Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. МОРГУН,. капитан 2‑го ранга, член Союза журналистов СССР. Противолодочный ведет поиск




В. МОРГУН,

капитан 2‑ го ранга, член Союза журналистов СССР

Противолодочный ведет поиск

 

Противолодочники. Они всегда находятся на острие атаки, всегда на передовой. В любую погоду по сигналу тревоги они готовы выйти в море для выполнения поставленной задачи – обнаружения и уничтожения подводной лодки условного и реального противника.

«Противолодочный катер, – указано в Военном энциклопедическом словаре, – снабжен современными средствами обнаружения подводных лодок и борьбы с ними, гидроакустическими станциями, бомбометами… Водоизмещение до 300 т и более. Увеличение скорости подводных лодок (особенно атомных) привело к созданию быстроходных катеров (на подводных крыльях и на воздушной подушке). Действует одиночно или в составе поисково‑ ударных групп, сил. Противолодочный корабль – наиболее быстро развивающийся класс корабля».

Мужественные и отважные люди служат на противолодочных катерах. Они свято и непоколебимо соблюдают славные боевые традиции старшего поколения балтийцев‑ противолодочников, которое в годы Великой Отечественной войны наводило страх на немецко‑ фашистских захватчиков. Нынешнее поколение моряков берет на вооружение фронтовой опыт тех, кто в грозные годы войны выходил на вражеские коммуникации, охранял конвои и транспорты от атак вражеских субмарин, кто первым вступал в труднейший поединок с подводным пиратом. И экипаж противолодочного катера старшего лейтенанта Алексея Колесова в этом отношении не исключение. Сегодня у них трудное и ответственное задание – контрольный поиск подводной лодки «противника».

Обнаружат ее своевременно, проведут быструю и неотразимую атаку – значит, овладеют в третий раз почетным призом командира части. А если нет… Вообще, в экипаже такого слова никогда не произносят. Пусть и трудно, а точнее, очень и очень тяжело, моряки‑ противолодочники ко всему привыкли. По‑ другому ведь им нельзя: этими фарватерами, этими курсами в годы войны ходили их отцы и деды.

Посмотрел на карту. Вот в этом районе экипаж старшего лейтенанта Александра Коленко в годы войны обнаружил новейшую подводную лодку с не менее новейшими торпедами в аппаратах. И принял тогда единственно верное решение – атаковать врага, сделать все возможное, чтобы подлодка больше никогда не всплыла. Атака была мастерской, дерзкой и точной. Фашистская У‑ 250 была уничтожена, а ее командир попал в плен к советским катерникам.

…На карте штурмана пролегла еле заметная линия, упирающаяся вторым концом в небольшой, аккуратно очерченный квадратик. Это учебный полигон, где экипажу предстояли поиск подводной лодки «противника», атака на ее уничтожение.

Сосредоточен на ходовом мостике командир катера. Немного пока на его счету походов, да и перечень побед в море можно пересчитать на пальцах. Внимательно наблюдая сейчас за обстановкой, офицер снова мысленно проигрывал план предстоящего поиска подводной лодки. Что будет нелегко, Колесов понимал, ибо хорошо знал командира лодки, моложавого капитана 2‑ го ранга, но уже опытного подводника. Не один раз ставил он «подножку» противолодочникам, которые возвращались с моря, как над ними потом подшучивали, «с носом». Сегодня поединок должен вести экипаж Колесова.

Вариантов у командира было несколько. Решил остановиться на более эффективном – искать лодку на разных курсовых углах – траверзных, кормовых и носовых.

– Товарищ командир! До точки – пять минут!

Голос штурмана капитан‑ лейтенанта Владимира Малиновского вывел Колесова из раздумья. Уверенно себя чувствуешь, когда на борту у тебя опытный навигатор. Штурману, его расчетам командир верил как своим.

– Стоп машины!

Затрещали и смолкли машинные телеграфы, и катер по инерции немного прошел вперед. Глядя на небольшую волну, Колесов подумал о том, что с гидрологией моря ему сегодня повезло. Если о ней можно так говорить, то она в норме.

 

– Открыть гидроакустическую вахту! Средняя – малый вперед.

Началась работа в полигоне. Сколько она будет продолжаться, предугадать никто не мог. Времени на поиск подводной лодки, как выразился один из моряков, отводится ровно столько, сколько необходимо для ее обнаружения. Несколько замысловато, мудрено, но точно. Ну, а не найдешь, возвращайся в базу с «носом», слушай подначки сослуживцев по поводу пули, выпущенной «в белый свет, как в копеечку».

Рулевой матрос Юрий Романов доложил курс катера.

– Держать двести тридцать градусов!

Противолодочный катер шел зигзагами. Но море молчало. Молчала и рубка акустиков. И от этого настроение Колесова взяло направление к отметке «хмуро». Помощник командира мичман Михаил Комарь, видимо, почувствовал, что сейчас творилось на душе у офицера. Вполголоса спросил:

– Разрешите объявить аварийную тревогу?

И вскоре по катеру разнеслись резкие трели звонков. «Молодец помощник, – благодарно подумал командир. – И меня от мрачных мыслей отвлек, и экипаж».

В машинном отделении моряки боролись за живучесть со всей серьезностью и ответственностью. А тут посредник «подкинул» вводную, что хоть плачь. «Пробоину» обозначил в таком месте, что и не подобраться к ней. А нужно, просто необходимо заделать, да притом, как говорится, намертво. Качество работы посредник проверит лично. И не дай бог, если кто‑ то в чем‑ то схалтурит. Посмотрит так, что не по себе станет. Помолчит, а потом тихо‑ тихо спросит:

– А если бы это произошло в боевой обстановке, в то время, когда катер выходит в атаку? Вы не только задачу сорвали, но и погубили бы корабль, людей. Не ожидал от вас, не ожидал.

Провинившийся моряк готов в эти минуты сквозь землю провалиться от стыда. Добросовестно работают моряки, с огоньком, хотя иногда и подшучивают незлобно по поводу фамилии своего мичмана, когда тот проверяет качество заделки пробоины.

– Товарищ мичман! Надежно сработали. К нашей работе, как в пословице, даже комар носа не подточит.

– Так то комар, а я Комарь, – бросает в ответ мичман, но по лицу видно, что подчиненными он доволен.

Звучали доклады о заделанных пробоинах, укрощенных пожарах, и только того, который хотел услышать командир противолодочного, не было.

А из рубки акустиков монотонно звучал один и тот же доклад:

– Горизонт чист.

– Горизонт чист.

– Горизонт чист.

«Словно иголку в стогу ищем», – недовольно поморщился Колесов.

А тут еще все время молчащий посредник, офицер вышестоящего штаба, словно над душой стоит. За время выхода в море не проронил ни одного слова, но часто делает пометки в своем «черном кондуите». Что, интересно, он там фиксирует? Мысль о посреднике вскоре исчезла, словно того и не было на мостике. «У него свое дело, – подумал Колесов, – у меня свое. Мне надо как можно быстрее отыскать лодку и атаковать ее. Только вот как? » Вспомнился эпизод времен Великой Отечественной войны, когда такой же, как он сейчас, старший лейтенант в составе охранения вышел на своем МО‑ 124 в море. В темную зимнюю ночь гидроакустик «морского охотника» установил контакт с вражеской подлодкой и катер успешно атаковал ее. Сбросив бомбы, «сто двадцать четвертый» повернул на обратный курс, снова установил контакт и опять произвел бомбометание. Предполагая, что подводный пират решил отлежаться на грунте, катерники в третий раз легли на боевой курс.

Командир катера бил врага наверняка. Умело используя маневр, хорошо изучив тактические приемы врага, он действовал не стандартно, а сообразуясь с обстановкой, находя единственно верный из тысячи шанс. И хотя времени, образно говоря, было в обрез, старший лейтенант сумел выйти из трудного поединка победителем. Звали его Николай Дежкин. Всего же за годы войны он сделал практически невозможное: на счету его бесстрашного экипажа были три потопленные фашистские лодки. А ведь технику военных лет не сравнить с нынешней. Что, если…

Снова склонился над картой. Какими только курсами не прошли, а все без толку. А время идет. Уже совсем стало светло, и над морем медленно плыли белые, розовые, подкрашенные невидимым солнцем, облака. Мысль, пришедшая сейчас командиру, была удивительно простой, но ее следовало тут же проверить.

– Самый полный вперед! Курс сто восемьдесят градусов.

Капитан‑ лейтенант Малиновский посмотрел на улыбающееся лицо командира, но ничего не сказал. Зато Колесов, не скрывая радости, объяснил штурману:

– А вдруг мы сами на «крючке» у подводников? Они обнаружили нас первыми и ходят теперь за нами на кормовых курсовых углах. Необходимо, на всякий случай, оторваться, а потом лечь на обратный курс. Пока лодка будет искать потерянный контакт, на это уйдет немало времени. Тут мы ее и накроем.

– Так‑ то оно так. И все же, на мой взгляд, лучше пользоваться старыми методами поиска. Так надежней.

– Консерватор вы, штурман, – засмеялся Колесов. – Знаете пословицу: «Риск – благородное дело»? Добавляю, что риск у нас оправданный.

Малиновский неопределенно пожал плечами: ты, мол, командир, тебе и решать. Тем более что противолодочный, словно пришпоренная лошадь, несся уже над волнами. Решение Колесова штурману поправилось и оригинальностью, и смелостью. Он и сам подумал было – не играют ли с ними подводники в кошки‑ мышки, не поменялись ли они ролями? Вариант, предложенный Колосовым, был сейчас, как никогда, кстати, и его следовало проворить.

– Стоп машины. Рулевой, ложимся на обратный курс.

Посредник внимательно прислушивался к разговору командира с подчиненными, но молчал. Колесов, когда поворачивался в его сторону, поеживался. Пословица «На войне, как на войне» к нынешней ситуации никак не подходила. На войне посредников не было, а этому ничего не стоило сейчас вывести из строя ну если не весь экипаж, то половину уж точно. Всего несколькими словами. Потому и пробирался неприятный холодок в душу командира: а вдруг и он, Колесов, окажется в числе выбывших? За подчиненных был уверен, но чем черт не шутит, когда бог спит!..

Посредник безмолвствовал. И если бы Колесов мог читать сейчас мысли своего мучителя, то наверняка от радости бы засмеялся. В полный голос. Полной грудью. Офицер штаба уже отметил про себя грамотные действия не только экипажа катера, но и его командира – старшего лейтенанта Колесова. Но это все было пока мысленно. Окончательный итог подведет атака, если, конечно, она состоится. Время – вещь неосязаемая, но чувствительная и конкретная. И сейчас оно работало не на экипаж. Пока…

Командир противолодочного спустился в рубку акустиков. Старшина 2‑ й статьи Виктор Широкий виновато посмотрел на Колесова. В глазах моряка офицер прочитал: «Все, что мог, делал, товарищ командир».

– Сейчас, Широкий, от вас требуется предельная внимательность. Слушать вот по этим углам. При обнаружении цели имейте в виду, что она сразу же станет менять курс, скорость, глубину…

– Мне бы ее только «зацепить», – проговорил старшина. – А там она никуда не денется.

– Вот и хорошо. Только не спеши говорить «гоп».

Катер лег на обратный курс. Несмотря на холод, Колесов снял рукавицы, откинул капюшон реглана. Поручни ограждения сжал руками так, что побелели костяшки пальцев. По расчетам, если предположение его окажется правильным, акустик обнаружит подводную лодку через десять – двенадцать минут. Взглянул на часы. Секундная стрелка, словно издеваясь, медленно‑ медленно перепрыгивала с деления на деление. Акустики молчат, хотя доклад уже должен поступить. Главное – спокойствие.

– Горизонт чист.

И тут же долгожданное:

– Эхо по пеленгу… Дистанция…

«Сейчас начнется, – весело подумал офицер. – Ох и пляска будет! Это уже хорошо, это по мне. Вот грамотеи так грамотеи! И как я раньше не раскусил их «орешек». Теперь мне и черт, а точнее посредник, не страшен. Вот случай, когда можно цыплят по осени считать».

А из рубки акустиков все неслось и неслось:

– Протяженность цели… Предполагаю контакт с подводной лодкой. Пеленг на цель меняется вправо… Дистанция увеличивается…

«Нет, братцы‑ подводники. Вы в силках. Трудно вам будет от нас уйти. И так достаточно за нос поводили», – размышлял про себя Колесов.

– Учебная тревога!

Теперь предстояло главное: определить, какой способ атаки выбрать и какое оружие использовать. Командир противолодочного решил действовать наверняка – торпедный залп и бомбовый удар. На скользкой палубе у торпедного аппарата уже колдовал матрос Виктор Карасенко. Противолодочный лег на боевой курс.

– Торпедная атака! Атака подводной лодки.

Эта команда заставляет собраться всех – и молодого матроса, и уже опытного воина. Каждый из них хорошо понимает: торпедная атака – это плод усилий всего экипажа, результат их специальной и морской выучки. Вот почему в такие моменты все моряки сосредоточены и даже немного суровы. На лице каждого решительность, жестокость. Люди, техника словно сливаются в одно целое, чтобы через несколько секунд по короткой, но хлесткой команде перевести дыхание.

– Пли!

Сигарообразное тело торпеды мягко коснулось воды. Поднялся фейерверк брызг, и торпеда тотчас же исчезла в зеленовато‑ изумрудной волне, несясь навстречу «противнику». А противолодочный ложился уже на новый боевой курс. Теперь предстояло бомбометание. Черные, словно бочки, глубинные бомбы одна за другой скатывались с палубы и исчезали в кипящем буруне.

– Кажись, дело сделано, штурман.

Малиновский серьезно поглядел на командира и, повернув голову через левое плечо, сделал вид, что верит в приметы и боится сглазить.

– Опоздали, раньше надо было это делать, – засмеялся Колесов.

Засмеялся и штурман. Он смотрел на командира и радовался за него. Молодо, но не зелено. Есть у Колесова то, что моряки называют командирской интуицией или предвидением. Прошлый раз «купил» подводников тем, что застопорил машины, и они сами попали в капкан противолодочников. А чуть раньше рассчитал галсы так, что, как говорится, и мышь не проскочила бы. «Хотя при чем тут мышь? – улыбнулся своему сравнению штурман. – Надо же такое придумать».

А Колесов сейчас размышлял о другом. Хотя и победил он сегодня, но урок получил неплохой. Просчитался немного. Просчет его заключался в том, что заранее, на подходе к полигону, не приказал открыть гидроакустическую вахту, не изменил курс на подходе к заданной точке. Именно этим и воспользовались на подводной лодке. Зная примерный курс противолодочного из базы, командир лодки подкараулил его и долго ходил, образно говоря, по пятам катерников. В реальном бою для Колесова это бы дорого обошлось.

Подошел посредник, склонился над картой.

– Чем было вызвано принятие такого решения на атаку, командир?

Старший лейтенант хотел было рассказать про Николая Дежкина и героический экипаж МО‑ 124, но вовремя остановился. Посреднику нужны не слова, а факты. Обосновывал свое решение неторопливо, спокойно. И в этой нарочитой медлительности опытный офицер штаба видел уже тактически зрелого командира, способного вести боевые действия по‑ современному, с учетом сложившейся обстановки умело использующего фронтовой опыт. В эти минуты он тоже подумал о старшем лейтенанте Дежкине и его подчиненных, мысленно сравнил его с Колесовым и улыбнулся. Выделить кого‑ либо не решался. Оба командира были хороши. Только каждый по‑ своему. Не повторяясь.

Противолодочный лег на курс в базу. И все время акустик поддерживал контакт с подводной лодкой. На кромке полигона поступил доклад Широкого:

– Сейчас лодка будет всплывать.

И точно. На горизонте показалась черная рубка, с которой сразу же замигал прожектор.

– Нас вызывают, товарищ командир. Благодарят за отличную работу.

Мощно пели свою песню машины. Радостное настроение было у командира противолодочного катера старшего лейтенанта Колесова. Он верил в свой экипаж, а экипаж был уверен в своем командире. И только такое взаимопонимание может привести к успеху. Сегодняшний день еще раз подтверждал эту истину. Радость победы над опытным «противником» быстро прошла. Противолодочный самым полным спешил к далекому берегу. Командир мысленно готовил доклад флагману. Он должен быть лаконичным, но емким. Примерно таким: «Задание выполнил. Экипаж действовал в пределах нормы и к выходу в море готов». А сам подумал: «Ведь мы – противолодочники…»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...