Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель «затраты - объем - прибыль»




Модель «затраты - объем - прибыль» характеризует зависимость за­трат, выручки и прибыли предприятия от объема производства и реализа­ции продукции (работ, услуг).

Основой модели является бухгалтерский подход к изучению поведения затрат, который основан на ряде допущений:

1. Единственным фактором, влияющим на поведение затрат, является объем производства;

2. По отношению к объему производства все затраты подразделяются на переменные (ПИ) и постоянные (ПОИ);

3. Переменные затраты изменяются пропорционально объему производства;

4. Постоянные затраты не зависят от объема производства;

5. Существует линейная взаимосвязь между затратами и объемом;

6. Рассматривается только один продукт;

7. Уровни запасов не меняются;

8. Эффективность производства, оборудование, технологии не меняются;

9. Неопределенность отсутствует.

 

ОПпл

Рис. 1. Зависимость выручки, затрат и прибыли от объема производства и реализации продукции

 

Переменными называются те издержки, которые изменяются про­порционально объему производства и реализации продукции. Примерами могут служить затраты на основные материалы, комплектующие изделия, транспортные расходы и др.

Постоянными являются те затраты, величина которых не зави­сит от объема производства и реализации продукции, а определяется другими факторами (чаще всего - длительностью рассматриваемого пе­риода). Примером постоянных затрат может служить арендная плата за помещение, амортизация и др.

Суммарные переменные затраты увеличиваются пропорционально объ­ему, а суммарные постоянные затраты остаются неизменными при любом объеме выпуска. Общие затраты равны сумме постоянных и переменных затрат Формулы следующие:

ВИ =ПОИ+ПИ=ПОИ+СПИхОП

где ПИ, СПИ - переменные затраты на объем и единицу выпуска и реализа­ции продукции;

ОП - объем выпуска и реализации продукции (работ, услуг);

ПОИ = const. то есть постоянные затраты;

ВИ – валовые издержки.

На основе зависимости затрат от объема производства можно опреде­лить зависимость прибыли от объема: ведь прибыль предприятия - это разность между выручкой (ВР) и затратами. На рис. 1 эта зависимость представлена в графической форме. Выручка (ВР) изменяется прямо про­порционально объему реализации. При объеме производства и реализации ОП = ОПкр выручка равна затратам, а прибыль предприятия нулевая. Эта точка называется точкой безубыточности.

Значение ОПкр можно рассчитать аналитическим путем. Прибыль предприятия можно определить по формуле:

ВР=ЦхОП=ПОИ+ПИ+ПР =ПОИ +СПИхОП+ПР

ПР- прибыль.

ОПкр соответствует такому объему выпуска, при котором ПР=0:

ОПкр =ПОИ/(Ц-СПИ)\

Пример

Определить, есть ли смысл организации приобрести, станок для изготовления тары за 480 000 руб., способный производить 3500 изделий за год, если рыночная цена этой тары 50 руб., прямые затрать; на единицу 30 руб., а возможность внутреннего потребления и сбыта 2300 ед. Срок полезного использования станка — 10 лет.

Экономически оправданная эксплуатация станка для производства тары начинается с нижнего предела продаж, определяемого с помощью расчета, лежащего в основе определения ТКОП. При этом возникают дополнительные постоянные расходы в сумме амортизации станка, исчисляемые по 10%-ной ставке (100%: 10 лет).

В итоге:

 

ОП кр = 480000 *0,1/ (50-30) = 2400 изд.

Поскольку потребность в таре и возможности ее сбыта не превышают 2300 изделий, приобретение станка неоправданно. Но если он будет использоваться с полной загрузкой, т.е. производить 3500 ед. и все изделия будут реализованы вместе с продукцией предприятия или отдельно, эта сделка будет эффективной и принесет организации 22 000 руб. дополнительной прибыли в год:

 

3500 *50-480 000* 0,1 – 3500* 30 = 22 000 (руб.).

Величина (Ц-СПИ) - разность между ценой единицы продукции и пере­менными затратами на ее производство - называется маржинальным доходом на единицу продукции, или удельной маржинальной прибылью.

Маржинальный доход - это та часть выручки от реализации, которая остается на покрытие постоянных затрат и образование прибыли. Мар­жинальный доход на объем выпуска можно определить по формуле:

ВM=ВР-ПИ =ПР+ПОИ

где В М- валовая маржа или совокупный маржинальный доход предприятия.

Если объем производства и реализации продукции меньше точки безубыточности, маржинального дохода не хватает на покрытие всех постоянных затрат и предприятие работает с убытком. В точке безубыточ­ности объем маржинального дохода в точности равен сумме постоянных затрат, а на прибыль ничего не остается. Если объем производства и реали­зации больше ОПкр, объем маржинального дохода больше суммы постоянных затрат, так что предприятие получает прибыль: чем больше объем производства, тем больше прибыль. Доля маржинального дохода в выруч­ке предприятия характеризуется особым показателем - коэффициентом выручки, рассчитываемым по формуле:

Квыр = (Ц-ПИ)/ВР

Коэффициент выручки показывает, сколько рублей маржинального дохода получает предприятие с каждого рубля выручки. С одной стороны, чем больше коэффициент выручки, тем большая часть выручки остается на погашение постоянных затрат и образование прибыли. Поэтому при ста­бильно высоких объемах выручки предприятию выгоден высокий коэффи­циент выручки.

С другой стороны, высокий коэффициент выручки свидетельствует о высокой чувствительности прибыли к колебаниям объема производства, а в условиях нестабильной ситуации на рынке предприятие рискует получить убыток. Таким образом, оптимальное значение коэффициента выручки зависит от специфики конкретного предприятия и отрасли, в которой оно работает.

Другой показатель, характеризующий рискованность деятельности предприятия - «запас прочности». Он рассчитывается как разность между фактическим объемом производства и точкой безубыточности:

Чем больше запас прочности, тем стабильнее положение предприятия, тем меньше риск получения убытка в результате колебаний объемов произ­водства и реализации.

Точку безубыточности и запас прочности можно рассчитывать не толь­ко в натуральном, но и в стоимостном выражении, что особенно важно для предприятий, выпускающих широкий ассортимент продукции.

Точка безубыточности в стоимостном выражении соответствует объему реализации, обеспечивающему предприятию нулевую прибыль. Ее можно определить умножением точки безубыточности в натуральном вы­ражении на цену единицы продукции:

Точку безубыточности в стоимостном выражении также можно опреде­лить путем деления постоянных затрат на коэффициент выручки:

Запас прочности в стоимостном выражении (ЗФП) - это разница меж­ду фактическим значением выручки и точкой безубыточности в стоимост­ном выражении:

ЗФП=(ОПпл-ОПкр)/ОПкр

Если предприятие имеет положительный запас прочности, т. е. на гра­фике безубыточности находится справа от критической точки, его прибыль равна сумме удельного маржинального дохода от всех единиц про­дукции, произведенных сверх критического объема:

Таким образом, любое изменение объема реализации вызывает еще бо­лее сильное изменение прибыли. Этот феномен называется эффектом опе­рационного рычага.

Сила операционного рычага - это отношение маржинальной прибыли к собственно прибыли:

СВОР=ВМ/ПР,

где СВОР - сила воздействия операционного рычага.

Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1 %:

%ΔПР=%ΔОП х СВОР

т. е. если прибыль близка к нулю, то сила операционного рычага стре­мится к бесконечности: даже самые слабые колебания объема производства вокруг критической точки вызывают сильные относительные колебания прибыли.

Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат, тем сильнее действует операционный рычаг. Мощный операционный рычаг -это высокий операционный риск. Поэтому в ситуации, когда спрос неста­билен, рекомендуется снижать постоянные затраты: даже небольшое сни­жение выручки вызывает резкое падение прибыли. Если спрос стабилен, целесообразно снижать переменные затраты на единицу продукции и на­ращивать постоянные затраты, так как это приведет к большему приросту прибыли.

 

Пример

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...