Средства выражения грамматических значений
Грамматические значения в тех или иных формах выражаются с помощью грамматических средств, среди которых ведущая роль принадлежит аффиксам, флексиям, или окончаниям, и префиксам или приставкам. Из аффиксов самым распространенным бесспорно является окончание. Окончанием выражаются значения падежа числительных (два, двух и т. д. ), значения числа и падежа существительного, значения рода, числа и падежа прилагательного и числа и падежа во множественном числе, значения числа и лица глагола. С помощью суффиксов образуются: форма прошедшего времени глагола (читал, обсуждал), формы видов глагола, формы сравнительной и превосходной степени прилагательных, формы множественного числа некоторых групп существительных, где суффикс сопутствует окончанию в отдельных разрядах существительных суффикс участвует в образовании форм и единственного и множественного числа. Префиксальным путем образуется одна из форм превосходной степени прилагательных и формы совершенного вида большого числа глаголов. Кроме перечисленных средствами выражения грамматических значений являются также ударения, чередования звуков, предлоги, вспомогательные слова, супплетивизм. Супплетивизм (от франц. supplé tif – 'добавочный') – выражение грамматических значений слова с помощью слов других корней или значительно измененной основы данного слова Ударение чаще всего выступает вместе с аффиксами – с окончаниями или с суффиксами: доскá, доскú, дó ску, доскó й и т. д.. Самостоятельно (без каких-либо других средств) ударение используется для образования формы родительного падежа единственного числа и формы именительного падежа множественного числа существительных, а также для образования форм видов у некоторых глаголов, при этом только ударение различает формы инфинитива и прошедшего времени.
К аналитическому способу выражения грамматических значений, т. е. при помощи средств, находящихся вне данного слова, принадлежат вспомогательные слова (буду думать), а также случаи выражения грамматических значений средствами контекста. Наконец, смешанный способ выражения грамматических значений объединяет признаки синтетического и аналитического способов. Этот тип может быть иллюстрирован способом выражения значений предложного падежа: окончание + предлог. В словообразовании морфемы классифицируются на основе нескольких принципов: 1) по роли в строении слова (принцип значимости) различают корневые и аффиксальные (служебные) морфемы; 2) аффиксальные морфемы в свою очередь по позиции, по занимаемому месту в слове делятся на префиксальные, суффиксальные, интерфиксальные, конфиксальные, постфиксальные и флексийные; 3) по выполняемой функции аффиксальные морфемы бывают словообразующие (чтец, чтениjэ), формообразующие (читал, читавший), словоизменительные (читаjу, читаjэшь); 4) по принципу материально выраженности звукового оформления выделяют материально выраженные и материально не выраженные (нулевые) морфемы: парт-ы — парт□, 5) по протяженности различают морфемы прерывистые (конфиксы) и непрерывистые (все остальные. 6) по способности воспроизводиться, повторяться в составе разных слов морфемы делятся на регулярные и нерегулярные (унификсы, единичные аффиксы): жизнь, болезнь, боязнь(-знь — регулярный суффикс); люб-овь, почт-амт, ра-дуга, ба-хвалиться (-овь, -амт, ра-, ба- — унификсы). Морфемика изучает морфемы как минимальные значимые единицы языка, их классификацию по разным признакам, особенности сочетаемости в слове и др. Относительно места морфемики в системе языка существует несколько точек зрения: одни выделяют ее в особый раздел морфологии, другие — словообразования, третьи рассматривают как самостоятельный раздел языкознания наряду с фонетикой, лексикологией и т. д. Несмотря на существующие разногласия в вопросе о статусе морфемики наиболее общепринята точка зрения, согласно которой морфемика — составная часть словообразования. Основной единицей и предметом изучения морфемики является морфема. Понятие морфемы, как и сам термин «морфема», в русском языкознании впервые было изложено И. А. Бодуэном де Куртенэ.
Морфема — минимальная значимая единица языка. В некоторых учебниках по современному русскому языку морфема характеризуется как наименьшая или минимальная значимая часть слова, однако такое определение не совсем точно, так как в языке много слов, где морфема (корневая) является не частью слова, а самим словом: меню, возле, да. Следовательно, логичнее употреблять термин «морфема» для обозначения минимальной значимой единицы языка. Понятие способ словообразования тесно связано с понятием средство словообразования. Средство словообразования — это конкретная языковая материально выраженная (в большинстве случаев) единица, используемая при образовании нового слова, например, суффикс, префикс. Способ словообразования — это прием, реальные условия и возможности применения словообразовательного средства в словообразовательном процессе, например, суффиксальный, префиксальный. Следовательно, в основе разграничения способов словообразования лежит словообразовательное средство. В этом плане в системе русского словообразования противопоставлены два способа словопроизводства: морфологический (морфемный) и неморфологический (безморфемный). Морфологический и неморфологический способы словообразования, их отличие При морфологическом способе слова образуются при помощи морфем, например: баян- +-ист → баянист, учить + на- → научить. При неморфологическом способе морфемы в образовании нового слова не участвуют. Образование слов происходит или в результате изменения значения существующего слова путем расщепления его на омонимы: дворник (работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе) → дворник (устройство для механического вытирания смотрового стекла автомобиля от падающего снега, дождя); или путем перехода слова (или отдельной его грамматической формы) из одной части речи в другую: столовая ложка (прил. ) → университетская столовая (сущ. ), удивлен чудом(сущ. ) → чудом уцелел (нар. ); или в результате слияния слов в словосочетании.
40. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 1. Приста´ вочный (префикса´ льный) спо´ соб (префикса´ ция) – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например: бежать → добежать, яхта → суперъяхта, информировать → дезинформировать, внук → правнук, общественный → антиобщественный, всегда → навсегда, брать → отобрать, звук → ультразвук, чемпион → экс-чемпион, важный → архиважный, симметрия → асимметрия, мобилизация → демобилизация, организация → реорганизация, модный → сверхмодный. 2. Суффикса´ льный спо´ соб (суффикса´ ция) – способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например: читать → читатель, синий → синеть, белый → белизна, океан → океанарий, экзамен → экзаменатор, комфорт → комфортабельный, два → двое, три → трижды, мяу → мяукать, болото → болотистый, хрипеть → хриплый, белый → белить, два → дважды, академия → академик, акция → акционер, музыка → музыкант, программа → программист, дождь → дождливый, амбиция → амбициозный. Особым видом суффиксального способа является нулева´ я суффикса´ ция (образование деривата посредством нулевого суффикса). Например: синий → синь, тихий → тишь, входить → вход, бегать → бег. Некоторые лингвисты считают, что подобные дериваты образуются флекси´ йным спо´ собом, то есть флексия в структуре данных слов выполняет синкретичную функцию. В школьной практике в подобных случаях обычно используют термин бессу´ ффиксный (или беза´ ффиксный) спо´ соб словообразова´ ния.
3. Постфикса´ льный спо´ соб (постфикса´ ция) – способ образования слова путём присоединения постфикса к целому слову. Например: какой → какой-либо, где → где-то, кто → кто-нибудь. 4. Приста´ вочно-суффикса´ льный (префикса´ льно-суффикса´ льный) способ (префикса´ ция в сочета´ нии с суффикса´ цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и суффикса к основе слова. Например: город → пригородный, звук → озвучить, Москва → Подмосковье, река → междуречье, мышца → внутримышечный, пятеро → впятером, ясный → выяснить, плотный → вплотную, срок → досрочный, билет → безбилетный, берег → побережье, боль → обезболить. 5. Приста´ вочно-постфикса´ льный (префикса´ льно-постфикса´ льный) спо´ соб (префикса´ ция в сочета´ нии с постфикса´ цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. Например: есть → наесться, читать → вчитаться, плакать → расплакаться, мечтать → размечтаться, терпеть → притерпеться. 6. Суффикса´ льно-постфикса´ льный спо´ соб (суффикса´ ция в сочета´ нии с постфикса´ цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например: гордый → гордиться, куст → куститься, невеста → невеститься, ветвь → ветвиться, нужда → нуждаться. 7. Приста´ вочно-суффикса´ льно-постфикса´ льный (префикса´ льно-суффикса´ льно-постфикса´ льный) спо´ соб (префикса´ ция в сочета´ нии с суффикса´ цией и постфикса´ цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса), суффикса и постфикса к основе слова. Например: смех → насмехаться, банкрот → обанкротиться. 8. Сложе´ ние (чи´ стое сложе´ ние) – способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. Например:
светлый и розовый → светло-розовый, оборачиваемость товара → товарооборачиваемость, овощ и хранилище → овощехранилище, защита рыб → рыбозащита, официальный и деловой → официально-деловой, научный и популярный → научно-популярный, русский и английский → русско-английский. 9. Сложно-суффикса´ льный (суффикса´ льно-сло´ жный, сложе´ ние в сочета´ нии с суффикса´ цией) – способ образования сложных слов при помощи словообразовательных средств, использующихся при суффиксации, и словообразовательных средств, использующихся при сложении. Например: железная дорога → железнодорожный, орден и носить → орденоносец, два метра → двухметровый, голова и ломать → головоломка. Особым случаем здесь является сложение в сочетании с нулевой суффиксацией, например: рыба + ловить → рыболов (согласно другой точке зрения – сложно-флексийный). 10. Сраще´ ние (слия´ ние) – «…способ словообразования, при котором производное слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию; синтаксическая связь этого сочетания (управление или примыкание) остаётся живой в структуре производного слова: вечнозелёный, тяжелобольной, умалишённый…» (Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 536). Например: высоко оплачиваемый → высокооплачиваемый, мало исследованный → малоисследованный, быстро растворимый → быстрорастворимый. 11. Аббревиа´ ция (сложносокращённый спо´ соб) – способ образования производных слов (существительных) путём сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например: запись актов гражданского состояния → загс, агропромышленный комплекс → АПК, государственный аппарат → госаппарат, радиостанция → рация, заведующий хозяйством → завхоз, заведующий учебной частью → завуч, заведующий складом → завскладом, военный комиссариат → военкомат, банковский автомат → банкомат. Производное существительное, образованное данным способом, называется аббревиату´ рой. 12. Усече´ ние – способ образования производных слов (существительных) путём усечения производящей основы (производящее – существительное) по аббревиатурному принципу, то есть вне границ морфем. Например: специалист → спец, фестиваль → фест, абитуриент → абитура, заместитель → зам. Лексическое значение производного и производящего тождественны. Производные, образованные усечением, относятся к разговорной лексике. 41 1. Самостоятельные части речи: Имя существительное Разряды существительных по значению Некоторые существительные с окончанием -а, обозначающие признаки, свойства лиц, в И. п. имеют двойную охарактеризованность по роду в зависимости от пола обозначаемого лица: Для существительных склонение — это изменение существительных по падежам. К I склонению относятся существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я), в том числе и слова, оканчивающиеся на -ия: мам-а, пап-а, земл-я, лекци-я (лекциj-а). Ко II склонению относятся существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные м. и ср. рода с окончанием -о(-е), в том числе и слова на -ие: стол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-е (пениj-е). К III склонению относятся существительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п.: пыль-, ночь-. Имя прилагательное Разряды прилагательных по значению Причастие Деепричастие Служебные части речи Предлог
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|