Педагогические условия развития творческих способностей детей
Педагогические условия развития творческих способностей детей
Чтобы никому не было скучно
Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. А как добиться такого эффекта? Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно‑ творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т. п. ). А что случится, если делать по‑ другому? Кто от этого пострадает? Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявить творческие способности.
Чтобы помочь воспитателю в поисках разнообразных решений, приведем примеры вариативного подхода к формулировке темы изображения, к организации занятий или их отдельных моментов. Вот, например, как по‑ разному можно подвести детей младшего дошкольного возраста к созданию изображений по замыслу. В одном случае воспитатель организует игровую ситуацию, собирает детей около себя и говорит, что сейчас они будут заниматься. В это время раздается стук в дверь. Воспитатель удивляется: «Кто бы это мог быть? » Идет к двери, затем возвращается и говорит, что ребенок из старшей группы принес малышам в подарок игрушки и предложил, если игрушки им понравятся, нарисовать их, а старшие дети повесят эти работы в своей группе. Воспитатель достает одну игрушку за другой (мяч, погремушка, неваляшка, колечко и др. ). Игрушки могут быть различными по форме, количеству составляющих их частей и т. д. Все зависит от того, когда проводится занятие и что дети уже умеют. Необходимо также учитывать возможности и интересы каждого ребенка, чтобы никому не было скучно из‑ за чрезмерной простоты задачи или неинтересной темы. Поэтому можно использовать сложные по форме игрушки (а не только те, которые, по мнению воспитателя, могут нарисовать или вылепить дети). Всегда и во всем нужно обеспечивать детям возможность выбора; учитывать, что кто‑ то захочет и сможет выполнить более сложное изображение. Дети рассматривают яркие, красивые игрушки, называют форму, цвет. «Нравятся ли вам игрушки? » – спрашивает воспитатель. Получив утвердительный ответ, спрашивает снова: «Хотите их нарисовать? » Конечно же, дети отвечают согласием. Педагог предлагает каждому ребенку ту игрушку, которая ему нравится больше всего. На столах приготовлены бумага, краски – все необходимое (материалы для рисования могут быть другими, можно предоставить детям возможность выбора). В этом случае все должно находиться на отдельном столе, чтобы ребенок мог свободно подойти и взять то, что ему нужно. Это детям вполне по силам и приучает их самостоятельно готовить рабочее место, продумывать, что потребуется для работы.
Работа с готовыми рисунками может быть продолжена. Так, малыши все вместе относят свои шедевры в старшую группу. Старших же ребят можно попросить придумать рассказ или сказку о той игрушке, изображение которой им больше всего понравилось. Можно записать их рассказы, затем прочитать малышам. Занятие по замыслу может начаться и по‑ другому. Воспитатель устраивает в группе выставку детских рисунков, на которых изображены различные предметы, сюжеты. Собрав всех около стенда, доски или стены, где развешаны рисунки, педагог обращает внимание малышей на то, какие красивые картинки они научились рисовать. Каждый рисунок рассматривается; воспитатель спрашивает, что на нем нарисовано. Как правило, такая выставка вызывает у детей чувство радостного удивления, поэтому, когда педагог спрашивает, хотят ли они нарисовать еще, с радостью соглашаются. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать себе бумагу (листы разного цвета лежат у него на столе) и подумать, что он хочет нарисовать, какие краски ему понадобятся. Представленные на выставке рисунки дают толчок детскому воображению; все, как правило, рисуют то, что хотят, и с большим интересом. Закончив работу, ребенок отдает ее воспитателю или сам помещает свой рисунок на стенд, и рядом с прежней выставкой возникает новая. Затем дети рассматривают новые рисунки, воспитатель подчеркивает, что все рисунки разные. Можно предложить детям выбрать работу, которая им больше всего понравилась, сказать, что на ней изображено, назвать форму, цвет изображения, а может быть, и рассказать о нарисованном. Здесь не должно быть шаблона, нужно развивать активность детей, предоставлять им большую самостоятельность. Разнообразие следует предусматривать и в отборе тем, предлагаемых детям для рисования, лепки, аппликации. Так, научить малышей изображению предметов той или иной формы можно на разном предметном содержании.
Рассмотрим это на примере круглых или шарообразных предметов. В процессе обучения можно показывать детям любые предметы круглой формы: колечки, колесики, мыльные пузыри, воздушные шары, елочные шарики, сушки, баранки, яблоки, ягодки, апельсины, хурму, помидоры, орехи и многое другое. Из всего этого разнообразия воспитатель может выбрать для занятия по рисованию, лепке, аппликации то, что ближе и более знакомо детям его группы. Если в программе стоит задача научить дошкольников изображать предметы, состоящие из нескольких частей круглой формы, можно также найти разнообразное содержание для рисования, лепки и аппликации: бусы, неваляшки, снеговик, цветы, шары на ниточке, погремушки разного строения, цыплята и т. п. Приведем пример разных занятий по рисованию на одну и ту же тему – «Красивые цветы» (младшая группа). Его можно проводить и в средней группе, включив для рассмотрения большее количество цветов (на открытках, иллюстрациях), требования к рисункам в соответствии с приобретенным детьми опытом также повышаются (точнее передать форму, использовать разнообразные цвета и оттенки, выполнить большее количество изображений). Воспитатель напоминает детям, что недавно они наклеивали замечательный цветок в подарок маме. «А сегодня, – говорит он, – нарисуйте красивые цветы». В групповой комнате в вазе стоят живые цветы. Накануне дети рассматривали их. Воспитатель также подобрал несколько иллюстраций с изображением крупных цветов несложного строения (ромашки, ноготки, маки) и утром демонстрировал их ребятам. Воспитатель отметил, что у цветка есть серединка, вокруг нее расположены лепестки. У мака лепестки круглые, у ромашки много узких лепестков. Вниз от цветка идет стебель, на нем растут листья. Воспитатель спрашивает у детей: «Кто хочет показать, какие цветы он нарисует? » – и вызывает к доске одного ребенка, который рисует на листке бумаги, приколотом к доске, большую круглую сердцевину цветка, а вокруг много мелких лепестков. Педагог обращает внимание детей на то, какой красивый цветок получился, затем предлагает всем взять в руки кисть и показать, как ее нужно держать. Особое внимание необходимо уделить недавно пришедшим в группу детям, у которых навык правильно держать рабочий инструмент еще не выработан. Если нужно, воспитатель подходит к ребенку и поправляет положение рук, пальцев. Такую проверку следует делать быстро, чтобы не задерживать всех детей; к некоторым можно подойти чуть позже, когда все начнут рисовать.
Дети приступают к работе. У них на столах пять красок: красная, желтая, зеленая, розовая и голубая (можно приготовить и другие цвета), белая или синяя бумага стандартного формата. Тем, кто быстро выполнил работу и хочет рисовать еще, воспитатель предлагает изображать цветы на этом же листе или дает новую бумагу. Можно прикрепить к доске кусок обоев, чтобы дети продолжили рисование на нем. Опыт показывает, что сам процесс рисования занимает у большинства младших детей не более пяти минут, а у некоторых, хорошо освоивших способы изображения, даже меньше. Поэтому многие малыши успевают выполнить новый рисунок на другом листе бумаги. Целесообразно предварительно настроить ребенка на то, чтобы второе изображение чем‑ нибудь отличалось от первого (цветом, размером и др. ). Постепенно, по мере завершения, рисунки выставляют на доске. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много ярких красивых цветов они нарисовали, отмечает, что у всех цветы получились разные; просит показать цветы, различные по цвету, величине, форме лепестков (именно в этом проявляется творчество малышей). Дети довольны своими рисунками, они рассматривают их и после прогулки, и после дневного сна, а вечером показывают родителям. Рисование на тему «Красивые цветы», «Цветы» и т. д. может проводиться с детьми разного возраста. Так, в Японии я наблюдала подобное занятие во втором классе школы (обучение в японских школах ведется с 6 лет). Проходило оно следующим образом: в центре класса стоял небольшой столик, на котором учитель поместил ведро с огромным букетом, составленным из разных цветов. Педагог предложил детям нарисовать букет. Их внимание не было заострено на том, что надо нарисовать именно этот букет, да это и не представлялось возможным. Букет из множества цветов был поставлен для того, чтобы каждый ребенок мог рассмотреть его и нарисовать цветы, которые ему больше понравятся. Таким образом предотвращались возможные трудности, связанные с отсутствием у детей отчетливых представлений об изображаемых предметах, умения нарисовать сложные цветы; обеспечивалось яркое эмоциональное воздействие прекрасного на психику школьников. Столы, за которыми работали дети, были расставлены вокруг букета, и все его хорошо видели.
Занятие на эту же тему можно провести и по‑ другому, в форме коллективного рисования. Воспитатель укрепляет на доске или мольберте (можно на двух мольбертах, в зависимости от того, что есть в детском саду, как удобнее для детей, сколько их присутствует на занятиях) один или два больших листа белого или лучше – зеленого цвета (тогда это будет полянка или лужайка, газон, можно сделать большой круг – клумбу). Детей лучше разместить полукругом, тогда им всем будут видны листы бумаги и возникающие на них изображения. Конечно, такое занятие очень трудно провести с группой из двадцати и более детей. Целесообразно составить две подгруппы (одни рисуют, а другие играют в игровом уголке под наблюдением няни или занимаются с другим педагогом). Организация может быть и такой: столы размещают в два ряда, и все дети, стоя, рисуют на длинных листах бумаги. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что перед ними раскинулась зеленая лужайка. На лужайке посеяли разные красивые цветы (жестами имитирует посев семян). Затем педагог просит детей нарисовать цветы, которые выросли на лужайке. Около мольберта или доски с обеих сторон нужно заранее разместить краски (фломастеры, восковые мелки), кисти, воду, салфеточки для промакивания кисти. Можно предложить рисовать цветы двум детям одновременно. Вначале к доске вызывают тех, кто пожелает. Другие в это время наблюдают за работой товарищей, упражняются на своих листочках бумаги. Воспитатель называет действия детей, подчеркивает, что нарисованные цветы – разные. Общую картину или картинки разных «художников» следует оставить в группе, чтобы они могли любоваться своими произведениями, показывать их сотрудникам детского сада, родителям. Можно предложить детям рисовать цветы на «газоне». В этом случае длинный лист бумаги (это могут быть и простые обои) кладется на составленные в одну линию столы. Дети могут рисовать стоя или сидя около стола. Возможен и такой вариант. Воспитатель предлагает детям нарисовать красивые цветы для платья куклы, заранее готовит кусочки ткани, на которых изображены простые для воспроизведения цветы, по возможности организует рассматривание живых цветов. Дети получают вырезанные из бумаги (цветная или белая, тонированная светлыми тонами акварели) силуэты платьев для куклы. А вот как интересно можно предложить детям нарисовать (вырезать и наклеить) рыбок. После наблюдения за рыбками в аквариуме воспитатель спрашивает детей, не хотят ли они выполнить рисунок на эту тему. Как правило, малыши охотно соглашаются. Можно предложить им создать иллюстрацию к песенке про рыбку (пусть каждый ребенок нарисует свою рыбку) или по стихотворению:
На пруду камыши, Расплескались там ерши. Круг – постарше, Круг – помладше, Круг – совсем малыши.
Композиция картинки и задания подгруппам детей определяются словами стихотворения: рыбки должны быть разными по величине (большие, поменьше и совсем маленькие), и располагать их следует кругами, чтобы казалось, что они танцуют в хороводах. Разумеется, педагог должен учитывать, что это занятие более сложное. Могут быть и другие варианты подобного занятия, например «Подводное царство», «Аквариум в зоопарке». Фактически каждая тема может иметь несколько вариантов. Важно научить детей творчески подходить к решению всех компонентов изображения, к композиции. Часто детям дают для рисования листы бумаги одного размера и формата (целый альбомный лист или его половину) независимо от темы, даже расположение листа на столе перед ребенком стандартное – по горизонтали. Это лишает ребенка возможности думать, как лучше разместить изображение (изображения) с учетом формы и конструкции предмета. Для того чтобы научить детей разнообразным композиционным решениям, необходимо кроме развития восприятия предоставлять им для выбора бумагу разного формата и ставить задачу подумать, как лучше положить лист бумаги, чтобы изображение разместилось красиво. Такую работу нужно вести уже в младшей группе. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т. д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать. Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие‑ то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка из сказки «Лиса и заяц», можно затем попросить их выбрать самого большого петушка, отметить, у кого петушок самый красивый, храбрый. Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует. Занятие может проходить и так: ребята вместе создают иллюстрации к своей любимой сказке, а затем поочередно рассказывают эпизод, который изобразили. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение воспитателя нарисовать или вырезать и наклеить общую картинку к какому‑ то произведению, например, «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова, «Чебурашка и Крокодил Гена» Э. Успенского, «Горшочек каши» братьев Гримм и др. Предлагая детям создавать изображения на темы сказок, необходимо разнообразить и материалы. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|