Образные представления. Образное мышление
Образные представления. Образное мышление
Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют такие его стадии: наглядно‑ действенное, наглядно‑ образное и логическое мышление. Первое опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Известно, что вступление в новую стадию мышления не означает изживание предшествующей фазы. Прежнее мышление сохраняется у ребенка, помогает развитию мыслительных процессов нового этапа и служит основой для формирования разнообразных действий и способностей. Более того, специалисты считают, что наглядно‑ образное мышление необходимо не только для изобразительной деятельности малыша. Оно потребуется и при последующем обучении в школе, и для творческой деятельности человека любой профессии. В подтверждение этого приведем выдержку из рекомендаций в адрес школьного психолога. «Недостаточный уровень развития образных представлений – одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позднее (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому если у ребенка, поступающего в школу, имеются в этой сфере проблемы, то их надо постараться как можно скорее компенсировать». Психологи подчеркивают, что для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды художественно‑ творческой деятельности детей в детском саду, как изобразительная и конструктивная. Очевидно, что, с одной стороны, для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и образного мышления, с другой – изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представлений и мышления. Безусловно, принципиальное значение имеют наличие воображения, положительное эмоциональное отношение к созидательному труду и овладение ребенком способами изображения, выразительными средствами рисунка, лепки, аппликации. Более подробно мы остановимся на этих вопросах в следующих разделах.
В данном пособии наиболее полно рассматриваются лишь самые основные психические процессы, без участия которых нельзя создать отчетливый образ предмета или явления, решить творческую задачу. Однако для освоения изобразительной деятельности и для ее постоянного совершенствования (нормально развивающийся ребенок любит учиться, радуется приобретению новых знаний, умений, с гордостью сообщает об этом близким), для формирования художественно‑ творческих способностей необходимо также развитие таких психических процессов, как внимание, память, воля. Ученые, исследующие детскую одаренность, подчеркивают, что для способных, талантливых детей характерна хорошая память. Так, А. Ф. Лазурский, рассматривая механизм формирования творческих качеств личности, указывает на необходимость развития творческого воображения, мышления, внимания, памяти. Поэтому, разрабатывая свою систему формирования у детей художественных способностей (с учетом их психофизиологических и индивидуальных особенностей), мы считаем необходимым развитие вышеназванных процессов. И, разумеется, обязательным составным компонентом художественно‑ творческой деятельности, а также условием роста соответствующих способностей является интерес ребенка к тому или иному занятию. Для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного ее развития и совершенствования, по нашему мнению, у ребенка следует формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата.
Воображение
Легко ли придумывать? Мы часто слышим, что все дети – удивительные фантазеры, и стоит только сказать им, чтобы они что‑ то придумали, как тут же заработает воображение и ребенок начнет сочинять, рисовать, конструировать и т. п. Почти как в сказке «Сезам, откройся! ». Но в жизни все гораздо сложнее. Каждый педагог, работающий с малышами, знает, что способность сочинять, придумывать необходимо систематически и целенаправленно развивать. Во многом умение фантазировать, воображать зависит от того, какой опыт приобрел ребенок до прихода в детский сад, художественную студию. И это не только опыт изобразительной деятельности. Вот пример: прихожу в сентябре в младшую группу детского сада (дети только начали его посещать). Спрашиваю: «Ребятки, вы хотите рисовать? » Все радостно отвечают: «Да, хотим». «Тогда придумайте, – продолжаю я, – кто что хотел бы нарисовать». И тут же несколько малышей не без вызова отвечают: «Я нарисую каляку‑ маляку! » Слово это придумано не сегодня и не этими ребятишками и означает оно «ничего определенного», «ни на что не похожее, случайное нагромождение линий, пятен». И идет такая оценка неумелого детского рисунка от взрослых, скорее всего, от родителей. Ребенок как щитом загораживается этими словами: не надо ничего придумывать, не надо стараться. Взрослые уже определили способности малыша как нулевые, и, чтобы оградить себя от их упреков, он заранее предупреждает: не ждите какого‑ то понятного изображения. Уберечь детей от такой не стимулирующей творчество оценки – дело педагога, который, с одной стороны, может раскрыть перед папами и мамами возможности их чада, а с другой – объяснить необходимость бережно относиться к оценке продуктов детского творчества; видеть в рисунке, постройке не нагромождение без смысла, а красивое сочетание линий и форм; хвалить малыша за старание, стремление действовать самостоятельно. Конечно, первые опыты ребенка в художественной деятельности, и прежде всего в рисовании как более доступном ее виде, не являются в полном смысле изобразительными. Ребенок черкает по бумаге карандашом, ручкой или фломастером, наблюдая след, который остается от движения руки. Это – случайно получившиеся штрихи и линии. И, если спросить малыша, что за рисунок получился, он, как правило, не ответит, так как сознательного замысла еще нет. Но постепенно приобретая опыт восприятия окружающих предметов и явлений, всматриваясь в остающиеся на бумаге следы, ребенок начинает соотносить получившиеся линии и конфигурации с приобретенными знаниями и называть тот или иной предмет (часто толчком к этому служат вопросы взрослого: «Что ты нарисовал? », «Что у тебя получилось? », «На что это похоже? »). Не правы будут те родители и педагоги, которые поспешат, не заметив подлинного сходства нарисованного с тем, что назвал ребенок, объявить ему об этом. Иногда наш художник определяет изображение по какому‑ то ему одному заметному признаку. Но даже если малыш назвал предмет, случайно всплывший в его памяти и не имеющий ничего общего с нанесенными штрихами и линиями, не следует уличать его во лжи. Постепенно, по мере приобретения сенсорного и сенсомоторного опыта, ребенок начнет задумываться, сознательно искать сходство с предметами в своих линиях, а затем стараться воспроизвести то, что называет.
Наши наблюдения и исследования других специалистов (Э. Г. Пилюгина и О. Г. Тихонова) убедительно доказывают, что, если не спешить с показом способов рисования предметов той или иной формы в начальный период овладения ребенком изобразительной деятельностью, то есть до трех, а то и до четырех лет, но при этом заботиться о накоплении малышом сенсорного опыта, о развитии его восприятия и общей культуры, он значительно раньше начинает (разумеется, если может свободно воспользоваться карандашом и красками) самостоятельно изображать довольно сложные предметы. Следует подчеркнуть, что речь идет о таких предметах, которые при существующей сегодня методике обучения рисованию детей раннего дошкольного возраста, когда малышам показывают способы рисования объектов круглой формы или предметов, состоящих из линий, они долго не начинают изображать предметы самостоятельно. В результате у ребенка складывается представление, что рисовать он умеет только то, что ему показали.
Предоставление детям свободы выбора темы для рисунков, постоянное обогащение их сенсорного опыта (когда зрительное восприятие предметов сопровождается движением то одной, то другой руки ребенка по контуру предмета и при этом произносится название формы) дают им возможность рисовать самые разные предметы: автомобили, зверей, кукол и т. д. Именно накапливающийся сенсорный опыт способствует развитию воображения и мышления малыша. Ребенок не рождается фантазером. Способность сочинять, придумывать связана с развитием воображения. Как показывают исследования Н. Н. Палагиной13, его можно развивать с раннего возраста, в процессе игры с малышом в русские народные забавы: «Сорока‑ воровка кашку варила…», «Мальчик с пальчик» и другие еще до того, как он станет пробовать рисовать. Что же такое воображение? Обратимся к исследованиям психологов. Б. М. Теплов писал: «Воображение – это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли. Оно необходимо не только в деятельности изобретателя или ученого‑ экспериментатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества»14. Таким образом, воображение тесно связано с образным мышлением, и оба этих процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно‑ творческой деятельности. Итак, воображение развивается на основе комбинирования воспринятых образов в новые, не существующие в действительности или имеющие новый смысл. Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Однако воображение – не простая сумма представлений. Они изменяются, взаимодействуют с ранее образовавшимися, комбинируются в голове ребенка, складываются в новые образы. Накоплению представлений и развитию воображения должна способствовать вся воспитательно‑ образовательная работа, весь жизненный опыт ребенка. Уместно вспомнить, что говорил по этому поводу Л. С. Выготский: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»15.
Было бы ошибочным думать, что воображение развивается само собой и для этого достаточно включить детей в художественную деятельность. Воображение необходимо развивать, и делать это можно разными средствами: с помощью упражнений, прибегая к устному народному творчеству (потешки, загадки, пословицы и поговорки, сказки) и к художественно‑ творческой деятельности, в том числе изобразительной. Так, на занятии педагог предлагает детям нарисовать, вырезать и наклеить картинку по произведениям фольклора, например, придумать иллюстрации к сказке, изобразить царевну‑ лягушку, волшебный дворец. При этом ребенок должен наделить необычными чертами знакомый образ птицы, дома, человека. Воображение детей развивается и в процессе рисования на темы народных потешек. Получив задание проиллюстрировать потешку «Пошел котя на торжок, купил котя пирожок…», дети создают каждый свой образ: Дима нарисовал кота, держащего пирожок в лапах, как бы решающего, «самому съесть или Оленьке снесть»; Леночка нарисовала кота, несущего лакомство; Игорь изобразил кота с пирогом на спине, а рядом – того же кота, протягивающего пирожок Оленьке. Воображение развивается на занятиях по аппликации, например, на тему «Загадки». Из полосок белой, цветной бумаги или из кусочков разных форм и цветов малыши составляют изображение одного или нескольких предметов, придуманных самостоятельно. Вариантов занятий может быть много. В целях развития воображения рекомендуется широко использовать игры‑ упражнения типа «Что это такое? » или «На что это похоже? ». Воспитатель рисует на доске, например, круг (он может быть любой: строго геометрический или свободных очертаний) и предлагает детям определить, что это такое, а затем нарисовать названный предмет. Чем больше предметов дети вспомнят, а затем изобразят, тем лучше. Число играющих – любое. Подобную игру‑ упражнение можно проводить и по‑ другому. Нарисовав ту или иную форму на доске, воспитатель предлагает детям на листочках бумаги изображать разные предметы такой же формы, кто сколько сумеет и захочет, дорисовывая характерные признаки и детали. Можно предложить составлять рисунки‑ аппликации из листьев разной формы и величины. Дети составляют из листьев изображения различных объектов: каждый может придумать свое. Мы привели лишь несколько вариантов игр, занятий и упражнений, выполняя которые дети должны придумывать и создавать изображения. Каждый педагог может разработать и другие варианты, направленные на развитие воображения. Умение выдумывать, фантазировать, представлять будет развиваться у детей более эффективно, если использовать разные виды художественной деятельности, например, музыкальную, художественно‑ речевую. Так, итальянский писатель Джанни Родари для развития у детей воображения предлагал включить их в процесс создания сказок (сочинить другой конец к известной сказке, продолжить незаконченную, придумать новую с известным персонажем и т. д. )16. Для подобных сочинений могут быть предложены различные варианты ситуаций. Н. В. Пьянкова17, исследовавшая развитие воображения у детей, отмечала, что их творческая активность повышается, если вводить опорный материал: темы, направляющие слова или словосочетания. Интерес и уважение педагогов и родителей к детскому творчеству способствуют его развитию. К рассказам, сказкам, которые придумали дети, взрослые могут вместе с детьми нарисовать или вырезать и наклеить картинки. Созданные тексты (записанные воспитателем) и иллюстрации можно оформлять в книжки, а затем читать и рассматривать всем вместе. Такая работа служит стимулом для дальнейшего развития воображения и творчества детей. Назовем темы, которые мы предлагали ребятам на занятиях по рисованию, лепке и аппликации и которые неизменно вызывали у них интерес и желание изображать, придумывая нечто необычное: «Сказочное дерево», «Сказочный сад», «Волшебный лес», «Сказочные человечки», «Сказочные животные», «Сказочные птицы», «Жар‑ птица», «Сказочные домики», «Сказочные дворцы», «Волшебные цветы», «Веселый поезд» и т. д. Творчески работающий педагог всегда может найти и предложить детям интересные темы, ориентируясь на то, что их захватывает и увлекает. Для развития детского воображения мы использовали такую игру‑ упражнение. Всем известно, как малышам нравится обводить кисть своей руки. На одном из занятий в подготовительной группе детского сада и на уроке в первом классе в изостудии мы предложили детям обвести карандашом кисть своей руки, а затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразить, изменить, добавив недостающие детали, и создать новый образ. И дошкольники, и младшие школьники рисовали с большим интересом, проявляя фантазию. В обрисованной с разведенными пальцами кисти руки они увидели дерево, петуха, птицу, дракона, бабочку, персонажей пальчикового театра. Оказалось, что воображение у первоклассников богаче, чем у дошкольников. Это естественно: их опыт больше и разнообразнее. Любопытно, что, увидев рисунки первоклассников, дать им такие же задания попросили учащиеся 3‑ го, 5‑ го и даже 7‑ го классов. Они тоже захотели творить, выдумывать фантастические образы. Любой вид художественного творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Следовательно, формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей в изобразительной, музыкальной, художественно‑ речевой, игровой деятельности. И наоборот, неразвитость восприятия, низкая сенсорная культура не позволяют детям творчески решать поставленные задачи. В этом случае ребенок затрудняется в выборе темы для изображения, когда от него требуется определить, что он хочет: рисовать, лепить, вырезать или наклеивать. Многолетний опыт работы с детьми, анализ их деятельности показали, что возникновению замысла способствуют не все события и явления окружающей действительности, а только те, которые вызывают у ребенка интерес, удивление, поражают его воображение. Но вот идея появилась, возникло и желание нарисовать что‑ то, а для того, чтобы воплотить замысел в рисунке, лепке, аппликации, требуется его образное наполнение. Нужно, чтобы ребенок ясно представлял себе предмет или явление, которое хочет изобразить. Педагогическую задачу мы видели в том, чтобы выяснить подлинную причину затруднений каждого ребенка и направить его на преодоление трудностей. Так, если причиной было отсутствие достаточно четких представлений, детям помогали уточнить их, давали возможность снова рассмотреть предмет, его форму и величину. Если причина была в отсутствии необходимых навыков и умений, ребенку или напоминали (если он их забыл), или формировали (если они не встречались еще в его изобразительном опыте) способы действий. Однако спешить с показом способа изображения не следует. К пяти годам дети при соответствующем руководстве их деятельностью овладевают основными формообразующими движениями, позволяющими им изображать довольно большое количество предметов и явлений. Очень важно, чтобы, осваивая те или иные приемы, ребенок понимал их обобщенный характер (так можно действовать, когда рисуешь целый ряд предметов, сходных по форме и очертаниям). Начинать формирование обобщенных способов изображения следует буквально с первых опытов ребенка в рисовании и лепке, приучая от восприятия предмета, его формы (с включением поочередного движения рук, описывающих контур формы) переходить к изображению. При повторном создании изображения необходимо активизировать работу детей, опираться на те приемы, которые ребенок уже усвоил. Не нужно на каждом занятии показывать, как изобразить тот или иной предмет. Такой подход препятствует развитию воображения и творческих способностей. Дети теряют самостоятельность, становятся пассивными в поисках наиболее выразительных решений. Очень важно предоставлять им больше самостоятельности. Одним из главных источников воображения, по общему мнению искусствоведов, художников, психологов и педагогов, является природа, всегда вдохновлявшая поэтов, писателей, художников. С огромным интересом воспроизводят природные объекты в своем изобразительном творчестве и дети. Процесс познания природы обогащает опыт ребенка, создает основу для развития фантазии, работы воображения. Так, чтобы нарисовать сказочную птицу, нужно сначала вообразить ее. Но ведь в основе фантастического образа лежит реальный. И у настоящей, и у сказочной птицы есть тело, крылья, хвост, голова, ноги, но рисунок должен быть необычным, и эту необычность должна подсказать ребенку его фантазия, объединяющая причудливым образом то, что он уже видел, но в других сочетаниях или объектах. Например, хвост у сказочной птицы может быть как кружева, как солнце, как шлейф, как пучок травы или цветок и т. п. Примеры подобного творческого осмысления природы дети могут видеть в народном декоративно‑ прикладном искусстве, где ни роспись, ни вышивка, ни резьба не обходятся без растительных мотивов (травная роспись, цветы, ягоды) и зооморфных образов (рыбы, птицы, животные). Активизируя фантазию детей, педагог помогает развитию их воображения, самостоятельности, творческих способностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|