экзаменатор,

комфорт → комфортабельный,

два → двое,

три → трижды,

мяу → мяукать,

болото → болотистый,

хрипеть → хриплый,

белый → белить,

два → дважды,

академия → академик,

акция → акционер,

музыка → музыкант,

программа → программист,

дождь → дождливый,

амбиция → амбициозный.

Особым видом суффиксального способа является нулева´ я суффикса´ ция (образование деривата посредством нулевого суффикса). Например: синий → синь, тихий → тишь, входить → вход, бегать → бег. Некоторые лингвисты считают, что подобные дериваты образуются флекси´ йным спо´ собом, то есть флексия в структуре данных слов выполняет синкретичную функцию. В школьной практике в подобных случаях обычно используют термин бессу´ ффиксный (или беза´ ффиксный) спо´ соб словообразова´ ния.

3. Постфикса´ льный спо´ соб (постфикса´ ция) – способ образования слова путём присоединения постфикса к целому слову. Например:

какой → какой-либо,

где → где-то,

кто → кто-нибудь.

4. Приста´ вочно-суффикса´ льный (префикса´ льно-суффикса´ льный) способ (префикса´ ция в сочета´ нии с суффикса´ цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и суффикса к основе слова. Например:

город → пригородный,

звук → озвучить,

Москва → Подмосковье,

река → междуречье,

мышца → внутримышечный,

пятеро → впятером,

ясный → выяснить,

плотный → вплотную,

срок → досрочный,

билет → безбилетный,

берег → побережье,

боль → обезболить.

5. Приста´ вочно-постфикса´ льный (префикса´ льно-постфикса´ льный) спо´ соб (префикса´ ция в сочета´ нии с постфикса´ цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. Например:

есть → наесться,

читать → вчитаться,

плакать → расплакаться,

мечтать → размечтаться,

терпеть → притерпеться.

6. Суффикса´ льно-постфикса´ льный спо´ соб (суффикса´ ция в сочета´ нии с постфикса´ цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например:

гордый → гордиться,

куст → куститься,

невеста → невеститься,

ветвь → ветвиться,

нужда → нуждаться.

7. Приста´ вочно-суффикса´ льно-постфикса´ льный (префикса´ льно-суффикса´ льно-постфикса´ льный) спо´ соб (префикса´ ция в сочета´ нии с суффикса´ цией и постфикса´ цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса), суффикса и постфикса к основе слова. Например:

смех → насмехаться,

банкрот → обанкротиться.

8. Сложе´ ние (чи´ стое сложе´ ние) – способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. Например:

светлый и розовый → светло-розовый,

оборачиваемость товара → товарооборачиваемость,

овощ и хранилище → овощехранилище,

защита рыб → рыбозащита,

официальный и деловой → официально-деловой,

научный и популярный → научно-популярный,

русский и английский → русско-английский.

9. Сложно-суффикса´ льный (суффикса´ льно-сло´ жный, сложе´ ние в сочета´ нии с суффикса´ цией) – способ образования сложных слов при помощи словообразовательных средств, использующихся при суффиксации, и словообразовательных средств, использующихся при сложении. Например:

железная дорога → железнодорожный,

орден и носить → орденоносец,

два метра → двухметровый,

голова и ломать → головоломка.

Особым случаем здесь является сложение в сочетании с нулевой суффиксацией, например: рыба + ловить → рыболов (согласно другой точке зрения – сложно-флексийный).

10. Сраще´ ние (слия´ ние) – «…способ словообразования, при котором производное слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию; синтаксическая связь этого сочетания (управление или примыкание) остаётся живой в структуре производного слова: вечнозелёный, тяжелобольной, умалишённый…» (Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 536).

Например:

высоко оплачиваемый → высокооплачиваемый,

мало исследованный → малоисследованный,

быстро растворимый → быстрорастворимый.

11. Аббревиа´ ция (сложносокращённый спо´ соб) – способ образования производных слов (существительных) путём сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например:

запись актов гражданского состояния → загс,

агропромышленный комплекс → АПК,

государственный аппарат → госаппарат,

радиостанция → рация,

заведующий хозяйством → завхоз,

заведующий учебной частью → завуч,

заведующий складом → завскладом,

военный комиссариат → военкомат,

банковский автомат → банкомат.

Производное существительное, образованное данным способом, называется аббревиату´ рой.

12. Усече´ ние – способ образования производных слов (существительных) путём усечения производящей основы (производящее – существительное) по аббревиатурному принципу, то есть вне границ морфем. Например:

специалист → спец,

фестиваль → фест,

абитуриент → абитура,

заместитель → зам.

Лексическое значение производного и производящего тождественны.

Производные, образованные усечением, относятся к разговорной лексике.

41
Части речи в русском языке
Части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

1. Самостоятельные части речи:
— существительное,
— прилагательное,
— числительное,
— местоимение,
— глагол,
— наречие.
2. Служебные части речи:
— предлог,
— союз,
— частица.
3. Междометие.
В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет, вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого) и некоторые другие слова.

Имя существительное
Имя существительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые
1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;
2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;
3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.
Существительное — это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Разряды существительных по значению
1) собственность / нарицательность;
2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.
Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).
Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования — неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).
Конкретные существительные называют чувственно воспринимаемые предметы — вещи (стол), лица (Марина), которые можно воспринять зрением и осязанием.
Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость), признаки (белизна), действия (рисование).
Вещественные существительные обозначают вещества (молоко, сливки, песок).
Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва) или лиц (детвора).

Некоторые существительные с окончанием -а, обозначающие признаки, свойства лиц, в И. п. имеют двойную охарактеризованность по роду в зависимости от пола обозначаемого лица:
твой- невежа пришел-,
тво-я невежа пришл-а.
Такие существительные относят к общему роду.

Для существительных склонение — это изменение существительных по падежам.

К I склонению относятся существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я), в том числе и слова, оканчивающиеся на -ия: мам-а, пап-а, земл-я, лекци-я (лекциj-а).

Ко II склонению относятся существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные м. и ср. рода с окончанием -о(-е), в том числе и слова на -ие: стол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-е (пениj-е).

К III склонению относятся существительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п.: пыль-, ночь-.

Имя прилагательное
Имя прилагательное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые
1) обозначают непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;
2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые — по полноте / краткости и степеням сравнения;
3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого.

Разряды прилагательных по значению
Выделяются три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные обозначают качество, свойство предмета: его размер (большой), форму (круглый), цвет (синий), физические характеристики (холодный), а также склонность предмета к совершению действия (болтливый).
Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение этого предмета к другому предмету (книжный), действию (читальный) или другому признаку (вчерашний). Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий; наиболее распространенными суффиксами относительных прилагательных являются суффиксы -н- (лес-н-ой), -ов- (еж-ов-ый), -ин- (топол-ин-ый), -ск- (склад-ск-ой), -л- (бег-л-ый).
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и образуются от существительных суффиксами –и

Причастие
Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи (эта точка зрения отражена в комплексе 2 и в последних изданиях комплекса 1), в других — особой формой глагола (эта точка зрения отражена в комплексе 3 и в более ранних изданиях комплекса 1). В предлагаемом нами описании мы исходим из точки зрения на причастие как на особую, неспрягаемую форму глагола.
Причастие — это особая форма глагола со следующими признаками:
1. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий, что делавший?, что сделавший?.
2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.
К признакам глагола относятся
— вид (СВ и НСВ),
— переходность (признак актуален для действительных причастий),
— возвратность,
— время (настоящее и прошедшее).
— залог (действительный и страдательный).
В школьной грамматике залог рассматривается как признак, свойственный не всем глагольным формам, а только причастным, в то время как в научной грамматике признак залога усматривается у глагола в любой форме (ср.: Рабочие строят дом — Дом строится рабочими) — см. возвратность глагола.
К признакам прилагательного относятся
— род,
— число,
— падеж (у полных причастий),
— полнота / краткость (только у страдательных причастий).
3. Причастия согласуются с существительными подобно прилагательным и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные, то есть определением и именной частью составного именного сказуемого (краткие причастия — только частью сказуемого).
Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам производит действие: мальчик, читающий книгу.
Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено действие: книга, читаемая мальчиком.
Страдательные причастия имеют полную и краткую формы: написанное мною письмо — письмо написано мною.

Деепричастие
Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.
Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:
1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.
К признакам глагола относятся вид (читая — НСВ, прочитав — СВ), переходность (читая книгу — переходн., сидя на стуле — непереходн. ) и возвратность (умывая — невозвратн., умываясь — возвратн. ). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.
К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия — обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Служебные части речи
Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог
Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).
По образованию предлоги могут быть разделены на
1) непроизводные (первообразные) — не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при, с, от, из-за;
2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:
а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;
б) отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу;
в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.
По строению предлоги могут быть разделены на
1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;
2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.
Предлоги могут выражать следующие значения:
1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине,
2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро,
3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день,
4) причинное: не прийти из-за / вследствие / по / ввиду болезни,
5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга,
6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать,
7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом,
8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...