Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы организации поиска и подсчёта резервов.




1. Предмет и объекты АДФХДП, его содержание и задачи.

Предметом анализа и диагностики (АиД)явл. комплексное изучение хоз. деятельности ор-ции с различной формой собственности, направленное на реализацию гл. задач и ее эффективности, отражаемой в системе показателй бизнес плана, учета и отчетности и прочих источников ин-фо. Объектами АХД явл. эконом. рез-ты хоз. деятельности (себестоимость, использ. матер. ресурсов, использ. труд. ресурсов, фин. результаты про-ва, и т. д. ). Задачи: 1) повышение научно-эконом. обоснованности бизнес планов и нормативов (в процессе их разработки). Без глубокого и экон. анализа рез-ов деятельности предприятия за Прош. годы и без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный ваиант управленческого решения. 2) объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнение установленных бизнес-планов и соблюдение нормативов по кол-ву, качеству и структуре выпущенной продукции, выполненных работ и услуг. В торговле основное внимание обращается на объем оптового и розничного товарооборота, на его ассортиментную структуру, на соотношение элементов товарного баланса, качество торг. обслуживания населения. 3) Опред. эконом. эффективности использования трудовых, матер, производственных и финансовых ресурсов. 4) Контроль за осущ. требований коммерческого расчета и оценка конечных фин. рез-ов. Правильная оценка соблюдения принципов коммерческого расчета и фин. рез-ов требует подразделения факторов, влияющих на исследуемые показатели, на зависящие и независящие от предприятия. 5) Выявление и измерение внутр. резервов на всех стадиях производственного процесса. Действительная полезность экон. анализа состоит в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственного процесса. Повышение темпов развития экономики непосредственно зависит от того, приведены ли в действие все имеющиеся в хоз. резервы, соблюден ли непреложный принцип режима экономии-достижение наибольших рез-ов с наименьшими затратами. 6) Обоснование и испытание (проверка) оптимальности УР. Успех хоз. деят. на всех ступенях управленческой иерархии непосредственно зависит отур. рук-ва, от своевременности принимаемых УР. Принять правильное УР, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе предварительного эконом. анализа.

 

2. Виды анализа, его роль в управлении производством.

В основе любого анализа д. б. классификационный признак, позволяющий объеденить основ. задачи по данному признаку. Виды: 1. По задачам аналитических исследований: -предварительный, направлен на опред. обоснованности и напряженности БП, -контроль хода выполнения БП, -оценка рез-ов деятельности, -выявление резервов и путей их мобилизации, -опред. базы для последующего планирования. 2. По времени проведения и характеру принимаемых решений: -предварительный, до осущ. хоз. операций, для обоснования УР, плановых заданий, прогноза ожидаемых рез-ов, -оперативный, самый нужный, необходимый, -последующий (мертво-рожденный), после завершения хоз. операций, для котроля выполения плана, выявления неиспользуемых резервов, объективной оценке рез-ов деят. предприятия. 3. По аспектам исследования: - технико-эконом, в натур. еденицах, делают специалисты (начальники цехов), -фин-экон, в основе стоимость. 4. По преобладающему приему выявления резервов: - сравнительный, -функционально-стоимостной, в его основе минимизация затрат на опред. функцию. Возник в России, -многофакторный, на основе использования матем. методов и ЭВМ. 5. По изучаемым объектам: раб. место-звено-цех-производство-само изделие(затраты на него). -сплошной, -комплексный. 6. По субъектам анализа (кто производит): фискальные органы(налоговая, фон соц. страхования), управленцы на предприятии, акционеры, инвесторы, статистики, обществ. организации(профсоюзы, зав. и независимые). 7. По широте изучаемых вопросов: -полный (комплексный), рассматривает все стороны деят. предприятия, -тематический (целевой) решается опред. цель, сторона деят. пред-тия (более скоротечный). 8. По периодичности проведения и охвату изучаемых явления: -д. б. систематически- начиная со смены, недельный, квартальный и т. д. до n-лет, -единовременный. 9. По способу формирования и обработки ин-фо: -в ручную, -анализ, выполняемый на тех. срествах с ручным вводом исходной ин-фо, -анализ, выполняемый на тех. средствах с автоматизированным вводом исходных данных. Анализ хоз. деят. занимает одно из центральных мест в системе управл. пред-тием. Эта система состоит: планирование-учет и контроль-анализ хоз. деят. Анализ хоз. деят. явл. связующим звеном м/д учетом и принятием УР. В процессе его учетная ин-фо проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых рез-ов деят с данными за Прош. периоды времени, с показ. др. пред-тий, опред. влияние разнообразных факторов нарез-ты хоз. деят, выявляются недостатки, ошибки и др. С помощью анализа хоз. деят. достигается осмысление, понимание ин-фо. И уже на основе рез-ов анализа разрабатываются УР. 1 этап: планирование (изучается потребность и ресурсы) – 2 этап БУ (статистический учет, оперативный учет). БУ дает факт. ин-фо – 3 этап: Эк. анализ (Что повлияло на то, что мы находимся на данном этапе? ) – 4 этап: УР (кто занимается анализом, тот и принимает УР).

 

3. Принципы и метод АДФХДП, его характерные черты.

Принципы: 1. приоритет качественно теоретико-полит. анализа перед качественным, конкретно эконом. анализом. 2. Комплексность. Все надо рассматривать как комплекс. 3. Системность. Производить анализ нужно систематически, пр. ка-й квартал, нужно сравнивать, сопоставлять. 4. Действенность и оперативность. Чем быстрее и оперативнее, тем больше рез-ат и наоборот. 5. Демократизация анализа и диагностики – труд. коллектив д. участвовать в анализе, т. к. все знают в орг-ции и могут дать рекомендации (пр. в Японии). Методология –наука о методах. Метод-характерное для опред. науки способ ее познания. К-я наука д. иметь свой метод. Для экон. анализа хар-но: 1. Комплексность, 2. Системность. Анализ взаимосвяз. с др. науками, базируется на диалектическо-материализме (все находится в движении). К-й хоз. процесс явл. совокупностью его составляющих элементов. Действует з-оны: «Единства и борьбы противоположности», «Отрицание отрицание». Эк. анализ предполагает изучение как полит. так и качественных хар-ик (числ-ть, кол-во матер. качество: материалоемкость, фондоотдача и др). Метод анализа – системный, комплексный подход к изучению рез-ов деятельности хозяйствующего субъекта, выявлению и измерению противоречивого влияния на них отдельных факторов, обощению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными приемами всей имеющейся ин-фо о рез-тах этой деят.

 

4. Методика комплексного АДФХДП: разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей.

Методика – совокуп. спец. приемов и способов комплексного исследвания хоз. процессов. Началом и наиболее важным этапом эк. анализа явл. опред. взаимосвязи м/д показ. и факторами, к-е на него действуют. Факторы – переменные величины, хар. условия в ко-х совершаются хоз. процессы и причины, под влиянием к-х измен. исследуемый показ (установление причинно-следственных связей). при установлении схемы связи нужно иметь в виду: -что они не явл. постоянными (могут меняться), -не следует путать схему связи с формулой исчисления. ПР труда=ВП/Ч (увел. произ-ть труда и как рез-ат будет увел. выпуск про-циии). А=b*c*d*k, A-исслед. показ, b, c, d, k –факторы. Факторы не постоянны, они могут меняться. Все рассматривается как комплекс.

 

5. Организация аналитической работы и оценка потенциала предприятия.

Централизованная – вся ин-фо собирается в одном отделе, но единой методике. Обрабатывают тоже по единой методике. Далее ин-фо поступает рук-лю, к-ый принимает УР. «-» д. сидеть чел, к-й все д. знать. Децентрализованная – т. е. к-ый отдел анализирует свою деятельность, не увязан с общами рез-ми деятельности. «+» к-ый анализирует то, что знает. Этапы проведения анализа: 1. Постановка цели и объекта анализа. Распоряжение или приказ на проведение анализа (от рук-ля). 2. Общее ознакомление с объектами анализа и составление предварительного палана и согласование его с рук-лем. Опред. круг источников ин-фо и исполнителей. 3. Подбор ин-фо, проверка ее на качество и достоверность. Выбор методики проведения анализа. 4. Непосредственное проведение аналитической работы. 5. Подведение итогов анализа (в виде аналитической записки). 6. Разработка прак. предлож (эк, тех, организационных) по мобилизации выявленных резервов, ликвидации выявленных недостатков. Данные прак. предлож. д. содержать: -конкретное мероприятие, -исполнителя, -сроки исполнения, -затраты и источники их покрытия (прибыль, себ-ть).

6. Информационное обеспечение проведения анализа и диагностики деятельности предприятия.

При эк анализе использ источники: 1) Учетные (фин-бух отчетность (ФБО): - баланс Ф1, - Отчет о прибылях и убытках, - Приложен (Ф3 о движ капитала и резервов), - ПБУ, - Аудиторское заключение (для ОАО, все кред банки), - пояснительная записка. 2). Данные бизнес плана. 3). Техническая документация. 4) Рез-ты спец наблюдений. 5). Хоз-правовые документы (приказы, распоряж рук-ля, договоры…) Все перечисленные докум. должны быть проверены на их достоверность. Предварительная проверка: 1) Формальная – арифметическая  проверка, - реквизиты, - преемственность данных, - проверка форм на взаимоувязку (согласованность), Увязки бывают 1. Простые – 1 и тот же показатель содержится в 2-х или нескольких формах, 2. Сложные – когда между разл показателями содерж в разных формах соблюд опред связь, обычно балансовая. 2). Ревизионная – когда возникает необходимость убедиться в к-либо данных, правильность начисления амортизации разл оценки материалов способами оценки материалов.

 

7. Понятие, типы и задачи факторного анализа. Классификация факторов в АХД.

Факторный анализ - методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Типы: 1. Детерминированный (функциональный) – результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы

факторов. 2. Стохастический (корреляционный) – связь м/ду результативным и факторными показ. явл. неполной или вероятностной. 3. Прямой (дедуктивный) – от общего к частному. 4. Обратный (индуктивный) – от частного к общему. 5. Одноступенчатый и многоступенчатый. 6. Статический и динамический. 7. Ретроспективный и перспективный. Этапы факторного анализ: 1 этап. Отбор факторов. 2 этап. Класс-ция и систематизация факторов. 3 этап. Моделирование взаимосвязей м/ду результативным и факторными показателями. 4 этап. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя. 5 этап. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя). Классификация и систематизация факторов: 1. по своей природе: - основные; - второстепенные; 2. по степени воздействия на результаты: - основные, - второстепенные; 3. по отнош. к объекту исследования: - внутренние; - внешние; 4. по зависимости от коллектива: - объективные; - субъективные; 5. по степени распространенности: - общие; - специфические; 6. по времени действия: - постоянные; - переменные; 7. по хар-ру действия: - экстенсивные; - интенсивные; 8. по св-ам отражаемых явлений: - количественные;

- качественные; 9. по своему составу: - сложные; - простые; 10. по ур. соподчиненности: - первого порядка; - второго порядка; - и т. д. 11. по возможности измерения влияния: - измеримые; - неизмеримые.

 

8. Систематизация факторов. Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем.

Системный подход в АХД вызывает необходимость взаимосвязанного изучения факторов с учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и взаимоподчиненности, что достигается с помощью их систематизации (создание факторной системы). По хар-ру взаимосвязи м/ду показ. различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа. Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. Основ. свойства детерминированного подхода к анализу: - построение детерминированной модели путем логического анализа; - наличие полной (жесткой) связи между показателями; - невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели; - изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде. Моделирование - процесс представления исследуемого показателя с факторами, которое передается в форме конкретного математического уравнения. Детерминированные схемы связи (жестко-функциональная зависимость м/д исслед. показ. и факторами, а так же строгое соответствие). Это связи: - аддитивная – заключ. в том, что исслед. показ. рассматривается как алгераическая сумма факторов А=b+c+d+k. Пр: Себ-ть проции=производ затраты (20 счет)+затраты связ. с реализ (44 счет), Цена пред-тия=производ. затраты+затраты, связ. с реализ, +R. – Мультипликативная схема – исслед. показ. представляет собой цепь, состоящую их 2-х или нес-ких факторов сомножителей А=b*c*d*k. Пр: ВП труд. рес = П*q*Ч *bчас (П –чесл-ть раб, сред. год; q – кол-во дней, отрад. 1 рабочим = об. кол-во чел. дней/сред. год. числ-ть раб-ов; Ч-сред. продолжительность раб смены 1 раб-ка = общ. кол-во отработ чел. часов/сред. сумму чел. дней; bчас-часовая выработка, сколько про-ции вырабатывается в час). При мультипликативной схеме связи нужно: 1. произведение любых 2-х рядом расположенных сомножителей д. представлять собой эк. осмысленную величину (показ). 2. Из 2-х показ. в паре факторов сомножителей один рассматривается как количественный, а др. как качественный. 3. При построении данной схемы числитель первой дроби явл. знаменателем последующей дроби (если такое не соблюдается, то формула не верна) – основ. правило. – Комбинированная, вкл. в себя элементы аддитивной и мультипликативной схем связи. Пр: ВП тр=П* q*(Ч урочные+внеурочные часы)* bчас. Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей (моделирования) с целью включения новых факторных показателей. Моделирование мультипликативных и аддитивных моделей осущ. за счет разложения одного из факторных показателей на его сомножители: A= a+b; b=c+d; A=a+c+d или A=a∗ b; b=c∗ d; A= a∗ c∗ d. Степень детализации и расширения модели зависит от цели исследования, а также от возможностей детализации и формализации показателей в пределах установленных правил. Кратные модели преобразуются: 1. Удлинение. Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы. А=a/b, а=а1+а2+а3.; А = a1/b+ a2/b+a3/b= A1+A2+A3. 2. Формальное разложение. A=a/b=a/b1+b2+b3, b=b1+b2+b3. 3. Расширение. Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число. A=a/b+=a*c/b*c=a/c*c/b=A1*a2. 4. Сокращение. Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число. A=a/B=(a/c)/(b/c)=A1/A2. Процесс моделирования сложный и ответственный момент. От реальности и точности моделей зависят конечные рез-ты анализа. Детализация в факторном анализе во многом опред-ся числом факторов, влияние к-ых можно кол-ые оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат след. принципы: - место каждого фактора в модели д. соответствовать его роли в формир-ии результативного показателя; - модель д. строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие; - при написании формулы многофакторной модели факторы д. располагаться слева направо в порядке их замены. Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее опред. способ оценки влияния факторов.

 

9. Использование экономико-математических методов моделирования в АХД.

1. Графический метод. Эти методы связаны с геометрическим изображ. функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. Графики используются для быстрого нахождения значения ф-ций по соответствующему значению аргумента, для наглядного изображения функцион-х зависимостей. В эконом. анализе применяются почти все виды графиков: диаграммы сравнения, диаграммы врем. рядов, кривые распределения. Особенно широко распространены диаграммы сравнения – для сравнения отчетных показ. с плановыми, предшествующих периодов и передовых пред-тий. Для наглядного изображ. динамики эк. явлений использ. диаграммы вр. рядом. С помощью координационной сетки строятся графики зависимости (пр: ур. издержек от объема произвед. и реализ. про-ции). В системе осей координат изображение показ. влияние различных факторов на тот или иной показ. Особое место занимают сетевые графики. Основ. элементы сетевого графика: события, работа, ожидание, зависимость. 2. Метод корреляционно-регресивного анализа широко испол-ся для опред. тесноты связи м/ду показателями не находящимися в функциональной зависимости, т. е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в опред. зависимости. С помощью корреляции решаются задачи: · составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии); · дается кол-ная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции). Корреляция – статистическая взаимосвязь 2-х и более случайных величин (либо величин, к-е можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковым). Изменение 1 или не-ких из этих величин приводят к систематическому измен. др или др. величин. Регрессионный (линейный)-статистический метод исследования зав-ти м/д зависимой переменной Y (наз. критериальной) и 1 или не-ми независимыми переменными X1, X2 (наз. их регрессорами). 3. Метод линейного программирования применяются для реш. многих экстремальных задач, с ко-ми довольно часто приходится иметь дело. Реш. таких задач сводится к нахождению крайних значений (max или min) нек-ых ф-ций переменных величин. Линейное программирование основано на реш. системы лин. уравнений, когда зави-ть м/д изучаемыми явлениями строго функциональна. Пр. исчисляется оптимальная общая произ-ть машин (при заданном ассортименте про-ции), решается задача рационального раскроя материала (с оптимальным выходом заготовок) и пр. 4. Метод динамического программ-ния применяется при реш. оптимизационных задач, в к-х целевая ф-ция или ограничения, или же первое и второе одновр-но хар-ся Нелин. зависимостями. Признаками нелинейности явл. наличие переменных, у к-х показ степени отличается от 1, в также наличие переменной в показ. степени, под корнем, под знаком логарифма. Пр: эк. эффективность про-ва возрастает или убывает непропорционально измен. маштабов про-ва; величина затрат на про-во партии деталей увел. в связи с увел. размеров партии, но не пропорционально им. 5. Матем. теория игр – матем. метод изучения оптимальных стретегий в играх. Игра-процесс в к-м учавствуют 2 и более сторон, ведущих борьбу за реализ. своих интересов. К-я из сторон имеет свою цель и использует некотурую стратегию, к-я может вести к выйграшу или пройграшу, в зав. от поведения др. игроков. 6. Матем. теория массового обслуживания – впервые применялась в телефонном обслуживании, а затем и в др. областях хоз. деят. Метод изучает статистические закономерности поступления требований и на основе вырабатывается реш, т. е. такие хар-ки при к-х затраты вре. ожидания в очереди, с одной стороны, и на простой канал обслуживания – с др. стороны, были бы наименьшими. Эта теория – раздел исследования операций, к-й рассматривает разнообразные процессы в экон, как процессы обслуживания, т. е. удовлетворение запросов, заказов. 7. Матричные методы анализа, основанные на лин-й и векторно-матричной алгебре, применяются для изучения слож. и высокоразмерных структур как на отраслевом ур, так и на ур. пре-тий и их объединений. 8. Эвристические – наука изучающая твор. деят, методы, использ-е при открытии нов. концепции, идей, взаимосвязей м/д объектами и совокуп. объектов, а также методики процесса обучения. Позволяют ускорить процесс решения задачи (мозговой штурм)

 

10. Индексной метод анализа, индексы.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выраж-их отношение ур. данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения.  Сущность индексного способа в том, что размер влияния к-го фактора опред. изолировано путем умножения абсолют. отклонения по данному фактору на величину всех др. факторов сомножителей, причем используемые ранее факторы принимаются в отчетном значении, а не использ. в базисном (к-е наход. слева от рассмот. фактора-отчет знач, справа-базисное). Мощным орудием сравнительного анализа экономики явл. индексы. Индекс - это статистический показ,  представляющий собой отнош. двух состояний к-либо признака. С помощью индексов проводятся сравнения с планом, в динамике, в пространстве. Индекс называется простым (синонимы: частный, индивидуальный), если исследуемый признак берется без учета связи его с другими признаками изучаемых явлений. Простой индекс имеет вид: ip=р1/р0, где p 1 и p 0 - сравниваемые состояния признака. Индекс наз-ся аналитическим (синонимы: общий, агрегатный), если исследуемый признак берется не изолированно, а в связи с др. признаками. Аналитический индекс всегда состоит из 2 компонент: индексируемый признак р (тот, динамика кот-го исследуется) и весовой признак q. С помощью признаков-весов измеряется динамика слож. экон-го явления, отдельные элементы кот-го несоизмеримы. Простые и аналитические индексы дополняют друг друга.

Iр=Сумма р1q1/сумма p0q1 или Ip=cумма p1q0/сумма p0q0, где q 0 или q 1 - весовой признак. С помощью индексов в анализе фин-хоз. деят. решаются основные задачи: -оценка изменения уровня явления (или относительного изменения показателя); -выявление роли отдельных факторов в изменении результативного признака; -оценка влияния измен. структуры совокупности на динамику.
Центральной проблемой при построении аналитических индексов явл. проблема взвешивания. Решая ее, аналитику необходимо сначала выбрать сам весовой признак, а затем - период, на уровне которого берется признак-вес.  1 из этих задач решается путем отыскания системы связанных признаков, произведение кот-ых дает экономически понятный показатель Что касается 2 задачи, то научного обоснования выбора периода весов не существует, в каждом конкретном случае аналитик делает это исходя из задач анализа. Индексы, взвешенные на базовые (q0) или отчетные (q1) значения, имеют разный вид и по-разному могут интерпретироваться. Признак, непосредственно относящийся к изучаемому явлению и характеризующий его кол-ную сторону, назыв-ся первичным или количественным. Первичные признаки объемные, их можно суммировать. Примерами таких признаков явл. численность работающих на предприятии (Ч), величина основных средств (ОС) и т. д. Признаки, относящиеся к изучаемому явлению не непосредственно, а через один или несколько др. признаков и хар-щие качественную сторону изучаемого явления, наз-ся вторичными или качественными. Отличительными особенностями вторичных признаков явл. то, что это всегда относительные показатели, их нельзя непосредственно суммировать в пространстве (исключение - суммирование при расчете нек-ых статистик, например, коэф. регрессии, корреляции и др., когда экон. природа показателя не принимается во внимание). В качестве примера - показатели сред. з/пл, рентабельности и т. п. В анализе выделяют вторичные признаки первого, второго и более высоких порядков. Вторичный признак п-го порядка получается дальнейшей детализацией вторичного признака (n-l)-гo порядка. Связь признаков разных порядков можно проиллюстрировать на примере: Сущ. правило опред. периода для признака-веса: при построении аналитических индексов по вторичным признакам рекомендуется брать веса на уровне отчетного периода, а по первичным - базисного, т. е. Это обусловлено приоритетностью качественных показателей перед кол-ыми: практ. интерес представляет опред. экон-го эффекта от изменения качественного показателя, полученного в отчетном, а не в базисном периоде. Именно этот подход закладывается при реализации метода цепных подстановок в двухфакторных мультипликативных моделях (в многофакторных моделях привлекается еще и понятие вторичности n-го порядка).

 

11. Способы сравнения в анализе, многомерные сравнения, способы приведения показателей в сопоставимый вид.

Сравнение – научный метод познания, когда неизвестное (изучаемое) явление, показатель сопоставляются с уже известными (изученными ранее) для выявления общих черт или отличий между ними. Ситуации, в кот-ых используется метод сравнения: 1. Сопоставление план. и факт. показателей. Оно может использоваться для: - оценки степени выполнения плана; - для проверки обоснованности план-х показ. (используются факт. показатели за 3-5 лет и сред. данные этих показ. сравниваются с план. показателями текущего года); - для выявления резервов произ-ва (факт. данные об объеме произ-ва и произведенных мероприятиях за год сравнивают с план; если план по к-либо мероприятиям не был выполнен, то это можно рассматривать как неиспользованный резерв увел. произ-ва продукции). - для выявления резервов производства (факт. данные об объеме производства и произведенных мероприятиях за год сравнивают с план; если план по к-либо мероприятиям не был выполнен, то это можно рассматривать как неиспользованный резерв увел. производства продукции). 2. Сопоставление факт. показателей с нормами. Оно необходимо для выявления экономии или перерасходов рес-ов на про-тво продукции. Для оценки эффективности их использования в процессе производства и опред. утерянных возможностей выпуска продукции и снижения себестоимости. 3. Сравнение факт. достигнутых рез-тов с данными прошлых лет. Это дает возможность оценить темпы изменения изученных показателей и опред. закономерности развития эк. процессов на предприятии. 4. Сопоставление показателей анализа предприятия с достижениями науки и передовыми показателями рез-ов работы др. пред-ий позволяет выявить новые возможности производства. 5. Сравнение показ. анализа предприятия со сред. показателями по городу или обл. дают возможность выявить новые возможности производства. Виды сравнительного анализа: - горизонтальный – для опред. отклонений от базового уровня (план, прошлый год, средний и т. д. ); - вертикальный – для изучения структуры эк. явлений или процессов; - трендовый – для изучения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к ур. базового года, т. е. при исследовании рядов динамики; - одномерный – для сопоставления одного или нескольких показателей одного объекта или нескольких объектов по одному показателю; - многомерный – для сопоставления рез-ов деят. нес-их предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей. Он необходим для комплексной оценки рез-ов хоз-я производственных подразделений, предприятий и т. д. При многомерном сравнительном анализе проводится сопоставление рез-ов деят. нескольких предприятий по нескольким показателям. Многомерный сравнительный анализ используется для определения рейтинга каждого предприятия в совокуп. предприятий. Способы приведения показателей в сопоставимый вид. Обяз. усл. сравнительного анализа явл. сопоставимость сравнив-ых показателей, предполагающая: -единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; -единство периодов времени, за ко-ые производится сравнение; -сопоставимость усл. производства; -сопоставимость методики исчисления показателей. Способами приведения показ-й в сопоставимый вид явл: нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т. д. Пр: для реализации влияния объемного фактора при анализе суммы затрат на произ-во S = Σ (V ∗ S), необходимо плановую сумму затрат пересчитать на факт. объем прои-ва продукции Σ (V1 ∗ S1) и затем сравнить с факт. суммой затрат S1 = Σ (V1 ∗ S1).

 

12. Способ группировки ин-фо в анализе, использование относительных и сред. величин.

Метод группировки - деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Группировки используются для исследования зависимости в слож. явлениях, хар-ка которых отражается однородными показателями и разными значениями (хар-ка парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэф. сменности и т. д. ). В анализе используются виды: 1) типологические; 2) структурные – для изучения внут. строения показ, соотношения в нем отд-х частей; 3) аналитические (причинно-следственные) – для опред. наличия, направления и формы связи м/ду изучаемыми показателями. По сложности построения группировки бывают простые и комбинированные. Нельзя строить групповые таблицы по случайному или второстепенному признакам. В АХД используются виды относительных величин: 1. планового задания – отношение планового ур. показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за 3-5 предыдущих лет; 2. выполнения плана – отношение м/ду факт. и план. ур. показателя; 3. динамики – деление величин показателя текущего периода на его ур. в предыдущем периоде (темпы роста или прироста), которые бывают базисными и цепными; 4. структуры – относительная доля (удельный вес) части в общем; 5. координации – соотнош. частей целого м/ду собой; 6. интенсивности – характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде; 6. эффективности – соотнош. эффекта с ресурсами или затратами. Сред. величины исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают опред. общие закономерности и тенденции в развитии эк-их процессов. Сред. величины бывают: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и т. д. В анализе необходимо раскрывать содержание сред-х величин, дополняя их среднегрупповыми или индивидуальными показателями.

 

13. Анализ способом цпной подстановки.

Метод цепных подстановок заключ. в опред. ряда промежуточных значений резуль-ого показателя путем последовательной замены баз-х значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результ-го показателя, кроме одного. Сущность способа заключ. в постепенной замене баз. фактора на факт. и полученное произведение сопоставляется с предыдущим, кол-во постановок в зав. от n-фактора будет т-1, общее отклонение исследуемого показ. д. б. равно кол-ву знач. всех факторов. ПР: алгоритм опред. влияния труд. факторов на измен. выпуска про-ции: ВПо=По*qo*ro*bo, ▲ ВПп=П1* qo*ro*bo- По*qo*ro*bo. ▲ ВПq= П1* q1*ro*bo- П1*qo*ro*bo. ▲ ВПr= П1* q1*r1*bo- П1*q1*ro*bo. ▲ ВПb= П1* q1*r1*b1- П1*q1*r1*bo. Т. е. ВП1-ВПо=▲ ВПп=▲ ВПq=▲ ВПr=▲ ВПb. «+» способа: - возможность объединять нес-ко факторов в один обобщающий и наоборот: слож. фактор расчленять на более простые (ПР: ВП=Ч*ПРтр, ВПтр=П*q*r*b=П*q*bднев=П*bгод); -расчеты этим способом не сложны, только сначана нужно найти взаимосвязь. «-» в зав. от выбранного порядка замены факторов, рез-ты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в рез-те применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, кот-й прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако сущ. опред. правила, определяющие последовательность подстановки: - при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение кол-х факторов; - если модель представлена несколькими кол-ми и качественными показателями, то в первую очередь опред. влияние факторов первого порядка, затем второго и т. д. Под количественным факторами при анализе понимают те, кот-е выражают кол-ую определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (кол-во рабочих, станков, сырья и т. д. ). Качественные факторы опред. внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (произво-сть труда, качество продукции, сред. продо-сть раб. дня и т. д. ).

 

14. Анализ способом абсолютных разниц.

Метод абсолютных разниц явл. модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора опред-ся как произведение абсолютного прироста исследуемого фактора на базисную величину факторов, которые находятся справа от него и отчетную величину факторов, расположенных слева от него в модели. ПР: алгоритм расчета выпуска про-ции под влиянием труд. факторов: ВП=П*q*r*b. 1. Опред. влияния измен. сред. год. числ. раб-ов: ▲ ВПп=(П1-По) *q*r*b. 2. Измен. сред. кол-ва от сред. отработанных дней ▲ ВПq=П1*(q1-qo)*r*b. 3. Измен. сред. продолж-ти раб смены ▲ ВПr=П1*q1*(r1-ro)*b. 4. Измен. за счет сред. часовой выработки ▲ ВПb=П1*q1*r1*(b1-bo). ВП1-ВПо=▲ ВПп=▲ ВПq=▲ ВПr=▲ ВПb.

 

15. Анализ способом относительных разниц.

Метод относительных разниц также явл. одной из модификацией способа цепной подстановки. Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных моделях. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат опред. ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах. Для мультипликативных моделей типа у = а*в*с методика анализа след: находят относительное отклонение каждого факторного показателя: ▲ a%=(a1-ao)/ao*100%, ▲ b%=(b1-bo)/bo*100%, ▲ c%=(c1-co)/co*100%. Опред. отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора: ▲ Ya=(Yo*▲ a%)/100. ▲ Yb=((Yo+▲ Ya)* ▲ b%)/100. ▲ Y=((Yo+▲ Ya+▲ Yb)* ▲ c%)/100.

 

16. Анализ способом пропорционального деления и долевого участия.

DрВ де случаев для опред. величины влияния факторов на прирост результативного показателя м. б. использован этот способ. Используется при изучении аддитивных моделей типа и кратко-аддитивного типа Y=сумма Xi и кратко-аддитивного типа Y=a/(b+c+…+n); Y=(a+b+…n)/k. Когда модеть типа Y=a+b+с, то расчет производится: ▲ Ya=▲ Yобщ/(▲ a+▲ b+▲ c) *▲ a, ▲ Yb=▲ Yобщ/(▲ a+▲ b+▲ c) *▲ b, ▲ Yc=▲ Yобщ/(▲ a+▲ b+▲ c) *▲ c. В моделях кратно аддитивного вида сначала необходимо способом цепной подстановки опред, насколько изменился результативный показ. за счет числителя и знаменателя, а затем произвести расчет влияния факторов второго порядка способом пропорционального деления по вышеприведенному алгоритму. Способ долевого участия: сначала опред. доля кА-го фактора в общей сумме их прироста, которая затем умножается на общий прирост результативного показателя: ▲ Ya=▲ Ya/(▲ a+▲ b+▲ c) *

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...