7. Мы можем не сознавать сваи чувства!
7. Мы можем не сознавать сваи чувства!
Другой вопрос - насколько мы этими ощущаемыми «чужими» и своими (что здесь - одно и то же) чувствами руководствуемся в организации нашего поведения? Насколько знаем о существовании этих чувств вообще? И как ясно осознаем их в каждый конкретный момент? Будем ли мы строить поведение, реализуя эти чувства? Или будем черпать силы в их подавлении? От такого выбора зависят и наша энергетика, и здоровье, и органичность, подлинность проявлений и реакций на нас других людей. От того, как мы относимся к своим чувствам, зависит наше обаяние, место среди людей! Парадокс иногда в том, что абсолютно «закрытые» люди (действующие вопреки чувству) и абсолютно «открытые» (не прячущие первых, «не играных» чувств) окружающих настораживают почти одинаково. Первые трудны открытым людям. Вторые воспринимаются угрозой закрытым.
«И умным кричат: «Дураки, дураки! » А вот дураки - незаметны! » (Булат Окуджава)
Это ни плохо, ни хорошо, это - факт.
8. Наша чуткость или черствость зависит
не от чувствительности, но от умения замечать чувства! Чуткий человек или черствый, по моему мнению, зависит не от способности к непосредственному сочувствию (эта общая способность живых людей есть у всех, и у всех нас примерно одинакова, как одинакова способность слышать и видеть, ее вариациями тут можно пренебречь). Чуткий человек или черствый зависит не от способности к непосредственному сочувствию, но от умения сориентироваться в собственных чувствах, актуализировать их, придать им значение! Не чуткий - не чуток, равнодушен к себе. Чуткий - внимателен к себе, тогда и к другим.
Невнимательный к себе человек - либо без задержек реализует чувства (не тогда, не там, но привычным для себя образом), либо «копит» требующие выражения чувства, превращая их в телесные болезни. Внимательный к себе человек осуществляет свои чувства точно и вовремя. Он сознательно выражает их в деятельности и тратит к обоюдной выгоде энергию эмоций на других в эмоциональном диалоге.
9. Откликается, как кликнешь - закон эмоциональных отношений
«Откликается, как кликнешь! » - в эмоциональном диалоге у этого правила нет исключений. Эмоция, посланная в мир, возвращается многократно усиленной соответствующим откликом на нее всех, кого она касается.
10. Безбожное стремление манипулировать своими чувствами!
В силу нашего отношения к чувствам, в невыгодном положении оказываются как приятные, так и неприятные чувства, как добрые, так и злые! Приятные, добрые чувства - мы пытаемся удержать, и быстро расходуем. Выражаем, размениваем на мелочи, «выпускаем пар на свистки». Ждем от других в ответ на нашу демонстрацию доброты ответа содержательной благодарной заботой о нас. А получаем либо такую же пустую демонстрацию, либо ничего, а чаще раздраженное недоумение нашими необеспеченными претензиями. К сожалению, некоторые на этих своих ошибках не учатся, но обижаются на «несправедливость» ответа. Неприятные, «злые» чувства мы пытаемся скрыть, отогнать, подавить - в результате накапливаем. Невольно напрягаем ими окружающих. Получаем в ответ соответствующий агрессивный заряд. Обижаемся на «несправедливость» ответа: мы же верили, что свою агрессию подавили и ничем не обнаружили. Создаем себе представление о мире, как о недобром. И, оклеветав его в своих глазах, заряжаемся новой порцией злобы, которую снова подавляем, и так далее... При таком неблагоговейном, неуважительном подходе к чувствам своим и чужим мы легче сохраняем взаимную и аутоагрессию.
11. Другой человек - залог возможности нашего существования
Потребность в эмоциональном контакте у нас врожденная. Но и первая приобретенная человеческая потребность у нас - это потребность в другом человеке. Не потребительская, как у домашней собаки, а потребность, чтобы другой был. Другой человек - наша среда - условие - залог возможности нашего существования. Потребность в другом человеке приводит к формированию потребности быть другому нужным, потребности в заботе о другом[182].
12. Только любя, мы становимся людьми (о потребности в другом человеке и ее недосформированности)
Так же, как в детских болезнях, мы осваиваем природную среду, делая ее объектом своей потребности, так и в отношении с первыми людьми, от которых мы зависим (мама, отец, воспитатель, товарищи по играм), мы приобретаем потребность в людях, в их отношениях, укладах, правилах нравственности как в условиях нашего существования. Не сформировав среди людей этих потребностей (в людях, в их выгоде, их благополучии, в оберегании их нравов, устоев), мы остаемся среди людей несориентированными, неприспособленными, без перспективы приспособиться. Чуждые интересам других, мы остаемся не включенными в человеческую среду, не сделавшими ее своей, дрессированными «Маугли». Не сформировав потребностей в людях (в этом главном условии нашего существования), мы остаемся, как если бы ребенок, привыкший «дышать» через пуповину, не сформировал потребность в воздухе, - задыхаемся среди чужих нам людей, остаемся волками в человечьей стае. Дефект формирования потребностей в заботе о других -оборачивается дефектом нравственного чувства, неприспособленностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|