Наташа Свирина. Наташа Пушкина. Зульфия Арифулина
Наташа Свирина Понимает изобразительную функцию рисования, своим рисункам всегда дает название. Изначально есть замысел, который находит воплощение в рисунке. В процессе рисования у девочки развивается, обогащается первоначальная идея («Нарисую колобок, – рисует, закрашивает. – А теперь я котика нарисую, чтобы он за ним гнался (мяукает), – рисует у котика ротик, глаза. – А еще я медведя впереди нарисую (рычит, как медведь»). Когда через некоторое время мы предъявили Наташе ее рисунки, она узнала их, дала те же названия или называла по‑ другому (по сходству с формой). Девочка с большим удовольствием рассказывает о своих рисунках («Это цветочек, я очень старалась»; «Котенок тянется за солнцем, а солнце с тучками на него»). Рисунку другого ребенка дает название по сходству с формой. Уровень владения изобразительными навыками и умениями высокий. В рисунках передает предметы разной формы, изображения животных, создает сюжетные композиции. Линии уверенные, слитные, свободные. Изображения некрупные, использует при рисовании разнообразные цвета. Рисование Наташи Свириной мы отнесли к высокому уровню.
Наташа Пушкина Понимает изобразительную функцию рисования. Дает названия своим рисункам. Замысел перед рисованием имеется, но он неустойчив, меняется в связи со сменой интереса («А сейчас я нарисую бабушку, нет – маму, мамочку». Заканчивая рисовать, говорит, что получился папа. На другом листе бумаги опять хочет нарисовать маму, по окончании работы сообщает, что нарисовала «льва без носа»). Дает другие названия своим рисункам при предъявлении их через некоторое время (по сходству с формой и принимая во внимание детали, например, мама становится Чебурашкой, папа – мишкой, лев – осликом с хвостом).
Рисунку другого ребенка дает название по сходству с формой. Сходство изображения с изображаемым весьма приблизительно. Уровень владения изобразительными навыками и умениями средний. В рисунках передает округлую форму: линии уверенные, формы крупные, слитные. Использует карандаши разных цветов, но выбор их случаен. Располагает изображение в середине листа или чуть сдвигает в сторону. Рисование Наташи Пушкиной мы отнесли к среднему уровню.
Зульфия Арифулина Нет четкого понимания изобразительной функции рисования: играет карандашами, стучит ими по листу бумаги, рисует «письмо» (зигзагообразные, неровные линии). Замысел рисования определяется ее умением изобразить что‑ то (на 10 листах она хотела нарисовать и рисовала «письмо» и «кружочки» и каждый раз с удовольствием повторяла изображения). Сходство изображаемого с изображением есть. Своим рисункам при предъявлении их через некоторое время дает те же названия. Рисунку другого ребенка дает название по сходству с формой, но отличное от того, как назвал его автор. Уровень владения изобразительными навыками и умениями низкий. В рисунках передает округлую форму, рисует зигзагообразные, прямые линии, изображения мелкие, линии слабые. Карандаш в процессе рисования меняет редко, цвет выбирает случайно. Располагает изображения по краям листа бумаги. Рисование Зульфии Арифулиной можно отнести к низкому уровню. Выявив различное отношение детей к изобразительной деятельности и разный уровень их требований к своим рисункам, педагог определяет индивидуальный подход. Советские ученые выделяли два его направления. Первый – предупреждение и устранение пробелов в усвоении детьми содержания, средств и способов деятельности (в данном случае изобразительной) и определение оптимального пути «выравнивания» отстающих с теми, кто хорошо освоил деятельность. Данное направление отличается демократичностью, так как позволяет уравнивать права детей на овладение тем или иным содержанием, не нивелируя вместе с тем индивидуальные черты их творчества. Второе направление заключается в углублении и расширении возможностей тех детей, которые проявили более высокие способности. Оно ставит целью формирование индивидуальности, своеобразия и тем самым не позволяет уравнивать детей в изобразительной деятельности, придерживая их на неком среднем уровне. Индивидуальные различия определяют и характер действий педагога по отношению к тому или иному ребенку.
Продумывая методику работы с детьми, мы заботились об индивидуальном подходе, чтобы каждый ребенок мог успешно овладевать знаниями, навыками и умениями в изобразительной деятельности, его творческие способности развивались. Так, если изображение, созданное ребенком, выглядит незаконченным, педагог, развивая у малыша стремление выполнить рисунок полнее и лучше, обращает внимание «художника» на недостатки его работы, предлагает дополнить ее, чтобы всем было ясно, о чем он хотел здесь рассказать. Возможно, ребенку не хватает ярких впечатлений, отчетливых представлений, для того чтобы это сделать. В таком случае следует, исходя из содержания изображения, провести занятия по дополнительному восприятию предмета, подобрать и еще раз рассмотреть с детьми игрушки, иллюстрации в детских книгах, репродукции картин и т. п. Если же, создавая изображение, ребенок допустил ошибку и огорчен результатом, необходимо вовремя подсказать, как исправить рисунок, или предложить взять другой лист и сделать работу заново. Об индивидуальном подходе к детям важно помнить при рассматривании и анализе детских работ в конце занятия. Дети, быстро и легко овладевающие изобразительной деятельностью, как правило, выполняют задания на хорошем уровне, творчески решают поставленные задачи. Высокая оценка их работ, частая похвала могут привести к тому, что у ребенка развивается самоуверенность. И вот уже он говорит, что у него всегда получается лучше, чем у всех, начинает думать о своей исключительности. По‑ видимому, в подобных случаях целесообразнее предъявлять к детям более высокие требования. Не следует и спешить с похвалой. Гораздо полезнее найти время и индивидуально обсудить с ребенком, что можно было бы сделать, чтобы его рисунок, лепка были еще лучше, совершеннее.
В других случаях, когда дети овладевают навыками и умениями с большим трудом, они не всегда могут создавать изображение в соответствии с поставленными требованиями. Не нужно упрекать их в присутствии товарищей. Это может вызвать негативное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, заронить неуверенность в себе. Правильнее было бы поговорить с ребенком отдельно. Если у него чтото не получается, недостаточно сформированы какие‑ то навыки, следует уделять ему больше внимания на занятиях, используя дополнительный показ или упражнения. Если этого окажется недостаточно, можно позаниматься с ребенком индивидуально в свободное время. Даже самые маленькие успехи таких детей необходимо отмечать при всех во время просмотра работ. Рассматривая детские рисунки, лепку, аппликацию и готовясь давать им оценку, важно помнить, какие усилия вложил в работу тот или иной ребенок, не спешить хвалить тех, у кого выполнение задания не требовало много сил, кому было легко и просто. Лучше отметить детей, которые очень старались и преодолели определенные трудности. Характеризуя деятельность педагога по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе их обучения изобразительному искусству, Е. А. Флерина пишет: «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей, излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность, критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категоричным и требовательным».
Для того чтобы определить направления индивидуального подхода к детям в нашей работе, в каждой возрастной группе в начале и конце года на каждого воспитанника составлялась характеристика, в которой отмечалось, как ребенок овладевает изобразительной деятельностью, что идет успешно, какие встречаются трудности. Индивидуальные различия детей проявлялись не только на занятиях по замыслу, но и при создании предметного изображения на общую тему. Например, во время работы на тему «Моя кукла» в аппликации (старшая группа) каждый ребенок решал образ по‑ своему. Все дети обнаружили умение вырезать платье (симметричная фигура из бумаги, сложенной вдвое), но каждый вырезал его по‑ разному (форма, цвет). Всем удалось передать пропорции фигуры, расположение частей; справились и с вырезанием форм. Вместе с тем каждый посвоему изобразил детали: прическу (кто вырезал шапочку, кто – бантик, кто – распущенные волосы), части лица, а также детали одежды (пуговицы, кармашки, поясок). Таким образом, общая тема – овладение определенными навыками и умениями вырезания – не сковывает инициативу детей, не приводит к однообразным работам. Однако успех приходит не сам собой, а лишь тогда, когда воспитатель стимулирует и поощряет творческие проявления детей, постоянно ставит перед ними задачу придумывать что‑ то самостоятельно. Затем мы просмотрели аппликационные работы детей на тему «Вырежи и наклей, что хочешь». Тут мы также не обнаружили одинаковых работ. Они различались по тематическому, композиционному, цветовому решениям. Если и встречались аппликации, выполненные на одну и ту же тему, то решались они детьми по‑ разному (даже в одной группе детского сада). Например, Лена и Игорь вырезали и наклеивали Чебурашку. Лена выполняла одну фигуру на большом листке, а Игорь изобразил, как Чебурашка идет поздравлять Крокодила Гену с днем рождения, с цветами, по траве, над ним голубые облака, светит солнце, летит птица. Разумеется, наиболее интересными и выразительными получаются аппликации у тех детей, которые свободно владеют навыками и умениями вырезания. Совершенно очевидно, что и в этом виде изобразительной деятельности овладение детьми способами вырезания и наклеивания служит для решения творческих задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|