Классификация центров ответственности
ПО объёму полномочий и обязанностей руководителей центров ответственности выделяют: центры затрат, продаж, дохода, прибыли, капитальных вложений, инвестиций, контроля и управления. По задачам и функциям центры ответственности обычно рассматривают как основные и обслуживающие Однако обычно выделяют и рассматривают три основных типа центров ответственности (в основе этой классификации лежит критерий финансовой ответственности их руководителей, определяемый широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной на них ответственности): 1.Центр затрат (контролирует только затраты); 2.Центр прибыли (контролирует затраты и поступления, но не инвестиции); 3.Центр инвестиций (контролирует затраты, поступления и инвестиции в собственные активы). Соответственно этой классификации отчеты составляют по расходам, по прибыли и по срокам окупаемости. Руководитель центра должен нести финансовую ответственность за принятые обязательства по выполнению заданий. При этом каждый центр может выполнять самые различные функции (производства, маркетинга, технических разработок, учета, контроля и т.п.). Это связано с тем, что объектом центра выступает определенное лицо, а не отдельно взятые функции или средства. Центры затрат. Если система управления измеряет расходы (затраты), возникшие в центре ответственности, но не измеряет его продукцию в виде дохода, то такой центр ответственности называется центром затрат. У каждого центра ответственности есть на выходе продукция, то есть он совершает работу. Однако во многих случаях измерение этой продукции в виде дохода либо невозможно, либо не нужно. К примеру, будет очень сложно измерить денежное содержание продукции бухгалтерского или юридического подразделения или отдела кадров. Управляющий центра затрат обладает наименьшими управленческими полномочиями и поэтому несёт минимальную ответственность за полученные результаты, он подотчетен только в области затрат. Система управленческого учёта нацелена в этом случае лишь на измерение и фиксацию затрат на входе в центр ответственности. Результаты деятельности центра ответственности (объём произведённой продукции, оказанных услуг выполненных работ) не учитываются.
Другими словами, центром затрат является то структурное подразделение предприятия, в котором имеется возможность организовать нормирование, планирование и учёт издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования. Центр затрат может быть как достаточно большим (завод или администрация крупной фирмы), так и малым (рабочее место). Следовательно крупные центры затрат могут состоять из более мелких. Степень детализации центров затрат от предприятия к предприятию различна и зависит от целей и задач, поставленных руководством перед менеджером по контролю затрат, закреплённых за центром ответственности. Центры затрат могут работать в двух направлениях. Согласно принципу эффективности оптимальным будет решение, позволяющее реализовать одну из двух задач: 1)получить максимальный результат при определённом заданном уровне вложений; 2)довести до минимума вложения, необходимые для достижения заданного результата. Обязательным условием планирования и оценки деятельности любого центра ответственности, в том числе и центра затрат, является разделение его издержек на две категории – регулируемые и нерегулируемые (или контролируемые и неконтролируемые). Регулируемые затраты подвержены влиянию менеджера центра ответственности, на нерегулируемые он воздействовать не может.
Кроме этого центры затрат характеризуются следующими чертами: -это наиболее широко используемый тип децентрализации; -центры затрат могут изменяться в размере от подразделения с несколькими работниками до целого промышленного завода; -могут существовать внутри других центров затрат; -могут быть организованы везде, где можно определить и измерить по отношению к данной структурной единице выпуск и затраты, необходимые для производства единицы продукции; -цель менеджера центра затрат – долговременная минимизация издержек; -оцениваются на основе сметы и отчёта о фактических затратах. Центры прибыли. Центр прибыли напоминает бизнес в миниатюре. Как в отдельной компании, у него есть отчет о прибыли и убытках, в котором показываются доход, расходы и прибыль. Большая часть решений руководителя центра прибыли имеет воздействие на данные этого отчета. Поэтому отчет о прибыли и убытках для центра прибыли является основным документом управленческого контроля. Так как деятельность менеджеров центров прибыли измеряется прибылью, у них есть стимул принимать решения по входам и выходам, которые увеличат объявленную прибыль их центров. Центры прибыли работают так, как если бы имели свой бизнес, поэтому они являются хорошим тренажером чувства ответственности генерального руководства. Использование концепции центра прибыли – один из важнейших инструментов, позволивших децентрализовать в больших компаниях ответственность за прибыль. Для того чтобы центр ответственности стал центром прибыли, необходимы следующие условия: следует предоставить менеджеру центра ответственности больше полномочий в принятии решений по количеству и качеству выпускаемой продукции или по отношению количества продукции к затратам. При этом должен осуществляться контроль руководителя центра прибыли за входами и выходами; следует увеличить объем бухгалтерских записей для измерения продукции в виде дохода, а центры ответственности, получающие эту продукцию, должны учитывать себестоимость приобретенных товаров и услуг. Управляющий центра прибыли – подотчетен в затратах и выручке. Итак, основными характеристиками центров прибыли являются:
-менеджер такого центра должен иметь право контролировать продажную цену (внешнюю или трансфертную, условную внутреннюю цену), объём реализации (фактической реализации на сторону или условий внутрифирменной реализации) и все статьи отчётных издержек; -оцениваются посредством разработки отчётности, имеющей много общего с отчётом о прибыли на уровне всей организации, на предмет выполнения планового объёма реализации и плановых издержек. Центры инвестиций (центры капиталовложений). Центр инвестиций – это центр ответственности, в котором менеджер является ответственным за использование активов наряду с прибылью. В центре инвестиций от управляющего ожидается получение удовлетворительной отдачи от вложенных основных средств в центре ответственности. Метод центров инвестиций обычно используется в подразделениях, производящих и продающих набор товаров или осуществляющих комплекс услуг и значительно влияющих на свой собственный уровень основных средств. Этот подход позволяет “вовлечь менеджеров в свой собственный бизнес” в большей степени, чем при использовании центра прибыли. Отчеты о деятельности показывают не только количество полученной центром инвестиций прибыли, но и величину основных средств, использованных для ее получения. Очевидно, это более полноценный отчет о деятельности подразделения. В то же время возможные недостатки, перечисленные выше для центров прибыли, в центрах инвестиций существуют в более яркой форме. Управляющий центра прибыли инвестиций – подотчетен в затратах, выручке и капиталовложениях. Классификация затрат Затраты отражают стоимость ресурсов, использованных в процессе деятельности предприятия по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Затраты следует отличать от денежных расходов предприятия. Например, если предприятие произвело закупку сырья на годовую производственную программу, оно произвело денежные расходы, которые превратятся в затраты по мере производства и реализации продукции из этого сырья.
На практике применяются различные методы классификации затрат: • до статьям затрат; • по экономическим элементам; • по динамике затрат относительно объема выпуска; • по возможности отнесения на выбранный объект калькуляции (например, продукцию, заказ и др.); • по степени регулируемости. Цель любой классификации затрат - помочь руководителю в принятии правильных, рационально обоснованных решений: ведь принимая решения, менеджер должен знать, какие затраты и выгоды оно за собой повлечет. Поэтому суть процесса классификации затрат - выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель. Релевантными (т. е. существенными, значимыми) называют затраты и доходы выражающие будущий прирост денежной наличности предприятия, величина которого зависит от рассматриваемой альтернативы. Релевантными могут быть только будущие затраты и доходы, и только те, величина которых различается по вариантам. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время вмененные издержки (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческого решения. Релевантность или нерелевантность той или иной группы затрат зависит от специфики принимаемого управленческого решения. Поэтому принципы классификации затрат зависят от задач, стоящих перед менеджером в настоящий момент. Таблица 1 Классификация затрат относительно задач менеджера
В целях управления затратами их можно разделить на три группы по степени регулируемости: полностью, частично и слабо регулируемые. Признаки различных групп затрат перечислены в табл. 2. Таблица 2 Классификация затрат по степени регулируемости
Степень регулируемости затрат коррелирует с функциональными областями, где возникают затраты. Полностью регулируемые затраты возникают прежде всего в сферах производства и распределения продукции. Произвольные затраты имеют место главным образом в НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), маркетинге и обслуживании клиентов. Слабо регулируемые (заданные) затраты возникают во всех функциональных областях. Сравнительная характеристика полностью регулируемых и произвольных затрат представлена в табл. 3. Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного предприятия: применяемой технологии, типа организационной структуры, корпоративной культуры, а потому универсальной методики классификации затрат по степени регулируемости не существует - ее можно разработать только в привязке к конкретному предприятию. Таблица 3 Сравнение полностью регулируемых и произвольных затрат
Для затрат любой группы существует один или несколько факторов, определяющих их величину, - факторов возникновения затрат (cost drivers). В целях управления затратами необходимо определить: • от каких факторов зависят данные затраты; • каковы параметры этой зависимости (коэффициенты пропорциональности). Во многих случаях фактором, определяющим величину затрат, является объем выпуска (например, так происходит с затратами на материалы, заработную плату рабочих, энергоресурсы). Однако многие затраты не зависят от объема выпуска: их величина определяется иными факторами. Воздействуя на факторы, менеджер может управлять затратами, представленными в левой графе. Например, для снижения затрат на оформление заказов и на переналадку оборудования директор предприятия должен стремиться к увеличению доли крупных заказов, возможно, путем предоставления скидок за размер заката. Если размер скидки меньше экономии от снижения затрат на оформление заказа и переналадку оборудования, прибыль предприятия в результате увеличится. Другой пример: для увеличения объема выпуска планируется перейти с двухсменного режима работы на трехсменный. При этом менеджеру следует заранее предусмотреть рост затрат на техническое обслуживание оборудования. В значительной мере факторы возникновения затрат определяются спецификой предприятия - технологией производства, организационной структурой, схемой взаимодействия с поставщиками и потребителями и др. Но все же для любого предприятия фактором, наиболее существенно влияющим на величину и динамику затрат, является объем производства и реализации продукции (работ, услуг). Для анализа зависимости затрат, выручки и прибыли предприятия от объема его деятельности, а также для принятия решений по управлению затратами используется специальный аналитический инструментарий: модель «затраты - объем - прибыль». АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|