2. Лобная кора и причины дезадаптации здорового человека
2. Лобная кора и причины дезадаптации здорового человека
Адаптационные возможности человека со здоровым мозгом (сохранной лобной корой) в любых совместимых с жизнью условиях практически не ограничены. Дезадаптация - следствие попыток человека осваивать несуществующий мир, несуществующими силами и негодными средствами. Дезадаптированный человек пытается воздействовать на вымышленный, чаще вчера бывший или схематично упрощенный мир[178]. Он ставит цели, достижение которых его не удовлетворит. Так как эти цели вытекают из вымышленных, не существующих у этого живого человека нужд. Такие придуманные нужды могли бы быть, порой, даже считаются человеком обязательными, достойными, но у него их нет! Реально они не выработаны. Поэтому и поведение, и средства, которыми пользуется плохо адаптирующийся человек, либо, отражая его реальные нужды, не соответствует его осознанным намерениям, либо, наоборот, соответствуя осознанным намерениям, не выражают его живых нужд. В обоих случаях они (поведение и средства) противоречиво организованы, плохо эмоционально, интуитивно обеспечены и, поэтому недостаточно соответствуют реальным обстоятельствам. Таким образом, дезадаптация и отсутствие перспективы адаптироваться, нормально осуществлять себя в реальных обстоятельствах - следствие дезориентировки в себе (своих мотивах), в обстоятельствах и в способах собственной деятельности. Адекватная, практическая, не на словах коррекция ориентировки, в себе, обстоятельствах и поведении превращает адаптацию в техническую или интуитивно решаемую человеком задачу.
3. Активность - непременный принцип этого подхода
Психотерапевт - только тогда психотерапевт, когда полезен, когда помогает движению, развитию, большему проникновению в реальность тех, кто с ним сотрудничает. Я ставлю задачу: не с болезнью бороться, но поддерживать здоровье. Выявлять, мобилизовать заброшенные ресурсы, которые сделают болезнь несущественной. Тогда болезнь перестает вызывать усиливающее ее эмоциональное реагирование-подкрепление[179], лишается своего приспособительного смысла. Рассыпается в основе. Лозунг: «Не выдергивать по весне всю прошлогоднюю рыжую траву, а поддерживать молодую, зеленую. Прошлогодняя превратится в перегной сама».
4. Зрелый человек доверяет людям - здоров
Я считаю, что психологически, нравственно зрелый человек, как и открытый опыту, развивающийся ребенок, подросток доверяет людям. Он свободен, не стеснен в отношениях с ними (в быту, в семье, на работе, в учебе - везде). Его конфликты обычно - необходимые, продуктивные столкновения по делу. Они не бывают способом самоутверждаться за счет других, не становятся борьбой за абстрактную идею, чуждую интересам реальных живых людей[180]. Зрелый человек признает право других иметь и отстаивать иное мнение, даже противоречащее его интересам. «Я ненавижу то, что вы говорите, но я готов отдать жизнь за то, чтобы вы имели возможность это говорить! » (Вольтер) - лучше не выразишь это, нравственно зрелое отношение к своему миру. Такой подход бережет от обид не только на сторонников, но и на противников. Он не обижает, так как по-человечески понятен и тем и другим. Признание себя и другого бережет от взаимной личностной агрессии. Оно становится профилактикой неврозов и психосоматических расстройств. Нравственно зрелый человек - здоров.
5. Незрелый взрослый. Его неразрешимый конфликт с миром и его болезнь
Инфантильный, незрелый человек с его «комплексом различия» людям не доверяет.
В отношениях пристраивается к ним не вровень, а «снизу» или «сверху». «Сверху» - в судейско-воспитательскую роль благодетеля, выступающего не как частное лицо, но от имени справедливости. Ему все должны. «Снизу» - в потребительскую роль дитяти, ждущего ото всех опеки, на всех обиженного за неласковость. Такой человек - всегда не свободен, болен. Конфликты его оказываются обидной дракой за самоутверждение по принципу: «Я умный - ты дурак, ты умный - я дурак! ». Они не вытекают из практической необходимости, «не по делу», унижают и себя и других. Такие конфликты, как известно, неразрешимы. Даже прекращаясь внешне, они остаются в скрытой форме гетеро и аутоагрессии. Рождают либо новые конфликты, либо болезни «на нервной почве». Нравственно незрелый человек болен.
6. Эмоциональный контакт - инструмент ориентировки в мире людей
Инструментом, осуществляющим связь между чувствами двух людей, при помощи которого общественные нравственные стереотипы присваиваются отдельным человеком и, с помощью которого формируется, развивается, меняется нравственное чувство, инструментом, благодаря которому человек ориентируется в мире чувств других людей, таким инструментом включения человека в человеческую среду является эмоциональный контакт. Общение в этом контексте - есть ни что иное, как беспрерывный эмоциональный диалог. «Человек - животное, обособляющееся в обществе» (К. Маркс). Становясь людьми, мы не перестаем быть животными -стайными животными. Я не буду здесь рассказывать о «врожденных масках эмоций», о наших безусловных (тоже врожденных) рефлексах на эти маски других животных и людей - эмоциональных рефлексах (Дарвин)[181]. Напомню только, что в стае настороженность одного животного передается всем другим (заражает). Эмоция одного человека передается другим окружающим, заражает, особенно тех, чьих эмоциональных интересов она касается. Мы «заражаем» своими чувствами других и сами «заражаемся» их чувствами. Чувствуем состояние другого и на безусловнорефлекторном эмоциональном уровне эти чувства разделяем и «навязываем» свои.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|