Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налоговый мониторинг по-русски




 

С 1 января 2015 г. в РФ вводится новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг. Его особенность заключается в том, что налогоплательщик добровольно открывает налоговикам доступ к своей финансовой информации. В итоге инспекторы избавляют его от "камералок" и выездных проверок. Плюс ко всему при необходимости с инспекторами предварительно можно будет согласовать налоговые последствия при совершении той или иной нестандартной сделки. Тем самым налогоплательщики могут свести свои налоговые риски к минимуму. Однако новый вид контроля, увы, не для всех. Да и тем, кто под него подпадает, "помониториться" удастся еще не скоро.

 

Основным недостатком действующей до настоящего времени системы налогового администрирования эксперты уже давно называли отсутствие предупредительной стадии налогового контроля. К примеру, в Нидерландах еще в 2004 г. был впервые опробован институт "горизонтального налогового администрирования". Данный опыт впоследствии был признан успешным. И уже сейчас широко применяется в мировой практике (в США, Великобритании и т.д.).

Суть данного вида налогового администрирования сводится к тому, что налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения. В свою очередь налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения. Самое важное здесь, пожалуй, состоит в том, что появляется возможность предварительно согласовать сделку с точки зрения налоговых последствий. То есть все спорные вопросы разрешаются еще до заключения сделки. И если уж налоговая дала добро, то налогоплательщик тем самым оказывается застрахованным от каких бы то ни было налоговых сюрпризов.

Надо сказать, что в России не очень спешили перенимать этот опыт. Аргументы приводились разнообразные - дескать, у налоговых органов может не хватить должной квалификации, чтобы с этой точки зрения оценивать сделки, да и вообще это очень, как говорится, коррупционноемкий порядок. То есть имеется риск, что налоговики на местах начнут брать взятки за то или иное "правильное" для предпринимателей разъяснение, тем самым предоставив им своего рода налоговую индульгенцию.

Как бы там ни было, в 2012 - 2013 гг. горизонтальный мониторинг в качестве пилотного проекта все же был опробован ФНС России и отдельными крупнейшими налогоплательщиками ("МТС", "Интер РАО", "Северсталь" и др.). И этот опыт все же в "верхах" признали успешным (то есть страхи не оправдались). В связи с этим было принято решение ввести в РФ институт налогового мониторинга, что называется, на постоянной основе. Данная идея была реализована благодаря принятию Закона от 4 ноября 2014 г. N 348-ФЗ. Отметим, что при его подготовке учитывались предложения бизнес-сообщества, в том числе от представителей "подопытных" компаний.

 

Общие положения

 

Итак, согласно ст. 105.26 Налогового кодекса (далее - Кодекс) предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организацию. То есть сразу становится понятно - физлицам и предпринимателям можно не беспокоиться.

Более того, обратиться в налоговый орган организация может только при одновременном соблюдении следующих условий:

- совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 300 млн руб. При этом не учитываются налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС;

- суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за тот же календарный год составляет не менее 3 млрд руб.;

- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, также предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.

Если названные условия соблюдены, то организация может подать в налоговый орган по своему по месту нахождения или же месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика заявление о проведении налогового мониторинга. Сделать это нужно до 1 июля года, предшествующего периоду проведения мониторинга. К данному заявлению необходимо приложить:

- регламент информационного взаимодействия по установленной форме;

- информацию о компаниях, о физлицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

- учетную политику для целей налогообложения организации, действующую на момент подачи заявления.

В свою очередь налоговый орган обязан дать ответ организации (вынести решение о проведении налогового мониторинга или об отказе в таковом) до 1 ноября года, в котором получено заявление.

 

Информационный обмен

 

Отдельно стоит остановиться на регламенте информационного взаимодействия, который требуется подать в налоговый орган вкупе с заявлением о проведении налогового мониторинга и иными документами. В этом регламенте должен быть отражен порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов в электронной форме и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в регламенте информационного взаимодействия указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов на случай, если возникнет такая необходимость.

Кроме того, в указанном регламенте прописывается и порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов и объектов налогообложения, даются сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной компании (при условии, что такая система имеется) за правильностью исчисления, удержания, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Иными словами, в регламенте информационного взаимодействия подробно расписывается порядок представления документов, информации, доступа к бухгалтерским базам (системам) и т.п. с тем, чтобы у налогового органа имелась вся информация, которой обладает бухгалтерия предприятия. Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия должны быть утверждены ФНС. То есть "правила игры" (порядок обмена информации) будут известны организации еще до подачи заявления.

 

Порядок проведения налогового мониторинга

 

Статьей 105.29 Кодекса регламентирован порядок проведения налогового мониторинга. Данная форма налогового контроля проводится по месту нахождения налогового органа. Инспекторы фактически в режиме онлайн "следят" за своими "клиентами". В случае если они обнаружат какие-либо противоречивые сведения, то они должны в течение пяти дней запросить у организации необходимые пояснения. На их представление компании дается 10 дней. Также инспекторы вправе потребовать от компании какие-либо иные документы, которые, по их мнению, могут прояснить ситуацию. Документы также нужно направить в налоговый орган в течение 10 дней (по просьбе организации руководитель налогового органа (или его заместитель) указанный срок может продлить).

В любом случае необходимо отметить, что в рамках налогового мониторинга также установлен запрет на повторное истребование документов. То есть если компания уже представляла в инспекцию документы в виде заверенных копий, то дублировать их более не придется.

 

Немного о сроках

 

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представит в налоговый орган заявление о его проведении.

Проведение мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и заканчивается 1 октября следующего за ним года.

Таким образом, по факту налоговый мониторинг "заработает" не ранее чем 1 января 2016 г.

При этом консолидированные группы налогоплательщиков смогут поучаствовать в этом мероприятии только с 1 января 2017 г., подав в налоговый орган соответствующее заявление в 2016 г.

Статьей 105.28 Кодекса регламентирован порядок досрочного прекращения налогового мониторинга. Такой поворот событий произойдет в следующих случаях:

- при неисполнении организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;

- если налоговики выяснят, что организация представляет им недостоверную информацию;

- компания систематически отказывается представить инспекторам необходимые документы или пояснения. Систематически - это два и более раза.

Установив наличие одного из перечисленных обстоятельств, в течение 10 дней налоговики уведомят организацию о прекращении налогового мониторинга.

 

Мотивированное мнение налогового органа

 

Особое значение в рамках налогового мониторинга имеет мотивированное мнение налогового органа. То есть это основной документ, ради чего, собственно говоря, этот мониторинг и вводился. В нем отражается позиция налоговиков по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Мотивированное мнение составляется в двух случаях.

Во-первых, по инициативе самого налогового органа. Это происходит, если инспекторы установят факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов. Данное решение направляется организации в течение пяти дней со дня его составления. Важно отметить, что мотивированное решение, инициатива оформления которого исходит от инспекции, не может быть составлено позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга (то есть до 1 июля года, следующего за тем, в котором проводился налоговый мониторинг).

Во-вторых, в получении мотивированного решения налогового органа интерес может проявить и сама организация. К примеру, если возникли сомнения по налоговым последствиям той или иной сделки (сделок). В этом случае компания направляет в инспекцию запрос о представлении мотивированного мнения. Причем в нем нужно изложить занимаемую организацией позицию. Мотивированное же мнение налогового органа в ответ на данный запрос должно быть направлено налогоплательщику в течение месяца с момента поступления соответствующего запроса. Данный срок может быть продлен еще на один месяц, если инспекторам для выражения своего мнения потребуются дополнительные документы или информация, которые, кстати говоря, они могут истребовать как у самой организации, так и у иных лиц.

 

По взаимному согласию

 

Стоит отметить, что мотивированное мнение, во всяком случае его исходный вариант, не является истиной в последней инстанции. Организация может с ним согласиться или же попытаться инспекторов переубедить.

Так, в случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, который его составил. И в течение трех последующих дней инспекторы должны эти разногласия вместе со всеми имеющимися у них по спорному вопросу документами направить ФНС. Далее проводится так называемая взаимосогласительная процедура. Она проводится руководителем (заместителем руководителя) ФНС, и в нем участвует как инспекция, которая вынесла спорное мотивированное решение, так и представители компании, которая с ним не согласна.

По результатам этих переговоров ФНС уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо об оставлении его в первоначальном виде. И налогоплательщик в течение месяца должен уведомить налоговый орган о своем согласии или несогласии с решением ФНС. Представляется, что в последнем случае выяснять отношения придется уже в суде.

 

Налоговые бонусы

 

В первую очередь, конечно же, организации, подписавшиеся на участие в налоговом мониторинге, по факту подстраховываются от возможных претензий со стороны налогового органа. Ведь получив мотивированное решение, можно, как говорится, спать спокойно. Дело в том, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика, является исполнение мотивированного мнения налогового органа. А если оно окажется ошибочным, что приведет к доначислению налогов, то и пени платить не придется.

Также отметим еще один бонус: в период проведения налогового мониторинга не проводятся камеральные проверки. Из данного правила есть несколько исключений. Так, "камералка" все же может иметь место в следующих случаях:

- когда декларация представлена позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

- если декларация представлена по НДС (по акцизам) с заявленной суммой налога (акциза) к возмещению;

- если представлена "уточненка", по которой налог заявлен к уменьшению или увеличен размер убытков;

- досрочное прекращение налогового мониторинга.

Что касается выездных проверок периода, за который проводился налоговый мониторинг, то в общем случае они также запрещены. Но опять же из этого общего правила есть ряд исключений:

- если имело место досрочное прекращение налогового мониторинга;

- в качестве контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг;

- при невыполнении организацией мотивированного мнения налогового органа. В этом случае выездная проверка, можно сказать, будет тематической - предметом проверки станет правильность исчисления и своевременность уплаты налогов только в соответствии с мотивированным мнением;

- при представлении за этот период "уточненки", в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной декларацией (расчетом). И это тоже логично - налоги-то считали фактически совместно с налоговиками. Откуда же тогда взялась ошибка? Очевидно, что в такой ситуации инспекторам надо разобраться, что к чему.

 

С.Ремчуков

Подписано в печать

16.02.2015

3.2. Возможные варианты решения проблем внесудебных процедур разрешения налоговых споров с применением зарубежного опыта

"Налоги и финансовое право", 2015, N 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...